БЫТЬ ГЕРОЕМ СОБСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ
(Подход седьмой)
Взаимоотношения между людьми строятся
на основе традиций и моральных принципов, которые являются особым регулятором
этих взаимоотношений. В их основе лежит мораль (лат. moralis -
нравственный, от mos, множественное число mores - обычаи, нравы, поведение) или
нравственность, один из основных способов нормативной регуляции деятельности
человека в обществе. Это особая форма общественного сознания и вид общественных
отношений (моральные отношения). Содержание и характер деятельности людей в
обществе обусловлены в конечном счёте объективными социально-историческими
условиями их бытия и законами общественного развития. Но способы непосредственной
детерминации действий человека, в которых эти условия и законы преломляются,
могут быть самыми различными. Одним из таких способов является нормативная
регуляция, в которой потребности совместной жизни людей в обществе и
необходимость согласования их массовидных действий фиксируются в общих правилах
(нормах) поведения, предписаниях и оценках. Вот почему так важно знать суть
формальных и неформальных регламентов, регулирующих взаимоотношения человека и
окружения. И, прежде всего, это мораль, один из основных типов нормативной
регуляции наряду с такими как право, обычаи и традиции. Все эти регламенты
имеют много общего, в чем-то пересекаются и в то же время существенно
отличается друг от друга.
Мораль регулирует поведение и
сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах
общественной жизни (в труде, в быту, в политике, науке и в семейных, личных,
внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях). В отличие от
требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, моральные
принципы имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей,
фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих
взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Моральные
принципы поддерживают и санкционируют определённые общественные устои, строй
жизни и формы общения (или, напротив, требуют их изменения) в самой общей
форме, в отличие от более детализированных, традиционно-обычных,
ритуально-этикетных, организационно-административных и технических норм. В силу
обобщенности моральных принципов нравственность отражает глубинные слои
социально-исторических условий бытия человека и выражает его сущностные
потребности.
Требования нравственности (как и
обычая или традиции) формируются в процессе взаимного общения людей, они
являются отображением их жизненно-практического и исторического опыта
непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и
воле. Моральные нормы осуществляются практически и воспроизводятся повседневно
силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в
индивиде убеждений и побуждений. Выполнение требований морали неформально
контролируется всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Моральный авторитет
того или иного лица не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной
властью и общественным положением, а является авторитетом духовным,
обусловленным его моральными качествами (силой примера) и способностью
адекватно выразить смысл нравственного требования в том или ином случае. Вообще
в морали отсутствуют характерные для институциональных норм разделения субъекта
и объекта регулирования.
В отличие же от простых обычаев, нормы
морали не только поддерживаются силой устоявшегося и общепринятого порядка,
властью привычки и совокупного давления окружающих и их мнения на индивида, но
получают идейное выражение и обоснование в общих фиксированных представлениях
(заповедях и принципах) о том, как должно поступать. Последние, отражаясь в
общественном мнении, вместе с тем являют собой нечто более устойчивое,
исторически стабильное и систематическое. Мораль отражает целостную
систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание
сущности ("назначения", "смысла", "цели")
общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент
нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения её общих принципов,
идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в
критическом отношении к фактически принятому образу жизни (что и находит
выражение в воззрениях прогрессивного класса или, напротив, консервативных
социальных групп). В морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое
совпадают далеко не всегда и не полностью. В антагонистическом обществе нормы
общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком, безоговорочно,
во всех случаях без исключения. Требования их полного и последовательного
исполнения (например, неприкосновенности жизни человека, честности, уважения
чужих прав и гуманности) поддерживались обычно теми, кто испытывал на себе
бремя угнетения, социальной несправедливости или же сочувствовал положению
эксплуатируемых и неравноправных слоев общества.
Роль сознания в сфере моральной
регуляции выражается также в том, что нравственная санкция (одобрение или
осуждение поступков) имеет идеально-духовный характер и выступает в форме не
действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а
оценки, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и
соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет
значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или
похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и
зла. По этой же причине в морали громадную роль играет индивидуальное сознание
(личные убеждения, мотивы и самооценки), которое выступает как регулятор
поведения человека и позволяет ему самому контролировать, внутренне
мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать
свою линию поведения в рамках коллектива или группы. В морали оцениваются не
только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В
связи с этим в моральной регуляции особую роль обретает личное воспитание, то
есть формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно
определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного
внешнего контроля (отсюда же такие понятия морали, как совесть, чувство личного
достоинства и чести).
