Директор
предприятия
_______________ /
Д.А.Оверченко/
“_____”______________2003г.
Инструкция об
ответственности руководителей подразделений с материальной ответственностью и
бухгалтерских работников предприятия
Настоящая Инструкция разработана на
основании требований законодательства Республики Беларусь и рекомендована
дирекцией предприятия ОАО «Дайана Аве» для
ознакомления под роспись всем материально ответственным руководителям
подразделений и работникам бухгалтерии.
1.Общая часть
1.1.Данный
документ изложен с учетом необходимости увязки повседневной хозяйственной
деятельности предприятия ОАО «Дайана Аве» с нормами и требованиями
законодательства Республики Беларусь., которые законодательно закрепляются для
гражданского и уголовного права термины и понятия и непосредственно связанны с
осуществлением хозяйственной деятельности и относящиеся к сфере экономических
отношений между различными субъектами.
1.2.Нормы,
регламентирующие деятельность руководителей и работников бухгалтерии, и
затрагивают вопросы, входящие в компетенцию первых должностных лиц (директора и
главного бухгалтера) предприятия ОАО «Дайана Аве» как субъекта
хозяйствования и требуют от них знаний законодательства Республики Беларусь.
1.3.Инструкция
излагает различные законодательные ограничения и запреты, которые призваны
обеспечивать порядок в этой области деятельности предприятия. Нарушение норм
приводит к соответствующим санкциям — карательный инструмент, который, в свою
очередь, обеспечивает негативное воздействие на нарушителя, кем бы он ни был, и
понуждает субъекты хозяйственных правоотношений к правомерным действиям.
1.4.Значимые
в хозяйственной деятельности предприятия фигуры: руководитель предприятия и
главный бухгалтер, который в силу возложенных на него законом и сущностью
хозяйственной деятельности функций должны контролировать и регулировать
деятельность предприятия в рамках
закона.
2.Административная
ответственность
2.1.Административная ответственность является методом государственного
воздействия на личность руководителя предприятия и бухгалтерского работника за
совершение правонарушений "экономической группы", связанных с
выполнением им своих служебных обязанностей. Наложение на него административных
взысканий, то есть привлечение к административной ответственности регулируется
административным правом.
2.2.Основным нормативным документом,
регулирующим вопросы административной ответственности является Кодекс
Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее по тексту -
КоАП). Кодекс содержит нормы, устанавливающие конкретные составы административных
правонарушений в различных областях жизнедеятельности граждан (Особенная часть).
Вопросам, связанным с профессиональной деятельностью бухгалтерских работников,
посвящена глава 12 "Административные правонарушения в области торговли и
финансов, предпринимательской и другой хозяйственной деятельности",
содержащая 45 статей. Кроме КоАП источниками административного права являются
иные законы, а также нормативные акты Президента Республики Беларусь. Из всех
норм права, в настоящей инструкции выделим только те, применение которых может
иметь место в отношении руководителей предприятий и бухгалтерских работников (а
в первую очередь, естественно, — главных бухгалтеров):
2.2.1. Состав правонарушения: Нарушение
руководителем, главным бухгалтером или другим должностным лицом юридического
лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения
бухгалтерского учета и отчетности. Ответственность:
Влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати МЗП. Нормативный
документ: ст.1513- КоАП*.
Пояснение.
Статья 151/3. Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности,
уничтожение документов или их сокрытие:
Нарушение руководителем, главным бухгалтером или
другим должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского
учета и отчетности - влечет
наложение штрафа в
размере от десяти до двадцати
минимальных заработных плат.
Уничтожение лицами,
указанными в части
первой настоящей статьи,
бухгалтерских и других
документов в нарушение установленных сроков их хранения
или их сокрытие - влечет
наложение штрафа в
размере до ста
минимальных заработных плат. (Статья 151/3 введена Законом от 29 июня
1993 г. - Ведомости Верховного Совета
Республики Беларусь, 1993 г., N 25, ст.301;
в редакции Закона
от 21 июня 1999 г. – Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 1999 г., N 48, 2/45).
2.2.2.Состав правонарушения:
Уничтожение лицами, указанными в части первой настоящей статьи, бухгалтерских
и других документов в нарушение установленных сроков их хранения или их
сокрытие Ответственность: Влечет
наложение штрафа в размере до ста МЗП.
2.2.3.Состав
правонарушения: Препятствие должностными лицами
хозяйствующих субъектов осуществлению уполномоченными лицами банков проверок,
ревизий, непредставление документов, необходимых для соблюдения лицензионных и
надзорных функций. Ответственность:
Влечет наложение штрафа в размере до двадцати МЗП. Нормативный документ: ст.1515 КоАП.
Пояснение.
Статья 151/5. Создание условий, препятствующих проведению проверок и
ревизий.
Препятствие должностными лицами
хозяйствующих субъектов осуществлению уполномоченными лицами банков проверок,
ревизий, непредставление
документов, необходимых для
соблюдения лицензионных и надзорных функций, - влечет наложение
штрафа в размере до двадцати
минимальных заработных плат. (Статья 151/5 введена Законом от 29 июня 1993
г. - Ведомости Верховного Совета
Республики Беларусь, 1993 г., N 25, ст.301.)
2.2.4.Состав правонарушения: Занятие предпринимательской деятельностью
без государственной регистрации, а также осуществление деятельности, занятие
которой запрещено, либо
осуществление деятельности, требующей получения специального разрешения (лицензии),
без наличия такого разрешения или с
нарушением условий и правил осуществления видов деятельности, предусмотренных в
специальных разрешениях (лицензиях). Ответственность. Влечет наложение штрафа в размере от двадцати
до пятидесяти МЗП с конфискацией изготовленной или реализуемой в пункте продажи
продукции (товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации,
других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом
правонарушений, либо без конфискации. Нормативный документ: ст. 154 КоАП
Пояснение.
Статья 154. Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности
Занятие предпринимательской
деятельностью без государственной регистрации, а также осуществление
деятельности, занятие которой запрещено, либо осуществление деятельности, требующей получения
специального разрешения (лицензии), без наличия такого разрешения или с нарушением условий и правил осуществления
видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), влечет
наложение штрафа в размере
от двух до
десяти минимальных
заработных плат с
конфискацией изготовленной
продукции, орудий производства, сырья,
предназначенных для предпринимательской деятельности, либо без конфискации.
Занятие предпринимательской деятельностью должностными лицами и специалистами, работающими в органах государственной власти и управления,
прокуратуре и судах, руководителями и
другими должностными лицами государственных предприятий, учреждений и организаций и их
структурных подразделений - влечет наложение
штрафа в размере
от трех до пятнадцати минимальных
заработных плат с
конфискацией изготовленной продукции, орудий
производства, сырья, предназначенных для
предпринимательской
деятельности, либо без
конфискации. (В редакции Законов от 18
июня 1993 г.
и 9 декабря 1993 г. -
Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., N 23,
ст.288; N 34, ст.438.)
Статья
154/1. Сокрытие, занижение прибыли и доходов.
Сокрытие, занижение прибыли, доходов
или иных объектов налогообложения, уклонение
от подачи декларации
о доходах и расходах от
занятия
предпринимательством и об
иных доходах, облагаемых подоходным налогом, - влечет наложение
штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей. (Статья 154/1 введена
Указом от 6 июня 1986 г. - СЗ БССР,
1986 г., N 17, ст.227; в редакции Закона от 14 ноября
1991 г. - Ведомости Верховного
Совета Республики Беларусь, 1991 г., N 36, ст.633.)
2.2.5.Состав правонарушения: Занятие предпринимательской деятельностью
служащими государственного аппарата, руководителями и другими должностными
лицами государственных предприятий, учреждений и организаций и их структурных
подразделений Ответственность: Влечет наложение штрафа в размере от двадцати
пяти до пятидесяти МЗП с конфискацией изготовленной или реализуемой продукции
(товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации, других предметов,
явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушений,
либо без конфискации.
2.2.6.Состав
правонарушения: Сокрытие,
занижение прибыли, доходов или иных объектов налогообложения, уклонение от
подачи декларации о доходах и расходах от занятия предпринимательством и об
иных доходах, облагаемых подоходным налогом Ответственность: Влечет
наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти МЗП. Нормативный документ: ст.1541
КоАП. См. п.2.2.4.
2.2.7.
