КАК ВЫЙТИ НА ЭФФЕКТИВНЫЙ ВАРИАНТ ДЕЙСТВИЙ

ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ГЕРОЕМ СОБСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ?

 

     В ходе выработки управленческого решения человек помимо личного опыта использует информационную базу, в которой хранится все то, что, накоплено опытом предыдущих поколений. Планируя свою деятельность, он часто бессознательно опирается на, так называемые, «архетипы», являющиеся своего рода строительными блоками коллективного бессознательного. Архетипы – это врожденные идеи и воспоминания, представления о ценности и значимости предмета, явления или события, которые настраивают человека на восприятие (переживание и реагирование) предмета, явления или события строго определенным образом. Они проявляются, наполняясь конкретным содержанием посредством определенного архетипического образа или символа, продуцирующего тот или иной архетип. Как таковые архетипы недоступны непосредственному наблюдателю и раскрываются лишь через проекцию на внешние объекты и проявляются в виде архетипических образов, которые, в свою очередь, являются основой ценностных представлений человека (мифов, верований, сновидений, произведений искусства и рекламы). Они несут в себе эмоциональную энергию, которая сильно влияет на человека, захватывая и удерживая его внимание на предмете, явлении или событии. Стремление подростка подражать любимому кино-герою связано не столько с сознательным, сколько с подсознательным, которое вклинилось в архетипический образ героя и перекодировало пример для подражания абстрактному герою на конкретный яркий эмоциональный кино-персонаж.    

      Однако, человек, прежде чем, действовать сверяет свое действие с системой собственных представлений, ценностей и мотивов, чтобы оценить и подтвердить намеченное к реализации действие как рациональное, правильное и реальное. Для оценки своих действий он ориентируется на социальные ценности, которые содержат в себе все то, что признаваемо и одобряемо. Если какое-то его действие не подтверждается как рациональное, правильное и реальное, то человек его отвергает, понимая, что в противном случае он вступает в конфликт со своим окружением (семьей, социальной группой, организацией или государством). Такое согласование действий с системой ценностей осуществляется на этапе анализа или планирования действия, когда человек сталкивается с проблемой выбора, которую можно рассматривать, как типичную драматическую борьбу Правды и Неправды,  Добра и Зла, Героя и Негодяя (героя и антигероя) внутри человека. Правильное, реальное и рациональное, с точки зрения ценностей и ахитипического представляется Правдой, Добром и примерным поступком или подвигом Героя.

       В процессе архетипического моделирования человек как бы создает миф (легенду) о собственном героическом образе, который впоследствии реализуется его действиями, поступками, поведением. Структурно этот образ формируется в соответствии с общеизвестными мифологическими сюжетами коллективного и бессознательного. В подсознании человека создается его собственный образ героя, которому предстоит совершить не просто какое-то действие, а подвиг достойный подражания. В любом эпизодическом действии человек представляет себя героем реализуемого решения, который совершает подвиг во имя добра. Запланированная же им цель представляется ему наградой за героический поступок, а препятствия на пути к цели – Злом, которое предстоит победить. Результат действий человека (удовлетворенная потребность) представляется заслуженной наградой (успехом, славой или подарком) за подвиг. При чем, как правило, при планировании действий человек тщательно прорабатывает пространство действия (место действия), так как, при реализации решения, пространство часто бывает активным и может или способствовать достижению результата, или препятствовать ему. Формально сюжет эпизодических действий (отдельных управленческих задач) на пути реализации сложного решения, является структурной частью основной сюжетной линии значительного и значимого решения. Любое отдельное действие – это элементарная часть или эпизод в череде последовательно сменяющихся событий, составляющих большой героический поступок. В сложной структуре или композиции управленческого решения элементарное действие можно рассматривать как акт или действие в сюжете классической драмы о значительном и важном героическом подвиге. Мотивом приводящем в движение управленческое решение являются архитипические символы ценностей (Успех, Престиж, Молодость, Здоровье, Любовь, Счастье). Хотя не всегда представляется возможным достаточно точно, определить какие ценности движут человеком, вынуждают его действовать так, а, не иначе, поскольку, они могут быть вызваны из его подсознания как готовый (закодированный) шаблон, образ, стереотип или пример для подражания. Это своеобразная психологическая программа адекватного реагирования человека на отдельное эпизодическое событие в его жизни. Человек подсознательно объясняет свои действия так – «поступаю так не потому, что знаю, понимаю и могу объяснить, а потому, что чувствую, что в данной ситуации следует действовать так и только так». При этом им движет подсознательно усвоенная модель действий, имеющая самое прямое отношение к архетипическим образам. Шекспировский Гамлет искал ответ на вопрос: «Быть или не быть?» Что же вынуждает его искать истину? Очевидно, призрак отца Гамлета – подсознательный архетип, побуждающий Гамлета действовать в соответствии с архетипическим, призывающим его к мщению за смерть отца.

