На главную страницу

 

ПОНЯТИЕ «ЗАКРЫТАЯ» КОМПАНИЯ

(Закрытость как особенность организационной культуры компании)

   

     В современном бизнесе существуют понятия “закрытая компания”, “информационная закрытость”, “закрытость”, при этом часто имеется в виду степень открытости и доступности информации о компании или фирме ее внешнему окружению. Закрытость определяет не только то, насколько доступна информация о компании или фирме окружению, но и то, какие технологии управления персоналом в ней применяются. Частные коммерческие компании, образованные отдельными лицами, кругом друзей или семьей придерживаются определенной закрытости исходя из того, что любая утечка информации может быть использована в ущерб их интересам. Такая закрытость, характерна в первую очередь для организаций, обозначаемых термином “закрытая компания”, находящихся в собственности сравнительно узкого (ограниченного) круга акционеров, которые не принадлежат к числу публичных. Акции таких компаний не продаются на биржах или внебиржевом рынке, или сделки с акциями носят единичный характер. Информационная закрытость или открытость  компании формируется осознанно или неосознанно. Решение о закрытости компании часто основано на том, что информация о деятельности и специфике бизнеса компании может не только способствовать ее развитию, но и мешать. Словосочетание “закрытая компания” ассоциируется с представлением об относительно небольшой компании, если судить об ее размере, общем доходе или стоимости активов. Однако величина закрытого бизнеса может быть различна,  важнейшими факторами для определения бизнеса как “закрытого” при этом являются не только упомянутые выше критерии, небольшое количество акционеров и отсутствие публичных торгов акциями компании, но и ее информационная закрытость.

      Закрытость позволяет компании экономить ресурсы во взаимодействии с окружением, ведь защита и нейтрализация действий конкурентов, вызванных утечкой информации, всегда сопряжена с определенными потерями. Открытость характерна для крупных публичных компаний имеющих в своем распоряжении значительные ресурсы. Любая компания вынуждена затрачивать значительные ресурсы на защиту и поддержание стабильности своей деятельности, они могут быть достаточно значительными и составлять около 80% от имеющихся в распоряжении ресурсов. Открытость вынуждает компанию быть более активной во взаимодействии с окружением и позволяет ей легче приспосабливается к изменяющимся внешним условиям. В этом случае улучшается обмен информацией с окружением, что дает компании возможность активно реагировать на все изменения в окружении и воздействовать на свое окружение, формируя у него вполне определенный необходимый компании имидж. 

       Информационная закрытость характерна для небольших частных фирм, которые выбирают между открытостью или закрытостью в бизнесе осознано, что часто связано с непрозрачностью бизнеса, когда закрытость в первую очередь выгодна руководителям или акционерам  компании в силу целого ряда причин (налоги, сомнительные сделки, непредвиденные расходы на поддержание бизнеса в рамках законодательных требований). Но иногда компания не может вести собственную открытую информационную политику по причинам, которые в большей мере относятся к ее партнерам. Стремление обезопасить бизнес своих партнеров вынуждает такие компании осознанно придерживаться частичной или полной информационной закрытости.

        Неосознанная информационная закрытость компании может быть связана с традиционными и сложившимися моделями взаимодействия с окружением, которые сформированы в “эпоху кооперативов”. Организаторы кооперативов часто очень смутно представляли все тонкости своего бизнеса, действовали на свой страх и риск в новом и не совсем непонятном для них деле, интуитивно придерживались правила - всякая утечка информации – это финансовые потери. Для того чтобы избежать потерь при разворачивании бизнеса руководители кооперативов активно привлекали к работе родственников, друзей и знакомых, что позволяло им уменьшить риск, так как друзья постоянно находились в поле их зрения, им можно было доверять, прощая какие-то их недостатки. Но как только бизнес укреплялся, становился более стабильным, друзья для руководителей становились грузом. Друг – редко тот, кто лучше всего может помочь. Входя в собственный бизнес, становясь настоящим бизнесменом, руководитель начинал понимать, что для того, чтобы сохранить и приумножить деньги, нужны знающие и компетентные работники, это вынуждало его изменяться самому, изменять принципы управления и выбирать между открытостью и закрытостью. Начинающий бизнесмен почти всегда ограничен в ресурсах и открытость ему просто не по карману. 

        Информационная закрытость имеет свои негативы для любой компании и связана со сплетнями и слухами, которые почти всегда имеют отрицательные оттенки, что может создавать определенные трудности в контактах с клиентами и партнерами. Так что, если компании впоследствии потребуются дополнительные средства, то без определенной доли “прозрачности” ее бизнеса, трудно будет привлечь ресурсы извне.

       Таким образом, открытость или закрытость компании помимо информационного аспекта, можно рассматривать в управленческом аспекте, который предполагает определенные (зачастую и совсем разные) алгоритмы взаимодействия внутри компании и вне нее, с внешним окружением. Или же в инвестиционном и финансовом аспекте, определяющем доступность финансовой информации о компании, позволяющем оценить ее доходность, потенциальную рентабельность инвестиций и риски. В этом случае закрытость не позволяет окружению получать финансовую информацию, а также разную информацию - о новых разработках компании.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкер Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 560с.

2.Бубич А., “Закрытая” компания. Современные технологии управления персоналом. № 2.2003. – с.48.

3.Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 1999. – С. 332-340.

4.Новый большой англо-русский словарь: в 3-х томах. Под общим руководством Ю.Д.Апресяна. – 2-е издание., испр. – М., Русский язык., 1997 – 824с.],

5.Медовников Д., Савеленок Е. Амбиции выбора. Эксперт № 20, 1 июня 1998 года.

6.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд.8-ое, стереотипное. М., Советская энциклопедия, 1970. 900с. 

7.Румянецева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров. “Управление развитием организации”. Модуль 3. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288с.

8.Сенге.П., Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. Москва., ЗАО Олимп-Бизнес., 1999. 408с.

9.Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров. “Управление развитием организации”. Модуль 2. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 192с.

10.Чалдини Р. Психология влияния – СПб.: Издательство Питер, 2000. – 272с.

 

На главную страницу

 

Сайт создан в системе uCoz