Состав правонарушения: Уклонение
должностного лица органа управления или субъекта хозяйствования от
исполнения, ненадлежащее либо несвоевременное
исполнение им предписаний антимонопольных органов, а также непредставление
этим органам информации (документов, письменных или устных объяснений) либо
представление заведомо ложной информации, необходимой для осуществления
антимонопольными органами своих функций
Ответственность: Влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати МЗП.
Нормативный документ: ст.1551
КоАП.
Пояснение. Статья 155/1. Нарушения антимонопольного
законодательства.
Уклонение должностного лица органа
управления или субъекта хозяйствования
от исполнения, ненадлежащее либо
несвоевременное исполнение им предписаний
антимонопольных органов, а
также непредставление этим органам информации (документов, письменных
или устных объяснений) либо представление заведомо ложной
информации, необходимой для
осуществления антимонопольными
органами своих функций, - влечет
наложение штрафа в
размере от пяти
до тридцати минимальных
заработных плат. (Статья 155-1 введена Законом от 15 июня 1993
г. - Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., N 22,
ст.278.)
2.2.8.Состав
правонарушения: Использование
не по назначению или с нарушением законодательства выделенных государственных
средств, материальных ресурсов юридическими лицами или индивидуальными
предпринимателями. Ответственность: Влечет
наложение штрафа на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в размере
от десяти до тридцати МЗП Нормативный
документ ст.1555 КоАП.
Пояснение:
Статья 155/5. Использование не по
назначению или с нарушением законодательства
выделенных государственных средств, материальных ресурсов.
Использование не по назначению или с нарушением законодательства выделенных
государственных средств, материальных ресурсов юридическими
лицами или индивидуальными предпринимателями -
влечет наложение штрафа на должностных лиц, индивидуальных
предпринимателей в размере
от десяти до тридцати минимальных заработных плат.
(Статья 155/5 введена Законом от 18 июня 1993 г. - Ведомости Верховного Совета
Республики Беларусь, 1993 г., N 23, ст.288;
в редакции Закона
от 21 июня 1999 г. – Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 1999 г., N 48, 2/45).
2.2.9.Состав
правонарушения: Незаконный
выпуск (эмиссия) ценных бумаг должностными лицами хозяйствующих субъектов и их публичное размещение
без регистрации в установленном порядке Незаконный выпуск (эмиссия) ценных
бумаг должностными лицами хозяйствующих субъектов
и их публичное размещение без регистрации в установленном порядке Ответственность. Влечет наложение
штрафа в размере до двадцати МЗП. Нормативный
документ: ст.1558 КоАП.
Пояснение. Статья 155/8. Незаконный
выпуск (эмиссия) ценных бумаг.
Незаконный выпуск (эмиссия) ценных
бумаг должностными лицами хозяйствующих субъектов и их публичное размещение без
регистрации в установленном порядке - влечет
наложение штрафа в
размере до двадцати
минимальных заработных плат. (Статья 155/8 введена Законом от 29 июня 1993 г. -
Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., N 25, ст.301).
2.2.10. Состав правонарушения: Сокрытие,
занижение суммы заработной платы и доходов при начислении страховых взносов в
Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики
Беларусь. Ответственность: Влечет
наложение штрафа в размере от двух до пяти МЗП. Нормативный документ: ст.15511 КоАП.
Пояснение.
Статья 155/11. Сокрытие, занижение суммы заработной платы и доходов при начислении страховых взносов
Сокрытие, занижение суммы заработной
платы и доходов при начислении
страховых взносов в Фонд
социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь
- влечет наложение штрафа
в размере от
двух до пяти минимальных заработных плат. (Статья
155/11 введена Законом от 30 апреля
1998 г. -
Ведомости Национального собрания
Республики Беларусь, 1998 г., N 20, ст.217).
2.2.11. Состав правонарушения: Непредставление
в установленные сроки отчетов и иных материалов, связанных с уплатой страховых
взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства. Ответственность: Влечет
наложение штрафа в размере от одной до трех МЗП. Нормативный документ: ст.15512 КоАП.
Пояснение. Статья
155/12. Непредставление в установленные сроки отчетов и иных
материалов, связанных с
уплатой страховых взносов
Непредставление в
установленные сроки отчетов
и иных материалов, связанных
с уплатой страховых
взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты
Республики Беларусь, - влечет
наложение штрафа в размере от
одной до трех минимальных заработных плат. (Статья
155/12 введена Законом от 30 апреля
1998 г. -
Ведомости Национального собрания
Республики Беларусь, 1998 г., N 20, ст.217).
2.2.12. Состав правонарушения: Непредставление руководителем, главным
бухгалтером юридического лица или индивидуальным предпринимателем в
установленный срок органам, проводящим регистрацию, информации об изменении
юридического адреса. Ответственность: Влечет
наложение штрафа в размере до пятидесяти МЗП. ст.15514 КоАП.
Пояснение. Статья
155/14. Непредставление информации
об изменении юридического
адреса.
Непредставление руководителем, главным бухгалтером
юридического лица или
индивидуальным
предпринимателем в установленный
срок органам, проводящим регистрацию, информации об изменении юридического
адреса - влечет наложение штрафа в
размере до пятидесяти минимальных заработных
плат. (Статья 155/14 введена
Законом от 21 июня 1999 г. - Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 1999 г., N 48, 2/45).
2.2.13. Состав правонарушения: Начисление и выплата всех видов премий
руководителям и главным специалистам (их заместителям) юридических лиц при
наличии задолженности по платежам в бюджет. Ответственность: Влечет наложение штрафа на руководителя, главного
бухгалтера (их заместителей) юридического лица в размере до 100 МЗП. Нормативный документ: п. 21
Указа Президента Республики Беларусь от 13 августа 1996 г. №292
Пояснение.ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13 августа
1996 г., N 292 г. Минск УКАЗ О
ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦА ОТСРОЧКИ ПО УПЛАТЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И
ПЕНИ.
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.11.98) # - Указ Президента
Республики Беларусь N 556 от 20.11.98 г. (вступил в силу с 21.11.98 г.) … Установить, что юридические лица осуществляют погашение
задолженности по указанным налогам и пени в период с августа 1996 г. по
август 1998 г. путем уплаты 1/24 этих
сумм ежемесячно без начисления пени за несвоевременное внесение
указанных налогов, перечисленных
в части первой настоящего пункта. В случае неуплаты задолженности по данным
налогам и пени в установленный срок
пеня начисляется в соответствии с действующим законодательством.
2. Запретить со дня
вступления в силу
настоящего Указа начисление
и выплату всех видов премий
руководителям и главным специалистам (их
заместителям) юридических
лиц, имеющих задолженность по платежам
в бюджет, образовавшуюся с 1
января 1996г., до полного погашения
этими юридическими лицами задолженности перед бюджетом. # Установить, что неисполнение указанного
запрета является грубым нарушением трудовых обязанностей
руководителем, главным
бухгалтером (их заместителями) юридического лица. # лиц при наличии задолженности по платежам в
бюджет - влечет наложение штрафа на руководителя, главного бухгалтера (их
заместителей) юридического лица в размере до 100 минимальных
заработных плат.
Те же действия, совершенные повторно
в течение года после применения
мер административного взыскания
за такое же
правонарушение, - влекут наложение
штрафа в размере от 100 до 200 минимальных заработных плат.
Заключение с руководителем
юридического лица контракта, не
соответствующего части третьей пункта 2
настоящего Указа, либо
непривлечение руководителя, главного бухгалтера (их заместителей) юридического лица к дисциплинарной
ответственности за нарушение требований настоящего Указа - влечет наложение штрафа на уполномоченных должностных лиц нанимателя в размере до 100 минимальных
заработных плат.
Протоколы о совершении
административных правонарушений, предусмотренных настоящим пунктом, составляются уполномоченными на то
должностными лицами органов
Министерства финансов и
Государственного налогового комитета, а правонарушений, предусмотренных частью третьей настоящего
пункта, - также органов Комитета по инспекции труда при Министерстве труда.
Право рассматривать дела об административных правонарушениях,
предусмотренных настоящим пунктом,
предоставляется районному (городскому) суду. #
…Установить, что юридическим
лицам отсрочка по
взысканию указанной пени может предоставляться при условии оплаты
труда их работников в соответствии с Единой тарифной сеткой
работников Республики Беларусь
с соблюдением этого
условия до полного
погашения юридическими лицами
соответствующей задолженности по
налогам и сборам.
