Представление, воображение и вторичный образ предмета,
их значение в моделировании
деятельности
Для эффективного взаимодействия с окружением
человек осознанно или не осознанно использует выгодный ему собственный образ,
который является результатом его взаимодействия с окружением и подстройкой под
требования окружающей действительности с целью обеспечения адекватного и
целостного восприятия его окружающими. Собственный выгодный образ человека в
окружении представляет собой отражение в сознании человека представления
окружения о нём, увязанное с его собственным представлением себя. В этой связи
особое значение для понимания сущности собственного образа человека, как и
образа любого интересующего его предмета, имеют следующие положения теории
отражения:
- во-первых,
ощущение есть отражение (образ) явлений внешнего мира, возникающее при их
непосредственном воздействии на органы чувств человека, и основной источник его
знаний. Так, собственный образ человека, это не только то, как представляет он
себя, но и то, как представляет и воспринимает его окружение. Чем ближе эти
образы, тем более адекватным будет восприятие человеком окружения, и окружением
– человека.
- во-вторых,
ощущение как образ объективной реальности отражает то, что существует
независимо от человека и его сознания. Стремление человека реализовать выгодный
ему собственный образ в окружении, больше зависит от того, что он делает, как
действует, а не от того, как он представляет себя или каким бы хотел себя
видеть. Образ человека воспринимаемый окружением это скорее результат его
поведения, а не его желаний или ожиданий окружения.
- в-третьих, ощущение выступает как субъективный
образ. Человек может восприниматься окружением адекватно, но довольно часто
бывает так, что сформированный окружением образ, отличается от истинного образа
человека. Человек, как правило, использует несколько ролевых масок для
взаимодействия с окружением и искусно перевоплощается, создавая образ, отличный
от его истинного содержания.
- в-четвертых, критерием истинности отражения
является практика. Результаты действий человека, его поведение - это единственный критерий по которому
оценивает, формируемый в процессе взаимодействия с окружением образ человека и
сверяется его адекватность реализуемому в каждодневном взаимодействии.
Следовательно, под
образом, в собственном смысле, следует понимать не всякое чувственное
впечатление, а лишь такое, в котором явления, их свойства и отношения выступают
перед субъектом как предметы или объекты познания.
Собственный образ человека
в окружении представляет собой отражение в его сознании процесса взаимодействия
с другими людьми окружения и создается он посредством действий человека,
которые подтверждают представление окружающих о нём или разрушают его. Обычно с
течением времени представления окружающих о человеке становится адекватным тому
реальному образу, который формирует его поведение, действия, удачи (конкретные
положительные результаты, подтвержденные действиями ожидания) и ошибки
(отрицательные результаты или не подтвержденные его действиями ожидания).
На различных этапах
взаимодействия человека с окружением выявляются всё новые свойства его как
субъекта взаимодействия и уточняются те, которые ранее были выявлены. В
процессе отражения непрестанно происходит реконструкция образа в направлении
повышения уровня его адекватности субъекту (в зависимости от целей
деятельности, которые он стремится реализовать в этом окружении). Если в начале
взаимодействия с окружением образ человека может представляться расплывчатым не
вполне конкретным, то со временем, по мере всё новых и новых эпизодов
взаимодействия этот образ как бы «кристаллизуется», уточняется и
конкретизуется. Человек уточняет образ своего окружения, окружение – его образ,
и в итоге участники взаимодействия корректируют каждый свой собственный образ,
свои ожидания в отношении друг друга, подстраиваются под партнера по
взаимодействию.
Уточнение собственного
выгодного образа сопряжёно с определенными противоречиями, так, например,
стремление человека к лидерству, стимулирует в нём стремление к главенствующей
роли. Это может вступить в противоречие с его внутренними возможностями или
вызвать искажение, обусловленное тем, что собственное представление человеком
себя в окружении может не соответствовать требованиям окружения, предъявляемым
к образу человека в такой роли и на этом месте. Решающая роль в преодолении
противоречий, возникающих в процессе отражения, принадлежит деятельности
субъекта. Являясь отражением предметов (и явлений) объективной, т.е. существующей
вне и независимо от сознания человека действительности, образ вместе с тем субъективен. В самом широком смысле
слова субъективность образа означает его принадлежность субъекту, конкретному
человеку в конкретном месте и в конкретное время.
Психическое отражение
формируется и развивается в процессе жизнедеятельности субъекта,
"обслуживая" его целостность, оно субъективно и проявляется в связях
человека с миром и на разных уровнях психического отражения. Общим основанием
разнообразных проявлений субъективности является то, что отражение человеком
окружающего мира осуществляется с той специфической, обусловленной
особенностями его жизнедеятельности (индивидуально–неповторимой) позиции,
которую он в этом мире занимает.
