На главную страницу

 

АЛЬТЕРНАТИВА “ВАЖНОЕ-ЯРКОЕ”  В ПРИНЯТИИ  РЕШЕНИЙ

(Лекция по философии управления)

 

     Каждый человек, принимая определенные  решения, разрабатывая планы, решая какие-то задачи и намечая цели, а также,  корректируя свои действия,  воспринимает все  сконцентрированные в предмете или явлении свойства как яркие, (выдающиеся в некотором отношении), воздействующие на его эмоции и чувства, или как важные, (существенные, значительные), требующие особого внимания, имеющие большое/особое значение для настоящего и будущего. Любой предмет или явление характеризуются множеством качеств и факторов, определяющих его свойства, которые имеют двоякую сущность, определяемую критерием «важное-яркое».

     Определим ряд понятий, помогающих, раскрыть данную альтернативу. Понятие «предмет»  в философии раскрывается, как все то, что может находиться в отношении  или все то, что обладает какими-то свойствами.

     Явление – это то, в чём  обнаруживается сущность, а также вообще всякое проявление чего-либо, это - обнаружение предмета, включая  внешние формы его существования.   

     Фактор (от латинского factor – делающий) – движущая сила, причина какого-либо процесса или явления. Как нам представляется, свойства предметов или явлений по критерию «важное-яркое», в процессах принятия и реализации решений являются определяющими для формирования целей и их реализации, сопровождаемой значительными проявлениями способностей, качеств, знаний, умений и навыков человека.

     Вся  жизнь человека с момента появления на свет протекает в окружении  предметов и явлений, ориентироваться в которых, он учится всю жизнь. Решения, действия и поступки человека во многом зависят от достоверности и полноты информации об окружающей  действительности, что является главным и необходимым условием его выживания. Каждый человек получает сведения о свойствах предметного мира в процессе непосредственного контакта с самими предметами. Следовательно, исходная позиция всякого знания, получаемого человеком, в первую очередь предопределена свойствами его интеллекта, или другими словами,  комплексом данных природой чувственных механизмов. Это определяет ограниченность и привязанность знания об окружении к конкретному индивиду, который, к тому же, обладает уникальными, ему одному свойственными особенностями восприятия среды. Человек производит отбор из бесконечного числа окружающих явлений, концентрируя своё внимание на нужных ему. Таким образом формируется предметное знание человека, которое составляет для каждого отдельного человека особый мир. Отбор человеком предметов и явлений производится по принципу интереса[1], того, что представляется для него ярким и важным, оставляя без внимания все неважное, непривлекательное, неяркое, несущественное. В каждом конкретном действии человек, как правило, выбирает из множества качеств и свойств предмета или явления то его качество или свойство, которое в данный момент  представляет для него наибольший интерес, эмоциональную направленность или важность.

     Так например, для того, чтобы забить гвоздь, любой человек использует молоток, а при его отсутствии может использовать топор, камень, кирпич или любой подходящий твердый, тяжелый и прочный предмет. В этом случае на принятие конкретного решения влияет опыт, ранее приобретенный в подобных  ситуациях, модели поведенческих действий в подобных ситуациях, а также способность анализировать, умение планировать свои действия и принимать правильные решения. Человек, решая такую задачу, ориентируется не на все качества предметов, а только на те, которые важны в данной ситуации. Другой пример, пусть перед каким-то человеком стоит задача произвести впечатление на других людей и подчеркнуть важность для него такого события как его собственный день рождения. В таком случае он наверняка, постарается появиться в этот день на работе в своем лучшем костюме и, возможно, даже с новой прической. Своей яркой внешностью  человек в такой день стремится подчеркнуть важность и значимость для него этого события и через эмоциональное воздействие на своё окружение, он невольно делает это окружение причастным к важному событию в его жизни.  Таким образом, рядовое явление может быть запланировано и реализовано, как яркое, важное, существенное, значительное и как обыденное, неяркое, незаметное, неважное, несущественное,  течение которого, вполне можно спрогнозировать посредством выделения качеств и свойств по признаку “важное - яркое”.