4. Министерствам, другим
центральным органам управления,
облисполкомам и Минскому
горисполкому, хозяйственным
объединениям, созданным Правительством
Республики Беларусь, 1-го и 15-го числа
каждого месяца представлять в Министерство финансов информацию о погашении
юридическими лицами задолженности перед бюджетом. # В
контрактах, заключаемых с
руководителями юридических лиц, наниматель обязан предусматривать
персональную
ответственность руководителя за
нарушение запрета, установленного
частью первой настоящего пункта, включая
расторжение нанимателем контракта до истечения срока его действия. #
# 2/1. Начисление и выплата всех видов премий руководителям и главным специалистам (их заместителям) юридических
2.2.13.
Состав правонарушения: Те
же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер
административного взыскания за такое же правонарушение. Ответственность. Влекут наложение штрафа в размере от 100 до 200
МЗП.
2.2.14.Состав
правонарушения:
Нарушение порядка учета, сбора, хранения, использования и реализации
металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов.
Ответственность.
Влечет наложение штрафа на соответствующих должностных лиц в размере до 100
МЗП. Нормативный документ: п. 2.5. Декрета Президента Республики Беларусь от
04.08.97 г. № 14.
Пояснение. ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ 4 августа 1997 г. N 14 г. Минск О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
…2.
Усилить административную ответственность, предусмотрев, что:
2.1.
уничтожение бухгалтерских и других документов в нарушение установленных сроков
их хранения, их сокрытие -влекут наложение штрафа на руководителей и (или)
главных бухгалтеров юридических лиц (### индивидуальных предпринимателей ###) в
размере до 100 минимальных заработных плат;
2.2.
непредставление в 15-дневный срок информации органам, проводящим регистрацию,
об изменении юридического адреса -
влечет наложение штрафа на руководителей и (или) главных бухгалтеров
юридических лиц (### индивидуальных предпринимателей ###) в размере до 50
минимальных заработных плат;
2.3.
нарушение законодательства при сдаче в аренду, разгосударствлении, приватизации
и ином отчуждении государственного имущества -влечет наложение штрафа на
должностных лиц в размере до трехкратной стоимости причиненных государству
убытков;
2.4.
нарушение должностными лицами порядка проведения экспертизы и выдача
недостоверной информации по ее результатам - влекут наложение штрафа на должностных
лиц, проводивших экспертизу, в размере до 100 минимальных заработных плат;
2.5.
нарушение порядка учета, сбора, хранения, использования и реализации
металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов - влечет
наложение штрафа на соответствующих должностных лиц в размере до 100
минимальных заработных плат…
2.2.15.Состав правонарушения: Представление
искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное
представление или уклонение от представления отчетности органам государственной
статистики, если в этих действиях нет состава преступления. Ответственность.
Влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 МЗП. Нормативный
документ: п. 1.1. Декрета Президента Республики Беларусь от 18мая 1999 г.
№22.
Пояснение. ПРЕЗИДЕНТ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 мая 1999 г. N 22
г.Минск. ДЕКРЕТ О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ
ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ИСКАЖЕНИЙ ДАННЫХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ
ОТЧЕТНОСТИ (Советская Белоруссия, 19.05.99 г., N 105) (Вступил в силу с 19.05.99 г.)
В целях
недопущения представления недостоверных данных
государственной статистической отчетности, обеспечения реализации конституционного права граждан на
получение полной, достоверной и
своевременной информации и в соответствии с частью третьей статьи 101
Конституции Республики Беларусь постановляю:
1. Установить, что:
1.1. представление искаженных данных
государственной
статистической отчетности, несвоевременное представление или уклонение от представления
отчетности органам государственной статистики, если в этих действиях нет состава преступления, - влекут наложение штрафа на должностных лиц в
размере от 50 до 100 минимальных
заработных плат.
Те же действия, совершенные повторно в течение года
после наложения взыскания,
предусмотренного частью первой
настоящего подпункта, - влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от
150 до 300 минимальных заработных
плат.
Правом составлять протоколы о правонарушениях, предусмотренных частями первой и
второй настоящего подпункта,
обладают уполномоченные должностные
лица Комитета государственного контроля
и государственных статистических органов, а рассматривать дела - районный (городской)
суд;
1.2. представление искаженных данных государственной статистической отчетности,
повлекшее причинение крупного
ущерба либо существенного вреда правам и законным
интересам граждан или
государственным либо общественным интересам, а также
представление заведомо ложных
данных государственной статистической отчетности влекут
ответственность, предусмотренную
Уголовным кодексом Республики Беларусь за должностной подлог;
1.3. меры ответственности,
установленные подпунктами 1.1 и
1.2 настоящего пункта, применяются
в порядке, установленном настоящим Декретом, а также законодательством об
административной и уголовной
ответственности;
1.4. совершение действий, предусмотренных подпунктами 1.1 и 1.2
настоящего пункта, независимо от привлечения к
административной или уголовной ответственности, влечет применение мер
дисциплинарной
ответственности в установленном законодательством порядке.
…3. Настоящий Декрет вступает в
силу со дня
его опубликования, является временным
и в соответствии с
частью третьей статьи 101
Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.
2.2.16.Состав
правонарушения: Те же действия, совершенные
повторно в течение года после наложения взыскания, предусмотренного частью
первой настоящего подпункта. Ответственность: Влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от
150 до 300 МЗП.
2.2.17.Состав правонарушения: На
должностных лиц предприятий, виновных: в занижении, сокрытии прибыли (дохода)
или неучтении (сокрытии) иных объектов обложения налогами либо других обязательных
платежей в бюджет; неполном, несвоевременном перечислении удержанных сумм в
бюджет, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением
установленного порядка, в несвоевременном представлении бухгалтерских
отчетов, балансов, налоговых расчетов, деклараций и других документов,
связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. Ответственность: Налагаются штрафы в
размере от двух- до пятикратной месячной МЗП. Нормативный документ. п. 12 ст. 9 Закона Республики Беларусь
"О налогах и сборах, взимаемы в бюджет Республики Беларусь". Пояснение.
20 декабря 1991 г. N 1323-XII О
НАЛОГАХ И СБОРАХ, ВЗИМАЕМЫХ В БЮДЖЕТ. Статья 9. Меры ответственности
плательщиков. 12. Налоговыми органами налагаются административные штрафы: на
руководителей предприятий и граждан, занимающихся предпринимательской
деятельностью, нарушивших порядок постановки на налоговый учет в
государственных налоговых инспекциях Республики Беларусь, - в размере от одно-
до трехкратной месячной минимальной заработной платы; (абзац 2 пункта 12 статьи
9 в ред. Закона Республики Беларусь от 22.12.1992 N 2061-XII) (см. текст в
предыдущей редакции), на руководителей предприятий, занимающихся запрещенной
деятельностью, - в размере от пяти- до десятикратной месячной минимальной
заработной платы; (абзац 3 пункта 12 статьи 9 в ред. Закона Республики Беларусь
от 22.12.1992 N 2061-XII) (см. текст в предыдущей редакции), на должностных лиц
предприятий, виновных в занижении, сокрытии прибыли (дохода) или неучтении
(сокрытии) иных объектов обложения налогами либо других обязательных платежей в
бюджет; неполном, несвоевременном перечислении удержанных сумм в бюджет, а
также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением
установленного порядка, в несвоевременном представлении бухгалтерских отчетов,
балансов, налоговых расчетов, деклараций и других документов, связанных с
исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, - в размере от двух-
до пятикратной месячной минимальной заработной платы; (абзац 4 пункта 12 статьи
9 в ред. Закона Республики Беларусь от 22.12.1992 N 2061-XII) (см. текст в
предыдущей редакции), на граждан, занимающихся предпринимательской
деятельностью без государственной регистрации, а также осуществляющих
предпринимательскую деятельность, занятие которой запрещено, или занимающихся
деятельностью, которая требует получения специального разрешения (лицензии),
при отсутствии такого разрешения, - в размере от двух- до пятикратной месячной
минимальной заработной платы; (абзац 5 пункта 12 статьи 9 в ред. Закона
Республики Беларусь от 22.12.1992 N 2061-XII) (см. текст в предыдущей
редакции), на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью,
сокрывающих, занижающих прибыль, доходы или иные объекты налогообложения,
уклоняющихся от подачи декларации о доходах и расходах от занятия
предпринимательской деятельностью и об иных доходах, которые облагаются
подоходным налогом, - в размере от двух- до пятикратной месячной минимальной
заработной платы; (абзац 6 пункта 12 статьи 9 в ред. Закона Республики Беларусь
от 22.12.1992 N 2061-XII) (см. текст в предыдущей редакции), на руководителей и
других должностных лиц предприятий, а также граждан, занимающихся
предпринимательской деятельностью, не выполняющих требований должностных лиц
государственных налоговых инспекций, вытекающих из настоящего Закона, - в
размере от одно- до пятикратной месячной минимальной заработной платы. (абзац 7
пункта 12 статьи 9 в ред. Закона Республики Беларусь от 22.12.1992 N 2061-XII)
(см. текст в предыдущей редакции) В случае невыполнения постановления
начальника (его заместителя) государственной налоговой инспекции о взыскании
административного штрафа с заработка руководителей или должностных лиц штраф
взыскивается в бесспорном порядке с предприятия, организации или учреждения с
последующим возмещением ущерба за счет виновного лица.
