ДЕЙСТВОВАТЬ И УПРАВЛЯТЬ ДВИЖЕНИЕМ К
НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ
Лекция по
философии управления
Каждый
человек, разрабатывающий проблемы управления, анализирующий их, планирующий и
запускающий процессы их реализации, не может не задаться вопросом «Кто же я сам
в своей жизни?», «Управляю ли я своей
жизнью?», «Или же управляют ею другие?».
Прежде всего, остановимся на понятиях «управлять[1]»,
«управление» смысл которых настольно очевиден, что они не требуют каких-то
объяснений. Ведь с детства мы видим, как родители управляют детьми, учитель -
учениками, водитель – автомобилем, автоинспектор – водителями. Каждый из нас
чем-то и кем-то обязательно управляет, ну хотя бы расходованием собственных денег.
Следует
отметить, что в современном обществе явно просматривается профессиональное
расслоение, суть которого в том, что некоторые профессии направлены на
управление людьми, другие в себя включают такую профессиональную функцию
частично, третьи вообще сводятся к выполнению чужих распоряжений.
Существует мнение, что руководителем, героем собственной жизни
нужно родиться. Некоторые авторы считают, что две третьи людей органически не
способны к самостоятельному творческому мышлению, и эта их особенность не
преодолима никаким воспитанием, поскольку она заложена в их генах. Часть
индивидуумов, в принципе способных решать сложные задачи, не становится
мыслителями из-за дефектов системы воспитания: плохие учителя в плохих школах
воспроизводят плохих специалистов.
Таким
образом, традиционализм, интеллектуальная ограниченность основной части
общества – это неизбежное обстоятельство того, что кто-то в обществе берет на
себя функцию «управлять», а кто-то «исполнять». Всё это приводит к тому что,
управленческие функции концентрируются у определенной части общества, так
называемой интеллектуальной элиты, которая направляет свои планы и действия,
прежде всего, на создание для себя определенных условий. Таким образом, это
приводит к концентрации благ у элиты, что она объявляет целесообразностью и
разумностью для общей пользы.
Но кто
же эти самые «интеллектуалы»?
Индивидуумы с научным складом ума (аналитики и теоретики) крайне редко
выбиваются в большие администраторы. Причина, по-видимому, в том, что трудно
одновременно заниматься двумя большими делами, каждое из которых требует
интеллектуальных специфических склонностей и немалого напряжения сил. Вывод
здесь напрашивается сам собой, необходим всё тот же выбор из двух: научные
результаты или административная карьера. Этот выбор порождает проблему: многие
значительные идеи (например, по усовершенствованию той же самой системы
управления), столь существенные для управления, рождаются вне самой системы
управления, им зачастую с большим
трудом приходится внедряться в неё.
Для научного творчества важны раскрепощение воображения,
свободный режим труда, нерегулируемые переходы от темы к теме, в то время
как, эффективное управление требует планируемых
действий и принятия конкретных решений в ограниченное время. Таким образом,
верховенство научного интеллекта в некоторой системе приведет только к
расстройству управления в ней, и, в конце концов, для всякой организации лучше
стабильность на среднем уровне эффективности, чем развал из-за неудачного внедрения
каких-то фантастических суперпроектов.
Стремление
модернизировать систему управления и привести её к научной, скорее
всего, приведёт к тому, что возникнет необходимость разделить её на две функции
(два потока управления): функцию
административного управления и функцию научного её обеспечения. Такое
решение, в конечном итоге, выразится в
том, что эти функции будут разделены между различными людьми, с различными
уровнями интеллекта и личностными качествами.
Такие размышления об управлении, возвращают человека, который
призван решать проблемы управления, к поиску ответов на вопросы: какая роль в процессе управления
собственной жизнью ему по силам? как правильно оценить себя и свои возможности,
ресурсы?
Руководители больших фирм для разрешения важных управленческих задач, которые
составляют основную частью их личных задач, создают внутри своих фирм
двойственные структуры, первая часть которых представляет собой «штабы» или
«мозговые центры» из ученых и специалистов в области управления, а вторая –
административную структуру во главе с довольно жесткими
администраторами-управленцами. Две эти части тесно взаимодействуют друг с
другом – на равных (независимо от иерархии своих автономных «штабов»),
объединяясь в неформальные научные коллектива или входя в научные организации с
двойным подчинением, имеющие собственные планы. Таким образом, часть личных
задач руководителя фирмы переадресовывается на структуры, которые призваны
осуществлять их более профессионально и эффективно, руководителю остаются
лишь задачи собственного развития.
Рядовому управляющему решать такие
задачи приходится самому. Для чего ему необходимо начать с анализа проблемы
вообще. А это означает, что необходимо понять, что некоторые люди просто не
замечают, что давно уже стали
неотъемленой частью поразившего их страха и из главного действующего лица[2],
героя[3],
создающего свой собственный характер и свою собственную жизнь, превратились в
второстепенное действующее лицо, статиста или же, если утрировать и упрощать, то в “окружающую обстановку” жизни других главных лиц. Причиной этому
является страх перед свободным
неизведанным пространством, которое таит много неизвестного неожиданного, страх ответственности за себя.
Не потому ли так страшно становится
самой мысли попробовать выйти за границы, которые люди сами себе
очертили, создали, установили – и которые бережно оберегают.
Это и есть тот самый стереотип поведения, который минимизирует само желание человека мечтать, желать,
планировать, действовать, двигаться.
“Каждый человек стремится жить лучше. Вернее, хочет. Хочет добиться
большего, испытать больше радости и удовлетворения от жизни. Сказать
“стремиться” – значит признать, что каждый человек прилагает для этого свои
усилия. Увы, это не так. Нормальное и естественное состояние чувство
неудовлетворенности у многих выливается либо бесплодное фантазирование, либо в
угрюмую зависть и тоску, а ни то, ни другое не способно сделать лучше ни самого
человека, ни его жизнь”[4].