Моральные требования ориентируют
человека на необходимость следования общим нормам и принципам поведения, а не
имеют в виду достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой
ситуации. Так, например, быть честным и порядочным – означает следовать вполне
определенным правилам, которые одобряются ближайшим окружением, обществом,
государством, человечеством. В отдельно взятом случае практический результат
действия может быть различным, зависящим и от случайных обстоятельств; в
общесоциальном же масштабе, в суммарном итоге выполнение моральной нормы
отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщённом виде
данной нормой или принципом. Поэтому форма выражения нравственной нормы - не
правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно
поступать так-то), а императивное требование, долженствование, которому человек
должен следовать при осуществлении самых разных своих целей. Это вынуждает
согласовывать свои цели с тем, что одобряемо и поддерживается обществом, в
противном случае он начинает формально или неформально конфликтовать с
обществом. В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в
границах определённых частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного
исторического опыта многих поколений; поэтому с точки зрения этих норм могут
оцениваться как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их
достижения.
Человек как герой управленческого
решения не просто должен, а вынужден придерживаться этических норм отношений,
быть морально чистым человеком, следовать букве закона и не вступать с ним в
противоречие. В противном случае он создает себе массу проблем, а его желание
выглядеть героем может быть ложным, так как его действия представляются действиями
антигероя.
Этические нормы формируются и
закрепляются в поведении человека в процессе воспитания. Этика – это учение об
основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки
зрения понятий о добре и зле. Различают: автономные этические системы, если они
выводят нравственный закон из природы самого нравственно-действующего субъекта
(например, веления совести) и гетерономные, если нравственные нормы основаны на
каком-либо внешнем авторитете, априорные этические системы, в которых
нравственное чувство или сознание признается первичным свойством человеческой
природы независимо от опыта, и эмпирические, утверждающие, что все проявления
нравственности возникают путем эволюции на почве пережитого опыта.
Воле человека присущ в области должного
категорический императив или абсолютное самоцельное веление совести, которое
сформулировано в следующих двух положениях: действуй так, как будто правило
твоей деятельности посредством твоей воли должно стать всеобщим законом и
действуй так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице других,
употреблялось как цель и никогда как одно только средств.
Воспитание, процесс целенаправленного,
систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию
в общественной, производственной и культурной жизни. Оно тесно связано с
обучением и многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения,
как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное
воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и
техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды -
печать, радио, телевидение. На определённом уровне духовного развития личности
возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом
зависит от самовоспитания. Основные виды воспитания - семейное и общественное
(общественно-организованное).
Понимая, что потребности являются
основным генератором активности, человек как герой управленческого решения,
может формировать их, увязывать с мотивами и реализовывать в виде определенных
действий, направленных на удовлетворение его личных потребностей, желаний и
интересов. Тем более, что насущная потребность человека состоит в том, чтобы
осознать свою роль в системе мироздания. Требования социальной практики
подразумевают различное понимание активности и различные пути управления этой
активностью. Знания об источниках активности и о факторах, влияющих на ее
проявление, позволяют человеку как герою управленческого решения предпринимать
эффективные и результативные действия. В роли героя управленческого решения,
человек – это, прежде всего, индивид,
представитель социальной и этнической группы, а также личность. Личность
являет собой социальное свойство человека как индивида, проявляемое в
совокупности социально значимых черт. Социально значимые черты образуются в
процессе взаимодействия, прямого и косвенного, данного лица с другими людьми.
Эти взаимодействия делают, в свою очередь, конкретное лицо субъектом труда,
познания и общения. Таким образом,
личность является продуктом социализации индивида. Индивид в процессе
человеческого опыта становится личностью (процесс социализации). Социализация
личности — это освоение определенных культурных ценностей и социальных ролей в
процессе взаимодействия и общения с другими людьми. Чем выше дисгармония в
развитии биологических начал, тем сильнее влияние природного на формирование
личности. Вместе индивид и личность составляют индивидуальность — это то
особенное, специфическое, что отличает одного человека от всех других, включая
как природное, так и социальное образование, то есть индивидуальность
представляет собой целостное биосоциальное единство. Следовательно, героем
управленческого решения реально может стать только тот человек, в котором это
биосоциальное единство проявляется наиболее ярко и необычно.
Задание:
1.
Какой предмет,
явление, событие представляется вам в настоящее время «важным» или «ярким»?