     Рассмотренные выше примеры показывают, что свойства предметов и явлений по критерию “важное - яркое” являются существенными качествами для человека при выработке и выборе того или иного решения по принципу интереса “важное - яркое”  так, как именно они привлекают его внимание и интерес, и прямо или косвенно воздействуют на него, так как  касаются его лично. Выбор человеком по принципу интереса “важное - яркое” можно изобразить в виде схемы (рис. 1.). Те явления, которые реально происходят с человеком или те, которые могут произойти с ним и повлиять на его жизнь, текущее состояние и окружение  оцениваются им, как важные (существенные, значительные) или яркие, эмоционально, воздействующие на его чувства.

     В управленческих решениях классификации предметов осуществляется через оценку их качеств  в рамках альтернативы “важное - яркое”. Различные типы оценок и определений в рамках альтернативы “важное - яркое” образуют систему  категорий управленческих решений. Следует отметить, что они бывают не только положительными (яркое, привлекательное, важное, существенное, значительное), но и отрицательными (неяркое, непривлекательное, неважное, несущественное). Особым случаем классификации предмета по принципу интереса является признание его нейтральным.

    Способность человека давать предметам и явлениям оценку, выделять в них качества и свойства по принципу интереса “важное - яркое”, и на основе этого формировать управленческие решения, составляет управленческое сознание. В структуру управленческого сознания входят, в частности, представления о том, что является важным, существенным, значимым или ярким, эмоциональным., сюда  входят также эстетические идеалы, нормы и ценности. Различные источники дают различные определения понятию “решение”, но из всех определений следует, что решение – это выбор альтернативы. К решениям можно отнести совершенно различные выборы, совершаемые людьми в повседневной жизни: выбор одежды, меню и так далее. Некоторые принимаются нами абсолютно машинально, без долгого и систематического обдумывания, рассмотрения всех возможных альтернатив. Однако и в повседневоной жизни есть решения, над принятие которых мы размышлям часы, месяцы. Процесс принятия решения для каждого человека индивидуален, очень сложен и его невозможно избежать. Способность принимать решения быстро и правильно вырабатывается опытом.

     Особую категорию составляет понятие управленческое сознание, которое носит ценностный характер, и это накладывает яркий отпечаток на его структуру и особенности. “Отличительной  чертой ценностного отношения к действительности является то, что оно отражает факты, события, явления не сами по себе, а под углом зрения интересов и целей субъекта. Ценностное сознание группирует явления действительности в соответствии с их способностью отвечать тем или иным потребностям человека”[2], в данном случае – управленческим потребностям, целям и представлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЧЕСТВА ИЛИ СВОЙСТВА АНАЛИЗИРУЕМОГО ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 
Овал: ВЫБОР  ПО ПРИНЦИПУ ИНТЕРЕСА

ИЛИ

 

 
Овал: Важное(главное,приоритетное,необходимое,существенное…)

Овал: Яркое(приятное,красивое,необычное…) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Альтернатива по принципу интереса “важное - яркое ”.

 

     Ценностное отношение к объекту отличается от чисто познавательского, исследовательского тем, что оно не нацеливает специально на получение каких-то  новых данных, а выявляет значение предмета, конкретной вещи, явления или процесса для субъекта. Хотя оно не лишено познавательной значимости, поскольку определенным образом ориентирует субъекта, способствует получению потребной для него информации и позволяет в некоторых пределах сформулировать программу действий. Более того, именно знание является во многих случаях основанием для оценки, которая в свою очередь, составляет существенный момент в процессе выработки конкретного управленческого решения.

     Определение значения объекта для субъекта, составляющее основной смысл ценностного отношения, совершается посредством соотнесения  объекта с определенной “матрицей сравнения”, идеальным эталоном, выражающим представления, потребности и интересы человека. В управленческом сознании  эту функцию выполняет управленческий идеал,[3] который представляет собой тот реализуемый или планируемый человеком результат, который в настоящий момент представляется для него наиболее существенным, важным и значительным. Квалификация  того или иного явления как важного, существенного, значительного или яркого, прекрасного, эмоционального осуществляется путем его соотнесения с исторически складывающимися эстетическими управленческими идеалами, характерными для  данного общества. 

    Философия определяет: “идеалы суть особые образы действительности, специфически её отражающие”.[4] Механизм действия управленческого сознания состоит в опосредовании отношения субъекта к объекту ранее выработанным особым эталонным образом (идеалом), в котором действительность, трансформирована в соответствии с управленческими воззрениями, эстетическими вкусами и представлениями субъекта, в некоторых своих существенных моментах она сохранена ибо не что иное как реальность, является почвой для формирования идеала.

