ВВЛАДЕТЬ ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ ОКРУЖЕНИИ

 

       Жизнь человека это череда ожидаемых, прогнозируемых, планируемых и неожиданных событий, которые являются результатом его успешных или неудачных действий при реализации запланированного или случайным непредвиденным стечением обстоятельств (форс-мажором). Реакция человека на события определяется его потребностями, а также тем насколько он информирован о том или ином событии. В тех случаях, когда информации достаточно, человек обычно реагирует на ситуацию спокойно, так как внутренне подготовлен к определенному результату. И напротив, недостаток необходимых сведений заставляет его нервничать и волноваться. Иногда человек должен быть готов к событию слишком важному для него, о котором сам он оказывается слабо информированным. Такие ситуации возникают на начальном этапе вживания человека в окружение, на этапе адаптации. Осознавая важность выбора тех или иных действий в такой ситуации человек должен уметь управлять своими эмоциями и концентрироваться на самом действии. А также бывают ситуации, когда ему навязывают совершение каких-то действий, которые не соответствуют его собственному выбору, и он чтобы избежать конфликта  должен  постараться увязать то, что предлагает окружение с тем, что он планировал получить. Только посредством собственного контроля над ситуацией, человек может разрешить ее в свою пользу, для чего ему необходимо учиться пользоваться информацией, без которой невозможно выработать взвешенное выгодное ему решение. Предвидеть развитие ситуации в окружении сложно, не обладая достоверной и полной информацией, и, следовательно, невозможно предугадать и предупредить отрицательные реакции. Не просто бывает приспособиться к новой ситуации и найти правильное решение, даже если последствия просчитываемы и предсказуемы. Но еще труднее бывает адаптироваться к новым условиям, если последующие события нельзя спрогнозировать и предугадать.

       Решения, которые принимает и реализует человек, основаны на информации, которую он получает из окружения. Человек воспринимает эту информацию через органы чувств. При чем каждый человек имеет один какой-то предпочтительный тип восприятия, что приводит к уменьшению каналов восприятия и объема информации влияющей на то или иное решение. Существует два способа сбора и обработки информации – сенсорный и интуитивный, также как и два способа анализа информации: аналитический и нормативный [13]. Если человек относится к сенсорному типу, то он воспринимает информацию через факты и совокупность своих ощущений, если к интуитивному – то восприятие осуществляется через идеи и образы. Люди сенсорного типа не могут оценить общие идеи, а интуитивисты не в состоянии понять значение какого-либо факта. Каждый из названных типов удобнее воспринимает информацию в определенной форме и последовательности. Люди аналитического типа обрабатывают информацию и принимают решения, основываясь на логике, а люди нормативного типа – на моральных нормах и принципах.

       Все это важно знать человеку для того, чтобы понимать процесс сбора и анализа информации необходимой для эффективного вживания в окружение. Один из принципов стратегии вживания [1,с.66-73] гласит о необходимости владения достоверной информацией об окружении, что представляется неоспоримым фактом.     

       Каждый человек постоянно сталкивается с проблемой утечки информации относительно его личностных качеств и частной жизни, что создает ему дополнительные проблемы, решение которых в каждом конкретном случае имеет свои особенности. В конфликтном эпизоде ему необходимо учиться использовать возможности, предоставляемые конкретной ситуацией и он должен учиться держать удар, проявлять выдержку, показывать свое пренебрежительное отношение к допущенной утечке информации. В ситуации, связанной с утечкой информации, наиболее правильно выдержать небольшую паузу, а потом дать комментарии, которые бы незаметно  нивелировали  возможные потери.

       Информированность особенно важна для любого человека реализующего вживание в окружение, ему необходимы знания реального положения вещей и намерений людей (друзей, конкурентов и соперников) в его окружении. Что вынуждает человека разделять (классифицировать) людей в своем ближнем окружении на две основные группы: друзья и недруги. Более подробная классификация окружения тоже возможна, но она сложна и требует от человека определенного опыта, времени и интеллекта.