Все наши мечты беполезны, планы которые мы составили – полная фикция,
цели – миражи, во всём этом нет никакого проку, если они не подкреплены
конкретными действиями.
А поскольку действие[5]
– это единственно возможный путь к успеху, то нам осталось только подключить
его стимуляторы – желания, настойчивость, решительность, смелость, желание
развиваться, учиться, познавать, рисковать. Другого пути нет.
Для того чтобы научиться понимать, анализировать, планировать,
предугадывать грядущие события в нашей жизни,
и попробуем разобраться, что такое действующее лицо, исполнитель,
главный герой? Для чего представим любое планируемое и прогнозируемое действие
как явление в виде системы составляющих её единичных элементов.
Предположительно будем исходить из того, что основные элементы такой системы
могут включать в себя: изначальные условия, отдельные ситуации[6][6], элементарные сюжеты[7][7], единичные явления или события[8][8], действующих лиц, инициаторов,
исполнителей и героев. Это позволит нам
разобраться, что же может с нами произойти
и что обычно происходит в нашей
реальной жизни, в которой главным действующим лицом и героем являемся мы сами.
Решение
строить свою жизнь самостоятельно, ориентирует нас на то, что мы не хотим быть
в жизни “мебелью”. Оно требует от нас, прежде всего, понимания, как
спланировать свой каждый шаг на этом
пути, чтобы избежать ошибок и негативов, которые были в жизни других людей[9],
решавших похожие задачи. Главное действующее лицо и исполнитель – это герой,
сильный духом, умеющий владеть собой и направлять все свои силы на достижение
жизненных целей, это и есть тот самый “везунчик”, для которого не существует
понятия “невозможно”.
Поставленная нами задача “стать хозяином
своей собственной жизни, её героем” требут от нас прежде всего изменения представления
о самом себе и облечения “нового себя”
в образ героя, с которым олицетворяется
всё важное, существенное, яркое и превлекательное в нашей жизни, при чем этот
образ должен быть таким не только для нас самих но и нашего окружения. Образ
“рядового” героя так же может быть “примерян” нами, но таком случае
трансформация яго в главное действующее лицо возможна лишь одним путем –
обострением ситуационного окружения. Это черевато появлением самых неожиданных
трагических коллизий, которые наверняка сделают нас героем, но вряд ли хозяином
жизни.
Достойной любого человека видится задача
воспитания им в себе,
главного действующего лица, инициатора, исполнителя и героя процесса достижения
собственных жизненных целей, задач и планов.
М.Вудкок и Д.Френсис[10],
авторы известной книги «Раскрепощенный менеджер», выделяют 7 стадий деловой
жизни человека (рис.1.), связывая их с возрастом работника, этап от 40 до 50
лет, названный ими «переоценка
ценностей», некоторые авторы[11]
считают несколько спорным. Они считают, что здесь речь идет о переоценке
жизненных ценностей человека, а мастерство и потенциал менеджера в этот период,
безусловно, максимальные, что подтвердили данные социологических
исследований, которые они проводили[12].
Разумеется, жизнь каждого человека
отлична от жизни других, потому не может быть какого-либо общего образца.
Многие переживают период стресса и потрясений (на рис.1 обозначены зигзагами)
при переходе от одного этапа своей карьеры к другому.
На протяжении всей управленческой жизни
возникают ситуации, когда меняются виды деятельности. Важно, чтобы эти новые
виды деятельности в тот момент соответствовали личным потребностям человека.
Работа, которая позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал, ослабит
его независимо от возможностей нового поста.
Интересно, что по теории Л.Н. Гумилева[13],
в своем развитии этнос проходит несколько стадий, при чем кривая развития
этноса напоминает, описанную выше S-кривую.
Этапы развития этноса Гумилев
охарактеризовал «лозунгом момента».
Рождение этноса --- «Надо исправить мир, ибо он плох». Подъем --- «Мы хотим
быть великими!», «Будь тем, кем ты должен быть». Вершина --- «Будь самим
собой». Надлом --- «Мы устали от великих!», «Мы знаем, все будет иначе!»,
«Только не так, как было». Переход в инерционную фазу – «Дайте же жить, гады!».
Инерция – «Будь таким как я!». Обскурация[14]
--- "Да когда же это кончится!!!".
Каждый
человек должен постоянно решать массу текущих проблем, формировать и
устанавливать собственные отношения со своим будущим. При этом ему, как
правило, необходимо использовать собственные модели реальности, и с их помощью
формировать своё будущее. Задача максимально реально спрогнозировать то, что,
скорее всего, уже сегодня видится нам условно реальным и в чем-то частично
очевидным. В этих моделях естественно много различных чувств – от чувства
личностного удовлетворения, свойственного «homo economicus» до утопического желания построить
общество, свойственное «homo
moralis».
Стадии
10 20
30 40 50 60
70 возраст -
Главные переломные периоды.
Рис. 1. Стадии деловой жизни человека.
Проблемы, которые возникают при
построении моделей нашего будущего, объясняются, прежде всего, тем, что мы
очень сильно связаны с идеологическими схемами, навязанными нам государством. Зачастую они усвоены нами
подсознательно помимо нашего желания, а это ведет, как правило, к отказу от
опоры на собственные силы и ресурсы, и
построению модели с опорой на использование внешних ресурсов
государственной системы, её структур и схем. Что же, каждый из нас человек
обязанный, согласно, своего места в экономической подсистеме общества, мыслить
рационально, воспринимает и оценивает
любую информацию, максимально, насколько это возможно, стараясь быть
объективным.
