КОНКРЕТИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ
СУБЪЕКТА НА ЭТАПЕ ВЫБОРА
При анализе деятельности человека в
управленческом решении понятия субъект и объект обозначают человека,
оказывающего воздействие на предмет или другого человека с целью получения
определенного результата. Человек в процессе деятельности выступает в роли
субъекта деятельности, но в совместной деятельности с другими людьми он также
может быть объектом деятельности. В рамках взаимоотношений «человек-человек»,
например, руководитель и подчиненный, руководитель выступает как субъект
управления, а подчиненный как объект управления. При решении какой-то задачи во
внешнем окружении система «субъект управления – объект управления» видоизменяет
свою изначальную структуру и преобразуется, организуется в систему, которую
рассматривают как объект, например, объект налогообложения, субъектная же роль
при этом переносится на структуру осуществляющую сбор налогов. Используя терминологию
литературоведения, будем называть человека, задействованного в управленческом
решении в роли инициатора, организатора и исполнителя, героем управленческого
решения, так как с ним, как правило, отождествляется, интересующий любого
аналитика и управленца, процесс реализации управленческого решения и, прежде
всего, полученный в итоге результат.
Человек, как
главное действующее лицо управленческого решения, является лицом, принимающим
решение и в действиях ориентируются на поведенческие аспекты. Личные
предпочтения заставляют его выбирать какой-либо определенный образ действия для
достижения поставленной задачи. Личностные качества человека влияют на его
выбор так же сильно как и предпочтения окружения. Но наиболее сильно влияет не
выбор склонностью человека к принятию риска или к уклонению от него. Однако
наиболее необъяснимо с позиции рациональности влияние на выбор подсознательного
(интуиции).
Действиям человека, как правило,
противопоставляется «безразличная» реактивность предмета (объекта) на который
он направляет свои действия, что находит свое отражение в самом понятии субъект
деятельности как формы активного взаимодействия, в ходе которого человек
воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои
потребности. Исходя из своих потребностей и интересов человек, используя
собственные возможности, создает разнообразные вспомогательные средства, и
преобразует объект, воздействует на него, образуя новые связи и отношения.
Другими словами, человек ассимилирует объект и подчиняет себе. Видоизмененный в
процессе деятельности объект удовлетворяет определенную потребность или интерес
человека.
Под
потребностями человека
понимаются: 1) объективные нужды человека в определенных условиях,
обеспечивающих его жизнь и развитие; 2) фундаментальные свойства личности,
имеющие тенденцию определять её отношение к действительности и собственным
обязанностям, в конечном итоге – определять образ её жизни и деятельности; 3)
определенные состояния психики человека, отражающее недостаток веществ, энергии
и других факторов, необходимых для нормального функционирования человека как
живого организма и личности. Иная потребность (нужда) - сродни
инстинкту, коренится в нем и трансформируется по мере развития интеллекта, в
результате чего инстинкт начинает контролироваться сознанием. Кроме того, в качестве побудителей
человеческой деятельности рассматриваются интересы, желания и намерения,
задачи.
Интерес - это
когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с
одной центральной потребностью. Например: интерес к себе могут вызвать самые
разнообразные события, любой частный раздражитель (слуховой, зрительный) и т.д.
Интересу соответствует особый вид деятельности -
ориентировочно-исследовательская. Высший уровень такой деятельности (присущий
только человеку) - научные и художественно-творческие изыскания.
Рис.
1. Этап осознания, выработки и формулировки цели и постановки задачи для
системы «субъект-объект»
Желания и намерения - это ситуативно
возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие
изменяющимся условиям выполнения действий. Следовательно, и любая задача - это
частный ситуативно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе
выполнения человеком действий, направленных на достижение определенной цели,
возникает трудность, которую он преодолевает благодаря постановке конкретной
задачи в рамках эпизода или ситуации.
