ПОНИМАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ
СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Спрогнозировать процесс движения субъекта
(главного действующего лица или героя) к намеченным целям в управленческом
решении трудно потому, что субъекты (главные
действующие лица или герои), совершая действия в процессе движения,
активизируют значительные изменения свойств и качеств не только самих
элементов, на которые они направляют свои действия, но, безусловно, начинают
изменяться и сами. У них появляется определенный опыт, приобретаются знания,
умения и навыки, кроме того, они эмоционально реагируют на результаты своих
действий, что не может не привести к изменениям хотя бы их эмоционального
состояния. Продвижение субъектов (героев управленческого решения) к целям
активизирует изменения окружения, в котором они совершают свои действия. Все это порождает различные явления и
события, в которых прямо или косвенно проявляются те или иные свойства
всех, задействованных в реализации лиц
и используемых при этом предметов. Изменения свойств и качеств элементов,
составляющих процесс реализации любого управленческого решения не всегда можно
предсказать или предугадать, очень часто они оказываются неожиданными и нетипичными.
Но человек, как правило, стремится предугадать результат своих действий,
которые направлены не только на запланированный и желаемый результат, но и на
возможные отклонения от него. Его действия также могут быть направлены на
корректировку текущего промежуточного результата, но именно они часто и
являются тем практическим опытом, который порождает уверенность и мастерство
человека.
Для того чтобы научиться анализировать и
прогнозировать процесс движения субъекта управленческого решения необходимо
понимать причины и, прежде всего, мотивы,
потребности и желания субъекта, которые вынуждают его что-то хотеть
сделать и что-то делать, чтобы реализовать это хотение. Под объектом понимания
следует рассматривать все элементы, составляющие как систему сам процесс
движения субъекта к намеченным целям.
Выделяют большое количество разнородных
объектов понимания, однако, для анализа и выработки управленческого решения
наиболее важны четыре основные группы объектов понимания:
во-первых, это люди как субъекты управления и как объекты
управленческих воздействий,
во-вторых, действия людей, в том числе их “речевые акты”
(то, что они делают и то, что говорят),
в-третьих, цели и результаты их действий (конечные,
промежуточные, этапные),
в-четвертых, другие разнообразные объекты, о которые имеют
существенное значение в конкретном управленческом решении (так для того, чтобы
изготовить деталь необходимо иметь ее чертеж или эскиз, без этого
второстепенного элемента, невозможно осуществить действие и добиться желаемого
результата).
Каждый из названных элементов оказывает
самое непосредственное внимание и на процесс движения субъекта управленческого
решения к цели и в первую очередь на его действия.
Понятием «понимание»
часто обозначается вполне определенная разновидность знания, при чем субъектом
такого знания могут быть люди, точнее знание их знаний, способностей, умений,
навыков и др. особенностей, а также, знание их способностей к действиям (навыки, умения и опыт) и продукты,
созданные ими в результате деятельности. Такое знание представляет собой
подтвержденную истинную веру, то, что подтверждено в ходе взаимодействия или же
опровергнуто, если знания не верны. Названное в определении подтверждение
осуществляет согласование того, что нуждается в подтверждении, с исчерпывающим
набором представлений, которые, будучи взяты как единое целое, объясняют то,
что человек стремимся понять. Наши знания о каком-то человеке представляют
собой целостный образ этого человека, который постоянно сравнивается с
реализуемым им в окружении образом.
Вера субъекта, осуществляющего или
планирующего какое-то решение в то, что для того чтобы осуществить намеченное и
удовлетворить возникшую потребность ему необходимо совершить определенное
действие, и является тем важным, что заставляет его в дальнейшем совершать такое действие. Например: для того, чтобы
освежить воздух в помещении человек может хотеть открыть окно. Но чтобы приток
воздуха поступил в помещение, ему необходимо совершить действие – подойти к
окну, открыть форточку или створку окна. Однако, имея такое желание и веру,
человек может, тем не менее, оставить окно закрытым потому, что могут быть
обстоятельства, которые препятствуют осуществлению действия. Так, например, в
комнате может находиться человек, который простужен, следовательно,
сквозняк может усугубить его состояние,
если окно будет открыто. В объяснении действий субъекта нет системы, в этом
отношении действия субъекта отличны от физических явлений, которые люди
стремятся объяснить с помощью законов. Человеку бывает очень сложно
прогнозировать собственные действия, но еще сложнее дать объяснение действиям
других людей, которые задействованы в управленческом решении.
