На главную страницу

 

НОВЫЙ РАБОТНИК В «ЗАКРЫТОЙ» КОМПАНИИ

 

      Интерес представляют управленческие аспекты работы с персоналом в “закрытых компаниях”. Очевидно, что понятия “закрытость” и “закрытый”, которые в словаре русского языка объясняется как недоступный для посторонних [7], для таких структур определяет саму основу специфики работы с объектами воздействия. Для закрытой компании – это, прежде всего, ее новые работники. Особый интерес не только для специалистов по персоналу, но и для любого работника, который столкнулся  с такой организацией, представляет процесс взаимодействия человека и такого структурированного окружения как “закрытая фирма”. Информированность окружения о технологиях управления в закрытых компаниях незначительна, а организационно-правовая форма компании, например, “акционерное общество открытого типа”, может не отражать ее фактическую открытость или закрытость. Должность специалиста по персоналу предоставляет возможность для встреч и бесед с бывшими работниками закрытых компаний, которые приняли решение о перемене места работы, что позволяет получить определенный доступ к информации об особенностях организационной культуры закрытых компаний и особенностях работы с персоналом.  

      Можно выделить несколько основных этапов взаимодействия работника и компании: вербовка, прием на работу и адаптация, обучение или переквалификация, вхождение в компанию, идейно-воспитательная работа (отождествление работника с компанией, воспитание у него приверженности компании), упрочнение и стабилизация положения работника в компании, его развитие и карьерный рост. Каждый из них характеризуется своими особенностями и представляет определенный интерес для специалистов по работе с персоналом.

      Взаимодействие работника со структурированным окружением начинается с этапа вербовки и приема на работу, который осуществляется под контролем  специалистов по персоналу компании. Они стремятся расположить кандидата к себе, вызвать у него доверие и получить от него максимум необходимой информации. Демонстрируя желание оказать кандидату помощь, они, как правило, выглядят воодушевленными, уверенными в себе, стремясь создать в сознании кандидата образ, который бы отождествлялся с образом работника солидной, стабильной и развивающейся компании.

       Представление кандидата на вакантное место руководству в закрытой компании осуществляется по алгоритму, основным содержанием которого является знакомство работника с главными лицами компании (руководителям, собственникам, управляющим). Кандидат должен подтвердить свое желание получить место в компании неоднократно перед большим количеством руководителей различного уровня. Это одна из традиций приобщения новичка к “великому делу компании” и ее секретам, которая выстраивается по определенной строгой процедуре и обставляется так, чтобы участие в ней воспринималось кандидатом как счастливый шанс. Процедура представления эксплуатирует неудовлетворенное желание человека в коллективной защите и его стремление к командной работе, когда он получает возможность стать частью общего коллективного “Мы”. Кандидату в процессе представления  непременно подчеркнут, что он пока еще “посторонний”, нацеливая, таким образом, все его действия на необходимость доказать окружению, что он “свой”.

      На протяжении испытательного срока у новичка стремятся поддерживать ощущение изолированности его от остального коллектива и неуверенности в правильности тех или иных действий. Специалисты по работе с персоналом исходят из того, что любой новый работник компании должен изначально быть настроен на изменение своих представлений и шаблонов взаимодействия с окружением, активно перенимать и усваивать новые модели и стандарты  “фирменного поведения”, декларируемые в компании. Такая установка в строгой и категоричной форме отрицает старые сложившиеся у работника модели поведения и направлена на то, чтобы ускорить процесс его адаптации к новому окружению.

       Повседневное общение нового работника с руководителями различного уровня “закрытой компании” сопровождается “идеологической обработкой”. Внимание новичка акцентируют, прежде всего, на различных перспективах и выгодах, которые откроются перед ним, если он сможет в новом окружении “стать своим”. Руководители и специалисты по персоналу постоянно подчеркивают солидность и значимость компании, стремясь закрепить в сознании работника образ надежной, стабильной, развивающейся компании, которая является выгодным местом работы, позволяющим каждому реализовать все свои мотивы, потребности и интересы. “Закрытые компании”, как правило, размещаются в современных офисных помещениях оснащенных по последнему слову техники, что непроизвольно создает не только у клиентов, но и у новых работников образ современной, солидной и процветающей компании. Однако насколько формируемый окружением образ компании совпадает с действительным ее положением на рынке судить по первым впечатлениям сложно, но в течение первых нескольких месяцев работы работник может получить из окружения достаточное количество информации подтверждающей его первые впечатления или корректирующих их в ту или иную сторону.

      Руководители и специалисты по персоналу компании на протяжении испытательного срока стремятся сформировать в сознании работника установку на то, что компания не только возможность, но и  ресурс для реализации его профессиональных и творческих способностей. Основой такой установки является обещание удовлетворения всех потребностей работника, оно направлено, во-первых, на подавление прежнего социального поведения новичка, во-вторых, на концентрацию его внимания на целях компании, которые представляются как единственно возможный и правильный путь полного удовлетворения его потребностей.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкер Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 560с.

2.Бубич А., “Закрытая” компания. Современные технологии управления персоналом. № 2.2003. – с.48.

3.Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 1999. – С. 332-340.

4.Новый большой англо-русский словарь: в 3-х томах. Под общим руководством Ю.Д.Апресяна. – 2-е издание., испр. – М., Русский язык., 1997 – 824с.],

5.Медовников Д., Савеленок Е. Амбиции выбора. Эксперт № 20, 1 июня 1998 года.

6.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд.8-ое, стереотипное. М., Советская энциклопедия, 1970. 900с. 

7.Румянецева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров. “Управление развитием организации”. Модуль 3. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288с.

8.Сенге.П., Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. Москва., ЗАО Олимп-Бизнес., 1999. 408с.

9.Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров. “Управление развитием организации”. Модуль 2. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 192с.

10.Чалдини Р. Психология влияния – СПб.: Издательство Питер, 2000. – 272с.

 

На главную страницу

 

Сайт создан в системе uCoz