При неуплате гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, административных штрафов эти суммы взыскиваются в судебном порядке.
2.2.18.Состав правонарушения: На
руководителей и других должностных лиц предприятий, а также граждан,
занимающихся предпринимательской деятельностью, не выполняющих требований
должностных лиц государственных налоговых инспекций, вытекающих из настоящего
Закона. Ответственность: Налагаются штрафы в размере от одно- до
пятикратной месячной МЗП.
2.3.Руководитель предприятия и главный бухгалтер в своей
деятельности должны руководствоваться законодательством Республики Беларусь
и знать состав правонарушений, за которые
они могут быть привлечены к административной ответственности. Условно такие
нарушения можно разделить на две группы: непосредственно касающиеся деятельности
бухгалтера и общие, предусматривающие ответственность бухгалтера постольку,
поскольку он является должностным лицом и может при выполнении своих служебных
обязанностей совершить данные правонарушения наряду с другими лицами.
2.4.Нарушение установленного порядка
ведения бухгалтерского учета и отчетности бухгалтерских работников касается в
первую очередь, то занятие запрещенной предпринимательской деятельностью, хотя
зачастую и осуществляется при участии бухгалтерского работника, однако это
участие вовсе необязательно и не является определяющим признаком данного
состава правонарушения. Для бухгалтерских работников более близкой является
первая группа правонарушений.
2.5.Лицо при совершении поступков
должно осознавать противоправный характер своего деяния и предвидеть его
вредные последствия, желая или сознательно допуская наступление этих
последствий. Бухгалтерскому работнику необходимо воздерживаться от совершения
противоправных действий или совершать какие-либо действия надлежащим образом. С
целью избежания наличия в деяниях отдельных составов правонарушений (например,
ст. 155-12, 155-14 КоАП) бухгалтерским работником наоборот должны быть
предприняты определенные действия, воздержание от совершения которых в случае
обнаружения соответствующими органами повлечет административную
ответственность.
2.6.КоАП является
административно-правовым нормативным актом, в случаях возникновения конкуренции
отдельных норм данной отрасли права, при сравнении составов административных
проступков, можно заметить, что состав правонарушения, предусмотренного ст. 1541
КоАП, частично дублирует содержание пункта 12 статьи 9 Закона "О налогах
и сборах...". Санкции, предусмотренные этими двумя нормативными актами,
различаются. При разрешение вопроса суд руководствуется принципом "более
позднего" нормативного акта из равносильных. Согласно этому правилу, так
как санкции — предметный вопрос конкуренции в данном случае — в редакции статьи
1541 КоАП были изменены законодателем позднее (4 января 2000 года),
чем принят упомянутый Закон, то применительно к составам правонарушений,
предусмотренным статьей КоАП — сокрытие, занижение прибыли, доходов или иных
объектов налогообложения, уклонение от подачи декларации о доходах и расходах
от занятия предпринимательством и об иных доходах, облагаемых подоходным
налогом, — действует эта статья, в остальной части — пункт 12 статьи 9 Закона
"О налогах и сборах...".
2.7.За совершение правонарушений
рассматриваемой категории в качестве административного взыскания применяется
штраф. Так, например, за непредставление в 15-дневный срок информации об
изменении юридического адреса (ст. 15514 КоАП) на виновное лицо
может быть наложен штраф до 50 минимальных заработных плат (далее — МЗП), а за
сокрытие суммы заработной платы и доходов при начислении страховых взносов (ст.
15511 КоАП) — от 2 до 5 МЗП.
При этом в первом случае деяние, образующее состав правонарушения, в
подавляющем большинстве случаев может быть совершено из-за незнания закона,
либо даже "по забывчивости", так как является одной из многочисленных
формальностей в хозяйственной деятельности и само по себе, не в связи с другими
противоправными деяниями, существенного вреда чьим-либо интересам не причиняет,
в то время как второе является целенаправленной деятельностью, которая прямо
причиняет ущерб государственным и общественным интересам, и не может быть
совершено по неосторожности. Также в некоторых случаях представляется несколько
завышенной разница между минимальным и максимальным размером штрафа в некоторых
случаях. Возможность наложения штрафа "до 100 МЗП", с одной стороны,
позволяет достаточно тщательно дифференцировать правонарушителей и соразмерно с
совершенным деянием налагать на них "оптимальные" штрафы.
2.8.За некоторые административные правонарушения, особенно в сфере экономических отношений, законодателем узаконен ряд административных проступков с размерами штрафов в применении к должностным лицам субъектов хозяйствования, в том числе и бухгалтерским работникам в размере (100-300 МЗП) штрафов.
2.9.Следует различать понятия
административной и экономической ответственности. Основное отличие этих
категорий — в субъекте: в первом случае — это граждане (физические лица), во
втором, соответственно, — субъекты хозяйствования (в том числе и граждане —
индивидуальные предприниматели). К административной ответственности
привлекается работник предприятия, а экономические (финансовые) санкции
накладываются на само предприятие. В некоторых случаях законодательными актами
предусмотрено, что в случае невыполнения постановления уполномоченного органа о
взыскании административного штрафа с заработка руководителей или должностных
лиц штраф взыскивается в бесспорном порядке с предприятия, организации или
учреждения с последующим возмещением ущерба за счет виновного лица (например,
такой порядок допускается Законом "О налогах и сборах..."
относительно административных взысканий, налагаемых органами ГНК). То есть в
этих случаях административный штраф по сути взыскивается не с правонарушителя,
а с его нанимателя, правда, с последующим возмещением. Такой подход хоть и
служит определенной гарантией поступления суммы штрафа в бюджет, однако
представляется неверным, так как по своей сути "штрафные" денежные
средства взыскиваются не в порядке возмещения причиненного кому-либо ущерба, а
в качестве именно наказания за противоправные действия. Такого рода
обязательства, по мнению автора, неразрывно связаны с личностью правонарушителя
и не могут быть исполнены другим лицом вышеописанным способом (своеобразной
уступкой требования). К тому же законодатель ни в одном случае не предусмотрел
возможность взыскания экономических санкций с работников или учредителей
оштрафованного субъекта хозяйствования.
3.Порядок
наложения административных взысканий.
3.1. При обнаружении факта
административного проступка уполномоченным лицом соответствующего
государственного органа составляется протокол о совершении административного
правонарушения. В нем указываются: дата и место его составления, должность,
фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности
нарушителя; место, время совершения и существо административного
правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное
правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;
объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела (статья
235 КоАП).
3.2.Далее протокол направляется органу
(должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело о данном
административном правонарушении. Должностные лица в данном случае — это, как
правило, руководитель уполномоченного органа или его заместители. В
пятнадцатидневный срок после получения протокола и других материалов дела орган
(должностное лицо) обязан рассмотреть дело и принять решение — вынести
постановление либо о наложении административного взыскания, либо о прекращении
дела производством. На практике, естественно, в подавляющем большинстве случаев
принимается первое из этих решений.
Данное постановление после вынесения по
общему правилу немедленно объявляется правонарушителю и в течение 10 дней после
вынесения может быть обжаловано (за исключением постановлений, вынесенных судом
(судьей), которые являются окончательными и обжалованию не подлежат) в
вышестоящий орган или в суд, которые также в течение 10 дней принимают решение.
