ОБУЧЕНИЕ В «ЗАКРЫТОЙ» КОМПАНИИ

 

       Обучение ставит своей целью доведение основных фирменных технологий до работников и приобщение их к корпоративной культуре компании. Оно проводится в форме курсов, семинаров, лекций, совещаний, консультаций, бесед, и призвано направить устремления нового работника на выполнение должностных обязанностей, решение задач и проблем, которые связаны не только с его  непосредственным местом работы, но и с перспективами развития подразделения и компании в целом. Озадачивая работника по максимуму, оно побуждает его к инициативе, творчеству и развитию, которые представляются как реальная возможность полной самореализации. Специалисты по работе с персоналом стараются не оставлять работнику времени для критического осмысления осуществляемого ими воздействия.

        В процессе обучения у работников последовательно формируют образы и логические выводы, иногда построенные не на фактах, а на недосказанности и часто повторяемых преподавателями ярких образах и полунамеках. Понятно, что задача консультантов, преподавателей и специалистов по персоналу состоит в том, чтобы максимально использовать знания и умения каждого отдельного работника в его производственной деятельности. И если, новый работник до этого находился в состоянии кризиса (вызванного потерей или переменой места работы), то вовлеченный в командное действо, проводимое в виде тренинга, и подключенный к решению определенной задачи, он получает реальную возможность ощутить свою необходимость компании и причастность к общему важному делу. Им овладевает желание работать и отдавать все свои знания и навыки целям и задачам, поставленным перед ним компанией. Если работник не привык задавать критических вопросов, лабилен, он легко поддается влиянию других сильных личностей. Интересно, что бывшие работники закрытых компаний утверждают, что у них всегда возникало желание проводить в компании как можно больше времени, не потому, что они чего-то не успевали сделать в течение рабочего дня, а потому, что сама психологическая обстановка создавала такие предпосылки. Декларативно руководство не приветствовало переработку, но и не предпринимало никаких шагов, чтобы контролировать рабочее время.  

       На занятиях-тренингах создаются определенные условия, которые позволяют обучающимся почувствовать себя активными участниками команд и даже лидерами (групп, команд). Работника вводят в группу ключевых специалистов, чтобы дать ему возможность почувствовать свою причастность к значимым для компании специалистам, причастность к решению коллективных задач, направленных на развитие и стабилизацию бизнеса непосредственно в его отделе или структурном подразделении. Работник начинает с удовольствием отдавать все свое свободное время решению, поставленных компанией задач, участвует в коллективных совещаниях, собраниях, беседах. Система обучения в закрытой компании направлена также на то, чтобы формировать и поддерживать образ руководителя компании. Часто это сам владелец компании или лицо, отвечающее за работу с персоналом, обладающее непререкаемым авторитетом. У такого руководителя изначально имеется ряд преимуществ, которые ему предоставляет его должностное положение. Участвуя в процессах решения задач в командах и контролируя их, такой руководитель стремится, прежде всего, удовлетворять запросы наиболее активных (точнее наиболее полезных компании) членов команд. Работники, вовлеченные в процесс обучения, постоянно контактируют с ним, что позволяет  им не только отождествлять его образ с образом высшего руководителя, обладающего значительными возможностями, но и активно пропагандировать этот образ, добавляя в него собственные  впечатления, сформулированные как черты их учителя, готового в любой момент помочь и поправить их действия. Компания стремится к тому, чтобы новые работники воспринимали компанию как сообщество, идеальное общество верных друзей и товарищей, воодушевленных общей идеей и стремящихся к одной цели. Стать для работников образом совершенной семьи – это главное в процессе формирования коллективного «Мы», что в конечном итоге дает ей, во-первых,  реальный шанс жить и выживать и в сложном конкурентном окружении, во-вторых, каждому ее работнику реализоваться многие свои потребности, мотивы и интересы.     

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкер Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 560с.

2.Бубич А., “Закрытая” компания. Современные технологии управления персоналом. № 2.2003. – с.48.

3.Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 1999. – С. 332-340.

4.Новый большой англо-русский словарь: в 3-х томах. Под общим руководством Ю.Д.Апресяна. – 2-е издание. – М.: Русский язык, 1997 – 824с.

5.Медовников Д., Савеленок Е. Амбиции выбора. Эксперт № 20, 1 июня 1998 года.

6.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд.8-ое, стереотипное. М., Советская энциклопедия, 1970. 900с. 

7.Румянецева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров. “Управление развитием организации”. Модуль 3. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288с.

8.Сенге.П., Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 1999. 408с.

9.Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров. “Управление развитием организации”. Модуль 2. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 192с.

10.Чалдини Р. Психология влияния – СПб.: Издательство Питер, 2000. – 272с.

 

ã  DA

Daine Ave

 

Диана Оверченко

dainave@yandex.ru

Сайт создан в системе uCoz