Система ценностной ориентации потребностей
имеет многоуровневую структуру, вершиной которой являются ценности, связанные с
идеализациями и жизненными целями личности. Иерархия фундаментальных
потребностей, по А. Маслоу: 1. физиологические потребности (пища, вода, сон и
т.п.); 2. потребность в безопасности (стабильность, порядок); 3. потребность в
любви и принадлежности (семья, дружба); 4. потребность в уважении
(самоуважение, признание); 5. потребности самоактуализации (развитие
способностей).
В основе этой схемы лежит допущение,
что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее
удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным
потребностями, расположенными вверху.
Потребности рассматриваются в прямой связи с деятельностью человека как
действия направленного на удовлетворение его конкретной потребности, являющейся
исходным и главным пунктом в управленческом решении. В качестве нужды или потребности, потребление само
выступает для человека как мотив к производительной деятельности и исходный
пункт для организации и реализации целенаправленного действия. Человек как субъект
деятельности воздействует на предмет и через него на удовлетворение актуальной
для себя потребности, интереса или устремления. Таким образом, управленческое решение можно рассматривать как
последовательную цепь от активизации потребности (осознания ее актуальности) с
последующей трансформацией в действие, и в итоге – удовлетворение потребности
человека. Такая последовательность иллюстрирует мотивирующую основу
деятельности человека. Однако, потребность становится мотивирующей и
инициирующей деятельность человека только тогда, когда человек начинает
действовать. Действие активизирует деятельность человекам и актуализирует его
потребность.
Исходным моментом любого управленческого
решения являются эмоциональные переживания, благодаря которым можно понять и
объяснить, почему человек ставит перед собой цели и создает новые предметы.
Мотив, желание и интерес активизируясь, вынуждают человека действовать и
материализовать субъективную потребность в конкретный и осязаемый результат.
Цель
объединяет все то, что представляет интерес для человека и в его сознании
отражается как образ конечного результата, который планируется получить в
намеченной к реализации задаче. Образ конечного результата должен быть понятен
и вкладываться в те понятия, которые отобраны в качестве критериев и
характеристик для определения его достижения. Следовательно, чтоб
спрогнозировать конкретный результат, необходимо представить описание этого
предполагаемого конечного результата до того как начать действовать. Важно и
необходимо также сформулировать характеристики или критерии достижения
результата (количественные и качественные характеристики).
Рис.
1. Этап планирования и корректировки действий для системы «субъект-объект».
Исход
любого управленческого решения определяется результатом, который ожидает
получить человек, принимающий решение и является основным аспектом
управленческого решения потому, что в нем отражается превалирующее отношение
человека к решаемой проблеме, причем речь идет, прежде всего, о том отношении,
которое существовало на момент принятия решения. Существующее отношение человека,
принимающего решение, предопределяет, попытается ли он достичь максимально
приемлемого исхода при данных условиях со сопутствующей им возможностью
неудачи, или он просто попытается достичь цели посредством использования
«удовлетворительного» подхода, в рамках которого не нет возможности
максимизации успеха, но который гарантирует более стабильный положительный
результат. В любом случае ожидания человека относительно исхода являются
основным импульсом, предопределяющим его выбор, и поэтому требуют особого
внимания при анализе различных аспектов управленческого решения.
Сам процесс реализации управленческого
решения представляет собой определенную последовательность операций, которые
направлены на общую цель. Управленческое решение характеризуется местом
действия и героем управленческого решения, на удовлетворение целей и
потребностей, которого оно направлено. И место действия и герой управленческого
решения, как правило, ассоциируются с организацией, фирмой или компанией,
которые посредством решения сложных управленческих задач стремятся обеспечить
свое конкурентное преимущество в окружении и стараются «перерешать» своих
конкурентов. Они озадачены выработкой собственных алгоритмов управленческих
решений, которые бы соответствовали таким критериям, как оправданность в данной
ситуации, быстрота, успешность и минимизация риска. Таким образом, принятие
решения представляется как самый важный вид в деятельности любой организации, а
управленец как главное лицо в его инициировании, планировании, организации и
реализации. Принятие решений
является только одной из обязанностей управленца и обычно занимает лишь
небольшую часть его времени, однако, принятие важных решений является
конкретной обязанностью именно управленца в любой организации, фирме или компании.