       Особенно важно классифицировать отдельных индивидов и группы в окружении для человека, осуществляющего первые  контакты, когда у него возникает необходимость определить, кто из окружающих находится на какой ступени иерархической лестницы и представителем какой формальной или неформальной группы он является. Если ему удается это сделать, то он чувствует себя даже в непривычной обстановке более спокойно и уверенно. Без такой даже поверхностной классификации ему трудно будет осуществлять успешную деятельность (работать, учиться и отдыхать). Кроме того, человек вынужден постоянно анализировать все процессы, происходящие в его окружении, и принимать решения, которые бы обеспечивали его вживание в ситуацию. В реальных условиях текущих событий, только сам человек знает подлинный план своих действий, однако не лишним и полезным будет обратиться к стратегиям, которые убеждают его в том, что победу формирует знание намерений и планов возможных конкурентов и соперников, а непобедимость - возможности, знания, умения и навыки человека. Уверенность человека в успехе основывается на том, что только он и никто другой, знает свои собственные возможности, которые могут гарантировать ему запланированный результат. Вживание человека в ситуацию во многом похоже на поединок, в котором человек стремится к победе. Отдавая себе приказ, он должен точно оценивать свои собственные возможности и владеть полной информацией о своем окружении, так как в своих действиях ему не на кого рассчитывать. Успех вживания человека в окружение может быть обеспечен только за счет его собственных сил и активного оперативного реагирования на изменения окружения. Для чего ему необходимо учиться управлять ситуацией и успевать подстраиваться под быстро изменяющиеся события. Именно поэтому, большое значение придается внутреннему самоанализу человека и его взвешенной самооценке. Важно не проглядеть в самом себе то, что в последующем может стать причиной будущих конфликтов и кризисов. Необходимо быть готовым к преодолению препятствий и воспринимать трудности как закономерное явление на пути к цели, ориентируя себя на необходимость осуществлять постоянный контроль и анализ как своих действий, так  информации об изменениях в окружении.

     “Любое наше суждение, любая наша изначальная позиция в отношении предположительно значимой сегодня, в нашем настоящем информации и проблем являются субъективными. Однако посредством методов детерминистского (от лат. determino – определяю, философское учение закономерности взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности  и стохастического, от греч.  stochactikos – умеющий угадывать, случайный, вероятностный) планирования, мы можем построить прогнозы развития собственной жизни и предугадать или их бурное развитие, или постепенное угасание нашего собственного роста”[6,c.3]. Каждый человек привязан к типу собственного мышления и тем системам частью, которых он сам являемся. Для работника элементами такой системы являются: организация, в которой он работает, сотрудники, сослуживцы, друзья, начальство, семья. Вот почему он должен выработать, на основании имеющейся в распоряжении информации, более “реалистичную” собственную позицию, которая бы опиралась на его собственную стратегию вживания, построенную с опорой на собственные внутренние ресурсы (знания, умения, навыки и свойства характера) и подстроенную под ресурсы, предоставляемые окружением. Требование к модели сбалансированного взаимодействия в рамках системы “человек-окружение” состоит в том, что какой бы она не была обширной и сложной, ее представляют как состоящую из подсистем, каждая из которых либо вовсе не имеет информации относительно критериев, управляющих другой подсистемой, либо имеет её недостаточно. Такую модель следует считать базовой для всех типов социального поведения. Например, модель счастливого брака сводится к тому, что как бы хорошо супруги не подходили друг другу, им никогда не узнать друг друга до конца. У каждого из них на пути достижения такой цели, как семейное счастье, всегда будут многочисленные переговоры, консультации, дискуссии и конфликты, и выбирать им придется между сотрудничеством и противоборством посредством переговоров и компромиссов. Модель взаимодействия в семье показывает, что основа будущего для любой семьи – это постоянный процесс переговоров для поиска компромиссов и нахождения оснований для сотрудничества. Этот процесс может быть обеспечен посредством полной, достоверной необходимой информации о процессах происходящих не только в содружестве, называемом семья, но и во внешнем окружении с которым она взаимодействует (родители, близкие родственники, друзья, сослуживцы).