     Свойство управленческого сознания состоит в том, что оно определенным образом классифицирует предметы и явления с помощью управленческих категорий, организуя наше мышление в потоке фактов и событий. Это свойство в основном базируется на ассоциативности и способности управленческого сознания связывать оцениваемый объект с другими предметами и явлениями, адекватно отражая некоторые его объективные стороны. Предмет признается важным, существенным, значительным, ярким, привлекательным, прекрасным и т.п. на основании каких-то реальных присущих ему качеств, хотя переработка поступающей из внешнего мира информации носит  при этом специфический характер: под категориями “прекрасное”, “яркое” или “важное, “значительное” и т.п. можно объединять весьма различные по своей природе объекты, сходные лишь в том отношении, что они способны вызывать одиниковые по окраске эмоциональные переживания или представлять одинаковую значимость для удовлетворения тех или иных потребностей человека. Объективные основания закладываемые в управленческие оценки могут меняться или иначе говоря, наши оценки одних и тех же предметов в текущий момент могут быть разными.. В одном случае предмет воспринимается как красивый потому, что нам нравится его форма и цвет;  в другом случае та же оценка может быть связана с неявно присутствующим в предмете моментом социальной престижности; наконец, в третьем – это оценка основывается на том, что какие-то качества предмета ассоциируются с высокими функциональными достоинствами (обтекаемая форма автомобиля как «символ» его скоростных качеств, и т.д.).

     Поэтому можно утверждать, что управленческое сознание функционирует не само по себе,  а в тесной связи с другими формами отражения действительности и может служить эффективным средством познания, оно тесно связано с познавательной способностью, оно как бы «свертывает» многообразную информацию, позволяя суммарно ухватить доступные непосредственному восприятию качества и свойства объекта.

     Способность объекта выступать генератором того или иного типа управленческого решения выступает в данном случае как интуитивно воспринимаемый сигнал наличия в данном объекте каких-либо необходимых индивиду свойств. Благодаря этому  управленческое сознание  нередко выполняет эвристическую функцию, позволяя дать мгновенную предварительную оценку возможных качеств объекта. Тем самым управленческая оценка может служить одним из факторов истинности, индикатором предположительно возможно верного решения, хотя она и не может рассматриваться как критерий истины. Известно, например, что иногда менеджеры, планируя какие-то управленческие решения в ситуациях  диктующихся необходимостью быстро выбрать то или иное решение, строгое обоснование, которого заняло бы слишком много времени, нередко полагаются на свое внутреннее чутье, управленческою интуицию и выбирают нестандартные и на первый взгляд не совсем  «правильные» решения.

     Решение менеджера в сделке зачастую ориентировано на эвристическую функцию управленческого сознания, на интуитивно воспринимаемый сигнал наличия в данном объекте каких-либо потребных для принятия управленческого решения свойств. Именно эта способность сознания в данном случае является определяющей для принятия решения.

     В этом нет ничего необъяснимого и мистического: ведь чувство или чутьё управленца формируется в сфере его профессиональной деятельности, и  можно полагать, что его представления о «правильном» или «важном» в «свернутом», преобразованном виде, совсем иные, чем у обычного человека. Очевидно, что управленцу доступна закодированная в объекте обобщенная информация о наиболее важных или ярких его качествах и свойствах, которая служит основанием   для часто предпочитаемых видов решений.   

      Можно утверждать, что  задача  успешного будущего любого человека во многом зависит от того, какие качества предметов или явлений он положил в основу планирования и организации  процесса собственного развития как  непрерывного во времени процесса приобретения знаний. Человек всегда стремится к осознанию и объяснению причин своих поступков и действий, что диктуется необходимостью  осуществления того или иного выбора и, следовательно, тем самым самостоятельного предопределения и планирования своего будущего.  Этот выбор  состоит в том, что решается, нужен данному человеку идеальный или конкретный проект будущего. Важно при этом также понять, какой это идеал и какой это проект, насколько он прочно соотносится с реальными ресурсами и возможностями данного человека. Поиск варианта будущего, таким образом, представляет собой последовательность таких действий, как  анализ, выбор и планирование в рамках альтернативы[5]: “важное - яркое ”.