Почему?
2.
Какая проблема,
задача или сформулированная вами цель, занимает ваше внимание в настоящее
время?
3.
Есть ли противоречие
между выбранным «ярким» или «важным» предметом, явлением, событием и важной
проблемой, задачей или целью?
4.
Как это противоречие
влияет на действия по достижению Вами цели, решению проблемы или задачи?
5.
Как вы воспринимаете
понятие манипуляция? Охарактеризуйте ваше восприятие?
6.
Влияет ли на ваши
действия, поведение и поступки ваш прошлый жизненный и профессиональный опыт?
Какие общечеловеческие ценности и принципы вы считаете самыми важными? В чем их
«важность»?
7.
Наблюдательный ли вы
человек?
8.
Охарактеризуйте
понятие перспективный? Что значит перспективный специалист? Перспективная
должность?
9.
Какие собственные
личностные качества вы считаете самыми сильными?
10.
Какие из качеств
лидера вам представляются самыми важными? Почему?
11.
Что для вас значит
«реально оценивать происходящие в жизни события»? Какие критерии вы вкладываете
в понятие «реально».
12.
В каком случае
внутреннее состояние может «сигнализировать человеку о том, что он нереально
оценивает происходящее в его жизни?
13.
Что значит «управлять
временем»? Можно ли ускорить время или замедлить его?
14.
Какие критерии вы
определяете как самые важные для оценки рациональности ваших решений?
15.
Всегда ли
рациональность тождественна успеху и результату?
16.
В чем сила и слабость
логики при планировании решения?
17.
Каково значение
информации в принятии решения?
18.
Наблюдательный ли вы
человек?
Литература
1.Александров С.Э., Фадеев П.Э. Рейтинг-анализ: Учебное пособие. – Минск.: Тэхналогiя, 1997. – 147с.
2.Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 517с.
3.Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 560с.
4.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.
5.Белозеров С. М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиции. – М.: Алетейа, 2002. – 768с.
6.Бениаминова М.В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1981. – 272с.
7.Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб.: Издательство Братство, 1992. – 224с.
8.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психологи человеческой судьбы – СПб.: Лениздат, 1992. – 400с.
9.Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001. – 304с.
10.Бороздин Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2001. – 295с.
11.Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2002. – 304с.
12.Владиславский В. Если ты мужчина. – Минск: Высшая школа, 1991. – 192с.
13.Владиславский В. Человек, сам себе друг, сам себе враг. – Мн.: Вышэйшая школа, 1988. – 173с.
14.Водейко Р.И., Мазо Г.Е. Как управлять собой. – Минск: Народная асвета, 1987. – 80с.
15.Верещагин Д.С. Уверенность. Система дальнейшего энергоинформационного развития, V ступень, первый этап. – СПб.: Невский проспект, 2000. – 189с.
16.Верещагин Д.С. Влияние. Система дальнейшего энергоинформационного развития, III ступень. – СПб.:ИД Невский проспект, 1999. – 187с.
17.Верещагин В.Г. Физическая культура индийских йогов. – Мн.: Полымя, 1982. – 144с.
18.Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика. – М.: Дело, 1991. – 320с.
19.Гелнер Э. Нации и национализм. – М.: Прогресс, 1991. – 320с
20.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989. – 319с.
21.Гончаров Г.А. Суггестия: теория и практика. – М.: КСП, 1995. – 320с.
22.Грин Роберт. 48 законов власти. – М.: Рипол Классик, 2000. – 576с.
23.Грин Роберт. Искусство обольщения для достижения власти. – М.: Рипол Классик, 2004. – 608с.
24.Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. – 464с.
25.Диалектика отрицания. – М.: Политиздат, 1983. – 342с.
26.Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 720с.
27.Джини Г.Скотт. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. – СПб.: Вис, 1994. – 432с.
28.Диалектический материализм. Под общей ред. А.В. Бодакова. Минск, Вышэйшая школа, 1969. – 334с.
29.Дей Л. Практическая интуиция в бизнесе. Самоучитель по развитию интуиции. – М.: ООО Издательство АСТ, 2003. – 314с.
30.Дей Л. Самоучитель по развитию интуиции. – М.: ООО Издательство АСТ, 2000. – 208с.
31.Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 272с.
32.Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М.: Знание, 1980. – 160с.
33.Доронин А.И. Бизнес-разведка. – М.: Издательство Ось-89, 2003. – 384с.
34.Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. – Киев.: 2000. – 232с
35.Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1982. – 128с.