Принятие решений самый значимый вид
деятельности, который для руководителя или менеджера-управленца является должностной
обязанностью, зафиксированной в должностной инструкции. Однако, формально
зафиксированная в должностной инструкции менеджера обязанность принимать
управленческие решения не связана с такими его личностными качествами как
готовность и стремление брать на себя ответственность за трудные и рискованные
решения. Значимость решения связана не только с личностными критериями,
характеризующими лицо принимающее решение, но и с его местом и ролью в
организационном окружении, а эффективность работы менеджера, прежде всего,
связана с тем, насколько успешно он инициирует, планирует и принимает решения.
Однако успешность как результат управленческой деятельности не может быть
оценена и констатирована как таковая «здесь и сейчас», поскольку ее результат
проявляется по истечении некоторого времени.
Управленческие решения имеют особенность
и отличие от других решений, которые принимаются, как правило, не в рамках
формальной структуры, а в другой обстановке или искусственно созданных
условиях, оно является следствием сложного процесса, который необходимо сначала
понять, а затем уже эффективно использовать.
В этой связи следует
остановиться на значимости как основании для принятия управленческого решения.
В менеджменте основное внимание уделяется самому процессу принятия решений, при
этом значимой выступает окружающая рабочая среда (место работы). Это значит,
что в процессе выработки и принятия управленческого решения внимание уделяется,
прежде всего, контексту принимаемых решений.
Если же значимой является организация как структура или как герой
управленческого решения, то тогда основное внимание направляется на «внутреннее
место» принятия решений. Особое значение имеют внутренние характеристики
управленческих решений, а также модели и стратегии принятия управленческих
решений, в том числе анализ решения по критерию уверенности или неуверенности
(«успех-неуспех») в конечном результате тех или иных решений. Полномочия,
связанные с управленческими решениями, представляются в контексте их основных
параметров и значащих проявлений. Управленческие решения осуществляются
посредством динамического и внутренне взаимосвязанного процесса, состоящего из шести
функций принятия решений:
1)постановка задачи или проблемы, она, как правило,
предполагает осознание проблемы и формулировку задачи в виде символа, формулы,
формулировки или образа. На этапе формулирования задачи любая проблема может
разрастаться или сворачиваться. Очень важно на этом этапе определить степень
ответственности лица принимающего решение за результат.
2)поиск альтернатив, любая задача или проблема может
быть решена по-разному, к ней можно двигаться разными путями. Наличие
альтернатив озадачивает человека и вызывает у него определенные колебания, что
сдерживает человека в действиях и оттягивает процесс реализации управленческого
решения.
3) анализ, сравнение и оценка альтернатив,
аналитическая работа, направленная на поиск оптимального варианта действий.
Важно минимизировать время на «переборку» вариантов и поиск оптимального
решения.
4)выбор варианта (обоснование, закрепление и
принятие). Из возможного множества человек должен выбрать, прежде всего, тот
вариант, который является оптимальным, реальным и достижимым.
5)принятие решения и реализация (фиксация плана
действий по существу уже действие). 6)сопровождение и контроль действий.
Любое
управленческое решение обладает определенными параметрами и величинами, характеризующими его как процесс,
явление и динамичную систему. К параметрам управленческого решения относят:
1)
рациональность, увязывающую оптимальность путей, ресурсов, сил и средств,
задействованных в его реализации;
2)
структурированность. Стратегия решения имеет ближайшие (этапные) задачи и
перспективу. Любое решение может быть представлено как система целей
(ближайших, отдаленных и перспективных). Наиболее значимо решение, имеющее
долгосрочную перспективу или продолжение.
3)
результативность (исход решения должен быть положительным),
4)
неопределенность (невозможность предугадать каким будет результат, каким будут
противодействия и реакции объекта действия или окружения). Однако,
настроенность человека на самые сильные возможные негативы, позволяет ему
подготовиться к любым противодействиям и реакциям.
5)
организация решения как процесса с определенной последовательностью действий,
6)
уровень управленческого решения (не каждое решение может быть реализовано на
том уровне, на котором оно инициировалось),
7)
значительность (то, как оно повлияет на героя управленческого решения и на
самого окружение).