Собственный выгодный образ человека тесно связан с
потребностями, мотивами, целями, установками и эмоциями человек и формируется
он на базе опыта, который человек накопил, в той или иной мере ассимилируя этот
опыт, что особенно отчетливо выражается в случаях, когда речь идет об образах,
связанных с жизненно значимой для человека деятельностью.
Особое место
в процессе формирования образа (предмета, явления, собственного выгодного
образа или образа другого человека) занимает ощущение и восприятие как исходные
формы образного отражения возникающее при непосредственном воздействии
предметов и явлений объективной действительности на органы чувств человека.
Именно в этих формах осуществляется превращение энергии внешнего раздражения в
факт сознания человека. Основная характеристика сенсорно–перцептивного
отражения в том и состоит, что оно возникает в условиях непосредственного
воздействия предметов и их свойств на органы чувств человека и развертывается в
реальном масштабе времени. Человек воспринимает предмет в том месте, в котором
тот находится, и в тот момент, когда тот действует на органы чувств.
В целях оптимизации
процесса взаимодействия с окружением человек использует стереотипы, которые
минимизируют его затраты на выполнение неоднократно повторяющихся типовых
действии и помогают ему экономить силы. Стереотипы представляют собой
автоматически запускаемые программы в неоднократно повторяемых типичных
ситуациях, которые не требуют от него целенаправленных специальных сознательно
контролируемых действий. Человек доверяется запрограммированному сознанием
автоматизму, формирующему достаточно жесткие однозначные связи – стереотипы,
благодаря которым неоднократно повторяемые действия осуществляются на
неосознаваемом уровне, автоматически. Стереотип, как правило, привязывается к
определенным условиям и к установкам, которые и запускают его. Так выходя из
квартиры, мы не всегда контролируем свои действия, поэтому часто с трудом можем
вспомнить закрыли ли мы входную дверь на замок или нет. В тоже время для
общения и взаимодействия с другими людьми человек, как правило, использует
стереотипы поведения, так называемые, ролевые маски.
Для человека осуществляющего анализ и планирование
управленческого решения важны представления не только о каждой операции на
каждом из этапов, но и о процессе вообще. Поэтому, прежде чем, совершить
какое-то действие, человек мысленно моделирует его, представляя в виде
развернутой обобщенной картины всего процесса или цепочки нескольких
взаимоувязанных действий. Представление человека о действии возникает без
выполнения им непосредственных действий и без непосредственного его контакта с
каким-то предметом. В сознании человека возникает как бы вторичный образ
предмета, явления или события. К уровню
представлений относится широкий круг психических процессов, среди которых важнейшими
являются образная память и воображение. Образная память представляет собой
фиксацию и последующее воспроизведение образов, возникших при восприятии;
воображение — творческий процесс в ходе которого создаются новые образы путем
трансформаций и комбинаций тех, которые сохранились в памяти. По своему
содержанию образ—представление, также как сенсорно–перцептивный образ,
предметен. Так представляя арбуз человек может не только сформировать его
образ-представление, но и вспомнить его запах. В отличие от ощущения и
восприятия, которые "навязаны нашему уму извне" и в силу этого
презентируются сознанию как жестко и однозначно отнесенные к объективной
реальности, образ—представление имеет как бы самостоятельное существование в
качестве феномена "чисто" психической деятельности. Он обладает
значительно меньшей четкостью и яркостью, чем сенсорно–перцептивный образ,
меньшей устойчивостью и полнотой.
Формирование в сознании человека представления
предмета, явления или события позволяет человеку свернуть информацию об его
свойствах и качествах и представить ее в виде элементарных обобщений и
абстракций. На основе многократного восприятия предметов или явлений одной и
той же категории происходит отбор их признаков: случайные признаки отсеиваются,
а фиксируются лишь характерные и потому наиболее информативные (наиболее важные
и значимые для человека в настоящий момент), которые позволяют человеку на
уровне представлений выделить предмет, явление или событие из окружающего. Это
впоследствии позволяет ему мысленно оперировать с представляемым объектом
независимо от окружающего его фона.
При переходе
от ощущения и восприятия к представлению изменяется структура образа объекта:
одни его признаки как бы подчеркиваются, усиливаются, а другие редуцируются и
происходит схематизация предметного образа, что позволяет человеку видеть в
важном для него для него предмете, явлении или событии не все его
многочисленные качества, а те из них, которые наиболее существенны и значимы
или только те, которые вызывают у него в настоящий момент желаемые эмоции и
чувства.