     Процесс мифотворчества (с использованием мифологического сюжета) при формировании собственного героического образа в окружении позволяет человеку организовать определенную систему координат, которая должна облегчить окружающим восприятие смысла создаваемого им образа (Герой, Антигерой). И так как человек своими действиями воссоздает архетипический подсознательный образ, то тем самым он намечает, помечает и обозначает главный смысл дальнейших своих действий (подвиг или преступление).

      В процессе реализации собственного героического образа, постоянно подтверждаемой ролевой маски (Героя или Антигероя), человек стремится утвердить и закрепить в этом образе определенные черты своей индивидуальности. Его собственный героический образ (выгодный, прежде всего, ему самому) наделяется особенными персональными чертами характера и стилем поведения самого человека. Это позволяет сформировать у окружающих чувство эмпатии, без чего любому человеку сложно рассчитывать на поддержку и понимание своих действий со стороны окружения.

       Человек формирует выгодный ему собственный героический образ с учетом своих индивидуальных черт, которые должны вынудить окружение ассоциировать с ним, прежде всего, его удачные действия. Любой успех или неуспех действий человека в рамках системы «человек-окружение» всегда ассоциирован с его конкретными действиями и поступками. Но окружение сознательно или бессознательно всегда стремится ассоциировать и себя с уже достигнутым успехом, независимо от степени собственной причастности к нему. Для того, чтобы эффективно претворять выгодный собственный образ в окружении, человек должен правильно выбрать героя (пример или образец), которому он стремится подражать. Этот, выбранный образец для подражания, представляется в сознании человека как обобщенный образ, который не только фиксируется в подсознании, но прочно увязывается с наиболее сильными подсознательными архетипами, которые уже хранятся в подсознании и тиражируются человеком в его действиях и поступках. При удачном стечении обстоятельств (совпадении качеств, свойств и личностных особенностей и адекватности выбора) перенос личностных качеств выбранного героя на стереотипы поведения человека осуществляется как бы на автомате. Человек привыкает вести себя должным образом не потому, что осознает, а потому, что как бы не успевает выйти из роли героя. Дело в том, что герой автоматически соотносится с персонажами архетипического мифа и прямо входит в бессознательные структуры психики человека, взявшего на себя в роль героя управленческого решения. В качестве героев, которым подсознательно в различных жизненных ситуациях человек подражает, чаще всего используются мифологические архетипические образы Воина, Красавца, Мудреца, Шута, Царя, Нищего, Простака, Золушки.