«Любое наше суждение, любая наша
изначальная позиция в отношении предположительно значимой сегодня, в нашем
настоящем информации и проблем являются субъективными. Однако посредством
методов детерминистского[15]
и стохастического[16]
планирования, мы можем построить прогнозы развития собственной жизни и
предугадать или их бурное развитие, или постепенное угасание нашего
собственного роста»[17].
Каждый из нас все же остается привязанным к типу нашего мышления и тем
структурам частью, которых мы сами являемся. Для школьника элементами такой
системы являются: школа, школьные товарищи, учителя, дом, родители, друзья по
подъезду, дому, улице; для работника – это организация, в которой он работает,
сотрудники, сослуживцы, начальство, семья.
Нужно выработать более
«реалистичную» собственную позицию,
которая бы опиралась на нашу жизненную стратегию. При этом требование к этой
модели состоит в том, что какой бы она не была обширной и сложной необходимо
попробовать представить её как состоящую из двух подсистем, каждая из которых
либо вовсе не имеет информации относительно критериев, управляющих другой
подсистемой, либо имеет её недостаточно. Такую модель следует считать базовой
для всех типов социального поведения. Модель счастливого брака сводится к тому,
что как бы хорошо супруги не подходили друг другу, им никогда не узнать друг
друга до конца. И каждого из них на пути достижения такой цели, как семейное
счастье, впереди еще ждет немало сюрпризов, выбирать им придется между
сотрудничеством и противоборством посредством переговоров и компромиссов.
Цель – своеобразный образ конечного результата,
который планируется получить в намеченной для реализации задаче. Этот конечный
результат, по сути, естественно, должен быть вполне понятен, а его образ должен
вкладываться в те понятия, которые выбраны, как определения, критерии и
характеристики результата. Следовательно, чтобы попробовать спрогнозировать
вполне конкретный результат, необходимо представить описание этого
предполагаемого конечного результата, а для чего изначально необходимо
сформулировать требования к этому конечному результату.
Задачу формирования цели можно
представить в виде нескольких последовательных этапов или попыток. Попробуем
сформировать образ цели, отвечая на вопрос «Какой должна быть цель?»:
Попытка 1. Предположительно, цель должна быть
положительной для её осуществляющего (реализатора, исполнителя) и мотивировать,
направлять его развитие. В рамках
этого критерия очевидным
видится то, что положительные результаты достижения цели
должны быть глобальными, более объёмными, весомыми, а отрицательные локальными,
мало влияющими на планируемый результат.
Попытка 2. Предположительно, цель должна по
возможности иметь продолжение или быть бесконечной. При этом она вполне легко
может быть трансформирована в часть более общей задачи, то есть набирать
значимость. Таким образом, цель представляет собой некую систему целей, которые
легко трансформируются от частного к общему и наоборот.
Попытка 3. Цель должна по возможности опережать
свое время, быть эвристической, что, очевидно, будет восприниматься как ересь.
Такая цель – это цель долгожитель, которая может служить путеводной звездой не
для одного поколения.
Попытка 4. Область, в которой она находится, не
стеснена конкурентами, свободна по возможности от них, что является гарантией
для обеспечения доброкачественной работы без спешки и без халтуры. Такая
область, как правило, лежит в зоне, которая отражается в требовании попытки 3.
Еретическая цель вряд ли будет интересна для конкурентов. Следовательно, мы
попадаем в зону свободную от конкурентов.
Попытка 5. Сама проработка достойной цели основана
на обширном информационном фонде, либо в готовом виде, либо легко набираемом.
Попытка 6. Независимость, то есть возможность
разработки цели даже в минимальных жизненных условиях. Для этого сама по себе
реализация достижения цели не должна требовать недоступного оборудования и
большого коллектива разработчиков? Достойную цель в принципе можно одолеть в
одиночку.
Предварительно сформулированная цель
(личности, группы, коллектива), требует проверки её на «достойность», для этого
необходимо её оценить по следующим
основным критериям:
Критерий 1. Достойная цель – это совсем новая цель
по сущности или не достигнутая ещё никем. Она может представлять собой
известную цель для реализации, которой были использованы новые средства
достижения.
Критерий 2. Такая цель должна быть
общественно-полезной и направленной на развитие жизни. Разве есть польза
ставить перед собой цель, которая не имеет никакой пользы ни для кого. Да и
вообще цель ли это.
Критерий 3. Такая цель должна быть
предельно-конкретной.
Критерий 4. Цель не должна быть излишне узкой, она
должна напоминать определенную систему, в которой хорошо видимы над системные
цели и просматривается на горизонте выход на глобальные проблемы.
Критерий 5. Цель должна представлять собой
эквивалент нашей собственной жизни. Необходимо выработать критерии цели,
которые бы концентрировали устремления на главном, важном, полезном и не
позволяли расходование жизненных сил и самой жизни на мелочи.
Критерий 6. Цель должна представлять собой новую
достойную цель, а результат, на который она направлена, обязательно должен
казаться еретическим.
Критерий 7. Цель не должна порождать конкуренции на
пути её достижения, что является, по сути, условием доброкачественной работы
без спешки и халтуры.
Критерий 8. Достойная цель – личная цель человека
или небольшой группы сподвижников. Большие коллективы появляются позже, когда
будут разведаны основные пути, когда продвижение не будет связано со
смертельным риском.
Критерии 9. Достойная цель – независима от дорогого
и сложного оборудования.
Критерии 10. Выбирая достойную цель надо стремиться,
чтобы она была явно не по силам, заведомо, превышала возможности и способности
человека, за неё берущегося.