При объяснении поведения человека
необходимо принимать во внимание полный набор представлений, которыми руководствуется субъект, когда он думает о
том, что может предпринять какие-то
действия для достижения намеченного результата и каковы возможные
последствия этих действий, из которых он должен осуществить тот или иной выбор.
При объяснении поведения субъекта следует рассматривать все указанные факторы в
комплексе.
При анализе действий человека в
управленческом решении используют принципы
рациональности, подробную
классификацию которых можно найти в учебниках по теории принятия решений.
Согласно этой теории, действие является конечным результатом двухступенчатого
процесса. Двухступенчатость этого процесса состоит в том, что сначала
человек думает о том, какие действия можно предпринять в данной ситуации. Его
выбор зависит от представлений о том, что возможно и что невозможно для него в
данный момент. Однако он не перебирает все возможные альтернативы, ибо такой
поиск ограничен, с одной стороны, возможностями фантазии и временем, которым он
располагает, а с другой стороны, его представлениями о том, насколько связаны
альтернативные способы действия с тем, что он желает получить в результате
действия или чего опасается. Как правило, человек останавливает свой выбор на
тех альтернативах, которые, как ему представляется, нужно непременно осуществлять
или же которых надо обязательно избежать, то есть он рассматривает
альтернативы, дающие, как говорят экономисты, особенно большой положительный
или отрицательный эффект. [18] Такая альтернатива может быть описана критерием
«яркое-важное», то есть тем, как человек воспринимает ситуацию и видит ее
развитие (эмоциональная составляющая) или тем, что в ней представляется ему
наиболее существенным и важным (сущностная составляющая).
Вторая стадия процесса
принятия решения состоит в сопоставлении двух основных альтернатив друг
с другом – того, что он желает получить в процессе реализации с тем, чего
опасается. При этом человек исходит их своих представлений, касающихся
вероятности различных последствий возможных его действий, а также из той
значимости первого или второго варианта событий, которую он приписывает каждому
из этих последствий. Умножая вероятность на значимость и суммируя результаты,
человек вычисляет эффект каждой альтернативы и выбирает альтернативу с
наибольшей ожидаемой полезностью.[1]
Можно утверждать, что задача
выбора для человека во многом зависит от того, какие качества
задействованных им в решении людей, предметов или явлений он положил в основу
планирования и организации управленческого решения. Человек всегда стремится к
осознанию и объяснению причин своих поступков и действий, что диктуется
необходимостью осуществления того или
иного выбора и, следовательно, тем самым самостоятельного предопределения и
планирования не только того, что он планирует сделать, но и того, что делает.
Этот выбор состоит в том, что решается, нужен данному человеку идеальный или
конкретный проект будущего, того, что хотелось бы достичь. Важно при этом также
понять, какой это идеал и какой это проект, насколько он прочно соотносится с реальными
ресурсами и возможностями данного человека. Поиск варианта будущего, таким
образом, представляет собой последовательность таких действий, как анализ,
выбор и планирование в рамках альтернативы[2]:
“яркое-важное”.
Для
оценки других людей, предметов или явлений часто используется критерий “яркое-важное”,
который не
всегда открывает свою непосредственную прямую связь, через которую предмет или
явление воздействует на человека. Можно лишь утверждать, что эта связь всегда
присутствует, и она может быть или непосредственной (прямой), или
опосредованной (косвенной), органически увязанной с социумом и культурой
конкретного индивидуума.