      Взаимодействуя с окружением, человек совершает определенные действия, но для того, чтобы они произошли, необходимы значительные усилия. Зачастую бывает недостаточно только собственного желания человека, мало даже расположенности к нему окружения, нужно также, чтобы не меньше усилий, чем он, приложили к реализации его намерений и другие люди. Естественно, что любые действия человека вызывают вполне определенную реакцию окружения, и это могут быть не только суждения и контраргументы, но и противодействия. И.М.Сеченов утверждал, что «животное всю жизнь остается самым узким практиком-утилитаристом, а человек уже в детстве начинает быть теоретиком»[11].

      И для того чтобы в сознании партнера по общению или конкурента что-то произошло, необходимо дать ему соответствующую информацию. При чем информация, которую человек сообщает ближайшему окружению, должна быть такой, чтобы ее воздействие на окружение не мешало его истинным намерениям и желаниям. И.П. Павлов говорил, что если ты хочешь употреблять слова как носитель информации, то каждую минуту за своими словами разумей действительность [9].

      Взаимодействие человека с окружением предполагает его информированность о том, что все людям в какой-то мере доступна определенная информация об окружении, о других людях и каждому о себе самом, однако одни информированы лучше, другие хуже. Поэтому в процессе взаимодействия с другими людьми каждый использует ту осведомленность или информацию, которая по его собственным представлениям, кажется ему более полной и достоверной. Хотя часто информированность партнера или конкурента в той или иной ситуации оказывается более полной и достоверной. Так поддавшись эмоциям человек, реализуя свои устремления, цели, желания, иногда, как ему кажется, выдает новую информацию, которая должна изменить намерения или предрасположения партнера. Но, в сущности, его действие не меняет ничего, так как является всего лишь действием, представляющим собой обмен информацией, а намерения и желания человека, как источника информации остаются за процессом передачи информации.

      Продуктивность человека, желающего оказать воздействие на своего партнера, зависит от того, насколько он учитывает предварительную информированность партнера, и от того, насколько точно он формулирует дополнительно сообщаемую ему информацию, которая дополняет и уточняет то, что может быть уже известно.

     В какой-то мере все люди информированы об окружающем мире, о других людях и каждый о себе самом, но одни из них информированы лучше, другие лучше. Поэтому во взаимодействии с окружением каждый пользуется той информацией, которая по его собственным представлениям является более полной, чем та, которой располагает партнер, конкурент или соперник. Любой человек, проявляющий активность, желающий достичь выгодной для себя ситуации в общении, стремится сообщить новую, яркую и сенсационную информацию, чтобы достичь нужных ему сдвигов в сознании партнера и уверенности, что такие сдвиги действительно произошли. Это позволяет рассматривать взаимодействие между конкурентами как обмен информацией, а сопротивление партнера или конкурента ответам на сообщенную информацию, его словесной или бессловесной (невербальной) реакцией или даже отсутствием оной. Любое сопротивление партнера по общению является подтверждением того, что сообщенная ему информация оказалась недостаточно эффективной. Продолжение взаимодействия является возможным, если человек понимает, что любая дополнительно сообщаемая информация будет более значительной, более важной, и яркой, чем предыдущая, что вынуждает его искать новые аргументы.

       Реакции партнера по общению сопровождают его ответные сообщения, которые могут быть сформированы в виде возражения, дополнения или пояснения, а так же в бессловесной форме. При чем сопротивление партнера по общению вынуждает человека сообщать новые факты, чтобы достичь поставленных им целей в процессе взаимодействия с другим человеком или группой человек, однако самые важные аргументы принято раскрывать в конце сообщаемой  информации. Они должны быть как бы той самой жирной точкой, после которой уже не требуется никаких аргументов, доводов и уточнений.

      В процессе взаимодействия человек выступает не только источником информации, но и ее добытчиком. Сообщаемая окружающим информация должна иметь строго определенную направленность. И каждый партнер, как правило, стремится сообщить как можно меньше, но вынудить своего партнера по взаимодействию сообщить как можно больше, с целью получения подтверждения уже полученной информации и игнорирует иную информацию, которая не касается вопросов входящих в данный момент в круг обсуждаемого.

