На главную страницу

 

СУБЪЕКТЫ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ИХ ЦЕЛИ.

 (ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ ГЕРОЕМ И СВОЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ)

 

     Окружающий человека мир динамичен и изменчив, что сопровождается постоянными движениями и перемещениями. В нём постоянно что-то рождается, что-то умирает, что-то, строится, что-то разрушается, что-то созидается – и, что-то приходит в упадок. По чьей же воле происходят все эти процессы, чья рука их направляет, как и зачем это делается? Единого ответа на такие вопросы нет, и, по-видимому, не может быть. Но в то же время достаточно очевидно, что многочисленные явления в природе и в обществе протекают не самопроизвольно и не по воле случая. Многие из них можно предсказать и спрогнозировать, так как они уже изначально намечены и спланированы. Значит, кто-то задумывает, ориентирует и регулирует, происходящие вокруг нас процессы, или, как иными словами, управляет ими.

     Очевидно, что вне или внутри, любого кажущегося самопроизвольно развивающимся, процесса управления всегда  можно найти и «выделить» реального героя или главное действующее лицо. Этот субъект (герой или главное действующее лицо) зачастую в процессах управления выступает и как инициатор и как его реальный участник, и как исполнитель. И именно он зачастую осуществляет анализ, планирование и реализацию управленческого решения, направленного на достижение им каких-то целей. Субъект (герой или главное действующее лицо) процесса реализации поставленных целей, задач и планов выступает при этом, как герой сложного действа. И сам этот процесс решения  - это прежде всего сложное динамичное действо, который можно представить  в виде схемы (рис.1.).

     Процесс реализации принятых  задач и целей  включает в себя героя действа, фабулу[1] или инициативу[2] и само действо, олицетворяющее собой привлеченные в процесс  внешние  и внутренние ресурсы окружения.

      Литературоведение дает описания понятий “главное действующее лицо произведения” или “литературный герой”. Герой – это не  обязательно  некий человек. Героем может быть группа людей, животные, неодушевленные предметы (лес, река) и т.д. Герой – это то, с чем адекватизируется читатель, зритель, на чьем месте он себя представляет  и с кем себя отождествляет. По сути, происходит сведение сложных, а иногда и абстрактных понятий к простому и легко воспринимаемому образу – Герою. Свойства и особенности развития событий и становится свойствами самой души героя, его натурой [5].

     Используя такой подход, при прогнозировании и анализе управленческих решений можно рассматривать конкретного человека или их группу, как главное действующее лицо или героя,  представив его в виде обобщенного образа или субъекта[3] Следовательно, для того, чтобы произвести анализ и планирование управленческого решения, спрогнозировать его развитие и результат, необходимо, прежде всего, выделить в нем субъекта или главное действующее лицо, героя, представить его и описать в виде конкретного образа с  определенными реально присущими ему качествами и свойствами.

 

 

 

 

 

Овал: ФАБУЛА (ИНИЦИАТИВА, СЮЖЕТ)(то, что планируется осуществить или достичь, (ЦЕЛЬ))

 

 

Овал:  Действо (ресурсы, результаты, действия, другие действующие лица или исполнители)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овал: ГЕРОЙ(отдельный человек или группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Информационный обмен. Действия. Корректировки. Контроль.                        

 

 

 

 

 

 Рис.1. Схема процесса   действий (движения героя)

 по реализации инициативы (достижение цели).

 

После чего можно перейти к  анализу, планированию и прогнозированию  действий и поступков этого субъекта в процессе реализации  запланированных задач или целей. Все это позволяет в дальнейшем более динамично оперировать сложными управленческими решениями, успешно прогнозировать их развитие, изменения и оперативно реагировать на их течение.

     Формирование образа субъекта  (героя), участвующего в процессах управления, особенно важно для решения задач, направленных на развитие, так как будущее зачастую кажется довольно неопределенным. При этом в литературоведении подчеркивается, что «…герои (образы), которыми олицетворяется важное, существенное, сами должны быть яркими, привлекающими внимание, то есть герой должен быть обострен. Однако возможен и самый «рядовой» герой, но тогда он обязательно должен попадать в обостренные ситуации».[7]