Завершение
принятия управленческого решения ассоциируется с осознаваемым или
подсознательно подтверждаемым утверждением: «мною принято решение действовать
так то и так то». Это означает, что человек предпринял определенные действия,
предварительно рассмотрев несколько возможных вариантов действий и начал
действовать. Однако, любое управленческое решение характеризуется постоянно
изменяющейся обстановкой, изменением качеств задействованных в нем объектов
(предметов и людей). Для решения характерно также наличие определенных ожиданий
в отношении одного какого-либо конкретного образа действий, заставляющее
человека, принимающего решение, выбрать именно данный образ действий. В момент
выбора человек, осуществляющий выбор, исходит
из предположения, что данный вариант действий предоставляет ему
наилучшим (предоставляет наиболее выгодные возможности) для достижения цели и
он наиболее соответствует спрогнозированному им исходу и развитию (изменению)
свойств и качеств предмета, явления или события.
Содержание управленческого решения
представляется человеку важным или не столь важным (не важным), сложным или
простым, значимым или рядовым, эмоционально наполненным или безразличным. В
связи с этим и сам процесс принятия решения на некотором этапе представляется
потребностью, для реализации которой человек вынужден предпринимать действия
(думать, анализировать, планировать, чтоб удовлетворить такую свою потребность
как принять решение).
Некоторые рядовые решения человек принимает часто, при чем они, как
правило, не представляют для него труда и принимаются как бы на автомате, так
как у него имеется определенный опыт по решению таких задач. Для решения
рядовых задач человек пользуется стереотипами, которые позволяют ему
реагировать на ту или иную ситуацию мгновенно. Другие сложные решения человек
принимает редко, опыта по их решению у
него нет. Частота принятия решения, связана с профессиональной деятельностью
человека. Многие решения являются типичными и принимается они регулярно, другие
представляются редкими или специальными и связаны с особенностями характерными
только для них. Важнейшей характеристикой любого решения является конечный
результат, который для некоторых из них заранее предопределен, а для других не
определен. Так, возвращающийся домой человек не сомневается и уверен, что он
сможет открыть входную дверь своим ключом. В то время, как купив лотерейный
билет, он не уверен, что сможет выиграть самый большой выигрыш. Все типы
решений можно разделить на две основные группы – обыденные, частота повторения
которых наибольшая и исход которых предсказуем в силу того, что элементы
характеризующие такие решения (объект, субъект, место действия) постоянны или
почти не изменяются. Вторая группа решений – это решения не повторяющиеся, не
обыденные, характеризующиеся высокой степенью неопределенности. Их исход не
предсказуем. Высшей формой управленческого решения является решение из второй
группы. В большинстве случаев такие решения принимаются человеком в критических
ситуациях или составляют профессиональную задачу для руководителя или
менеджера. Тем не менее, подавляющее большинство решений, которые принимаются в
любой организации, являются решениями первой группы. Эти решения чаще всего
принимаются на более низком уровне управления и необязательно, чтобы такие
решения принимались именно менеджерами. В большинстве случаев для принятия
решений первой группы достаточно лишь ознакомиться с сутью проблемы и
предпринять действие в соответствии с имеющимся опытом действий в подобных
ситуациях или с действующими инструкциями или соответствующими указаниями.
Решения второй группы достаточно сложны их результат важен и может влиять не
только на самого человека, но и все его окружения, в компаниях такие решения
принимаются менеджерами или руководителями высокого уровня.
Для
человека важно уметь правильно определять тип решения и использовать правильный
подход к его принятию и реализации. Принимая решение человек должен
руководствоваться тремя основными соображениями: во-первых, правильно
квалифицировать группу решения (сложное или простое, жизненно важное или
обыденное). С важными и сложными решениями нельзя обращаться как с простыми и
обыденными потому, что негативные результаты от таких решений приносят человеку
значительный ущерб и влияют на его будущее. Во-вторых, не путать специальные (разовые) и
неповторяющиеся решения с повторяющимися или периодическими, которые
подсознательно могут быть классифицированы как решения первой группы.
В-третьих, очень важно выделять решения с крайне неопределенными конечными
результатами и отличать их от решений, конечный результат которых может быть
предсказан с высокой долей уверенности.
Сложные
решения это такие решения, которые направлены на выполнение задачи, которая
принесет пользу всей человеку и его окружению в долгосрочной перспективе. Их
решение принимается на основе выбора наилучшего варианта из ряда имевшихся
вариантов, любой из которых мог бы способствовать достижению поставленной цели.
Исход сложных решений содержит значительную степень неопределенности, связанной
с неточной информацией, ограничениями во времени и стоимости, а также
когнитивные ограничения, налагаемые на человека, его принимающего. Такое
решение после принятия предусматривает определенные перемены в структуре всего
окружения или в его некоторых основных элементах и связях. Сложное решение
делает необходимым распределение или перераспределение ограниченных ресурсов.
Акт выбора подходящего варианта или приемлемой возможности является лишь
средством достижения поставленной цели, а не самой целью. Человек, принимающий
сложное решение, часто переоценивает возможный успех конечного результата
принятого им решения; общий успех решения определяется по степени достижения
цели или степени выполнения поставленной задачи. Полномочия человека связанные с управленческим решением, сущность которого такова, что человек,
принимающий управленческие решения, становятся обладателями значительных
властных полномочий.
Задание:
Литература:
1.С.Э.Александров, П.Э.Фадеев. Рейтинг-анализ.
Учебное пособие. - Минск: «Тэхналогія», 1997.С.147.
2. Г.С.Альтшуллер. Творчество как точная наука. -
М.: Советское радио.1979.
3. А.Л.Андреев.
Место искусства в познании мира. - Москва: Издательство политической
литературы, 1980. С.83.
4. Эрик
Берн. Трансакционный анализ и психотерапия. Санкт-Петербург: Издательство
«Братсво», 1994.С.224.
5.Бубич А. ”Яркое-важное” в принятии решений //
Рэкламнае акно №1(34), 30 верасня 2000., (дадатак да
часопіса Акно). - С.7.
6.Бубич А. “Важное-яркое” в
принятии решений // Акно, № 1(35), студзень-сакавiк 2001. - с.102.
7. Букалов Г.К. ТИМ технического объекта. //
Соционика, ментология и психология личности. N 4, 1996. http://www.socionics.ibc.com.ua/j/top
8. Ю.Б.Борев, Эстетика. Москва: Издательство
политической литературы. 1981. С.399.
9.Кен Бланчард, Терри Вэгхорн, Миссия возможного,
или как стать компанией мирового класс, Челябинск,:Урал ЛТД, 1998, - C.292.
10. М.Вудкок и Д.Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер.-
М.: Дело. 1991. С.320.
Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.:
Просвещение, 1991.- 208 с.
11. В.В.Голубев, Трансформация менеджмента.
Управление персоналам. № 8. 1997 г.,
с.8.
12. Горский Ю.М. Системно – информационный анализ
процессов управления. Новосибирск.: Наука. 1988.
13.Ермак В.Д, Румянцева Т.А., Букалов Г.К. Тим и его
взаимодействие. Учебное пособие. Кострома,: КГТУ, 1996.
14.Ермак В.Д. Взаимодействие психики человека с
окружающим миром. Аспектная структура информационного потока.// СМиПЛ,
МИС,1997г.,№ 5,с.22-32.
15.Ермак В.Д. Взаимодействие психики человека с
окружающим миром.Информационная аспектная структура субъективных представлений
о мире.// СМиПЛ, МИС,1997г., № 6,с.8-17.
16.П.М.Ершов, Режиссура как практическая психология,
М.:Издательство «Искусство», 1972,с.22.
17.Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений.
– М.: Наука, 1979.
18.П.Э.Фадеев, Т.Б.Фадеева.
Прикладная теория драматургии. Основы психосинтеза. Первая часть.- Минск: ПФ Трамп,
1992. – С 80.
ã DA. ã Daine Ave. Диана Оверченко. E-mail: dainave@yandex.ru