Существенной
особенностью представления является его панорамность, называемая иногда
пространственным воображением, она позволяющая человеку выйти за пределы
наличной (актуальной) ситуации. Представление дает человеку возможность как бы
увидеть результат своих действий до того как он начинает действовать. Это происходит потому, что в процессе
умственного развития человек овладевает особыми способами мысленного
оперирования представлениями: он может мысленно расчленять объекты или
объединять их (их детали) в одно целое, комбинируя и рекомбинируя, масштабно
преобразовывая их, изменяя их положение в пространстве и т.д. Уровень
представлений имеет решающее значение при формировании образов-эталонов,
«когнитивных карт», концептуальных моделей, наглядных схем, планов и других
«когнитивных образований», необходимых для выполнения любой деятельности. Для
того чтобы понять и понимать когнитивные процессы человек использует
вербально-логическое мышление и речемыслительные процессы, которые относятся к
понятийному отражению и рациональному сознанию. Решение любых задач на этом
уровне отражения осуществляется посредством оперирования понятиями с
использованием логических приемов, сложившимися в процессе исторического
развития человека, в которых зафиксирована общественно-историческая практика.
Анализ любого решения на уровне понятийного мышления позволяет человеку выйти
за рамки собственного индивидуального опыта, так как он пользуется багажом
знаний и опыта, который накоплен человечеством. Он подключает к информационной
базе собственных индивидуальных знаний и опыта и базу знаний и опыта
человечества. Это позволяет человеку двигаться дальше, как бы от той черты,
которая достигнута его предшественниками, что позволяет развивать и двигать
вперед науку.
Понятийное мышление позволяет человеку
расширить предметную область индивидуального познания, она становится
практически безграничной, а так же позволяет ему оперировать абстракциями и
обобщениями, зафиксированными в знаках и знаковых системах. В процессе
понятийного мышления человек использует и другие исторически сложившиеся
знаковые системы: математические, графические и других знаков, а также правила
их применения.
Психологи
считают, что образная и понятийная формы психического отражения действительности
противоположны и обычно противопоставляются как чувственное и рациональное в
познании (мы для упрощения называем их «ярким и важным»), но в реальном
когнитивном процессе эти формы органически взаимосвязаны: непрестанно переходят
или перетекают одна в другую. Образ объекта, на который человек направляет свое
внимание, является основным регулятором его сознательной целенаправленной
деятельности, а также результатом всех трех уровней психического отражения. То,
что воздействует в первоначальный момент на сознание и эмоции человека, не
может не осознаваться им, не может не сравниваться с тем, что уже имело место в
его личном опыте, не может не соотноситься с тем, что одобряется его
окружением. Очевидно, что этот образ постоянно корректируется, перестраивается
и изменяется, адекватно качествам и свойствам того предмета или явления, о
котором он должен информировать человека. Чтобы у человека сформировался такой
образ, который позволил бы ему эффективно действовать в различных ситуациях и
дал возможность находить в каждом конкретном случае адекватное решение,
недостаточно только чувственных данных, т.е. сенсорно–перцептивной информации.
Человек постоянно стремится понять значение всех данных о предмете или явлении
и выявить в нём существенное, общее, закономерное и эмоционально значимое для
него (яркое и важное). Иначе говоря, с точки зрения требований деятельности
образ о предмете или явлении в сознании человека только тогда адекватен, когда
его "чувственная ткань" органически объединяется со значением, т.е.
когда чувственное и рациональное образует единый сплав. В таком случае говорят,
что «яркое» и «важное» в предмете или явлении дополняют друг друга. В итоге
образ предмета или явления в сознании человека отражает не только то, что в
данный момент непосредственно воздействует на органы чувств, он объединяет в
себе и проецирует в будущее изменения этих качеств и свойств. Сиюминутные
качества и свойства предмета, явления или события не могут обеспечить
целенаправленности действий человека. Человек посредством проецирования
изменений качеств и свойств предмета или явления в будущее добивается того, что
не позволяет окружающей среде управлять собой, а наоборот, контролирует свое
поведение и управляет обстоятельствами и окружением. Не трудно представить, что
было бы, если бы человек действовал, подчиняясь эмоциям или воздействию
окружения.