Конкретный человек может осуществить
выбор, формулирование и реализацию жизненных целей, опираясь на следующие
правила[18][18]:
1. «Бросьте вызов!» (Клич!). Цель должна
быть вызовом и определять реальные перспективы Вашего развития.
2. «Напишите на бумаге!» (Формула!). Цель
должна быть четко сформулирована в письменной форме с выделением критерия её
достижения.
3. «Ограничьте время!» (Время!). Цель
должна находиться в определенных временных границах (продолжительность, сроки
начала и окончания).
4. «Разбейте на этапы!» (План). Цель
должна состоять из отдельных локальных целей и определяться количественными
показателями их достижения (критериями).
5. «Завяжите узелок!» (Настроенность!). Существование
поставленной цели должно постоянно напоминать Вам о необходимости
резервирования времени и ресурсов на её достижение.
6. «План любой ценой!» (Схема
шагов-целей!). Цель должна быть реализована совокупностью индивидуальных планов
на 5 лет, год, месяц, неделю и день.
7. «Не бойтесь ошибок!» (Смелость!). Если
в процессе достижения цели Вы делаете ошибки, приходите к отрицательному
результату, не стоит огорчаться – скорректируйте цель или поставьте новую.
Вот вроде бы и всё, что необходимо для
того, что бы сформулировать свою жизненную цель. Формула успеха в жизни
человека складывается из клича вдохновляющего + формулы осознанного успеха + времени + структуры или плана действий
+ настроенности + схемы его действий + смелости.
Остается
только сесть за стол, положить перед собой чистый лист бумаги, взять в руку
ручку и составить примерно такой план-график:
План-
график реализации жизненных целей Иванова И.И.
Долгосрочные (стратегические) цели |
Ближайшие (оперативные и тактические)
цели |
Год выполнения |
Затраты, ресурсы, деньги |
1.Обеспечение
полного материального благосостояния семьи. |
1.1.Приобрести
двухкомнатную квартиру площадью в 100м2 в кредит с рассрочкой на 10 лет. 1.2.Купить
легковой автомобиль «Лада» в кредит на 5 лет. 1.3.За
счет активной и эффективной работы на занимаемой сейчас должности достигнуть
заработной платы в месяц не менее 1000 у.е. 1.4.Обеспечить
ресурсами ежегодный отдых семьи на в Болгарии на «Солнечном берегу» |
2001 2001 2000 1999 |
30
000 4000 - 1000 |
2.
Свободное всестороннее развитие личности |
2.1.
Получить второе высшее образование по специальности «Экономика и финансы» 2.2.
Добиться повышения по службе и занять должность вице-президента по внешне
экономическим связям. 2.3.
Защитить диссертацию по управлению финансами. 2.4.
Научиться хорошо играть на гитаре, стать членом «Минского гитарного клуба». 2.5. Издать книгу по менеджменту «Идентификация
личности и проблемы выбора жизненных целей» . 2.6.
Пройти начальный курс изучения английского языка и приобрести необходимый
объём знаний для бытового общения. |
1999-09-29 2000 2004 2002 2000 1999 |
800*4=3200 - 6000 500 500 400 |
Осталось точно
определить, чего же, собственно, Вы хотите от жизни. А это оказывается
настолько трудным, что очень многие люди никакими средствами не могут заставить
себя сделать это. Большинство стремится получить от жизни побольше, но из чего
состоит это «побольше» - остается для них самих не вполне ясным. «Человек
никогда не может утратить влечения улучшать свою жизнь», – очень точно подметил
Н.Г. Чернышевский. Если же люди все-таки ставят перед собой цели, то эти цели
часто оказываются сугубо материальными: получить более просторную квартиру,
занять более высокую должность, зарабатывать больше денег, купить более удобную
автомашину и т.п. Значительно реже можно встретить человека, знающего, как
сделать свою жизнь осмысление и улучшить отношения с окружающими.
С течением времени цели, конечно же, надо
уточнять и обновлять, т.к. стремления человека в 16-летнем возрасте будут
отличаться от его намерений в 25 лет, а те задачи, которые он себе ставит в 40
лет, претерпят заметные изменения, когда ему исполнится 50 или 60 лет.
Вероятность достижения Вами целей
существенно возрастет, если Вы их четко сформулируете и запишете, определите,
что конкретно следует предпринять, а также наметите себе предельные сроки
выполнения оставленных задач.
Жизненные устремления человека можно
сгруппировать и представить в виде:
Долгосрочные
(стратегические) цели |
Содержание.
(Критерии, качественные и количественные показатели, в планах человека могут быть более конкретными) |
Варианты
ближайших (оперативные
и тактические) целей (Общее
описание содержания) |
|
1.Здоровье
– ощущение благополучия. |
1.Хорошее
физическое состояние. 2.
Вес и рост. 3.
Питание. 4.
Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). 5.
Снятие перенапряжения. 6.
Отдых и расслабление. 7.
Медицинский контроль. 8.
Уход за телом. 9.
Спорт. 10.
Оздоровление. |
1.Организация
жизни по строгому распорядку, постоянный контроль показателей здоровья. 2.Контроль
и поддержание нормируемых значений
этих величин, контроль показателей и их отклонения от принятой нормы. 3.Организация
полноценного и богатого витаминами питания. Вегетарианство. Диета. Отказ от
определенного вида пищи. Ограничения (острое, соленое, сладкое). 4.Полное
воздержание от пагубных пристрастий. Ограничения и зона приемлемого. 5.Упорядочное
занятие спортивно-оздоровительными мероприятиями для предупредительного
снятия напряжения. Другие пути снятия нагрузок. (Музыка, искусство,
литература, танцы, тренинг, медитация) 6.
Систематическое участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях и
организованном отдыхе. (Спорт, туризм, альпинизм, сауна) 7.Выработка
системы медицинского контроля и её реализация. (Раз в год посещать врачей,
профмедосмотр) 8.Поддержание
здорового, опрятного вида и спортивной формы. 9.