      Каждый случай в связи с этим приобретает свое своеобразие, поскольку участвующие в обмене информацией не только сообщают, но и добывают – и, как правило, они получают в процессе общения то, что хотят получить, при этом каждый стремится получить больше, чем отдал.

     Реальной же силой человека, вживающегося в окружение, является его осведомленность о том, что происходит, что должно произойти, что знают другие  люди в его окружении и к чему они стремятся. 

     Человек, осознавая цель как своеобразный образ конечного результата, который планируется получить в намеченной для реализации задаче, должен производить сортировку информации и выбирать главную, которая относится к процессу достижения цели. Конечный результат, на который направлены действия человека, при этом выступает как фильтр информации. Для человека нацеленного на результат, образ этого результата должен быть понятен, вкладываться в его понятия, критерии и характеристики успеха. Сбор информации, необходимой для осуществления своих задач, человек  осуществляет путем наблюдения, опроса и конкурентной разведки, которая бывает прямой, в отношении явного и предполагаемого соперника; и косвенной, в отношении индифферентных и дружественных объектов. Простой и доступный любому человеку способ сбора информации опрос, который позволяет узнать много интересного о людях его окружения.

      Информация, получаемая человеком из окружения, ценна для него лишь тогда, если он может ее использовать. Полезность информации сильно зависит от ее полноты, точности и своевременности. При этом важно различать и не путать: факты (данные), мнения (личностные предположения), информацию (аналитически обработанные данные). Информированность человека – его сила, и если он знает не больше чем все другие люди в его окружении, то это лишь уравнивает его с ними.

     Следуя принципам стратегии вживания в окружение, человек должен постоянно анализировать  информацию об окружении, что позволит ему: во-первых, эффективно ориентироваться в ситуациях, которые происходят в настоящее в его окружении; во-вторых, планировать и прогнозировать свои действия, направляя их на эффективный результат, не противоречащий ожиданиям окружения; в-третьих, отслеживать эффективность своих действий, корректировать их и получать запланированный результат; в-четвертых, уклоняться от неожиданностей,  негативных реакций окружения на его действия, предугадывать их, прогнозировать и заранее вырабатывать контрдействия; в-пятых, управлять отдельными людьми и своим окружением.

      Всю информацию, которая поступает в расположение человека из окружения, можно  разделить на: общую, которая дает комплексное обзорное представление о ситуации в его окружении; текущую или оперативную, которая позволяет ему отслеживать изменения в его окружении в процессе вживания  и процессе действий, которые он предпринимает; конкретную, которая позволяет заполнить выявленные пробелы в данных, она, как правило, относится к конкретным проблемам, лицам и действиям; косвенную, которая подтверждает или опровергает предположения, она прямо не связана с основными данными; оценочную, которая растолковывает события и дает прогноз относительно их развития в будущем.

      Поступающая к человеку информация фильтруется, анализируется и получает приоритетность в соответствии с его текущими целями, а также результатам, которые он получает в текущий момент от осуществляемых действий. Фильтрация и анализ информации осуществляются посредством постановки простых вопросов, ответы на которые позволяют не только уяснить ситуацию, но и определяют необходимость в дополнительной информации.

    Прояснение ситуации можно получить посредством таких простых вопросов: Что надо узнать? Как, эта информация стыкуется с осуществляемыми действиями и поставленными целями? Где и в каком виде имеется такая информация? Кто ею владеет, кто ее может предоставить? Как и в каком виде ее можно получить?

     Ответы на эти вопросы, обеспечивают понимание самого процесса вживания человека в окружение, дают человеку возможность активно влиять на этот процесс через корректировку своих действий, при максимальном использовании собственных знаний и опыта.

     В процессе анализа и оценки информации человек осуществляет её оценку по степени достоверности, важности, конфиденциальности и возможности использования в процессе вживания в окружение, определяет её место в общем информационном потоке и стыковку с другими данными, уточняет её достаточности для принятия тех или иных действий и возможность её эффективного использования для подключения новых ранее неизвестных ресурсов.