36.Евсеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560с.
37.Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. Взаимодействие людей в жизни и на сцене. – М.: Искусство, 1972. – 352с.
38.Как найти, удержать, приумножить деньги. Самые действенные системы. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 288с.
39.Как привлечь в свою жизнь деньги. Самые эффектиывные эзотерические системы и практики. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 192с.
40.Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия – Составитель К.В.Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: ООО Издательство АСТ, 2002. – 624с.
41.Краткий философский словарь. – М.: Политиздат, 1966. – 360с.
42.Краткий философский словарь. Государственное издательство политической литературы. М., 1954. – 704с.
43.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей…: Мн.: Беларусь, 1990. – 670с.
44.Карчер С. Ицзин для начинающих. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 368с.
45.Кириченко А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях. – Мн.: Тесей, 2003. – 224с.
46.Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. – М.: Искусство, 1978. – 430с.
47.Кичанова И.М. Конфликт: за или против. – М.: Молодая гвардия, 1978. – 224с.
48.Козлов Н.И. Формула личности. – СПб.: Питер, 2000. – 368с.
49.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.
50.Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 367с.
51.Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2001. – 320с.
52.Каптен Ю.Л. Основы медитации. Вводный практический курс. СПб. Андреев и сыновья. 1991. 334с.
53.Курс практической психологи, или Как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала. Ижевск.:Изд. Удм. Университета, 2001. – 448с.
54.Коган В.З. Человек в потоке информации. – Новосибирск.: Наука, 1981.-178с.
55.Ларин И., Беловодская М. Азбука лидерства. – СПб.: Невский проспект, 2001. – 185с.
56.Лебедев В.И. “Тайны” психики без тайн. О “таинственных” явлениях человеческой психики. – М.: Политиздат, 1977. – 88с.
57.Лебедев-Любисов А. Психология рекламы. – СПб.: Питер, 2002. – 368с.
58.Льюнс Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. – М.: Дело, 1999. – 440с.
59.Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… – Минск.: Высшая школа, 1988 – 223с.
60.Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1999. – 688с.
61.Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. – М.: Политиздат, 1976. – 287с.
62.Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1977. – 528с.
63.Минаев Э.С., Агеева Н.Г., Аббат Дага А. Управление производством и операциями. 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление и развитие организации». Модуль 15. – М.: Инфра-М, 2000. – 256с.
64.Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 432с.
65.Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я. – М.: Политиздат, 1976. – 287с.
66.Мозаика Агни Йоги. Составление Аллы Тер-Акопян в двух книгах. Книга 1. – Тбилиси.: Хеловнеба, 1990. – 560с.
67.Мозаика Агни Йоги. Составление Аллы Тер-Акопян в двух книгах. Книга 2. – Тбилиси.: Хеловнеба, 1990. – 464с.
68.Мотивация и деятельность./ Х. Хекхаузен. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860с
69.Межличностное общение/Составитель и общая редакция Н.В. Казариновой, В.М.Погольши. – СПб.: Питер, 2001. – 512с.
70.Морозов А.В. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2000. – 512с.
71.Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление и развитие организации». Модуль 16. – М.: Инфра-М, 2000. – 288с.
72.Норбеков М.С. Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как
избавиться от очков. – СПб.: ИД Весь, 2001.
– 316с.
73.Ночевник М.Н. Психология и бизнес. – М.: Профиздат, 1995.
– 192с.
74.Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационнное поведение. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2000. – 448с.
75.Иванов Ю.М. Как управлять и влиять на других людей. – М.: Малое предприятие Альфа, 1991. – 288с.
76.Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 464с.
77.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752с.
78.Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000. – 288с.
79.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512с.
80.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – 900с.
81.Организационная психология. /Составитель и общая редакция Л.В.Винокурова, И.И,Скрипюка. – СПб.: Питер, 2000. – 512с.
82.Психология лидерства: Хрестоматия / составитель К.В. Селтьченок – Мн.: Харвест, 2004. – 368с.
83.Психология счастья./М.Аргайл. . – СПб.: Питер, 2001. – 271с.
84.Петрова Н.П. Творческие решения в бизнесе. – СПб.: Речь, 2004. – 336с.
85. политехнический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 656с.
86.Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. – М.: Издательство Московского университета, 1980 – 150с.
87.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. – 280с.
88.Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-Пресс, 2001. – 376с.
89.Психологическая мозаика. М.: Академия, 1996. – 136с.
90.Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов/ Сост. и общая редакция Л.В.Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – 512с.