Спорт как часть нормальной здоровой жизни. Постоянное занятие в спортивной
секции. 10.Организация
и обеспечение периодически оздоровительных мероприятий (санаторно-курортное
лечение). |
|
2.Знания
и умения. |
1.Получение
квалификации. 2.Продолжение
образования. 3.Профессиональная
переподготовка в области культуры, экономики, политики и социальных проблем. 4.Практические
и технические навыки и умения. 5.Граммотность
в сфере человеческих отношений. |
1.Запланировать
получение конкретной квалификации в учебном заведении, ВУЗ, курсах.
Переквалификацию. 2.Запланировать
продолжение образования, дополнительное образование на курсах. Курсы
повышения квалификации. 3.Приобретение
дополнительных знаний необходимых для работы в области знаний ранее не
изучавшейся, самообразование, курсы повышения квалификации. 4.Совершенствование
профессионального мастерства и технических навыков и умений за счет
самообразования, курсов, переподготовки. 5.Совершенствование
знаний, умений, поведенческих навыков за счет грамотности в сфере
человеческих отношений, самообразования, обучения, курсов. |
|
3.Работа и профессиональное
продвижение. |
1.Выбор
профессии. 2.Сферы
деятельности. 3.Специальность
и направления работы. 4.Уровень
притязаний. 5.Желание
иметь влияние. 6.Заниматься
ответственным делом. 7.Добиваться
побед. 8.
Заниматься разнообразной профессиональной деятельностью. |
1.Осуществить
выбор будущей профессии в соответствии с жизненной позицией и интересами,
способностями, наклонностями. 2.Наметить
область деятельности по выбранной профессии. 3.Определить
будущую специальность и направление работы по выбранной специальности:
производство, торговля, обучение или что-то другое. 4.Уровень
притязаний в данной области деятельности. (профессионал, ученый, практик,
теоретик). 5.
Определить статус влияния, объекты влияния, зоны и секторы влияния. 6.Опрелелить
степень ответственности, возможные издержки риска, объем возможных прогнозируемых
моральных и финансовых потерь. 7.
Определить, какие победы (призовое место, первое место, награду, звание) и в
какой области (наука, искусство, спорт и т.д.) хотелось бы получить, степень
и виды мотивации за достижение этих побед. 8.
Определить какими видами смежной с основной профессиональной деятельностью
хотел бы заняться. (Ученый-педагог, писатель-путешественник,
композитор-исполнитель). |
|
4.Социальные
гарантии. |
1.Оплата
больничных листов. 2.Матпомощь
к отпуску. 3.Страхование
жизни. 4.Окружающая
среда. 5.Продолжительность
рабочего дня. 6.Творческий
отпуск. 7.Удаленность
от места работы дома. 8.Время
ухода на пенсию. 9.Размеры
пенсии. 10.Завещание. |
1.Определить
условия компенсации больничных листов (по закону, через компенсацию, через
взаимозаменяемость). 2.Определить
условия на которых может быть получена компенсация к отпуску. 3.Определить
условия, необходимость и возможности страхования жизни. 4.Определить
преимущества и недостатки, которые предоставляются окружающей средой. 5.Определить
возможности и необходимость организации той или иной продолжительности
рабочего дня. 6.Определить
возможность, необходимость и параметры творческого отпуска. 7.Оценить
возможности перехода на работу более выгодного расположенному к дому. 8.Проанализировать
возможности более позднего ухода на пенсию и запланировать действия
позволяющие гарантировать занятость на рабочем месте после ухода на пенсию. 9.Спрогнозировать
возможности получения более высокой пенсии. 10.Определить
содержание завещания. |
|
5.Материальное
положение. |
1.Имущество. 2.Доход. 3.Обеспеченность. 4.Источники
средств. 5.Наличные
средства. 6.Налоги. 7.Вложения
средств. 8.Сбережения
и накопления. 9.Финансовое
положение детей. 10.
Жильё. (Квартира, собственный дом). 11.Машина
и гараж. Лодка. 12.
Дача или загородный дом. 13.Мебель
и оборудование дома. Отделка дома. 14.
Одежда, украшения. 15.Личные
расходы. |
1.Спрогнозировать
объем и стоимость имущества, которое бы хотелось иметь в своем распоряжении. 2.Спрогнозировать
величину и направления, на которые они будут направлены. 3.Определить
уровень обеспеченности, который прогнозируется достичь. 4.Уточнить
источники доходов и спрогнозировать их
увеличение или значимость 5.Спрогнозировать
использование наличных средств. 6.Спрогнозировать
величину и источники выплаты налогов. 7.Спланировать
условия и объёмы вложений, результаты на которые они направлены. 8.Спланировать
размеры сбережений и накоплений, на что они
направлены. 9.Определить
потребности и спланировать возможные пути обеспечения финансового положения
детей. 10.Определить
потребности в жилье, размер жилья, пути его приобретения, средства
необходимые на его приобретение. 11.
Определить потребности в машине, гараже, пути их приобретения, средства на их
приобретение, место, тип, модель, размер дополнительных средств на содержание
и использование. 12.
Определить потребности в даче или загородном доме, пути и средства на их
приобретение, место расположения, размер дополнительных средств на содержание
и использование. 13.Определить
потребности в оборудовании и отделке квартиры или дома, средства необходимые
для этого, их размер и возможности оборудования жилья. Спрогнозировать расходы на ремонт жилья и средства для
этого, наметить сроки реализации. 14.Запланировать
расходы на одежду и украшения, определить свой стиль одежды, потребности в
ней и украшениях . Запланировать сроки и периодичность пополнения своего
гардероба. 15.Определить
свои личные расходы, их размер, источники, возможности
пополнения. |
|
6.Отношение
с окружающими людьми и обществом. |
1.Друзья
и соседи. 2.Начальник
и коллеги по работе. 3.Партнеры.