    Источниками информации при этом могут быть различные люди из окружения, обладающие такой информацией. Они могут активно (прямо или косвенно) влиять на процесс его вживания в окружение. Это могут быть его непосредственные начальники, которые, взяв на себя роль эксперта, оценивают значимость того или иного человека для окружения, формируют его образ и распространяют его осознанно или неосознанно, выступая, как инициаторы тиражирования этого образа. Влияние  таких людей на окружение во многом определяет успех или неуспех конкретного человека, стремящегося реализовать процесс вживания. Добиваясь расположения таких людей к себе, человек может ускорить процесс вживания или наоборот замедлить его. Все будет зависеть от той роли, которая отведена самим окружением для этих влиятельных людей. Неправильно выбранная “влиятельная особа” уже на начальном этапе процесса вживания в окружение может стать причиной дополнительных трудностей. Так окружение может ассоциировать человека, реализующего процесс вживания в окружение, с этой “влиятельной особой” и перенести  негативные качества, имеющие отношение к самой “влиятельной особе”, на этого человека. Вот почему на первом этапе очень важно придерживаться нейтралитета, сдерживаться свою активность, не высказываться по вопросам, которые могут нарушить существующий на данный момент баланс взаимоотношений в окружении.

     Не менее важно  классифицировать всех людей в окружении человека и выделить в нем, во-первых, ключевых лиц, непосредственно влияющих на распределение ролей в окружении. В организации - это начальники, владельцы, учредители и высококвалифицированные специалисты, которые, как правило, осуществляют выбор работников и утверждают их назначение. Во-вторых, влиятельных лиц, которые активно влияют на формирование образа специалиста и ролей всех людей в этом окружении. В-третьих, пассивных информаторов, поставляющих информацию об окружении в порядке поддержания сбалансированных взаимоотношений (взаимного обмена информацией в рамках служебного процесса). Это сослуживцы, которые никогда не проявляют своей активности во взаимоотношениях, сдержано высказываются об окружении и избегают комментировать, происходящие текущие события. В-четвертых, активных (несбалансированных) информаторов, которые делятся информацией одномоментно под влиянием ситуации, эмоционального настроения или сложившихся (конфликтных) отношений в данном окружении. В-пятых, случайных информаторов, которые имеют прямое или косвенное отношение к процессам, происходящим в окружении. В-шестых, активных контактеров, которые, реализуя собственные задачи в данном окружении, заняты поиском ресурсов для собственной самореализации. Они постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, чем-то озабочены. Однако именно такие  люди представляют самую большую опасность для любого человека, так как, реализуя свои цели, они могут противодействовать их устремлениям и создавать дополнительные трудности для человека, вживающегося в окружение. Очень опасно делиться с такими людьми планами и надеждами, информацией и знаниями, так как их активность может перерасти в скрытую агрессию, которая будет направлена на нейтрализацию любого невыгодного им конкурента. В-седьмых, союзников, людей в окружении, с которыми уже налажены определенные отношения,  которые, реализуя себя в этом окружении, не могут выступать в роли конкурента или соперника [10, с.368].      

     Не менее ценной информацией, позволяющей человеку правильно ориентироваться в окружении, является такая информация как официальные документы, должностные инструкции, положения, структурные схемы и деловая корреспонденция. Эти документы позволяют человеку сформировать общее представление об окружении, о людях, структурах, их взаимоотношениях и взаимных обязательствах. Из этих документов можно  узнать то особенное, что позволит человеку по-другому взглянуть на собственное окружение. Такая информация позволяет человеку ориентироваться в текущей обстановке окружения, прояснять намерения окружения и отдельных лиц, организовывать и корректировать эффективное взаимодействие, прогнозировать собственные поступки и возможности, выявлять потенциальных конкурентов, союзников и соперников.