Образ
предмета или явления в сознании человека, сформированный на основе обедненной
чувственной основы не может обеспечить эффективную регуляцию действий, особенно
в сложных условиях. В процессе обучения человека каком-либо виду деятельности
необходимо комплексно сочетать методы обучения, которые позволят формировать в
его сознании и чувственные, и логические компоненты образа предмета или явления
(его «чувственную ткань» и его «семантику»). То есть, обучаемый человек должен
научиться видеть в предмете как «важное», так и «яркое», понимать как эти
свойства взаимодействуют друг с другом, как перетекают одно в другое и как
изменяются во времени. Человек должен научиться предугадывать изменение
«важного и яркого» в предмете, явлении и событии.
Эффективность
образа предмета, явления и события – в плане его регулирующей функции по
отношению к деятельности субъекта определяется тем, насколько он увязан с
опережающим отражением, то есть, с представлением об изменениях тех или иных
свойств и качеств предмета или явления по истечение некоторого времени.
Процесс
антиципации (от лат. anticipatio – предвосхищаю, — представление о результате
того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее
средством обратной связи при построении действия) характерен для всех
перечисленных выше уровней отражения, однако, проецирование образа предмета или
явления и их изменений в будущее для разных уровней отражения разное.
На сенсорно–перцептивном
уровне антиципация ограничена рамками актуального текущего действия, человек
выделяет в предмете или явлении, прежде всего, те качества и свойства, которые
важны для него именно «здесь и сейчас». На уровне представлений появляется
возможность антиципации также и в отношении потенциальных действий. На уровне
вербально–логического мышления антиципация достигает своего наиболее полного
проявления, её дальность практически не ограничена. Антиципация этого уровня
обеспечивает планирование деятельности в целом. При этом в вербально–логическом
плане человек может достаточно легко и свободно переходить от настоящего к
будущему и прошлому, от начального момента деятельности к конечному и от
конечного к начальному и т.д. Именно вербально-логический уровень отражения
делает возможным осуществлять такие функции как планирование, прогнозирование и
анализ сложного действия направленного на многоступенчатый результат. Так,
планируя процесс обучения ребенка, родители часто не представляют себе каким
будет конечный результат, но иногда уже на начальном этапе они четко
представляют будущую профессию ребенка и оказываются точны в своих прогнозах.
Образ формируется в сознании человека
не одномоментно, для его формирования задействуются паралельно все уровни
отражения, что позволяет зафиксировать всё многообразие свойств и отношений
присущие предмету или явлению. Это в свою очередь обеспечивает возможность в
ходе деятельности использовать то одно, то другое, то третье свойство предмета
или него отношение к другим предметам. Таким образом создаются условия для
творчества и выработки нестандартных решений. Тем более, что в каждый момент
деятельности человек, как правило, осознает только небольшую часть того
предметного содержания, которое представлено в его образе. При переходе от
одного действия к другому (и даже от одного элемента к другому внутри действия)
изменяется и осознаваемая часть содержания. В момент действия на передний план
выступает именно то качество предмета или явления, которое наиболее актуально
для человека в настоящий момент, остальные же качества как бы отходят на задний
план.
Образ предмета или явления в сознании человека осуществляет функцию
регулирующего предметного действия и
выступает в качестве актуально значимого для человека «здесь и сейчас» и
потенциально значимого, того, что может быть значимым завтра. Это часто
вынуждает человека сдерживать свои действия, направленные на удовлетворение
потребностей и желаний «во имя», того, что будет возможно в будущем. Каждой из
названных функций присуща разная степень осознанности, которая играет разную
роль в регуляции конкретных действий. Включение в действие той или иной функции
зависит от актуальности значимого содержания образа предмета или явления, он
часто и определяет способ выполнения действия и его смысл. Наиболее полно
осознается человеком актуальная часть предметного содержания образа.
В процессе практической деятельности человека
особая роль принадлежит процессам познания. Чем более полно познан предмет
деятельности, тем большими возможностями располагает человек в отношении выбора
средств и способов действий с ним. В любом конкретном действии знания о том или
ином предмете реализуются частично; само действие раскрывает предмет, на
который оно направлено лишь частично. Поэтому совершенствование деятельности
необходимым образом должно включать познавательную активность. Помимо
непосредственного функционирования вещи, в предметном действии существенное
значение имеет сознательная установка человека на созерцание, которая
компенсирует ограниченность предметного действия в отношении восприятия, а
также наличие когнитивной составляющей предметного действия и сознательную
направленность на нее человека, выполняющего это действие.