        Сознание является одной из структур человеческой психики, которая включает в себя только то, что осознается человеком в каждый конкретный момент времени. Оно способно нести весьма малое информационное содержание одновременно и  все впечатления человека, накопленные им в течение жизни откладываются в личном бессознательном человеческой психики. Личное бессознательное содержит персональные переживания человека, принадлежащие непосредственно самому индивиду, который может сделать их сознательными, то есть интегрировать в свое сознание. Так, вспоминая какой-то яркий личный эпизод жизни, женщина может даже всплакнуть, мужчина покраснеть, старик вздохнуть или взбодриться. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены и забыты, но вот сознательно выдернув из личного бессознательного событие или явление, человек начинает реагировать на былое эмоционально, будто бы это явление или событии реально происходит «здесь и сейчас». В этом личном бессознательном хранятся чувственные впечатления, которым недостает эмоциональной яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании, они как бы приглушены сознанием, чтобы не мешать человеку жить сегодня. Воспоминания и впечатления, хранящиеся в личном бессознательном, могут иметь как отрицательный, так и положительный эмоциональный заряд, что принципиально важно в случаях, когда человек начинает анализировать свое прошлое, чтобы предпринять в настоящий момент какое-то действие. В процессе осознания человеком своих действий проявляется связь сознательного и бессознательного аспектов мышления. Иногда в разговоре человек теряет мысль и забывает о том, что хотел сказать. Хотя секунду назад слово буквально вертелось у него на языке. И хотя идея, о которой хотел высказаться человек, выскользнула из его сознания, однако, она не перестала существовать, не исчезла. Она стала подсознательной. Подсознание человека бывает занято множеством временно угасших образов, впечатлений, мыслей, которые, тем не менее, продолжают влиять на его сознательное мышление. В таком случае говорят о забывании или вытеснении (произвольном или непроизвольном). Непроизвольное забывание - психологический процесс, при котором отдельные осознанные идеи теряют свою энергию в результате переключения внимания, и сам человек как бы оставляет в тени своего сознания те вещи, о которых он ранее думал. Забытые идеи пребывают под порогом сознания, как раз ниже порога памяти, - откуда могут всплыть в любой момент, иногда даже после многих лет, казалось бы, полного забвения. Произвольное забывание - другой процесс, благодаря которому пополняется личное бессознательное человека. Такое забывание служит механизмом защиты и относится к неприятным и нежелательным воспоминаниям, с которыми память стремиться расстаться. Кроме того, личное бессознательное включает в себя все впечатления жизни человека независимо от того, попали ли эти впечатления в область его сознания. Человек обычно не испытывает большую часть тех ощущений, которые постоянно на него воздействуют, пока они не превышают некоего порогового значения. Между тем все ощущения - звуки, запахи, визуальные образы, изменения температуры - отмечаются рецепторными системами человека и переносятся в область его личного бессознательного, минуя сознание.

      Процесс вытеснения, то есть постоянного обмена информацией, эмоциональными впечатлениями между сознанием и личным бессознательным человека, позволяет человеку отдавать предпочтения тому или другому предмету, явлению или событию, основываясь на критерии «важное-яркое». В противном случае, человек бы не изменял своего отношения к одному и тому же предмету, однажды отмеченному им как важный или яркий, поскольку в его сознании была бы прочно закреплена определенная оценка. В реальности, благодаря процессам произвольного и непроизвольного забывания (вытеснения) в сознании человека как потребителя (использующего определенные свойства и качества предмета для собственных нужд или потребностей) формируются новые образы и впечатления о предмете, явлении или событии. «Обновленные версии» предмета, явления или события в сознании человека увязываются с их актуальностью для него в настоящее время (зимняя одежда актуальна зимой, а летняя – летом). Человек постоянно об это не думает, но с приближением осени, он наверняка, «обновит» не только образ (версию) необходимой ему зимней одежды, но и сам гардероб.

          Сознание человека может исчезать в подсознании, так как и новое содержание, никогда не находившееся в его сознании, может появиться в подсознании. Иногда человек чувствует, что в сознании вот-вот появится нечто - тогда он говорит: «идея витает в воздухе» или «у меня есть предчувствие». Подсознание является своеобразным обиталищем прошедшего и вместилище будущих психологических явлений и идей, которые еще «варятся» и имеют смутные очертания. Замысел или идея вначале представляет собой смутное желание, с него в жизни человека начинается все, что приносит ему удовлетворение и успех. В пределах коллективного бессознательного формируется своего рода «психофонд» человечества или нации, содержащий (архетипы) мифологические образы и легенды, эмоциональные переживания и психологические установки, присущие всему человечеству или отдельному этносу. Существование коллективного бессознательного подтверждается многочисленными совпадениями деталей различных религиозных учений, аналогиями мифологических сюжетов и легенд народов мира, повторением образов и сюжетов произведений живописи разных эпох и направлений. Подобная схожесть прослеживается и в определенном вполне прогнозируемом поведении отдельных представителей социальных групп. Подобные совпадения говорят о существовании всеобщей психологической взаимосвязи между представителями различных этносов и цивилизации разных континентов и эпох. Архетипическое мышление (мышление, посылы которого представляют собой архетипы) не приемлет норм абстрактного, тот персонаж на который человек стремится быть похожим всегда конкретен, хотя может и не существовать в реальной жизни. Абстрактное мышление обладает отличительной особенностью, оно совершенно прямо и без каких–либо ссылок утверждает в своих постулатах,  что воображаемый предмет не обладает конкретными характеристиками, например точка - линейными размерами. Архетипическое мышление противопоставляет собственный аргумент – реально обозначенная точка, обязательно использует, хотя бы и самое малое, дискретное пятнышко.