      Высшей достоверностью обладают деловые документы, так как они в большей степени отражают действительные взаимоотношения в окружении. Однако полагаться на данную информацию полностью опасно, так как зачастую информация может быть намерено сфальсифицированной, особенно осторожно нужно относиться к обнародованным сведениям, таким как публикации и сообщения в средствах массовой информации. Такие источники содержат информацию о взаимоотношениях структуры с окружением, но по разным причинам они могут быть идеализированными и не соответствовать действительности. Информация, которую обычно готовят для СМИ, призвана формировать внешний образ организации, фирмы, ее руководителей, в нужном, прежде всего, владельцам или руководителям направлении. Это может быть образ идеальных взаимоотношений с окружением, распространяемый ключевыми фигурами в обществе с целью получения определенных выгод и привилегий. В данном случае организация выступает как герой управленческого решения, который реализует процесс вживания в окружение и активно использует принцип создания собственного выгодного образа.

      Отслеживание потребной информации можно осуществить, прислушиваясь к телефонным разговорам, сотрудников, которые находятся с вами в одной комнате и ведут разговоры с клиентами, заказчиками, руководством, иногда это позволяет уяснить многие вопросы и конкретизировать ту информацию, которой вы уже владеете, а так же получить направление для поиска новых источников необходимой информации. Конечно, при этом вы нарушаете правила приличия, которые декларирует общество, однако задача, решаемая любым человеком по вживанию в окружение, стоит того, чтобы иногда отходить от некоторых общепринятых принципов.

     Информация из любых формальных или неформальных (дружеских, интимных) разговоров позволяет иногда узнать особенные факты, выяснить перспективность контактов с тем или иным человеком, прояснить цели и намерения, понять образ мышления ключевых лиц окружения вкупе с их реакциями на ситуации. Не менее полезно знать неподтверждаемые сообщения, циркулирующие в определенных группах людей потому, что они часто представляют собой определенные предполагаемые знания и ожидания среды (“cлух снизу”), а иной раз указывают направление движения тех или иных групп (“слух сверху”) [10]. Они могут быть достоверными, хотя в процессе “брожения в массах” могут сильно искажаться. Но, тем не менее, какую-то тщательно скрываемую информацию зачастую можно узнать только из неясных слухов.    

       Образ действий отдельных лиц из окружения можно прояснить, анализируя их реакции на слова и поведение различных людей, на обычные и экстремальные обстоятельства. Можно довольно точно определить цели и мотивы такого человека, силы и слабости, уровень подверженности чужому влиянию, информированность, ключевых партнеров, методы используемых действий. Это дает возможность человеку, решающему задачу вживания в окружение, прогнозировать фактическое поведение таких людей или группы в самых различных ситуациях, что, в конечном счете, позволяет эффективно управлять ими.

     В качестве отдельного источника информации об окружении могут выступать такие  лица, как отдельный эмоционально неуравновешенный человек, активный информатор, охотно идущий на контакты и обмен информацией без четко определенной цели, союзник - любой, обладающий определенной информацией. Мотивы людей в распространении той или иной информации разные, но именно понимание побуждений, которые заставляют их делиться информацией, раскрывать какие-то секреты, наговаривать на кого-то, позволяет определить достоверность и ценность сообщаемой информации.      

      Реализуя процесс вживания в окружение, человек выявляет и разрешает противоречия, которые уже возникают и которые могут еще возникнуть, прогнозирует общее развитие ситуаций и конкретных действий. Сбор, анализ и использование информации в управленческом решении можно представить как несколько основных этапов.

      На первом этапе человек формирует цель, определяет и уточняет задачи, которые ему предстоит реализовать и выбирает объекта воздействия. Каждый человек формально или неформально ставит перед собой цель, так, например, вжиться в окружение и максимально реализовать себя в нем. Объектом цели в данном случае можно считать окружение (организацию, коллектив, семью). Прогноз  вживания  зависит от того, насколько полно человек владеет информацией о своем окружении. Задача вживания при этом может расширяться или сужаться, все прямо зависит от информации, которая подтверждает правильность его поведения в окружении. Если информация из окружения негативная, то процесс вживания будет сводиться к адаптации, если информация будет нейтральной, то вы вполне можете стабилизировать свой процесс вживания и начать собирать информацию для выхода на другой уровень взаимодействия с окружением. В случае получения положительной информации, человек может активизировать процесс самореализации и развития.