В процессе целенаправленного наблюдения,
развивается и обогащается образ, осуществляющий регуляцию деятельности. При
формировании такого образа накапливается и как бы запасается впрок информация о
предмете деятельности, средствах, способах и условиях ее выполнения. Эта
информация может длительное время не использоваться, но в какой–то момент
(например, в сложной ситуации) она окажется крайне необходимой. Одно из
важнейших качеств личности любого профессионала и мастера — это
профессиональная наблюдательность, позволяющая ему непрестанно накапливать
впрок информацию о предмете его деятельности. Именно эта наблюдательность и
позволяет человеку принимать эффективные решения, используя профессиональную
интуицию.
Воображение
предоставляет человеку возможность моделировать события, явления и прогнозировать
их развитие, предугадывать и планировать результат, что имеет огромное значение
для выработки и принятия решений. Успех любого решения часто зависит от
способности человека «визуалировать» ситуацию, наглядно ее представлять и
оперировать наглядными образами и вторичными образами предметов и явлений.
1.С.Э.Александров,
П.Э.Фадеев. Рейтинг-анализ. Учебное пособие. - Минск: «Тэхналогія», 1997.С.147.
2. Ананьев КГ. Теория ощущений.
Л.: Изд–во ЛГУ, 1961. 456 с.
3.
Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избр. тр. М.:
Наука, 1978.400 с.
4. А.Л.Андреев.
Место искусства в познании мира. - Москва: Издательство политической
литературы, 1980. С.83.
5. Г.С.Альтшуллер. Творчество
как точная наука. - М.: Советское радио.1979.
6.А.Бубич. Принципы сбалансированного взаимодействия с
окружением. Отдел кадров.№2 2002. с.68-75.
7.Ю.Б.Борев, Эстетика. Москва: Издательство политической
литературы. 1981. С.399.
8.Кен
Бланчард, Терри Вэгхорн, Миссия возможного, или как стать компанией мирового
класс, Челябинск, Урал ЛТД, 1998, - C.292.
9. Эрик
Берн. Трансакционный анализ и психотерапия. Санкт-Петербург: Издательство
«Братсво», 1994.С.224.
10. Брушлинский А. В. Мышление и
прогнозирование. М.: Мысль, 1979. 230 с.
11.Павел Вацлавик. Как стать
несчастным без посторонней помощи. - М., Прогресс., Минск., Беларусь. 1990. –
С96.
12. Дымерский В. Я. О применении
воображаемых действий // Вопр. психологии. 1955. N 6. С. 49—61.
13.
Запорожец А.В.. Венгмр Л.А.. Зинчемко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие.
М.: Просвещение, 1967. 322 с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность.
Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
15. Леонтьев А.Н. Психология
образа // Вести. МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. N 2. С. 3—16.Ломов Б.Ф.,
Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.279 с.
17. Основы инженерной
психологии: Учебник для ВУЗов /Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа. 1986.
447 с.
18. Павлов И.П. Поли. собр. тр.
Т. 3, кн. 1. М.; Л.: Изд–во АН СССР, 1951.
19. Пиаже Ж. Избранные
психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 659 с.
20. Платонов К.К. Система
психологии и теории отражения. М.: Наука, 1982.809 с.
21. Сеченов И.М. Избранные
философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. 433 с.;
1957. 236 с.
22.
Справочник по инженерной психологии. М.: Машиностроение, 1982. 368 с.
23.П.Э.Фадеев, Т.Б.Фадеева. Прикладная теория драматургии. Основы
психосинтеза. Первая часть.- Минск: ПФ Трамп, 1992. – С 80.
24. Ухтомский А.А. Доминанта.
М.: Наука, 1966.273 с.
Задание:
1. Какие самые важные ваши личностные качества представляются вами
определяющими для формирования выгодного вам образа в сознании окружающих?
Назовите два-три положительных качества. Выделите одно из ваших личностных
качеств, которое негативно влияет на ваш выгодный образ в окружении.
2.Какие меры вы предпринимаете для устранения собственных
личностных ограничений. Какие ограничения личностные представляются вам
непреодолимыми? Почему?
3.Какой мотив, потребность, интерес или устремление мог бы
подвигнуть вас на корректировку личностных ограничений и их устранение. Реален
ли такой мотив?
4.Были ли в вашей жизни случаи, когда вы предугадывали ход событий
точно? Что при этом помогало Вам? Знания. Информация. Интуиция. Опыт.
Наблюдательность.
5.Сформулируйте ваше видение собственного выгодного образа. Какое
из качеств вам представляется самым важным. Что нужно вам скорректировать в
своем выгодном образе, чтобы усилить это качество?
6.Ваш прогноз собственного будущего на ближайшие 5-10 лет. Что
вами движет? Какая потребность представляется Вам самой насущной? Почему?
ã DA
dainave@yandex.ru