     Не вызывает сомнений, что первый шаг анализа и планирования  решения любой конкретной управленческой задачи, будет состоять в выделении из управленческого процесса субъекта (героя), формировании его образа, определении  формы, сущности, качеств и свойств. При этом важно учесть, что субъект, разрабатываемого или планируемого управленческого решения, должен обладать такими качествами, которые обеспечивают его лидерство, самосохранение и развитие. «Важное в событиях олицетворяется важными для героя ситуациями. Эти ситуации должны затрагивать читателя, зрителя, а для этого они должны быть обострены по трем инстинктам (лидерство, самосохранение и размножение)».[7]

      Если инициатором процесса управления планируется создание фирмы, то на начальном этапе в самых общих чертах он должен будет решить, какой будет эта фирма по форме и содержанию, как она будет обеспечивать своё лидерство, самосохранение (безопасность) и развитие. Не вызывает сомнений важность представления конкретного образа такого субъекта и особенно, если это сложный субъект, состоящий из структуры, средств и коллектива людей. Без этого, невозможно будет в дальнейшем планировать будущее и управлять объектом не облеченным в конкретную форму и не наделенным определенным содержанием и сущностью. Образ такого главного действующего лица или героя, как упомянутая выше  фирма, формируется в процессе выработки следующих документов:

-миссия фирмы,

-ближайшие и стратегические цели (прибыль, правовой, социальный и этический кодекс),

-устав фирмы (учредители и владельцы, их интересы и ответственность),

-философия фирмы (идеологическая доктрина, кодекс фирмы, кредо фирмы),

-правила внутреннего трудового распорядка,

-коллективный договор,

-положение о кадровой политике фирмы,

-структура и штатное расписание фирмы,

-положение об оплате труда и премировании персонала,

-положение о подразделениях и их взаимоотношениях,

-контракт сотрудника фирмы,

-должностные инструкции,

-модели рабочих мест,

-регламенты управления и др.

     Помощь в разработке управленческих решений может оказать методика рейтинг  анализа [2], которая рекомендует произвести прогноз изменений сформированного образа героя по схеме экранного сильного мышления,  предложенного Г.С.Альтшуллером.[1] Суть системы экранного сильного мышления состоит в том, что системы существуют не сами по себе, и что «…каждая из них входит в подсистему, являясь одной из её частей, и взаимодействует с другими её частями. Сами системы тоже состоят из взаимодействующих частей подсистем»[1].

      Такой подход для выработки решений управленческих задач требует представления субъекта как комплекса, состоящего из надсистемы, системы и подсистемы. На следующем шаге необходимо произвести разложение истории его жизни и развития по шкале прошлое – настоящее – будущее.  Это облегчает понимание и осмысление субъекта (героя), как определенной сложной системы, состоящей из различных достаточно сложных элементов, каждый из которых также имеет свою историю и, безусловно, должен иметь свое будущее. Следовательно, процесс анализа и предварительного планирования любого сложного управленческого процесса берет свое  начало с определения субъекта (главного действующего лица или героя), наделения его определенными качествами, формой, сущностью, содержанием, историей и представлением его будущего. Возможно, всё это чем-то напомнит историю появления известного сказочного героя Буратино, который, как известно, появился из полена благодаря стараниям папы Карло. Папа Карло, очевидно, от нечего делать, выстругал из полена мальчика, даже не полагая, что создание им главного действующего лица и героя, повлечет за собой целую вереницу событий. И ему поначалу  придется расстаться с чулком для того, чтобы обеспечить Буратино колпаком, потом потребуется выделить некоторое количество денег на покупку букваря и много «чего» еще придется решить и пережить.

     Выстроив последовательный связанный ряд олицетворенного субъектом (героем) важного,  своеобразный черновой план или сценарий его предварительных (изначально запланированных) действий, сформируется основа или остов плана, суть  которого - это отслеживание изменений субъекта по временной шкале прошлое-настоящее-будущее.  В результате, скорее всего, получится сценарий возможных действий субъекта, вполне пригодный для небольшого  скучного рассказа. Необходимо только будет учесть, что в таком сценарии герой для обеспечения своего будущего, своих задач и целей, должен:

     -обеспечить сосуществование с окружением (человек или группа, как образ среди себеподобных), (герой-внешнее окружение),

     -обеспечить согласие с самим собой (человек или группа как образ внутри себя), (герой внутри себя)

     -научиться ставить перед собой задачи и достигать их (человек или группа как инициатор и исполнитель собственных решений, образ героя по шкале прошлое-настоящее-будущее),

     -знать и уметь использовать свои резервы (человек или группа как аналитик и реализатор собственных внешних и внутренних ресурсов).