     Даже беглый анализ позволяет сделать вывод, что реализация человеком целей и задач в окружении, связана, во-первых, с его поведением, действиями и поступками, и, во-вторых, с тем, как он организует и поддерживает в этом процессе обратную связь, которая обеспечивает его информацией. Выбор человеком того или иного действия во многом определяется его информированностью об ожиданиях и реакциях окружения.

      На втором этапе человек осуществляет анализ объекта воздействия. Вжиться в окружение не возможно, если у человека отсутствует информация о текущей ситуации, постоянный канал обратной связи, который позволяет ему оценить результаты своих действий, скорректировать их или отменить. Ведь человеку необходимо отслеживать не только результаты собственных действий, но и изменения в окружении, которые произошли в процессе его взаимодействия с ним.

      Вся без исключения информация, с которой человек вступает в контакт, требует от него немедленной оценки – насколько актуально и значимо ее содержание в данный момент времени. Зная, что в настоящий момент какая-то информация неактуальна, человек придает ей статус «не важной», что, однако, не означает, что он ее должен уничтожить. Как правило, каждый стремится предугадать насколько даже «неактуальная» в настоящий момент информация может оказаться «важной» в будущем, для чего каждый стремится создать собственную информационную базу.

      На третьем этапе человек должен сформировать постоянно пополняемый информационный фонд и найти достоверные, оперативные и надежные источники информации об окружении. Без наличия информационного фонда, постоянно пополняемого новой информацией сложно обеспечить успех вживания в окружения, так как процесс вживания в окружение должен быть управляемым, а не пассивным процессом ожидания реакции окружения на присутствие в нем человека.  

      На четвертом этапе, человек осуществляет анализ собранной информации, определяет ее ценность и выявляет состояние и противоречия в существовании и развитии выбранного им объекта воздействия. Заметим, что ценность информации определяется ее необходимостью, идеальной считается та информация, которая необходима человеку для принятия решения или осуществления действия в текущий момент.

      На пятом этапе человек стремится выявить и выделить главные узловые противоречия в существовании и развитии объекта воздействия и в первую очередь те, которые мешают его вживанию в окружение. Выявление противоречий типа “чем больше стремление человека разрешить противоречия, тем острее и сложнее они становится”. Например, известно, что стремление человека за короткое время достичь значительных результатов, как правило, порождает значительные проблемы, обусловленные тем, что окружение реагирует на его  действия негативно, воспринимая их как попытку нарушить существовавший до его появления баланс.

      На шестом этапе, человек стремится сформулировать идеальное решение, которое снимало бы проблему вживания в окружение в данный момент.

      На седьмом этапе человек анализирует имеющиеся в его распоряжении ресурсы, осуществляет поиск возможных решений и делает предварительный прогноз развития ситуации. Управленческое решение – это выбор из некоторого числа альтернатив [3]. Практика показывает, что многие наши решения ошибочны потому, что мы принимаем их до того, как четко сформулировали и поняли саму проблему. На такой выбор влияют особенности интеллекта человека, а между тем четкая формулировка проблемы является обязательным условием для ее эффективного решения.

      В итоге проведенных поэтапных действий человек при необходимости может прийти к выводу произвести повторное исследование ситуации с пункта 1, с учетом уже проведенного анализа и намеченных решений.

      Системный анализ информации об окружении позволяет оценить его состояние, выделить в окружении структуры, их свойства, перспективы и возможные реакции, проследить связи и отношения внутри структур. Выводы наиболее рационально сделать по всем уровням взаимодействия, рассматривая психологические, социальные,  экономические и идеологические особенности.