       Актуальное бессознательное является значимой частью психики человека, это актуальные, но мало осознаваемые действия, которые он совершает в своей повседневности.

       Таки образом, человек как героя управленческого решения, планируя свои действия часто оказывается ориентирован на архетипы, который бессознательно вторгаются в его жизнь, влияя на его действия, поступки и поведение. Это влияние происходит от инстинктов, которые заложены в человеке природой. При рождении у человека в потенциале уже заложены все архетипы, поэтому и говорится о коллективном бессознательном, как о совокупности архетипов. Каждый архетип является результатом воздействия всего бессознательного и его влияние не осознается человеком полностью, но, тем не менее, проецируясь вовне и на его окружение оно вызывает вполне закономерные эмоции.

      На вопрос, вынесенный в названии, данная статья не дает прямого ответа. Предлагаем ответить на вопросы, сформулированные в задании и найти ответ на самый главный вопрос: Что делает человека героем собственных решений?

 

Задание:

  1. Как вы думаете, почему американские кинобоевики так сильно влияют на поведение подростков?
  2. В каком случае поведение человека оказывается не согласованным с общественными ценностями? Почему?
  3. Какое поведение человека  считается рациональным, правильным и реальным? Почему?
  4. Результат действий человека – это удовлетворенная потребность, представленная в его сознании заслуженной наградой (успехом, славой или подарком) за подвиг. В каком случае потребность человека может оказаться не реальной, не правильной, не рациональной? Что способствует формированию в сознании человека иллюзорной потребности?
  5. Стремясь удовлетворить свою потребность, и вынудить человека сделать что-то для удовлетворения собственных потребностей манипулятора, последний воздействует на его сознание и эмоции. Приведите несколько примеров из литературы, когда манипуляторы воздействовали на сознание или эмоции человека. 

 

Литература:

1.Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). - М.: Политиздат, 1973.

2.Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Мн.: Беларусь, 1994. – 479с.

3.Блюмберг В.А. Глущенко В.Ф. Какое решение лучше? Метод расстановки приоритетов. Л.: Лениздат, 1982.

4.Бубич А., Основные принципы стратегии вживания. // Отдел кадров, №9, 2001. - с.66-73.

5.Бубич А., “Закрытая” компания. // Современные технологии управления персоналом. № 2.2003. – с.48.

6.Бубич А., ”Яркое-важное” в принятии решений. // Рэкламнае акно №1(34), 30 верасня 2000., (дадатак да часопіса Акно). - с.7.

7.Бубич А., “Важное-яркое” в принятии решений. // Акно, № 1(35), студзень-сакавiк 2001. - с.102.

8.Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения. Методологический аспект. М.: Экономика, 1977.

10.Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер,2001. – 720с.

12.Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.176с.

13.Как найти, удержать, приумножить деньги. Самые действенные системы. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 288с.

14.Как привлечь в свою жизнь деньги. Самые эффективные эзотерические системы и практики. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 192с.

15.Суворов Л.Н., Аверин А.Н. Социальное управление. Опыт философского анализа. - М.: Мысль, 1984.

17.Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. – М.:ЗАО «Олимп- Бизнес», 1999 – 408 с.

18.Паркинсон С. Законы Паркинсона. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

19.Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. 17-модульная программа для менеджеров. Управление развитием организации. Модуль 9. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288с.

 

ã  DA.   ã Daine Ave. Диана Оверченко.   E-mail: dainave@yandex.ru

Сайт создан в системе uCoz