Таким образом, успех действий человека в реализации намеченных целей во
многом зависит от того, какие свойства того или иного предмета или явления
положены в основу запланированных к осуществлению действий, насколько удачно
спрогнозированы изменения этих свойств в будущем и предугаданы их качественные
и количественные изменения. Понимание процесса выбора по принципу интереса,
позволяет находить наиболее удачные решения, планировать и предугадывать их
развитие, а, следовательно, достигать намеченных целей.
Люди, которые далеко продвинулись по пути личного
совершенствования, для уяснения качества предмета
или явления по критерию
“ярко-важное” используют метод “проигрывания в уме”, при котором прослеживается
“жизнь качества” и его развитие по
шкале “настоящее-будущее”. Самое полезное, чего может добиться таким подходом любой – это научиться узнавать, что для
него важнее всего не только в данный момент, но и по истечении некоторого
времени.
Используя теорию принятия решений при
объяснении поведения людей, следует учитывать, что человек обычно рассматривает
только небольшое количество альтернативных действий (наиболее часто выбор человека сводится к
альтернативе «важное-яркое»), которые можно предпринять в данной ситуации.
Человек нередко задумывается только над некоторыми из последствий и располагает
неадекватными представлениями о вероятности. Кроме того, он может иметь
ценности и предпочтения, существенно отличающиеся от тех, которые, как нам
представляется, он должен иметь.
Объяснение и
предсказание поведения субъекта зависят от тех сведений и
представлений о данном человеке, которыми мы располагаем: от присущих ему
качеств, которые проявляются при принятии им решения (например, осторожен ли он
или предпочитает рисковать), от осознаваемых и неосознаваемых им представлений
и желаний в момент совершения определенного действия и т.д.
Причина действия (то есть желание или мнение) никогда не бывает единственной,
однако в готовом объяснении обычно содержится только один или же
небольшое количество факторов, которые мы склонны считать действительными
причинами поступка. Мы выбираем эти факторы в зависимости от их
относительной значимости и от ситуации, в которой дается объяснение, например в
зависимости от того, какая информация известна человеку, для которого
предназначено объяснение.
Существует много причин, которые
учитываются в объяснении по принципу субъективного обоснования, однако обычно,
мы приписываем статус действительной причины только одной из них (или же
ограниченному числу).
Очевидно, что каждый субъект обладает
теми или иными свойствами, характеризующие его предрасположенность к действию
(для человека это его желания, стремления, характер и т.п.). Однако эти предрасположенности не
обязательно должны быть детерминистскими, они скорее всего вероятностные.
Человек, который хочет подышать свежим
воздухом и считает, что для этого необходимо открыть окно, обязательно его
откроет, если он уверен, что от этого никто не пострадает.
Однако все выше сказанное не является
гарантированным для понимания и оценки возможного действия субъекта, так как
при этом нам приходится иметь дело с такими ценностями, как красота, деньги,
любовь, мир и т.д., которые мы не умеем сравнивать и которые, возможно, вообще
являются несравнимыми.
Набор названных выше факторов и их соотношение
будут у каждого человека различными. Кроме
того, объекты (в нашем случае это люди) обладают способностью учитывать
различные возможности, реализация каких-либо из этих возможностей может гораздо
лучше удовлетворить те или иные желания конкретного человека, чем результаты,
которых он мог бы достичь, если бы следовал в направлении поставленных пере ним
целей по некоторому логическому максимуму. В добавление ко всему сказанному
следует отметить, что рассматриваемые объекты (люди) обладают способностью
размышлять о происходящих с ними событиями, что может оказывать обратное
воздействие (этих размышлений) на систему ценностей и представлений, а,
следовательно, и на их действия.
Таким образом, механически имитировать
модель поведения конкретного человека в какой-то конкретной ситуации
представляется довольно сложной задачей, мы можем претендовать только лишь на
максимально близкое понимание свойств, присущих только человеку.
Задание
1.
1.