     Человек, решивший стать героем своей собственной жизни (цель «Я - герой!»), для описания собственного образа на предварительном этапе может ориентироваться на схему  представленную на рис.2.

     Заметим, что для описания образа субъекта (героя) в процессе управления можно использовать принцип интереса по критериям «важное-яркое» и  упомянутую выше, систему экранного мышления, которая помогает спрогнозировать развитие сюжета планируемых действий. На этом этапе этот сюжет может получить вид сносного очерка, в котором  рассказывается о прошлом, настоящем  и будущем героя, дается описание его портрета, раскрываются его личностные качества, увлечениях, умениях, навыки, способности, особенности темперамента, характера и т.д.

     Далее очевидна необходимость представления субъекта (героя) процесса управления в движении, действиях, поступках, победах и поражениях. Процесс движения может получить свои неожиданные особенности через осознание субъектом (героем) того, что все в жизни имеет начало и конец. При этом его движение сразу же приобретает оттенок трагического, так как очевидно, что достижение субъектом (героем) поставленной цели означает завершение процесса движения или же его (процесса) окончание, смерть. Концептуальная модель, которая отражает движение субъекта (героя) из настоящего в будущее, может быть представлена S-образной сигмовидной кривой, изображенной на рис.3.

      Исполненный оптимизма субъект (герой), начиная свое движение к поставленной цели, с самых первых шагов должен представлять и понимать, что достижение им поставленной цели носит характер трагического.  И ему придется искать новые более оптимистичные  черты для образа выбранной им цели и для закладки в определенное самой жизнью трагическое нового оптимистического начала.

     «Закономерность трагического в концептуально-событийной сфере – переход гибели в воскрешение, а в эмоциональной сфере – переход скорби в радость» [5]. Древне индийская эстетика выражала эту закономерность через понятие «самсара», которое означает круговорот жизни и смерти, перевоплощение умершего человека в другое живое существо в зависимости от характера прожитой им жизни. Концепция метемпсихоза (посмертного перевоплощения душ) у древних индийцев была связана с идеей эстетического совершенствования, восхождения к более прекрасному. В древнейшем памятнике индийской литературы Ведах утверждалась красота загробного мира и радость ухода в него.

     Понимание того, что «…трагическое раскрывает:

    1) гибель или тяжкие страдания личности;

    2) невосполнимость для людей  её утраты;

    3)бессмертные общественно ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и её продолжение в жизни человечества;

    4)решая высшие метафизические проблемы бытия, утверждает общественный смысл жизни человека;

    5)выявляет активность трагического характера по отношению к обстоятельствам;

    6) философски осмысляет состояние мира;

    7) вскрывает исторически, временно не разрешаемые противоречия;

    8) воплощенное в искусстве,

оказывает очищающее воздействие на людей» [5], заставляет по-другому рассматривать сущность процесса движения героя к намеченным целям.

                                                                                     

 

 

 

 

                                                                    

 

                                                               

                                                                        

 

 

 

Взаимопонимание с окружающими (человек как образ среди себеподобных)

 

 

Согласие с самим собой (человек как образ внутри себя)

 

 

Осознавать себя как резерв для достижения цели, понимание личных особенностей, возможностей

(человек как аналитик и реализатор собственных внешних и внутренних ресурсов)

 

 
Овал: Окружение

Овал: Я – герой!

Овал: Внутренние качества и свойства героя

 

 

 

 

Способность ставить перед собой цели и добиваться их (человек как инициатор и исполнитель собственных решений, образ героя по шкале прошлое-настоящее-будущее)

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Система человек-окружение.

 

     Очевидно, что «центральная проблема трагедийного произведения – расширение возможностей человека, разрыв тех границ, которые исторически сложились, но стали тесными для более смелых и активных людей, одухотворенных высокими идеалами. Трагический герой прокладывает путь к будущему, он взрывает устоявшиеся границы, он всегда на переднем крае борьбы человечества, на его плечи ложатся наибольшие трудности. Несмотря на гибель героя, трагедия дает концепцию жизни, она раскрывает её общественный смысл. Суть и цель человеческого бытия невозможно найти ни в жизни для себя, ни в жизни, отрешенной от себя: развитие личности должно идти не  за счет, а во имя всего общества, во имя человечества. С другой стороны, всё общество должно развиваться и расти в борьбе за интересы человека, а не вопреки ему и не за счет его»[5].