91.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. – М.: Просвещение, 1969. – 659с.
92.Психические состояния./Составитель и общая редакция Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 512с.
93.Психология социальных ситуаций./Составитель и общая редакция Н.В.Гришиной – СПб.: Питер, 2001. – 416с.
94.Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер. 2001. – 656с.
95.Парнов Е.И. Боги лотоса.: Критические заметки о мифах, верованиях и мистике Востока. – М.: Политизд, 1980. – 239с
96.Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. – М.: издательство института психотерапии, 2001. – 640с.
97.Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы. 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление и развитие организации». Модуль 3. – М.: Инфра-М, 2000. – 288с
98.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. – 392с.
99.Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность, технические средства скрытого наблюдения и съема информации: практическое пособие. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 368с.
100.Технологии программирования судьбы. Теория и практика НЛП. – Мн.: Харвест, 1999. – 768с.
101.Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988. – 256с.
102.Семке В. Я. Умейте властвовать собой, или беседы о здоровой и больной личности. – Новосибирск.: Наука, 1991. – 237с.
103.Сенге Питер. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. – СПб.: ЗАО ОЛИМП-БИЗНЕС, 1999. – 408с.
104.Сирил Н. Паркинсон. Закон Паркинсона. – М.: Панорама, 1992. – 64с.
105.Стивен Р. Кови. Семь навыков высокоэффективных людей. – У.: Издательство Свiт, 2001. – 452с.
106.Смирнова В.Г Организация и ее деловая среда: 17- ти модульная программа для менеджеров «Управление и развитие организации». Модуль 2 – М.: Инфра-М, 2000. – 192с.
107.Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000. – 416с.
108.Степанов Д. Монарх. – СПб.: Издательство Крылов, 2002. – 192с.
109.Сизанов А.Н. Психологические игры: какие мы на работе и дома. – Мн.: Вышэйшая школа, 1995. – 301с.
110.Сухарев В.А. Характер – здоровье – судьба. – Мн.: Беларусь, 1993. – 415с.
111.Словарь иностранных слов. – М.: Руссий язык, 1989. – 624с.
112.Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара.: Издательский дом Бахрах-М, 2000. – 656с.
113.Социальная психология. Краткий очерк. Под ред. Г.П.Предвечного и Ю.А. Шерковина. М., Политиздат, 1975. – 319с.
114.Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. – Минск.: Полымя, 1990. – 208с.
115.Тайгер П., Баррон-Тайгер Б. Читать человека как книгу. – М.: ООО Издательство АСТ, 2000. – 288с.
116.Феринхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001. – 368с.
117.Фром Эрих. Искусство любви. – Мн.: ТПЦ Полифакт, 1990. – 80с.
118.Фромм Э. Иметь или быть?. – М.: Прогресс, 1990. – 336с.
119.Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. 17- ти модульная программа для менеджеров «Управление и развитие организации». Модуль 9. – М.: Инфра-М, 2000. – 288с.
120.Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. – М.: Наука. 1991. – 456с.
121.Фрейд Зигмунд. Психологические этюды. – Минск.: Беларусь, 1991. – 606с.
122.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368с.
123.Харрис Т. Я хороший, ты плохой. – М.: Соль, 1993. – 176с.
124.Хорни К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе. – СПб.: Питер, 2002. – 480с.
125.Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2000. – 512с.
126.Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2000. – 272с.
127.Что вы знаете и чего не знаете о себе и других. Составитель С.С.Степанов. – М.: 1994. – 160с.
128.Шейнов В.П. Искусство убеждать. – М.: Издательство Приор, 2000. – 304с.
129.Шейнов В.П. 12 секретов успеха. – М.: Инфра-М, 2001. – 416с.
130.Шейнов В.П. Скрытое управление людьми. Психология манипулирования. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 848с
131.Штром Э. Анти-Крнеги, или Человек-манипулятор. – Мн.: ТПЦ Полифакт, 1992. – 128с.
132.Щербатых Ю. В. Искусство обмана. Популярная энциклопедия. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002. – 720с.
133. Экман П. Психология лжи. . – СПб.: Питер, 2000. – 272с.
134. Юрганов О.Б. смотрись, как в зеркало, в другого человека. (Записки психолога о служебном общении). – Мн.: Вышэйшая школа, 1977. – 192с.
135. Якокка Л. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1991. – 384с.
ãDA2003.
ã Daine Ave2003. ã Диана Оверченко2003. E-mail: dainave@yandex.ru ãАВБ2002