      Вживание человека в окружение может быть успешным, если он смог параллельно с процессом эффективного взаимодействия с ближайшим окружением организовать постоянный сбор информации или, как говорят, конкурентную разведку. В данном случае под конкурентной разведкой понимается информационно-аналитическая работа о состоянии и тенденциях изменений в ближайшем окружении человека. Эта работа представляет собой ориентированный на будущее информационный анализ, помогающий человеку принимать взвешенные решения по формированию и поддержанию собственного образа, обеспечивающего его конкурентное превосходство и развитие. Прежде всего, развитие тех его личных качеств, которые будут востребованы окружением в будущем. Такая аналитическая работа позволяет человеку наладить и поддерживать обратную связь, которая бы обеспечивала его текущей информацией о состоянии окружения, реакциях окружения на его воздействия и позволяла управлять взаимодействием, уменьшать негативные ответные действия окружения, выявить угрозы исходящие из окружения и нейтрализовать их, своевременно принимать нестандартные решения. Человек вынужден постоянно осуществлять сбор необходимой ему информации, классифицировать ее, анализировать, и стремиться предугадать и предупредить возникновение любых критических ситуаций. Он должен постоянно устанавливать необходимые взаимоотношения с теми или иными людьми из окружения под нужды и задачи текущего момента, обеспечивать доступ к информации тем или иным лицам окружения с целью их привлечения к решению текущих задач, постоянно пополнять свои знания об окружении, и структурировать их. Действия человека направлены на отслеживание изменений в окружении и тенденций его развития, а также решение таких задач как управление собственным развитием не только под настоящие потребности окружения, но и под его перспективы. Человек стремится выявить возможные угрозы со стороны потенциальных конкурентов, осуществляет поиск у них слабых и уязвимых точек, организует действия для последующей нейтрализации конкурентов и обеспечения собственных конкурентных преимуществ за счет своевременного принятия нестандартных решений.

      Любому человеку не лишним будет организовать  конкурентную разведку, которая помимо выработки стратегических целей, позволила бы ему на основе регулярного сбора важной информации о ближайшем окружении решать оперативные задачи. Осуществляя постоянный текущий анализ всего потока собираемых сведений и их классифицирование, человек имеет возможность своевременно выделить в потоке информации критически важные события и провести их всесторонний анализ и спрогнозировать их значимость для него не только в настоящий момент, но и в будущем. Что дает ему возможность поддерживать управление отношениями с ближайшим окружением за счет обеспечения доступа к определенной информации конкурентам и партнерам с целью формирования у них необходимых ему взглядов и мыслей, а также производить оперативный комплексный анализ неструктурированной и структурированной информации с целью извлечение новых знаний.

       Владеть важной информацией для человека, реализующего вживание в окружение, означает, во-первых, иметь власть над событиями и явлениями его собственной жизни, во-вторых, уметь отличать важную информацию от второстепенной и  неважной, в-третьих, обладать еще большей властью над тем, что уже происходит и тем, что может произойти; в-четвертых, иметь возможность распространять важную информацию в собственной редакции или умалчивать ее - и в конечном итоге влиять на свое окружение.

   

Литература:

1.Бубич Анатоль. Основные принципы стратегии вживания // Отдел кадров, №9, 2001. - с.66-73.

2.Бубич Анатоль. Принципы сбалансированного взаимодействия человека с окружением // Отдел кадров, №2 (12), 2002. - С.104-112.

3.Бубич Анатолий. ”Яркое-важное” в принятии решений // Рэкламнае акно №1(34), 30 верасня 2000., (дадатак да часопіса Акно). - с.7.

4.Бубич Анатолий. “Важное-яркое” в принятии решений // Акно, № 1(35), студзень-сакавiк 2001. - с.102.

5.Вудкок М. и Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер.- Москва: Дело. 1991. – 100 с.

6.Голубев В.В. Трансформация менеджмента // Управление персоналам. N% 8. 1997 г. с.3.

7.Егоршин А.П. Управление  персоналом. - Нижний Новгород. ННИМБ, 1997. – 300 с.

8.Ершов П.М. Режиссура как практическая психология, - М., Искусство, 1972. - 352с.

9.Павлов И.П., Избранные произведения, М., Госполитиздат, 1949. 529c.

10.Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность, технические средства скрытого наблюдения и съема информации: Практическое пособие. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 368 с.

11.Сеченов И.М., Избранные философские и психологические произведения., М., Госполитиздат, 1947.439с.

12.Словарь иностранных слов. М., Рус. язык., 1989. с.624.

13.Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. 17-модульная программа для менеджеров. Управление развитием организации. Модуль 9. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288с.

 

 

ã  DA

Сайт создан в системе uCoz