Деловые связи. 4.Государственные
учреждения, организации, ассоциации. 5.Политики,известные
люди, влиятельные люди и пресса и средства массовой информации. |
1.Определиться
со своими друзьями. Рамки взаимоотношений, прочность и периодичность
поддержания контактов. Определить и уточнить круг соседей, рамки поддержания
отношений с ними. 2.Определиться
со своими коллегами по работе и начальниками, определить кто из них может
быть отнесен к друзьям, товарищам, сослуживцам, знакомым. 3.Определить
и зафиксировать круг партнеров, спланировать его расширение. 4.
Определить схемы правила и перспективы взаимоотношений с государственными
учреждениями, организациями и ассоциациями. 5.Определить
свое отношение к политике и политикам, известным людям, прессе и средствам
массовой информации. |
|
7.Жизненная
позиция. |
1.Политические
убеждения. 2.Мораль. 3.Идеологическая
позиция и религия. 4.Принадлежность
к социальной группе. 5.Потребность
в статусе и уважении. 6.Поддержка
коллег и друзей. |
1.Определить
свое отношение к политике и спрогнозировать его будущее. 2.Сформировать
свой личный моральный кодекс. 3.Сформировать
свою жизненную идеологию, определить её позиции, сформировать свои
религиозные убеждения и определить свое отношение к религии. 4.Определить
свою принадлежность к социальной группе и её изменение в будущем 5.Определить
свой личностный статус и рамки требований к себе как личности со стороны
других людей. 6.Определить
степень и возможности влияния ваших друзей и коллег на ваше
будущее.(Поддержка, одобрение, участие) |
|
8.Использование
свободного времени. |
1.Возможности
для личного развития. 2.Наличие
времени на отдых, время на себя, время на других. 3.Удержание
достигнутых позиций. Улучшение их. 4.Хобби. 5.Общественная
работа. 6.Путешествия. 7.Праздники.
Традиционные занятия. 8.
Новое в жизни. 9.Повышение
качества трудовой жизни. |
1.Спланировать
своё развитие, на что будет направлено личное время. 2.Использование
ресурса времени на отдых, себя и других. 3.Спланировать
удержание своих позиций. 4.Определить
свое хобби и время на его. 5.Определить
себя в общественной работе. 6.Спланировать
возможности и необходимости путешествий. 7.Спланировать
возможности поддержания семейных и лично признаваемых традиций и праздников. 8.Определить
время и направление в познавании нового необходимого для собственного
развития. 9.Спланировать
улучшение качества трудовой жизни. |
|
9.Семья
и родственники. |
1.Семейные
обязанности. Домашние обязанности. 2.Семейное
положение. 3.Структура
семьи. Отношения с родителями. 4.
Воспитание детей, внуков. |
1.Определить
круг семейных и домашних обязанностей, время и возможности их распределения,
реализации, переадресования. 2.Спланировать
и спрогнозировать изменения семейного
положения. 3.Спланировать
образ, схему, модель и размер своей семьи, своё место и место других членов
семьи, определить допустимые возможности влияния на семейные отношения
родителей и других родственников. Определить пути и методы укрепления
семейных отношений. 4.Запланировать
размер семьи, количество детей, место
и возможности их воспитания. Определить свое место в семьях детей и в
воспитании внуков. |
|
Таким сложным оказался перечень возможных
стратегических и ближайших целей человека, и каждый человек так или иначе решает на протяжении жизни. Реализовать их
это реализовать себя. Но 100%-ная реализация по всем выбранным направлениям или
потребностям предоставляется не всегда реальной, однако, выделение одного или
нескольких главенствующих или доминирующих направлений вполне может помочь
каждому из нас планировать наше будущее и направлять его на главную цель и
через реальное полное её
достижение решить все остальные задачи
и цели. Вот почему не лишним будет
определиться в жизненных позициях и по всем остальным направлениям
реализации личных устремлений.
Осознание себя, как целеустремленного человека, четко представляющего, что и
как он собирается реализовывать в будущем – это единственная реальная гарантия
для достижения главных целей и самоутверждения среди других людей. Определение
своих жизненных устремлений задача не простая, всю свою жизнь мы направляем все свои усилия на достижение
главных стратегических целей, однако, при этом попутно мы решаем и массу задач
по достижению оперативных, ближайших целей. Череда разрешенных оперативных
задач и достигнутых ближайших целей является дорогой ведущей к главной
жизненной цели.
Если это цель, которую формирует Фирма,
то могут быть выбраны следующие три
главных мотива:
1.желание
получить больший контроль над своим будущим, как для владельца бизнеса, так и
для каждого работника,
2.надежда
в гораздо большей мере объединить в одно целое работу и личную жизнь,
3.желание
распространить свой собственный стиль и образ жизни на сферу деловой
активности.
Логика определения цели для личности
будет лежать в пространстве или секторе выбранного того или иного пути и
способа действий. Для выбора пути и
способа действий можно использовать
законы стратегии, которые известны очень давно. Впервые их сформулировал
древний китайский полководец Сунь-Цзы в эпоху Сражающихся Царств (V век до н.Э.) в книге «Трактат о военном
искусстве»[19].
Если опираться на эти законы, то для
определения жизненной цели личности или главного героя необходимо: во-первых, из ряда возможных
оперативных и первоочередных, определяющих начало движения к избранной цели, действий, выбрать те, что экономят
силы и требуют минимума затрат.
Попробуем прокомментировать этот принцип экономии сил.