     В структуре интеллекта, известный психолог Э.Берн[6] выделил следующие уровни функционирования: рациональный, формально-логический,  эмоциональный и интуитивный. Опираясь на эту структуру, попробуем изобразить схему, по которой осуществляется человеком выбор в рамках альтернативы: “важное - яркое”(рис.2.). Получим схему предварительной оценки качества  и свойства предмета или явления на основе внутренних качеств и свойств интеллекта человека, стоящего перед проблемой анализа и оценки своих решений.

     На рациональном уровне индивидуум мыслит более или менее обобщенными образами, отвлекаясь от понятийного представления  своих мысленных образов,   не облекая их в конкретную словестную форму. При этом качества предмета или явления, их полезность и значимость являются приоритетными.

     Рациональное мышление позволяет человеку в процессе  выработки управленческого решения, по возможности максимально осознанно и точно представить себе образ ситуации, какой она будет спустя некоторое время (через месяц, год). При этом он может ориентироваться на те факторы планируемого процесса, которые ему видятся наиболее существенными, значимыми – по критерию интереса “важное - яркое”. Он может полагать, что факторы, положенные им в основу решения, сохраняют своё постоянное воздействие на планируемый процесс, и если это действительно происходит в реальной жизни, то будущее развития такого процесса может быть спрогнозировано им достаточно точно. Если же значимые факторы известны лишь приблизительно, неопределены, то прогноз развития процесса в будущем затрудняется, а вероятность прогноза его развития в нужном направлении уменшается.     

     На формально-логическом уровне индивидуум рассуждает по законам и принципам  логической дедукции, принимаемое решение происходит по схеме логической связи высказываний, выраженной общезначимой формулой и аргументируется, прежде всего, убедительностью, которая вытекает из истолкования входящих в неё логических операций, и по существу не связаной с фактической истинностью “наполняющих” её высказываний. Мыслительный процесс индивидуума при этом представляет собой последовательную цепь  процесса мыслительной деятельности, который можно представить в виде текстовых словесно-логических формул, изначальных посылок, аналитических обобщений, синтезированных выводов и заключений. Прогнозируя развитие принимаемого управленческого решения, человек посредством словестно-логических формул, как бы создает модель процесса и прогнозирует его развитие в будущем.

     На  эмоциональном уровне цели и ценности мышления – эмоциональные: человек при этом проявляет стремление нечто чувствовать. Можно полагать, что вектор выбора качеств, свойств какого-то предмета или явления  при этом сдвигается в сторону “яркого”, и, следовательно, его выбор  часто эмоционален, поскольку исходит из его собственных предпочтений, любознательности и личных интересов.    

     На интуитивном[7] уровне индивидуум “прислушивается” к подсознанию,  к тем мыслям, которые напрашиваются или “нашептываются” из глубин психики, из Космоса. При этом выбор может быть самым непредсказуемым, неожиданным, не типичным, нестандартным.

    На первом этапе оценки качеств предмета или явления по принципу “важное - яркое” каждый конкретный индивидуум использует свойства  своего интеллекта, а значит, в конкретной оценке, в данный момент происходящей, скорее всего, участвует какой-то один определенный уровень функционирования интеллекта. Если же учесть, что в основу альтернативы “важное - яркое”  может быть положено какое-то одно из многочисленных качеств или свойств предмета или явления, то вариантов выбора может быть  множество.

     Последующий этап выбора сводится к определению баланса “важное - яркое”  в самом предмете и балансу оценки этих качеств индивидуумом. Итог этой оценки во многом зависит не столько от объективных качеств самого “важное - яркое” в предмете или явлении, сколько от того, насколько разумно, рационально работает функция выбора в самом человеке, насколько он точно оценил статичное (в данный момент застывшеее) качество предмета или явления, насколько удачно спрогнозировал его полезность, необходимость и важность для себя и предугадал  изменение этого качества в будущем. Осуществляя первичный выбор, следует иметь в виду то, что качество “яркого” имеет свойство и способность, во-первых, - терять свою яркость, эмоциональную окраску и значимость, становиться “неярким”, а во-вторых, переходить в противоположное себе качество в “важное”, так же как способность “важного”, во-первых терять свою важность, существенность, значимость, а во-вторых переходить в “яркое” или “неяркое”. 