В комнате перегорела лампочка. Какие причины вызвали выход из строя этого
источника света? Назовите возможные причины выхода из строя, связанные с
действиями людей. Какие причины выхода из строя источника света, не связанные с
действиями людей, могут быть помимо, названных Вами?
2.
Какие действия человек может предпринять для разрешения сложившейся ситуации?
3.
Попробуйте дать объяснение ситуации наиболее невероятное? В чем невероятность
ситуации? Увязана ли эта невероятность с действиями людей или самим качеством
предмета? Как это невероятное качество изменится после действия человека,
решившего разрешить сложившуюся ситуацию?
Литература:
1. С.Э.Александров, П.Э.Фадеев., Рейтинг-анализ. Учебное пособие.
Минск.1999.
2. Г.С.Альтшуллер. Творчество как точная наука. - М.:
Советское радио.1979.
3.
Г.С.Альтшуллер, И.М. Верткин. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности.
- Минск. Беларусь, 1994.
4. Г.С.Альтшуллер Найти идею: Введение в теорию решения
изобретательских задач. - Новосибирск: Наука. 1991.
5.Бубич Анатолий. ”Яркое-важное” в принятии решений // Рэкламнае
акно №1(34), 30 верасня 2000., (дадатак да часопіса Акно). - с.7.
6.Бубич Анатолий.
“Важное-яркое” в принятии решений // Акно, № 1(35), студзень-сакавiк 2001. - с.102.
7.Бубич А. Основные принципы стратегии вживания // Отдел
кадров, №9, 2001. - с.66-73.
8.Бубич А. Принципы сбалансированного взаимодействия
человека с окружением // Отдел кадров, №2 (12), 2002. - С.104-112.
9. Ю.Б.Борев, Эстетика. Москва: Издательство политической
литературы. 1981. С.399.
10.Кен Бланчард, Терри Вэгхорн, Миссия возможного, или как
стать компанией мирового класс, Челябинск, Урал ЛТД, 1998, - C.292.
11. Люис Макмастер Буджолт. Танец отражений. М. ТКО АСТ, 1996.
12.Павел
Вацлавик. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., Прогресс., Минск.,
Беларусь. 1990. – С96.
13. М.Вудкок и Д.Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер.- Москва:
Дело. 1991. С.320.
14. В.В.Голубев, Трансформация менеджмента. Управление персоналам. N% 8. 1997 г., с.8.
15. Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли.- Москва: Танаис ДИ-ДИК. 1994. С.544.
16.П.М.Ершов, Режесура как практическая психология,
Издательство «Искусство»,Москва,1972,с.22.
17. А.П.Егоршин, Управление персоналом, Нижний Новогород, 1997, с.607.
18.Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XVIII.Логический анализ
естественного языка. Москва. “Прогресс”. с.392
19.П.Э.Фадеев, Т.Б.Фадеева. Прикладная теория драматургии.
Основы психосинтеза. Первая часть.- Минск: ПФ Трамп, 1992.- С.14.
20.
Наполеон Хилл. Ключи к успеху. Москва. 1992.
21. Что
вы знаете и чего не знаете о себе и других. Психологические тесты и наблюдения
над странностями человеческой психологии. Сост. С. Степанов, Москва, 1994.
ãDA. ã Daine Ave. Диана Оверченко. E-mail: dainave@yandex.ru
http://dainave.narod.ru/DA20031510.htm
главные действующие лица или герои, мотивы, потребности и желания субъекта, понимание, представления, яркое-важное, альтернатива, успех действий, качества предмета или явления, альтернативные действия, объяснение и предсказание поведения, принципы рациональности,
[1]Указанные операции умножения и суммирования ставят много сложных вопросов, которые широко обсуждались в литературе по теории принятия решений. Вполне вероятно, что способ, при помощи которого человек суммирует предпочтения и значимости и вычисляет ожидаемую полезность, имеет мало общего с арифметическими операциями умножения и сложения.
[2] Альтернатива
(от французского аlter native, в латинском аlter – один из двух), -
необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями.