На главную страницу

 

БЫТЬ ГЕРОЕМ СОБСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

(Подход шестой)

 

      Особым внутренним ресурсом человека являются его знания (включающие в себя познание, понимание, опытность, навыки, сноровку и умения), представляющие собой проверенный практикой результат познания им действительности, отраженный в его сознании. Знание противоположно незнанию, то есть отсутствию проверенной информации о чём-либо, оно базируется на обусловленных биологическими закономерностями элементарных знаниях, которые так же к свойственны животным, и служит необходимым условием жизнедеятельности организма и реализации определенных поведенческих актов. Знания человека могут быть житейскими, донаучными, художественными и научными, а последние - эмпирическими и теоретическими. Житейские знания человека, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию, тогда как научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, они входят в состав теории. Сущность научных знаний заключается в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, и в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе формирует предвидение. Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного к всё более глубокому и всестороннему знанию. Оно как бы сопровождает деятельность человека, его действия и поступки. В широком смысле знание - это совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законах действительности, сформированных в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования и жизненного опыта.

       Непосредственное знание, термин, обозначающий знание, получаемое путём прямого усмотрения, без обоснования с помощью доказательства. Непосредственное знание иначе называется интуитивным, или интуицией.

       В процессе деятельности у человека формируются умения, представляющие собой действия, для выполнения которых необходим сознательный самоконтроль. Особенным умением является  навык, доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего - двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, то есть навык в собственном смысле слова. В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. То есть, если человек управляет навыком подсознательно, то привычка управляет им, так же подсознательно.  

      И особое место в базе знаний человека занимает опыт, основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний, умений и навыков. Накопление и передача опыта из поколения в поколение составляет существенную характеристику общественного развития. Опыт объективируется в предметной и языковой формах, в ценностях культуры, и как практическая деятельность человека и её результаты, он отражает уровень овладения объективными законами природы, общества и мышления, достигнутый людьми на данном этапе их исторического развития.

      Наиболее выдающимся свойством личности человека является качество ума, определенная связью ума и воли личности, способность человека контролировать свои психические состояния и экономить психические силы, конкретность его мышления (способность видеть детали в ситуациях) и способность преобразовать наличную информацию (умения предвосхищать события) и способность к риску, связанная с инициативностью и интуицией (свернутое мышления). Не менее важна и широта мышления — способность человека охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверх­ностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

     Самостоятельность мышления характеризует умени­е человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения за­дач, в умении быстро менять действия при изменении об­становки.

     Быстрота ума - способность человека быстро разо­браться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

     Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.          

     Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью. Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между  людьми.

     Критичность ума — умение человека объективно оце­нивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне про­верять все выдвигаемые положения и выводы. К индивиду­альным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мыш­ления.

     Важным качеством человека является интеллект, под которым понимается его способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации, способность к обучению, обучаемость, а также способность адаптации средств к цели. С точки зрения структурного подхода, интеллект—это со­вокупность тех или иных способностей. Интеллект — это глобальная спо­собность действовать разумно, рационально мыслить и хо­рошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть интеллект – это способность человека адаптироваться к окружающей среде. Интеллект проявляется во-первых, в способности оперировать числами и выполнять арифмети­ческие действия, во-вторых в вербальной (словесной) гибкости, то есть легкости, с которой человек может объясняться, исполь­зуя наиболее подходящие слова, в-третьих, в вербальном восприя­тии, то есть способности понимать устную и письменную речь, в-четвертых, в пространственной ориентации или способности пред­ставлять себе различные предметы и формы в простран­стве, в-пятых, в памяти; в-шестых в способности к рассуждению, в-седьмых, в быс­троте восприятия сходств или различий между предмета­ми и изображениями.

       Образ жизни — это совокупность разнообразных форм человеческой активности и устоявшихся типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, индивидов в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах, во взаимных отношениях людей и личной жизни. В основе активности личности человека, которая актуализируется в форме деятельности, лежат потребности, интересы, склонности, идеалы. Поэтому управлять активностью человека можно, только лишь воздействуя на сферу его потребностей, или, другими словами, управлять активностью означает организовать потребностную сферу. На проявлении активности сказываются социальные установки, ценностные ориентации, социальный характер личности, и проявляется все это многообразием в образе жизни человека. Только анализ образа жизни человека может выявить те мотивы, которые движут активность личности.

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаружение различий в динамике овладения необходимыми для личности знаниями, умениями и навыками, это возможности, которые проявляются не в знаниях, умениях и навыках, а в динамике овладения ими.

Внешне способности проявляются чаще всего в склонности, увлеченности данной деятельностью, в относительно высокой продуктивности труда в высоких успехах, в легкости, в быстроте, скорости овладения мастерством, достижение высокого уровня профессиональной квалификации. В структуру способности по всем видам деятельности входят особенности восприятия, памяти, мышления, речевой деятельности, воображения.

      Человеку как герою управленческого решения необходимы навыки и умения обращения с информацией. Он должен стремиться не просто к накоплению информации о фактах и закономерностях, а уметь на ее основании выбрать наиболее подходящие способы противостояния любому внешнему воздействию. Для этого ему важно обладать хорошей памятью, которая представляет собой запоминание, сохранение и дальнейшее воспроизведение важной для человека информации и собственного опыта. Память является средством организации человеческого опыта и целенаправленной психической деятельности человека.

       Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) – это первоначально - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т. д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений. Информация играет в жизни человека очень важную роль и позволяет уменьшить степень неопределенности, неполноты знаний об отдельных лицах, предметах, событиях и т.д.

       Человек как герой управленческого решения так же должен воспринимать движения и пространство, уметь логически мыслить, устанавливая логические связи, определяя соотношения между различными элементами, анализировать их изменения в настоящем и будущем, воспринимая мир через соотношения различных объектов друг с другом и их сравнение. Осуществлять выбор главного, того, что представляет собой «важное» или «яркое». Логически мыслить значит знать и использовать законы логической индукции и дедукции. Индукция - это метод умозаключения от фактов к обобщениям. Также это понятие означает наведение, такой процесс мышления, посредством которого человек, опираясь мысленно на принцип единообразия природы, выводит из единичных (а иногда и общих) оснований положение всегда более общее, чем эти основания. Например, подмечая какой-либо признак в нескольких объектах, человек отсюда заключает о присутствии его во всех объектах того же рода.  Таким образом, индукция – это вид обобщений, связанных с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлого опыта. Именно поэтому и говорят об эмпирических, или индуктивных, обобщениях, или об опытных истинах, или, наконец, об эмпирических законах. В практике научного исследования индукция служит познавательной необходимостью общего взгляда на группы однородных фактов, позволяющей объяснять и предсказывать явления природы и общественной жизни. В индукции этот общий взгляд выражается, как правило, посредством новых понятий, как бы расшифровывающих «скрытый смысл» наблюдаемых явлений, и закрепляется в формулировках причинных или же статистических законов. Начинается индукция обычно с анализа и сравнения данных наблюдения или эксперимента. По мере расширения множества этих данных, может выявиться регулярная повторяемость какого-либо свойства или отношения. Наблюдаемая в опыте многократность повторения при отсутствии исключений внушает уверенность в её универсальности и естественно приводит к индуктивному обобщению - предположению, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. Если все эти случаи исчерпываются уже рассмотренными в опыте, то индуктивное обобщение тривиально и является лишь кратким отчётом о фактах. Такую индукцию называют полной, или совершенной, и часто рассматривают как дедукцию, так как её можно представить схемой дедуктивного умозаключения, что, в частности, делается по отношению к той идеализированной её форме, которая носит название бесконечной.

        Для практики повседневного и научного мышления характерны обобщения на основе исследования не всех случаев, а только некоторых, поскольку, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретическое доказательство для бесконечного числа этих случаев невозможно. Такие обобщения называются неполной индукции. Неполная индукция уже не является логически обоснованным рассуждением. С точки зрения логики обосновать рассуждение - это найти логический закон, соответствующий этому рассуждению, но никакой логический закон не соответствует переходу от частного к общему. С точки зрения логики справедливы только такие заключения, для получения которых не требуется никакой новой информации, кроме той, что содержится в посылках, но заключение неполной индукции говорит всегда больше, чем могут сказать её посылки. В этом, собственно, познавательный смысл индукции - абстрагирующая работа мысли помогает идти вперёд при недостатке практических знаний. Неполнота индукции может обусловливаться не только числом посылок (неполнота в отношении числа посылок), но и их характером (неполнота в отношении характера посылок). Например, характер посылок - данных опыта - может определяться экспериментальной процедурой измерения, что, как известно, принципиально не может дать "абсолютно точных" результатов. В этом смысле неполна любая индукция, связанная с обобщением результатов измерений, т. е. по существу любой эмпирический закон количественной корреляции между величинами. Предполагая независимость от «сдвигов в пространстве и времени», закон является абстрактной формой выражения всеобщности в природе и тем самым бесконечности.

        Дедукция (от лат. deductio - выведение) - это переход от общего к частному. В более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, то есть перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений - посылок к их следствиям (заключениям), причём в некотором смысле следствия всегда можно характеризовать как «частные случаи» («примеры») общих посылок. Термин «дедукция» употребляется и для обозначения конкретных выводов следствий из посылок (т. е. как синоним термина «вывод» в одном из его значений), и - чаще - как родовое наименование общей теории построений правильных выводов (умозаключений). Дедукция - это цепь рассуждений от умозаключений до выводов; метод рассуждений, с помощью которого правильность гипотезы проверяется путем сравнения вытекающих из нее выводов с реальными экономическими фактами, а также способ доказательства, выведение на основании логических законов одной мысли из другой, принимаемой за истинную. Если дедукция – это вывод частного из общего, то индукция - от отдельных фактов к общему принципу.

        Как герой управленческого решения, нацеленный на успех, человек должен постоянно отслеживать и оценивать любую информацию по тому, насколько она укладывается в различные системы и насколько актуальна для него в настоящий момент и значима в будущем, как эта информация увязана с его планами, целями и действиями. Это вынуждает человека для организации и поддержания эффективного взаимодействия с окружением человек, использовать в первую очередь наблюдение как метод сбора первичной социологической информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий. Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности и как специфически человеческий акт, развивающийся как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда (результата деятельности человека) его запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и трудовых операций наблюдение выделяется в относительно самостоятельный аспект деятельности. Наблюдательность как качество личности иногда является врождённой чертой характера, но для её развития необходима определённая направленность.

        Как герой управленческого решения человек должен создавать и поддерживать в своем окружении комфортную обстановку, заботиться о своем здоровье, самочувствии, быть чистоплотным, контролировать свое физическое состояние (бодрость-усталость, голод, жажда, боль, физическое удовлетворение и секс). А так же осознавать свое место в окружении (в ближнем как занимаемую территорию (помещение, квартира, дом) и как место проживания (размещение предметов в пространстве), а также как место работы). Очень важно уметь создавать и поддерживать в своем окружении комфорт (английское comfort), который представляет собой совокупность бытовых удобств (благоустроенность и уют жилища, средств сообщения и прочего). В этой связи следует заметить, что для человека важно создать зону комфорта  - оптимальное для человека сочетание всех факторов окружающей его среды. Не маловажным также является поддержание здоровья человека, объективного состояния и субъективного чувства полного физического, психического и социального комфорта.

        Человек как герой управленческого решения должен различать такие понятия как деятельность человека, организации, общественная деятельность, являющиеся основной составляющей закономерностей внешнего мира. Так же важно для человека умение ориентироваться в событиях, обладать объективной информацией о событиях, общественных процессах в его окружении, о формальных и неформальных правилах поведения и о законодательстве. Ориентироваться в месте расположения интересующих его объектов относительно друг друга, расстоянии между этими объектами, их месте среди других объектов, приоритетности, соизмеримых параметрах этих объектов, объективных отношениях между ними и представлять их как целостную систему

     Своевременное получение достоверной и объективной информации о текущем состоянии, тенденциях и перспективах развития окружения – это важное условие, необходимое для принятия обоснованных решений. Понимая это, человек занимает активную позицию и вырабатывает действия, обеспечивающее ему устойчивое положение в окружении.

      Человек как герой управленческого решения должен уметь поддерживать хорошие отношения между людьми и знать, как на их прочность влияют личные отношения человека (симпатия-антипатия). Для организации эффективного взаимодействия с окружением человек должен умело использовать управление как функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных и технических), обеспечивающую сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей деятельности. Человек должен знать особенности двух типов механизмов управления – стихийный и сознательный. При стихийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является усреднённым результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг другу сил, масс и случайных единичных актов.

      Наряду со стихийными факторами действуют также сознательные факторы Управлением, постепенно формируются специфические субъекты управления, то есть системы, осуществляющие целенаправленное воздействие на объект управления.

      Управление предполагает осуществление субъектом управления ряда последовательных операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т.д.), организацию выполнения решений и контроль за их выполнением, подведение результатов. Оно неотделимо от систематического обмена информацией между компонентами системы «субъект-объект», а также данной системы с окружающей её средой. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или недостижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческого решения.

 

 

Продолжение

ãDA2003. ã Daine Ave2003. ã Диана Оверченко2003.   E-mail: dainave@yandex.ru ãАВБ2002

 

http://dainave.narod.ru/DA2004_15_10_06.htm

Сайт создан в системе uCoz