Например, ученик шестого или седьмого
класса при участии и помощи родителей
пробует выбрать свою будущую профессию. На данный момент, момент выбора
многое оказывается неопределенным.
Однако, если руководствоваться вышеизложенным принципом, то самым правильным
видится, следующее решение: определить занятия в каких кружках или на каких
факультативных занятиях совпадают с интересами и хобби ученика, не мешают и
даже помогают ему в учёбе и, в конечном итоге, могут в дальнейшем помочь ему
самостоятельно выбрать свою будущую
профессию. Отметим, что результаты
правильно сделанного, совместного согласованного выбора начнут проявлять
себя в самое ближайшее время.
Во-вторых, при взаимно правильных действиях оценка
позиции выбранного решения не изменится – равные позиции обратятся в равные. Принцип тождественности, или он же – принцип обреченности. По мере обучения
в выбранном кружке или же на дополнительных занятиях, и родители, и ученик
будут всё больше убеждаться в правильности
своего сделанного выбора.
В-третьих, действия будут более эффективными, если
они менее связаны или связаны лишь
косвенно с поставленной целью, или же, иначе говоря, – движение к цели должно
осуществляться вне пространства, которое полностью совпадает (или
подконтрольно) с негативными препятствиями. Таким образом, формулируется
принцип ортаганальности[20]
или принцип не прямых действий. Самое начало, на котором родители уже планируют
и формируют будущее ребенка, той цели, которую необходимо достичь, не должно
ребенком восприниматься, как какая-то
манипуляция со стороны родителей. Необходимо на этом этапе, прежде всего,
обеспечить ребенку пространство
максимальной свободы для
корректировки намеченных действий и выбранной цели.
В-четвертых, следует иметь в виду, что, то сражение,
которое мы планируем выиграть, может быть выиграно, если удастся создать у
противника хотя бы две нескомпенсированные слабости (принцип Тарраша). В примере с учеником, под противником следует
понимать те его (качества характера
свойственные подростковому возрасту), которые мешают его учебе и
целенаправленной подготовке к будущей учёбе.
Если мы сможем нейтрализовать подростковые слабости ученика, то
наверняка, его занятия в выбранном кружке могут оказаться в дальнейшем
результативными.
В-пятых, для любой задачи существует интервал
времени, вне которого ее решение лишь
ухудшает оперативную обстановку (принцип темпа операции). На Востоке,
чтобы быть великим химиком, надо уметь управлять случайностями, - и там это
умеют. Остается выяснить, что же такое управлять случайностями.
Удачно и точно определенное время для
начала занятий в кружке позволяет своевременно произвести корректировку выбора
будущей профессии ученика, усилить какие-то его знания, способности, умения и
навыки.
В-шестых, по принципу стратегии, «основой её
является не выбор какого-то одного пути к победе, а создание таких условий,
чтобы все пути вели к ней»[21].
Мы должны учесть и обеспечить (потребовать), чтобы при каждом шаге к
поставленной цели, количество путей, ведущих к победе, увеличивалось бы. Иными
словами, в любой ситуации следует стремиться к увеличению размерности
«пространства решений» (приемлемых возможностей). И, разумеется, размерность
пространства решений противника нужно свести к минимуму. Идеалом здесь является
«воронка» когда в распоряжении
противника оказывается единственная до конца просчитанная последовательность
возможных решений. Как правило, на
«дне» воронки возникает ситуация, в которой приемлемого решения нет и не может
существовать.
Когда в ответ на каждый ваш ход у
противника есть три-четыре разумных ответа и на каждый ответ вы снова
имеете три-четыре возможности, ситуация
очень быстро перестает просчитываться. Возникает признак хаоса. И здесь уже
сильнейшая сторона лишается основного своего козыря: возможности достичь успеха
чисто техническими методами. В хаосе действовать по шаблону нельзя, все время
приходится принимать самостоятельные решения, незаметно подкрадывается цейтнот,
и начинаются ошибки. В конце концов, не трудно потерять контроль над ситуацией.
Вознаграждение за труд и рост личного состояния
тоже присутствуют в системе стимулов, но не деньги и не стремление быстренько
стать богатым являются главным мотивом предпринимателя.
Так при выработке целей фирмы необходимо
учесть очень много особенностей. Ведь для того, чтобы добиться чего-либо,
необходимо определиться и поработать в какой-нибудь области достаточно долго.
Прояснить для себя самого, чего же действительно вы хотите, и направить все
свои усилия на это.
Характер современной жизни требует ясных
и обоснованных целей. Чтобы угнаться за темпами общественных и промышленных
перемен, расширением возможностей выбора, ослаблением традиций, каждому
необходимо проводить тщательную и регулярную переоценку своих целей. Этот
процесс становится важным и трудным под
влиянием многих совместно действующих факторов:
-изменяющиеся
ожидания относительно качества жизни,
-быстро
развивающаяся технология,
-финансовые
и экономические потрясения,
-меняющаяся
стоимость энергоресурсов,
-распространяющаяся
по миру безработица,
-увеличивающийся
разрыв между развитыми государствами и странами «третьего мира»,
-ощущение
отчужденности от управления и неспособность повлиять на события,
-растущая
мобильность,
-выезд
из страны талантливых людей,
-растущее
в обществе насилие.
Еще несколько десятилетий назад
большинство людей занимало свое место в обществе, опираясь на традиции и
социальные условности. Будущие возможности только что родившегося ребенка во
многом были предопределены теми сильными влияниями, которые определяли развитие
личности. И хотя некоторым удавалось порвать с традициями – и стать артистом,
предпринимателем, преступником, даже святым, - большинство следовало
предсказуемым и общепринятым жизненным образом.