     «Лучше путешествовать с надеждой, чем достичь пункта назначения», – гласит мудрая японская поговорка. Но не одни японцы заметили коварные свойства достигнутой цели. Ведь еще Лао-цзы настоятельно рекомендовал немедленно забывать о цели, как только нам удалось ее достичь. Шекспир в своем  129-м сонете писал:

Утолено, - влечет оно презренье,

В преследование не жалеет сил.

И тот лишен покоя и забвенья,

Кто невзначай приманку проглотил [8].

 

     Оскар Уайльд утверждал, что в жизни возможны всего лишь две трагедии: первая – не осуществить своей страстной мечты, вторая – добиться ее осуществления.

     Основные правила игры с будущим предложил в своей популярной книге П.Вацлавик «Как стать несчастным без посторонней помощи» [8]. Он свел их примерно к следующему: достижение цели – под которым мы, в буквальном или метафорическом смысле, понимаем достижение цели нашего путешествия или осуществление наших желаний – считается важным критерием успеха, власти, признания и самоуважения. Следовательно, неудача в достижении цели или, что еще хуже, бессмысленное топтание на месте из-за недостатка рвения являются, по общему призванию, явными признаками тупости, лени, безответственности, трусости. Однако путь к успеху весьма тернист, преодолеть его – дело куда как хлопотное, и даже самые напряженные усилия могут закончиться полной неудачей. И кому, спрашивается, охота заниматься этой суетой? Так вот, вместо того чтобы погрязать в этой «тактике мелких шажков», которая медленно и постепенно будет приближать вас к разумной и вполне достижимой цели, бывает весьма удобно и полезно избрать для себя цель восхитительно возвышенную, но абсолютно недостижимую. Преимущества такой цели должны быть очевидны без дополнительных разъяснений. Кроме того, раз цель так высока и недоступна, то ясно, что путь к ней обещает быть долгим и изнурительным, а такое путешествие, само собой разумеется, требует серьезной подготовки и длительных сборов.

      Следовательно, уже в начале пути герой или субъект управленческой задачи посредством обострения процесса движения по инстинкту размножение  может да очевидно и должен осуществить запуск новых процессов (или создания новых героев),  которые  получат свое продолжение и развитие после изначально определенного самой природой трагического завершения движения самого героя к намеченной цели. По своему содержанию  это будут новые процессы, а, по сути, это будет продолжение движения начатого героем, так как в рамках  старой S-кривой им может быть сформирован образ нового героя и начинает реализовываться новый процесс, процесс зарождения нового героя и его развития, зарождена новая S -кривая.

      Другими словами, если в качестве героя рассматривать организацию, предприятие, фирму, то в условиях сегодняшних постоянных изменений, ему (герою) необходимо уделять внимание не только достижению поставленной цели, но и моделированию, прогнозированию своего будущего. Другими словами, чтобы избежать обреченности обусловленной трагическим,  герою необходимо иметь несколько целей или стратегий, которые работают одновременно. Это заставляет героя распределять свои силы и ресурсы на решение двух параллельных задач,  во-первых, на задачу обеспечения настоящего, а во-вторых,  задачу формирования и планирования будущего. В рамках решений первой задачи герой анализирует, планирует, действует и контролирует процессы движения к уже определенной, поставленной и реализуемой цели. Вторая задача, которую ему необходимо решать – это  анализ сил, средств и ресурсов на формирование новых стратегий, целей, формирование своего нового будущего. Таким образом, в процессе движения  к уже сформулированной и определенной цели, герой формулирует новую цель,  планирует  и запускает параллельный основному процессу движения процесс к движения новой цели, что естественно может создавать некоторую неразбериху, так как на нее необходимо отвлекать силы, средства и ресурсы.  Однако на определенном этапе очевидным фактом представляется параллельное сосуществование  двух S-кривых.