Согласно статье 37 КоАП административное взыскание может быть наложено не
позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении
— двух месяцев со дня его обнаружения. Большинство из рассматриваемых составов
правонарушений являются длящимися, то есть продолжают иметь место и после их
совершения. В таких случаях днем обнаружения правонарушения будет считаться
день составления уполномоченными лицами государственных контролирующих органов
акта проверки.
3.3.Решение вышестоящего органа
(должностного лица) по жалобе может быть обжаловано далее в вышестоящий орган
либо опять же в суд. То есть по вертикали исполнительных органов решение по
делу об административном правонарушении можно обжаловать до высшего органа
ведомственной вертикали (Министерство, Госкомитет и т.п.), однако последней
инстанцией в любом случае является суд, чье решение обжалованию не подлежит,
однако может быть опротестовано прокурором.
3.4.С момента вынесения, а при обжаловании
или опротестовании постановления о наложении административного взыскания —
после оставления жалобы или протеста без удовлетворения, постановление о
наложении административного взыскания подлежит исполнению (ст. 278 КоАП). Не
подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если
оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения (ст.
282 КоАП). Данные нормы КоАП регулируют вопросы приведения в исполнение
решения по делу об административном правонарушении. Взыскание следует считать
обращенным к взысканию, в случае принудительного исполнения постановления о
наложении административного взыскания. Возможны следующие варианты: с момента объявления
правонарушителю о наложении на него взыскания, с момента направления материалов
дела в суд для возбуждения исполнительного производства, с момента возбуждения
такого производства и т.д.
3.5.Административная
ответственность в сфере хозяйственной деятельности имеет ряд особенностей. При
повторном совершении правонарушения (то есть совершенном в течение года после
наложения взыскания за предыдущий такой же административный проступок),
предусмотренного частью первой статьи 154 либо статьей 1541 КоАП,
виновное лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности в соответствии
с действующим законодательством Республики Беларусь. В случаях отказа в
возбуждении либо прекращения соответствующего уголовного дела по основаниям, не
исключающим наличия в действиях нарушителя состава административного правонарушения,
административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня
принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении
(а не двух месяцев — по общему правилу).
4.Уголовная ответственность
руководителей и бухгалтерских работников за нарушения в сфере деятельности
субъектов хозяйствования
4.1.Руководитель предприятия и
главный бухгалтер
предприятия должны знать основные точки возможного соприкосновения норм
уголовного права с их деятельностью как главных должностных лиц предприятия.
4.2.Источником этих норм и правил являются материалы принятого в 1999
году Уголовного кодекса (УК) Республики Беларусь.
4.3. Нормы
уголовного права[1] имеют
особенность применения только по отношению к физическому лицу, что делает их
значимыми для любого работника, занятого в народном хозяйстве, в том числе и
такой важной фигуры хозяйственной деятельности как главный бухгалтер. Нарушения
норм хозяйственного, налогового, финансового права влекут применение санкций к
субъекту хозяйствования, что в худшем случае отразится на материальном
положении главного бухгалтера. Нарушения норм в уголовном праве влекут ухудшение благосостояния — это
"лучший" вариант, так как штраф — один из наиболее мягких видов
основного наказания, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь
(УК), а в числе худших - широкий спектр
мер негативного воздействия государства на личность, вплоть до долгосрочного
лишения свободы, с возможным приложением к тому же в качестве дополнительного
наказания конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности
на некоторое время и т.д.
4.4.Общеправовой статус главного бухгалтера определен Законом Республики
Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности". В соответствии со
статьей 9 данного Закона главный бухгалтер или лицо, его заменяющее,
осуществляет руководство бухгалтерским учетом на предприятии (в учреждении).
4.5.Статья 11
того же Закона[2] возлагает на
главного бухгалтера обязанности по обеспечению, в частности, правильной и
рациональной организации бухгалтерского учета, достоверного и своевременного
учета и постоянного контроля за проведением и регистрацией хозяйственных
операций, движением имущества, исполнением обязательств, правильного
исчисления налогов, сборов и других обязательных платежей, предусмотренных
законодательством Республики Беларусь. На главного бухгалтера возложены
функции, определены как главные, не позволяющие без его непосредственного
участия или ведома, осуществление большинства деяний в хозяйственной сфере.
Невозможность совершения действий, которые могут быть определены как
"хозяйственные" преступления, без участия бухгалтерских работников
обусловлена, прежде всего, неразрывностью хозяйственной деятельности с
ведением бухгалтерского учета. Главный бухгалтер является лицом, на которое
возлагается непосредственная ответственность за предотвращение нарушений и
действий со стороны других должностных лиц предприятия, которые могут повлечь
за собой уголовно-правовую ответственность.
4.6.Возможная уголовно-правовая
ответственность главного бухгалтера может быть предъявлена к нему как к лицу
субъекта хозяйственной деятельности и как конкретному должностному лицу, что УК
отражено в главах "Преступления против порядка осуществления экономической
деятельности" и "Преступления против интересов службы"
(соответственно, № 25 и № 35).
4.7.Преступления
против порядка осуществления экономической деятельности, это отдельные составы
преступлений, напрямую связанные с осуществлением хозяйственной деятельности,
максимально затрагивающие область бухгалтерского учета, наиболее близкие к
деятельности главного бухгалтера составы преступлений приведены в комментариях
ниже.
4.8.Описательные части
большинства правонарушений позволяют судить о том, что они затрагивают
компетенцию бухгалтерских работников.
4.9.Составы преступлений связаны
с предоставлением заведомо ложных документов. В большинстве случаев такие
документы могут быть сфальсифицированы примитивными способами подчисток,
дописок, прочих исправлений отдельных частей или реквизитов документов, а
тщательно продуманы, грамотно и аккуратно составлены, чтобы с первого взгляда
не вызвать сомнения в подлинности информации, которую несут, и их составление
требует специальных знаний, которыми обладает только квалифицированный
бухгалтер.
4.10.Изготовления бухгалтером заведомо ложных документов по простому
указанию своего непосредственного руководителя или руководителей партнеров,
носящее характер личной просьбы — "для общего блага", рассматривается
как нарушение законодательства, исполнитель выполняя указания руководителя,
поступает так не из какой-то корыстной заинтересованности, а просто не желая
портить отношения с начальством, в то же время не задумываясь о возможных
последствиях. Ему следует помнить, что искажение бухгалтерской отчетности,
классифицируется УК как способ уголовно наказуемого сокрытия банкротства и
бухгалтер выступит основным исполнителем преступления[3],
предусмотренного ст. 239 УК РБ, а руководитель — лишь подстрекателем к
совершению данного преступления. Исходя из такой квалификации действий,
последствия для руководителя будут несомненно менее неприятными.
4.11.Руководитель или собственник предприятия
может самостоятельно планировать и непосредственно выполнять действия, образующие
состав преступления. Бухгалтер в таких случаях привлекается только в случае
необходимости, нехватки специальных знаний. При этом сразу возникает вопрос о
привлечении бухгалтера к ответственности за соучастие в совершении преступления
в форме пособничества, которое выражается в содействии совершению преступления
советами, указаниями и предоставлением информации, то есть фактически
бухгалтер в этом случае наказывается за то, что выступил консультантом по
организации преступления.
4.12.Законодательством определено, что
преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору,
если исполнители заранее договорились о совместном совершении данного преступления.
Совершенным организованной группой признается преступление, которое совершено
двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую
группу для совместной преступной деятельности. По общему правилу участники и
простой, и организованной групп несут повышенную ответственность. В состав
преступления имеющий признак совершения преступления по предварительному
сговору группой лиц прямо заложен как отягчающий в диспозицию части второй
статьи 231, а совершения преступления организованной группой — частей третьих
статей 233 и 235 УК. Организованная группа — это одна из форм организованной
преступности, что в настоящее время предполагает крайне жесткое отношение со
стороны органов правосудия к ее участникам.
4.13.Преступления против интересов службы. Преступления этой главы
применимы в отношении главного бухгалтера постольку, поскольку в силу
установленных законом полномочий и обязанностей он по сути является
должностным лицом. Эти полномочия обеспечивают большие возможности злоупотребления
бухгалтером своим служебным положением в личных корыстных целях. Возможность
преступного использования своих служебных полномочий главным бухгалтером
наглядно показывает следующий пример.
4.14.Из числа других составов преступлений,
предусмотренных УК, следует выделить статью 210 — "Хищение путем
злоупотребления служебными полномочиями" (таблица 4). Этот состав актуален
для бухгалтерских работников, что обусловлено их разносторонним доступом к
деньгам и имуществу организации, возможностью распоряжения материальными
ценностями. Способы хищений настолько многочисленны, что составить их
исчерпывающий перечень невозможно. Напомним, что хищение – это противоправное безвозмездное корыстное
изъятие какого-либо имущества или денежных средств, причем данные признаки
являются обязательными для квалификации
действия как хищения.
5.15.Главный бухгалтер в любой
организации занимает подчиненное положение, согласно статьи 11 Закона
Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" при
поступлении к исполнению и оформлению документов по операциям, противоречащим
данному Закону либо нормативным актам по учету, нарушающим договорную и
финансовую дисциплину, наносящим ущерб собственнику, государству, другим
юридическим и физическим лицам, главный бухгалтер обязан письменно сообщить об
этом руководителю предприятия и только после получения от руководителя соответствующего
письменного распоряжения принимать документы к исполнению. Ответственность за
проведение указанных операций несет руководитель предприятия. Последнее
законодательно закрепленное положение вроде бы находит свое отражение и в норме
уголовного права, изложенной в части 1 статьи 40 УК: "...не является
преступлением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам лицом,
действующим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения,
отданных в установленном порядке. Уголовную ответственность за причинение
такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение". В
то же время часть 2 той же статьи УК устанавливает, что "...лицо,
совершившее умышленное преступление по заведомо преступному приказу или
распоряжению, несет уголовную ответственность на общих основаниях". То
есть даже получение письменного указания своего руководителя[4]
на выполнение каких-либо действий в пределах компетенции не во всех случаях
обязывает бухгалтера исполнять такое указание, так как в таком случае при
условии достоверного знания о том, что эти действия, говоря обывательским
языком, в значительной степени противоправны и их осуществление возможно или
неизбежно повлечет наступление вредных для кого-либо последствий, а также если
эти действия образуют состав какого-либо преступления, предусмотренного УК,
бухгалтер может быть привлечен к уголовно-правовой ответственности.
5.16.Гарантиями,
позволяющими главному бухгалтеру предостеречься от вовлечения в преступную
деятельность, являются его полномочия, оговоренные в законодательных актах.
Согласно Закону Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и
отчетности" главный бухгалтер устанавливает правила документирования
операций, документооборота, составления внутрихозяйственной отчетности и
организации внутрихозяйственного контроля, его указания и распоряжения в
пределах компетенции обязательны для всех структурных подразделений и
работников предприятия (учреждения). Без подписи главного бухгалтера считаются
недействительными и не принимаются к исполнению документы, служащие основанием
для приема и выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, изменяющие
кредитные и расчетные обязательства предприятия (учреждения), а также
бухгалтерские отчеты и балансы. Активная реализация этих прав, кроме того, что
позволит главному бухгалтеру избежать рассмотренных выше неприятностей, будет
также содействовать укреплению финансовой дисциплины в той организации, где он
трудится.
4.17.Одной из активных
форм личной самозащиты бухгалтера от потенциальных неприятностей является его
непосредственное участие в составлении отдельных локальных нормативных актов
организации, в которой он работает. В частности, прежде всего он должен
тщательно изучить при поступлении на работу текст трудового договора
(контракта). В нем в части прав и обязанностей работника исходить следует из
того, что и те, и другие в целом предусмотрены законодательством Республики
Беларусь. Желательно не допускать двусмысленных, размытых формулировок общего
плана, например, об "иных правах (обязанностях), которыми наделяется
(исполняет) главный бухгалтер по решению руководства", так как именно в
рамки таких фраз и укладываются обычно противоправные действия.
Комментарии отдельных статей УК:
4.17.1. Вид преступления: Невозвращение из-за границы иностранной валюты. Статья УК: 225. Состав
преступления: Невозвращение из-за границы должностным лицом юридического
лица иностранной валюты в особо крупном[5]
размере, подлежащей в соответствии с законодательством Pecпублики Беларусь
обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь.
4.17.2. Вид преступления: Подлог проспекта эмиссии ценных бумаг. Статья УК: 227. Состав
преступления: Внесение должностным лицом, в проспект эмиссии ценных бумаг
заведомо недостоверных сведений либо удостоверение проспекта эмиссии,
содержащего заведомо недостоверные сведения, повлекшие причинение ущерба
инвесторам в особо крупном размере.
4.17.3. Вид преступления: Уклонение от уплаты таможенных платежей. Статья УК: 231. Состав
преступления: Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (в
данном случае — свыше 2000 МЗП}
4.17.4. Вид преступления: Незаконная предпринимательская деятельность. Статья УК: 233. Состав
преступления: Предпринимательская деятельность, осуществляемая без
государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), когда
такое разрешение (лицензия) обязательно (незаконная предпринимательская
деятельность), сопряженная с получением дохода в крупном размере[6]
4.17.5. Вид преступления: Лжепредпринимательство. Статья
УК: 234. Состав преступления:
Создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в
целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности,
либо для сокрытия, занижения прибыла доходов или других объектов
налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, повлекшее
причинение ущерба в крупном размере (лжепредпринимательство).
4.17.6. Вид преступления: Легализация ("отмывание") материальных ценностей,
приобретенных преступным путем. Статья
УК: 235. Состав преступления:
Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, ценньми
бумагами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем,
использование указанных материальных ценностей для осуществления
предпринимательской или иной хозяйственной деятельности с целью утаивания или
искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или
действительной принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых
с ними прав.
4.17.7. Вид преступления: Выманивание кредита или до таций.
Статья УК: 237.Состав преступления:
Представление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом
юридического лица в цепях получения кредита, либо льготных условий
кредитования, или выделения дотаций заведомо ложных документов и сведений об
обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или
дотации, либо умышленное несообщение индивидуальным предпринимателем или
должностным лицом юридического лица кредитору или органу, выделившему дотацию,
информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования
или дотирования.
4.17.8. Вид преступления: Ложное банкротство. Статья УК: 238.Состав преступления: Представление
индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица
заведомо ложных документов с целью объявления себя банкротом (ложное
банкротство).
4.17.9. Вид преступления: Сокрытие банкротства. Статья УК:
239 Состав преступления: Сокрытие
индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица,
являющимися несостоятельными должниками, своей экономической несостоятельности
путем представления сведении, не соответствующих действительности, подделки
документов, искажения бухгалтерской отчетности или иным образом, повлекшее
причинение ущерба кредиторам в крупном размере.
4.17.10. Вид преступления: Преднамеренное банкротство.
Статья УК: 240Состав преступления:
Умышленные создание или увеличение неплатежеспособности, совершенные
индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в
личных интересах или в интересах иных лиц и повлекшие причинение ущерба в
крупном размере.
4.17.11. Вид преступления: Уклонение от погашения кредиторской задолженности. Статья УК: 242 Состав преступления: Уклонение индивидуального предпринимателя или
должностного лица юридического лица от погашения по вступившему в законную силу
судебному решению кредиторской задолженности в крупном размере при наличии
возможности выполнить обязанность
4.17.12. Вид преступления: Уклонение от уплаты налогов.
Статья УК: 243 Состав преступления:
Уклонение от уплаты налогов путем сокрытия или умышленного занижения прибыли,
доходов или иных объектов налогообложения либо путем уклонения от подачи
декларации о доходах и имуществе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере
4.17.13. Вид преступления: Злоупотребление
властью или служебными полномочиями.
Статья УК: 424. Состав преступления:
Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицам действий с
использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в
крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан
либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или
служебными полномочиями).
4.17.14. Вид преступления: Служебная халатность. Статья УК:
428 Состав преступления:
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных
обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по
неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере[7][35] или существенного вреда правам и
законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам
4.17.15. Вид преступления: Служебный подлог. Статья УК: 427Состав преступления: Внесение
должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в
официальные документы, либо подделка документов, либо составление и выдача
заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной
заинтересованности, при отсутствии признаков болев тяжкого преступления
4.17.18. Вид преступления: Получение взятки. Статья УК:
430 Состав преступления:
Принятие должностным лицом материальных
ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых
ему исключительно в связи с занимаемым должностным положением, за покровительство
или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его
компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо
действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием
своих служебных полномочий (получение взятки)
4.17.19. Вид преступления: Дача взятки. Статья УК: 431 Состав преступления: Дача взятки. Виновный в посредничестве во
взяточничестве либо соучастник в даче
или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий
добровольно заявил о содеянном
4.17.20. Вид преступления: Завладение имуществом. Статья
УК: 210 Часть статьи: 1 Состав преступления: Завладение
имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом
с использованием своих служебных полномочий, при отсутствии признаков
преступления, предусмотренного статьей 211 настоящего Кодекса ('присвоение либо
растрата имущества/ — хищение путем злоупотребления служебными полномочиями
4.17.21. Вид преступления: Хищение. Статья УК: 210Часть статьи: 2 Состав преступления: Хищение путем злоупотребления служебными
полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору
4.17.22. Вид преступления: Завладение имуществом и хищение.
Статья УК: 210 Часть статьи: 3 Состав преступления: Действия,
предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в
крупном[8][42] размере
4.17.23. Вид преступления: Завладение имуществом и хищение.
Статья УК: 210 Часть статьи: 4 Состав преступления: Действия,
предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные
организованной группой либо в особо крупном[9][44] размере.
4.17.24. Вид преступления: Невозвращение из-за границы иностранной
валюты Статья УК: 225. Состав преступления: Невозвращение из-за границы должностным лицом
юридического лица иностранной валюты в
особо крупном размере, подлежащей в соответствии с
законодательством
Республики Беларусь
обязательному перечислению на
счета в уполномоченный банк Республики Беларусь, - наказывается штрафом, или
лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до четырех
лет, или лишением свободы на срок до трех лет.
4.17.25. Вид преступления: Подлог проспекта эмиссии ценных бумаг. Статья УК: 227. Состав
преступления:
Внесение
должностным лицом в проспект эмиссии
ценных бумаг заведомо недостоверных
сведений либо удостоверение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверные
сведения, повлекшие причинение ущерба инвесторам в особо
крупном размере, - наказываются
штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, или исправительными
работами на срок до двух лет, или
арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до трех
лет.
4.17.26. Вид преступления: Уклонение
от уплаты таможенных платежей
Статья УК: 231. Состав преступления: …1. Уклонение от
уплаты таможенных платежей в крупном размере - наказывается штрафом, или
лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до
двух лет, или арестом на срок до шести
месяцев, или лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же
деяние, совершенное повторно
либо группой лиц по предварительному сговору, - наказывается ограничением свободы
на срок до пяти лет или лишением
свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без
конфискации. Примечание.
Уклонением от уплаты
таможенных платежей в
крупном размере признается
уклонение, при котором
сумма неуплаченных таможенных
платежей превышает в
две тысячи раз размер
минимальной заработной платы,
установленный на день
совершения преступления.
4.17.27.Вид преступления: Незаконная
предпринимательская деятельность.
Статья УК: 233. Состав преступления: … 1.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации
либо без специального разрешения
(лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно (незаконная
предпринимательская деятельность), сопряженная с получением дохода в крупном
размере, - наказывается штрафом,
или лишением права
занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести
месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на
срок до трех лет.
2. Незаконная
предпринимательская деятельность,
сопряженная с получением дохода в особо крупном размере
либо лицом, ранее судимым за преступление,
предусмотренное настоящей статьей, - наказывается ограничением свободы на срок
до пяти лет или лишением свободы
на срок от двух до пяти лет с лишением права
занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
3. Незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая организованной группой, - наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с
конфискацией имущества или без конфискации
и с лишением права занимать
определенные должности или
заниматься определенной деятельностью или без лишения.
4.17.28. Вид преступления: Лжепредпринимательство. Статья УК: 234. Состав
преступления: Создание юридического лица
без намерения осуществлять уставную деятельность в целях
получения ссуд, кредитов, либо для
прикрытия запрещенной деятельности,
либо для сокрытия, занижения прибыли,
доходов или других объектов
налогообложения, либо для извлечения
иной имущественной выгоды, повлекшее причинение ущерба в крупном размере
(лжепредпринимательство), - наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, или
арестом на срок
до шести месяцев,
или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на
тот же срок.
4.17.29. Вид преступления: Легализация ("отмывание") материальных
ценностей, приобретенных преступным путем. Статья УК: 235. Состав преступления:…1.
Совершение финансовых операций
и других сделок
с денежными средствами, ценными
бумагами или иным
имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, использование
указанных материальных ценностей для осуществления предпринимательской или иной
хозяйственной деятельности с
целью утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения,
размещения, движения или действительной
принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых с
ними прав - наказываются штрафом, или
лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью,
или ограничением свободы
на срок до четырех лет, или
лишением свободы на тот же срок.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо
должностным лицом с использованием своих служебных
полномочий, либо в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.
3. Действия, предусмотренные
частями первой или
второй настоящей статьи,
совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от
трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Примечания:
1. Уголовной ответственности за деяния,
указанные в настоящей статье,
не подлежит исполнитель преступления,
посредством которого приобретены материальные ценности.
2. Лицо, участвовавшее в легализации денежных
средств или имущества,
приобретенных преступным путем,
освобождается от уголовной
ответственности за эти действия,
если оно добровольно заявило о
содеянном и способствовало раскрытию преступления.
4.17.30. Вид преступления: Выманивание кредита или дотаций. Статья УК: 237.
Состав преступления: …1. Представление индивидуальным
предпринимателем или должностным лицом
юридического лица в целях
получения кредита либо льготных
условий кредитования или выделения дотаций заведомо ложных документов
и сведений об
обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или дотации, либо
умышленное несообщение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица
кредитору или органу, выделившему дотацию, информации о возникновении
обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или дотирования, -
наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до
шести месяцев, или ограничением свободы на
срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные с целью получения
государственного целевого кредита
либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, - наказываются
ограничением свободы на срок от
двух до пяти
лет или лишением свободы на тот же срок.
2. Ложное банкротство, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, -
наказывается ограничением свободы на
срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
4.17.32. Вид преступления: Сокрытие банкротства. Статья УК: 239. Состав
преступления:
Сокрытие индивидуальным
предпринимателем или должностным лицом юридического лица,
являющимися несостоятельными должниками, своей экономической
несостоятельности путем представления сведений, не
соответствующих
действительности, подделки
документов, искажения бухгалтерской
отчетности или иным образом, повлекшее
причинение ущерба кредиторам в крупном размере, - наказывается штрафом, или
лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или
ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок
4.17.33. Вид преступления: Преднамеренное банкротство. Статья УК: 240. Состав
преступления:
Умышленные создание или увеличение неплатежеспособности, совершенные
индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица
в личных интересах или в интересах иных лиц и повлекшие причинение
ущерба в крупном размере, - наказываются штрафом, или лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы
на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок
4.17.34. Вид преступления: Уклонение от погашения кредиторской
задолженности. Статья УК:
242. Состав преступления: Уклонение индивидуального
предпринимателя или должностного лица юридического лица от
погашения по вступившему в законную силу судебному решению кредиторской задолженности в крупном размере при наличии возможности
выполнить обязанность - наказывается штрафом, или лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, или ограничением свободы
на срок до
двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
4.17.35. Вид преступления: Уклонение от уплаты налогов. Статья УК: 243.
Состав преступления:…1. Уклонение от
уплаты налогов путем
сокрытия или умышленного
занижения прибыли, доходов или
иных объектов налогообложения либо путем
уклонения от подачи
декларации о доходах и
имуществе, повлекшее причинение
ущерба в крупном размере, -наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех
лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. То
же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, -наказывается ограничением свободы
на срок до пяти лет
или лишением свободы на
срок от трех
до семи лет с конфискацией
имущества или без
конфискации и с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью или без лишения.
4.17.36. Вид преступления: Злоупотребление властью
или служебными полномочиями. Статья УК: 424. Состав преступления:…1. Умышленное вопреки
интересам службы совершение должностным лицом
действий с использованием своих служебных полномочий,
повлекшее причинение ущерба в
крупном размере или
существенного вреда правам
и законным интересам граждан либо государственным или
общественным интересам
(злоупотребление властью или служебными полномочиями), - наказывается штрафом, или лишением
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью,
или лишением свободы на срок до двух лет.
2. Злоупотребление властью
или служебными полномочиями, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности,
- наказывается штрафом, или
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, или лишением свободы
на срок до четырех лет
с лишением права
занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
3. Действия, предусмотренные
частями первой или
второй настоящей статьи, совершенные
должностным лицом, занимающим ответственное
положение, либо при
осуществлении функций по
разгосударствлению или приватизации государственного
имущества, либо повлекшие тяжкие
последствия, - наказываются лишением
свободы на срок
до восьми лет
с конфискацией имущества или
без конфискации и с
лишением права занимать определенные
должности или заниматься
определенной деятельностью или без лишения.
4.17.37. Вид преступления: Служебная халатность. Статья УК: 428. Состав
преступления:…1.Неисполнение
либо ненадлежащее исполнение
должностным лицом своих
служебных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие
по неосторожности причинение
ущерба в особо крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам
граждан либо государственным или общественным интересам,
- наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы
на срок до одного года,
или лишение свободы на
срок до двух
лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
2. Те же деяния, повлекшие
по неосторожности смерть человека
либо иные тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
4.17.38. Вид преступления: Служебный подлог. Статья УК: 427.
Состав преступления: Внесение должностным или
иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные
документы, либо подделка документов, либо составление
и выдача заведомо ложных документов,
совершенные из корыстной или
иной личной заинтересованности, при
отсутствии признаков более тяжкого преступления - наказываются
штрафом, или лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, или исправительными работами на срок
до двух лет,
или ограничением свободы на тот же срок, или лишением
свободы на срок до двух лет.
4.17.39. Вид
преступления: Получение взятки Статья УК: 430. Состав
преступления: …1.
Принятие должностным лицом
материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного
характера, предоставляемых ему
исключительно в связи
с занимаемым должностным положением,
за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов,
входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в
интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло
совершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки), - наказываются арестом на срок от трех до
шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти
лет, или лишением свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без
конфискации и с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без
лишения.
2. Получение взятки повторно, либо за
заведомо незаконное действие
(бездействие), либо путем
вымогательства, либо группой лиц по
предварительному сговору, либо в крупном размере - наказывается лишением
свободы на срок от пяти до десяти лет
с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права
занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
3.
Действия, предусмотренные частями
первой или второй настоящей статьи,
совершенные лицом, ранее
судимым за взяточничество, либо
организованной группой, либо
лицом, занимающим ответственное
положение, - наказываются лишением
свободы на срок от семи до пятнадцати лет
с конфискацией имущества
или без конфискации и с лишение права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью или без лишения
4.17.40.
Вид преступления: Дача взятки. Статья УК: 431.Состав
преступления: …1. Дача взятки - наказывается штрафом, или
исправительными работами на срок
до двух лет, или арестом
на срок до
шести месяцев, или
ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок
до трех лет.
2. Дача взятки
повторно, либо за
заведомо незаконное действие
(бездействие), либо в крупном размере - наказывается исправительными работами
на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до
пяти лет, или
лишением свободы на тот же срок.
3. Дача взятки лицом, ранее судимым за взяточничество, -
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с
конфискацией имущества или без конфискации.
Примечание.
Лицо, давшее взятку, освобождается от
уголовной ответственности, если в
отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи
взятки добровольно заявило о содеянном.
4.17.41. Вид преступления: Хищение
путем злоупотребления служебными полномочиями. Статья УК: 210. Состав
преступления:
…1. Завладение имуществом либо приобретение права на
имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих
служебных полномочий, при
отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 211 настоящего Кодекса, (хищение
путем злоупотребления служебными полномочиями) - наказываются штрафом, или
лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до
двух лет, или арестом на срок до шести
месяцев, или ограничением
свободы на срок
до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
4.17.42. Вид преступления: Хищение
путем злоупотребления служебными полномочиями. Статья УК: 210. Состав преступления:…2. Хищение
путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно
либо группой лиц
по предварительному сговору, -
наказывается ограничением свободы на срок от
двух до пяти лет или лишением свободы на тот же срок
с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью или без
лишения.
4.17.43. Вид преступления: Хищение
путем злоупотребления служебными полномочиями. Статья УК: 210. Состав преступления: …3. Действия, предусмотренные частями
первой или второй настоящей статьи, совершенные в
крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати
лет с конфискацией имущества и
с лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью или без лишения.
4.17.44. Вид преступления: Хищение
путем злоупотребления служебными полномочиями. Статья УК: 210. Состав преступления:…4. Действия, предусмотренные частями первой, второй
или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в
особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок
от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества
и с лишением права
занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Литература:
1.Климович Руслан.
Главный бухгалтер как субъект уголовного судопроизводства, Консультант, N% 7, 2000г.
2.Климович Руслан.
Административная ответственность бухгалтерского работника. Консультант, N% 6, 2000г.
3.Кодекс
Республики Беларусь об административных правонарушениях.
4.Нормативные
акты Президента Республики Беларусь. (Закон Республики Беларусь "О налогах
и сборах, взимаемы в бюджет Республики Беларусь", Указ Президента
Республики Беларусь от 13 августа 1996 г. №292, Декрет Президента Республики
Беларусь от 04.08.97 г. № 14, Декрета
Президента Республики Беларусь от 18мая 1999 г. №22.
5.Закон
от 29 июня 1993 г. - Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г.,
N25, ст.301; в редакции Закона от 21
июня 1999 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
1999 г., N 48, 2/45.
6.
Закон от 29 июня 1993 г. - Ведомости
Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., N 25, ст.301.
7.
Закон от 18 июня 1993 г.
и 9 декабря 1993 г. -
Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., N 23,
ст.288; N 34, ст.438.
8.Указ
от 6 июня 1986 г. - СЗ БССР,
1986 г., N 17, ст.227; в редакции Закона от 14 ноября
1991г. - Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г., N
36, ст.633.
9.Указ
от 6 июня 1986 г. - СЗ БССР, 1986
г., N 17, ст.227; в редакции
Закона от 14 ноября 1991 г. Ведомости
Верховного Совета Республики
Беларусь, 1991 г., N 36, ст.633
10.Закон
от 15 июня 1993 г. - Ведомости Верховного Совета Республики
Беларусь, 1993 г., N 22, ст.278.
11.Закон
от 18 июня 1993 г. - Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г.,
N 23, ст.288; в редакции
Закона от 21
июня 1999 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
1999 г., N 48, 2/45.
12.Закон
от 29 июня 1993 г. - Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г.,
N 25, ст.301.
13.Закон
от 30 апреля 1998 г.
- Ведомости Национального собрания Республики Беларусь,
1998 г., N 20, ст.217.
14.Закон
от 30 апреля 1998 г.
- Ведомости Национального собрания Республики Беларусь,
1998 г., N 20, ст.217.
15.Закон
от 21 июня 1999 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
1999 г., N 48, 2/45.
16.Декрет
о некоторых мерах по недопущению искажений данных государственной
статистической отчетности, Советская Белоруссия, 19.05.99 г., N 105.
17.
Указ о представлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по
налогам и пени. 13 августа 1996 г., N 292, г. Минск,
18.Уголовный
кодекс (УК) Республики Беларусь, 1999г.
19.Закон
Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
СОГЛАСОВАНО:
__________________________________
__________________________________
“___” __________________2003г.
С инструкцией ознакомлен:
__________________________________
“____”__________________2003г
(подпись) (фамилия, инициалы)
*
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
[1] Нормы уголовного права принимаются только к физическим лицам. Уголовно-правовая ответственность главного бухгалтера по двум критериям определена новым У К РБ: как у частника хозяйственно деятельности в главе №25 как должностного лица в главе № 35.
[2] Предоставление заведомо ложных документов по различным обстоятельствам - основной состав преступления, влекущего уголовно-правовую ответственность главного бухгалтера как участника хозяйственной деятельности.
[3] Основной состав преступления, влекущего уголовно-правовую
ответственность главного бухгалтера как должностного лица, представляет собой
злоупотребление служебным положением в личных корыстных целях, хищение путем
злоупотребления служебными полномочиями.
[4] Не всегда получение главным бухгалтером письменного распоряжения руководителя по оформлению документов по операциям, противоречащим нормативным актам, снимает с него ответственность. Во избежание неприятностей главный бухгалтер обязан активно реализовать права, данные ему в соответствии с Законом РБ "О бухгалтерском учете и отчетности".
[5]
Особо крупный размер – свыше 1000 МЗП.
[6]Крупный
размер – свыше 250 МЗП.
[7]Особо
крупный размер – свыше 1000 МЗП.
[8]
Крупный размер – свыше 250 МЗП.
[9] Особо крупный размер – свыше 1000 МЗП.