В столь упорядоченном мире не было нужды
в людях, способных принимать решения и нести ответственность за устройство
собственной жизни. Слишком ограниченными были ресурсы и слишком распространенными – социальные ожидания,
чтобы в жизни большинства людей оставался какой-то реальный выбор.
Традиционное
образование воспитывало как важные добродетели прилежание и послушание в
отношение и принятого порядка, но стоит попробовать вести себя подобным образом
ныне – и это быстро окажется неуместным и даже опасным. Для человека важно
распознавать свои возможности, развивать их, использовать шансы и отвечать за
собственное будущее. Активная и ответственная жизненная позиция представляет
собой важную часть общей эффективности, особенно для руководителя.
Фанатик – это тот, кот удваивает свои
усилия, потеряв из виду цель.
Смысл установления целей заключается в
том, чтобы сконцентрировать внимание на желательных результатах.
Для обозначения желательных результатов
используются различные термины, например, цели, подцели, задачи, результаты:
Здесь, однако, не имеет смысла анализировать использование этих терминов и различия между ними.
Когда опытных руководителей просят
привести несколько примеров целей, они обычно говорят о результатах, которых
необходимо добиться, но их слова при этом могут быть настолько туманными и
неточными, что понять, что же они называют целью, нелегко. Поэтому полезно
изучить характеристики хорошо определенной цели.
Цель можно определить как «нечто,
увязанное со временем и измеренное в смысле состояния».
Эти характеристики можно изучить на
примере следующих заявлений о целях:
-стать
фирмой номер один в мире,
-добиться увеличения товарооборота к концу года
на 150%,
-стать
ведущей фирмой в Европе,
-добиться
признания фирмы лидером в бизнесе по
своему направлению.
В каждом из этих заявлений говорится о
том, чего хотелось бы добиться, но между ними есть два вида отличий. Во-первых,
часть заявлений содержит временной предел для достижения целей, другие
заявления в смысле времени открыты. Во–вторых, одни заявления крайне определены
(добиться....), другие имеют более общий характер (добиться ...признания)
Наиболее подходящая цель одновременно и определена, и увязана во времени.
Вывод:
Цель может обеспечить достижение больших
успехов и фирме, если отвечает следующим критериям:
-каждый
сотрудник лично заинтересован в ее достижении,
-продвижение
к ней возможно через череду малых этапных результатов-успехов,
-установлены
временные пределы,
-четко
сформулирован конкретный конечный результат.
Литература:
1.М.Вудкок
и Д.Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер.- Москва: Дело. 1991. С.320.
2.В.В.Голубев.
Трансформация менеджмента. Управление персоналам. N% 8. 1997 г.
3.
Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли.-
Москва: Танаис ДИ-ДИК. 1994. С.544.
4.
А.П.Егоршин, Управление персоналом, Нижний Новогород, 1997, с.607.
5.
Люис Макмастер Буджолт. Танец отражений. М. ТКО АСТ, 1996.
6. Наполеон
Хилл. Ключи к успеху. Москва. 1992.
7. Что вы
знаете и чего не знаете о себе и других. Психологические тесты и наблюдения над
странностями человеческой психологии. Сост. С. Степанов, Москва, 1994.
[1]
Управлять
– 1.Направлять ход, движение кого\чего-нибудь, руководить действиями
кого\чего-нибудь. 2.Руководить, направлять деятельность кого\чего-нибудь.
[2]
Действующее лицо – это человек (личность), участвующий в процессе
достижения поставленных целей, задач, как исполнитель какого-то плана,
алгоритма или программы действий.
[3]
Герой - это главное действующее
лицо процесса достижения поставленных целей, задач и планов, которое руководит
или осуществляет основными действиями.
[4]
Что вы знаете и чего не знаете о себе и других. Психологические тесты и
наблюдения над странностями человеческой психологии. Сост. С. Степанов, Москва,
1994, с.7.
[5]Действие
- это поступок главного действующего лица или героя направленный на достижение
им определенной цели.
[6]Ситуация
(от средневекового лат. Situatio
– положение), сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку,
положение.
[7]Сюжет
(французское - sujet,
буквально – предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме – способ
развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых
событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их
отождествляют. В традиционном словоупотреблении – ход событий в литературном
произведении, пространственно-временная динамика изображаемого.
[8]
Под «явлением» в данном случае
понимается определенная часть (этап) в процессе движения объекта к цели,
на протяжении которой он (как герой или главное действующее лицо) ориентируясь
на определенные факторы, применяет какие-то действия, пренебрегая при этом
влиянием остальных факторов и элементов процесса.
[9]
Наполеон Хилл. Ключи к успеху. - Москва. 1992.
[10]
М.Вудкок и Д.Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер.- Москва: Дело. 1991. - С.90.
[11]
А.П.Егоршин. Управление персоналом. -
Нижний Новгород:ННИМБ. 1997. - С.109.
[12]
А.П.Егоршин. Управление персоналом. -
Нижний Новгород: ННИМБ. 1997. - С.100.
[13]
Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли.-
Москва: Танаис ДИ-ДИК. 1994. - С.584.
[14]
Обскурация – крайне враждебное отношение к развитию от лат. оbscurantis – затемняющий.
[15]
Детерминизм (от лат. determino
– определяю), философское учение закономерности взаимосвязи и причинной
обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий
характер причинности.
[16]
Стохастический (от греч. stochactikos
– умеющий угадывать), случайный, вероятностный.
[17] В.В.Голубев. Трансформация менеджмента. Управление персоналам. N% 8. 1997 г. с.3.
[18][18] А.П.Егоршин,
Управление персоналом, Нижний Новогород, 1997, с.273.
[19]
Люис Макмастер Буджолт. Танец отражений. М. ТКО АСТ, 1996.