        “Ни один ум не бывает тождествен другому, и никогда одни и те же причины не вызывают в разных умах одинаковых следствий”, - утверждала известная французская писательница Ж.Санд. И действительно, один и тот же предмет, одно и тоже явление по разному могут быть восприняты разными людьми, что во многом зависит не столько от качеств самого предмета, сколько от того, какие чувства, эмоции и мысли, они вызывают у человека. Так из событий собственной жизни,  прошедших, текущих или планируемых, одни люди выделяют свои собственные или чужие действия и поступки, другие – преимущественно мысли и чувства свои собственные или других действующих лиц.    

     Внутренний мир каждого человека уникален, нет на свете двух абсолютно одинаковых людей. Каждому из нас свойственны свои  индивидуальные особенности, склонности и предпочтения. Однако существуют и некоторые общие закономерности, по которым  протекают познавательные процессы людей, их переживания и поведение. Строя свои жизненные планы и отношения с другими людьми, все мы следуем определенным правилам и закономерностям, даже если их и не знаем или представляем их весьма смутно. Мы следуем этим правилам часто неловко и неумело, из-за чего возникают всевозможные личные проблемы и затруднения. Как и в большинсве иных случаев, только знание может помочь человеку. Зная о том, как протекает наша мыслительная деятельность, общение и развитие, мы легче и спокойнее сможем строить свою повседневную жизнь, получать от неё больше удовольствия. 

         ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУУМ                                            ПРЕДМЕТЫ, ЯВЛЕНИЯ

 

       Уровни функционирования                                                            Качества

                       интеллекта                                                               предметов и  явлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      ПЕРЕТЕКАНИЕ        

                                                                                                           КАЧЕСТВ

                                                                                                               

 
 

 


 

 

 

 

 

рациональный

 

 

формально-логический

 

 

эмоциональный

 

 

интуитивный

 

 
Овал: ВАЖНОЕ

Овал: ЯРКОЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Схема  многообразия  выбора  по принципу“важное - яркое ”.

 

     Выскажем предположение, что каждый  предмет, каждое явление имеет для человека существенность  по критерию “важное - яркое”, так как затрагивает  три основных  инстинкта человека.

     «…Мы думаем, что чувства, испытываемые людьми нашего круга, сводятся к трем очень ничтожным и несложным чувствам: чувству гордости, половой похоти и к чувству тоски жизни…»[8], – утверждал великий русский писатель Л.Н.Толстой.

     Рассматривая субъект управленческого решения в системе взаимоотношений и развитии, следует представить его, как живой биологический объект и наделить свойственными ему качествами. Современная психология понимает под этими качествами «чувства как три основных инстинкта: лидерство, размножение и самосохранение. На первый взгляд кажется, что сводить всё многообразие человеческой жизни, всё чистое и возвышенное, что есть в людях, к трём «грубым» инстинктам нельзя».[9] Но если обратиться к явлениям, которые происходят в нашей реальной жизни и попробовать рационально или логически связать их воздействие с нашими чувствами, то мы обнаружим, что высказанное предположение не так уж и далеко от истины. Все «любовные линии», разыгрывающиеся в «мыльных операх», рассказываемые в сплетнях или  реальных историях – ни что иное, как проявление чьих-то инстинктов, и зачастую они, по своей сути, далеки от «низменных инстинктов», это скорее удачные или не совсем удачные чьи-то попытки проявить своё лидерство или самосохранение.  

     Безусловно, в реальной жизни в чистом виде «три базовых инстинкта проявляются редко. Как правило, они выступают комплексом, преломляясь через культуру, традиции и конкретные ситуации. Кроме того, можно выделить и другие инстинкты, скажем, познавательный, без которых человек не обходится. Однако все они, так или иначе, сводятся к трем базовым».[10]

     Сложность оценки предмета или явления по критерию “важное - яркое” состоит в том, что зачастую очень сложно найти непосредственную прямую связь, через которую предмет или явление воздействует на человека. Можно лишь утверждать, что эта связь всегда присутствует, и она может быть или непосредственной (прямой), или опосредованной (косвенной), органически увязанной с социумом и культурой конкретного индивидуума. Например, каждый женившийся мужчина или вышедшая замуж женщина утверждают, что создали семью по любви,  скорее всего, им хочется, что бы это так было. Это диктуется социумом, в обществе считается неприличным говорить о женитьбе или замужестве по расчету, хотя, безусловно, только спланированный брак по разумному расчету имеет больше шансов на прочность, перспективу и развитие. Так нерядовое событие в жизни вступивших в брак, их действие  преподносится как яркое: женитьба, замужество по любви. Но со временем это качество «яркое» прямо или косвенно перетекает в “важное”, которое характеризуется самым, что ни на есть природным инстинктом человека: продление вида или размножение.

      Любой новый предмет, «входящий» в нашу жизнь, как правило, получает шанс блеснуть своим ярким качеством, качеством новизны, неизведанности. Если это, к примеру, подарок ко дню рождения или значительному юбилею, то «яркость» этого предмета, преподносимого как подарок, усиливается. Научиться предвидеть развитие важных или ярких качеств обычных предметов можно посредством методики рекомендуемой рейтинг-анализом.[11]

     Планирование будущего,  прогнозирование путей его реализации, осознание  сущности и динамики процесса движения к намеченным целям является существенным для человека, решившего быть хозяином своей судьбы.

     Обычно люди далеко не всегда обращают внимание на то, что для них действительно важно, от чего реально зависит их существование, а часто и сама жизнь. Более того, человек обладает удивительным даром «блокировать» в своём сознании явления и события, которые ему не нравятся и неприятны.[12][12] Человеку жизненно необходимо научиться выделять из реальной жизни действительно важное, существенное и значимое. Это не так уж и сложно сделать, задаваясь такими вопросами: «Что в предмете или явлении является существенным, важным, значимым, а что ярким? Как эти качества изменятся с течением времени? Останутся ли они такими же существенными, важными, значимыми и яркими для нас в будущем? Какое  качество или свойство предмета или явления положить в основу своего решения?»

     Рассмотрим следующий пример. В квартире перегорела лампочка. Почему? Она выработала свой ресурс? В сети было перенапряжение? Соседи залили вашу квартиру водой? В электросети произошло короткое замыкание? В электросети произошел обрыв?… Сколько может причин и объяснений такого рядового явления? Прогноз или реальное развитие события с перегоревшей лампочкой,  может получить самое  неожиданное продолжение. Так, выкручивая из патрона лампочку, можно пораниться, можно получить удар электрическим током, можно свалиться с лестницы… Вариантов прогнозирования или реального развития ситуации может быть великое множество.

     Для каждого человека, как оказывается существенны, значительны и важны явления и события, которые происходят с ним и с его окружением, если они влияют на его настоящее и будущее, причем существенны не просто сами эти явления, а тенденции и возможные направления их развития. Как оказывается, важным является не только то, что произошло (свершившийся факт), но и то, в каком направлении эти события и явления будут развиваться далее, будет улучшаться или ухудшаться существующее положение, будет ли оно убывать или нарастать, расширяться или сужаться и т.п.

     И здесь уже существенным, значительным, важным становится не только тенденция, но и сам процесс развития явления и события. Человека, прежде всего, интересует развитие «важного», тенденции его развития, которые находят своё выражение в конкретных проявлениях единичных элементарных факторов, определяющих это событие и явление, именно они, эти единичные факторы, звено за звеном выстраиваются  в цепь событий (происшедших или тех, которые могут произойти), образуя планируемый к реализации или происходящий уже процесс.

     Успех наших действий в реализации намеченных целей во многом зависит от того, какие свойства того или иного предмета или явления положены в основу запланированных к осуществлению действий, насколько удачно спрогнозированы изменения этих свойств в будущем и предугаданы их качественные и количественные изменения. Понимание процесса выбора по принципу интереса, позволит  находить наиболее удачные  решения, планировать и предугадывать их развитие, а, следовательно, достигать намеченные цели. 

     Некоторые люди, которые далеко продвинулись по пути личного совершенствования, для уяснения качества предмета или явления по критерию «важное - яркое» используют метод «проигрывания в уме», при котором прослеживается «жизнь качества» и его развитие  по шкале «настоящее-будущее». Самое полезное, чего может  добиться таким подходом любой – это научиться узнавать, что для него важнее всего не только в данный момент, но и по истечении некоторого времени.

 

Литература:

 

1.С.Э.Александров, П.Э.Фадеев. Рейтинг-анализ. Учебное пособие. - Минск: «Тэхналогія», 1997.С.147.

2. А.Л.Андреев. Место искусства в познании мира. - Москва: Издательство политической литературы, 1980. С.83.

3. Эрик Берн. Трансакционный анализ и психотерапия. Санкт-Петербург: Издательство «Братсво», 1994.С.224.

4. В.И.Ленин. Полное собрание сочинений, т.1.

5. П.Э.Фадеев, Т.Б.Фадеева. Прикладная теория драматургии. Основы психосинтеза. Первая часть. - Минск: ПФ Трамп, 1992.С.80.

6.Л.Н.Толстой. Собр.соч., 1951. Т.3.

7.Бубич А. ”Яркое-важное” в принятии решений // Рэкламнае акно №1(34), 30 верасня 2000., (дадатак да часопіса Акно). - С.7.

8.Бубич А. “Важное-яркое” в принятии решений // Акно, № 1(35), студзень-сакавiк 2001. - с.102.

 

Задание 1.

     1. Классифицируйте используя критерий “важное - яркое” случайно выбранные невсязанные между собой слова. (Так как, например: поцелуй, таракан, соловей, кашель).

     2. Определите какие критерии положены при классификации за основу группировки? Что при этом явилось определяющим, слово как объект, или слово как действие?

     3. Представте как качества, определившие отнесение слова к той или иной группе изменятся со временем? Произойдет их увеличение или уменьшение? Произойдет ли их перетекание в противоположное качество: “яркое” в “важное” и наоборот “важное” в “яркое”.

 

Приложение.

     “Под словом “потребности” в научной литературе обозначают:

     1) объективные нужды людей в определенных условиях, обеспчивающих их жизнь и развитие;

     2) фундаментальные свойства личности, имеющие тенденцию определять её отношение к действительности и собственным обязанностям, в конечном итоге – определять образ её жизни и деятельности;

     3) определение состояния психики человека, отражающее недостаток веществ, энергии и других факторов, необходимых для нормального функционирования человека как живого организма как живого организма и личности»[13].

      «Важно подчеркнуть, что за каждой из этих дефиниций стоит своя реальность. В первом случае это, так сказать диктат со стороны объективных законов природы и общества, неподчинение, которому грозит человеку физической и духовной деградацией или даже смертью. Во втором – отражение этого диктата в сложившихся «механизмах» активности личности, определяющих её жизненные запросы. В третьем – чувственные сигналы в «инстанцию сознания» о том, что в удовлетворении этих запросов наступила нежелательная задержка»[14][14]

 

Следующая статья

 



[1] Интерес – (от лат. Interest – имеет значение, важно), реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т.п., участвующих в них индивидуумов, социальных групп, коллективов. Другими словами интерес – это то на что ориентировано наше внимание в данный момент.

[2] А.Л.Андреев. Место искусства в познании мира.- Москва: Издательство политической литературы, 1980.- с.83.

[3] Идеал (франц. Ideal), образец, нечто совершенное, высшая цель устремлений.

[4] В.И.Ленин. Полное собрание сочинений. Т.1.С.435-436.

 

[5] Альтернатива (от французского аlter native, в латинском аlter – один из двух), - необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями.

[6] Эрик Берн. Трансакционный анализ и психотерапия. - Санкт-Петербург: Братство, 1994.-С.18.

[7] Интуиция (от позднелат. intuitio – созерцание), способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения  без обоснования с помощью доказательств. Диалектический материализм рассматривает интуицию, как непосредственное знание, как живое созерцание  в его единстве со знанием опосредованным ранее приобретенным. 

[8] Л.Н.Толстой. Собр.соч., 1951. - Т.3. - С.86-87.

[9] П.Э.Фадеев, Т.Б.Фадеева. Прикладная теория драматургии. Основы психосинтеза. Первая часть.- Минск: ПФ Трамп, 1992.- С.7.

[10] П.Э.Фадеев, Т.Б.Фадеева. Прикладная теория драматургии. Основы психосинтеза. Первая часть. - Минск: ПФ Трамп., 1992. - С.8.

[11] С.Э.Александров, П.Э.Фадеев. Рейтинг-анализ. Учебное пособие.- Минск: «Тэхналогія», 1997.

[12][12] П.Э.Фадеев, Т.Б.Фадеева. Прикладная теория драматургии. Основы психосинтеза. Первая часть. - Минск: ПФ Трамп, 1992. - С.9.

[13] Б.И.Додонов. Эмоция как ценность. - Москва, Политиздат, 1978.- С.9. (с272.)

[14] Б.И.Додонов. Эмоция как ценность. - Москва, Политиздат, 1978. - С.10. (с272.)

Сайт создан в системе uCoz