     Если обратиться к анализу поведения героев известной повести-феерии А.Грина «Алые паруса», то можно убедиться, что сюжет этого произведения также может быть описан выше изображенной группой S-образных кривых. При этом первая кривая может представлять собой иллюстрацию  поведения героини повести - Ассоль, которая поверив  в историю об Алых парусах, пассивно ждет в городке своего принца. Очевидно, что если бы не появление в городке Таверна молодого Грея, то ожидания девушки оказались бы тщетными и напрасными. Но именно в точке А пересеклись пути двух героев.  И Ассоль, по сути активно не участвуя в формировании второй кривой, все же создала своими отношениями с внешним окружением условия и предпосылки к формированию второй кривой. Вторую кривую при этом следует рассматривать как иллюстрацию действий и поведения второго героя произведения - капитана Грея, который явился непосредственным реализатором ожиданий девушки. Цель Грея при этом не противоречила цели Ассоль, что и привело к сближению обеих целей и к счастливому финалу произведения.    

     Жизнь между двумя кривыми или волнами ставит героя перед интересным набором проблем.

     Вот основные:

     1.Необходимость поддерживать жизнь Первой кривой достаточно для того, чтобы Вторая кривая прочно утвердилась.

     2.Необходимость планировать будущее и сохранять дисциплину так, чтобы позволить фондам перетекать оттуда, где они в настоящий момент сгуппированы (Первая кривая), туда, где их, возможно, пока еще нет (Вторая кривая).

     3.Необходимость справляться с неразберихой и напряжением, которые возникают при одновременном действии обеих кривых [6].

     Таким образом, герой управленческого решения, совершая движение к поставленной им цели, прежде всего, должен обеспечить свое существование в настоящем, активно планируя и подготавливая внутренние и внешние ресурсы для формирования в устойчивом настоящем задатков будущего, обеспечивая при этом бесконфликтность этих двух процессов. Лишь только такое взаимодействие может гарантировать стабильность и устойчивость в движении героя к цели и обеспечить не только его успех, но и его будущее.

 

Литература:

1. Г.С.Альтшуллер. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио.1979.

2.С.Э.Александров, П.Э.Фадеев. Рейтинг-анализ. Учебное пособие. - Минск: Тэхналогія, 1997.С147.

3.А.Бубич. Основные принцыпы стратегии вживания. Отдел кадров.№9 2001. с.68-75.

4.А.Бубич. Принципы сбалансированного взаимодействия с окружением. Отдел кадров.№2 2002. с.68-75.

5.Ю.Б.Борев, Эстетика. Москва: Издательство политической литературы. 1981. С.399.

6.Кен Бланчард, Терри Вэгхорн, Миссия возможного, или как стать компанией мирового класс, Челябинск, Урал ЛТД, 1998, - C.292.

7.П.Э.Фадеев, Т.Б.Фадеева. Прикладная теория драматургии. Основы психосинтеза. Первая часть.- Минск: ПФ Трамп, 1992. – С 80.

8.Павел Вацлавик. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., Прогресс., Минск., Беларусь. 1990. – С96.

 

 

Задание 1.

 

1.Приведите пример системы “фабула или цель-герой-действо”. (Так как например: совершить подвиг - человек на велосипеде - в полном одиночестве - досчить Северного полюса).

2.Дайте краткую характеристику элементов, предложенной вами системы используя критерий интереса “яркое-важное”.Попробуйте сгруппировать элементы характеризующие предложенную Вами  систему по критерию: постоянный – переменный.

3.Проанализируйте какое-либо известное Вам литературное произведение с помощью S-образной сигмовидной кривой, кратко изложите развитие сюжета и параллельных линий в произведении. Как менялись в процессе развития сюжета произведения герои, как менялась обстановка? Какие цели были поставлены изначально перед героем? Как они изменились в процессе движения героя?

4.Выделите в выбранном Вами примере трагическое и определите, как оно  будет изменяться? Какие пути трансформации трагического в более оптимистическое начало можно выделить в этих процессах? 

5.Попробуйте дать полное описание героя по схеме системе «человек-окружение».

 

                   Вопросы, замечания, консультации и другая информация

                   Диана Оверченко

                   Е-mail:dainave@yandex.ru

 

 

Следующая статья

 

 



[1] Фабула (от лат. fqbula – басня, рассказ), в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В составе фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Иногда фабулой называют порядок, ход и мотивировку повествования о событиях, в таком случае можно говорить о сюжете. Сюжет (от франц. Sujet, букв. – предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме - способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот;  иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении – ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого. 

[2] Инициатива (франц.  Initiqtive, от лат. Initium – начало),  почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях.

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz