На главную страницу

 

ПОНИМАНИЕ СЕБЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО ОБРАЗА

 

    Человек, осуществляющий вживание в окружение, должен ясно представлять в нем свое место и роль. Для чего ему необходимо выработать видение своего собственного образа в будущем, формируя его в настоящем, в уже происходящем процессе его взаимодействия с окружением. Часто само окружение ставит пред человеком такую задачу, фиксируя при этом каждое его движение и любую информацию относительно планов, надежд и желаний, человек оказывается под постоянным наблюдением “неусыпного ока толпы”. В истории немало таких примеров, когда окружение принуждало обычного рядового человека брать на себя не свойственную ему роль, хорошо известен пример простой орлеанской девушки, ставшей национальной героиней Франции.  

    Прежде чем приступить к формированию собственного образа, который помог бы человеку реализовать вживание в конкретное окружение, он должен предпринять меры для создания резерва сил на основе имеющихся ресурсов, ведь далеко не каждый из нас обладает выдающимися талантами, навыками и способностями. И уже на первом этапе реализации процесса вживания в окружение  любой человек должен ограничить доступ к информации о своей личной жизни, чтобы минимизировать отвлечение ресурсов на борьбу с негативными реакциями окружения на негативную информацию о человеке. Человек должен научиться, во-первых, оставаться загадкой для окружения, во-вторых, одновременно, обеспечить адекватное восприятие себя окружением как доступного, простого и понятного человека (точнее того самого выгодного, прежде всего ему, собственного образа).

       Такой подход к организации взаимодействия с окружением позволит ему  защитить себя и свое будущее. Ему также необходимо научиться применять выгодную тактику и эффективную долгосрочную стратегию, используя недосказанность, неполную информацию не только о себе и о своем ближнем окружении. И это всего лишь один из методов нейтрализации своих конкурентов, норма поведения человека активно реализующего сложный и многоступенчатый процесс адаптации-стабилизации-активизации-развитие.

       Чтобы целенаправленно формировать собственный выгодный конкретному человеку образ, необходимо также обладать определенными знаниями в области психологии. Знать, что же собой представляет собственное “Я” человека, которое побуждает его чего-то желать, о чём-то мечтать, к чему-то стремиться? Для этого полезно обратиться к таким наукам как психология, психоанализ, которые направляют свои исследования на такой объект педагогического воздействия как личность.

      Человеку, всерьез решившему усовершенствовать себя и свою жизнь, активно работать над своим образом, прежде всего, необходимо осознать свои особенности и возможности.

      Подобный анализ вполне по силам каждому, применить для этого термин “психоанализ”, можно, хотя его значение более специфично, так называется метод исследования и терапии личности, разработанный Зигмундом Фрейдом. С основными положениями теории личности можно ознакомиться в книге Хьелла Л.,Зиглера Д. “Теории личности” [22], которая позволит любому человеку понять и определить сущность собственного “Я”, без понимания, которого довольно сложно будет сформировать собственный выгодный образ.

    Современная психология определяет личность, как систему доминирующих качеств индивида и особенностей его мышления, чувствования и поведения. Зигмунд Фрейд назвал личность вместилищем трех инстанций психического[17]. Эти инстанции он представлял по схеме айсберга. Первая инстанция, Ego (Я), - сознание, под которым в теории психоанализа понимается аспект личностной структуры; включает восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности, необходимые для эффективного взаимодействия с социальным миром. Это самая малая надводная его часть, под нею, скрытое от  сознания, лежит массивное бессознательное Id  (Оно), по размеру равное пяти единицам сознания  (рис.1). Id – это аспект структуры личности всё содержание, которого является унаследованным; присутствует с рождения и закреплено в конституции индивидуума, эта сфера полностью неосознаваема. Id функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями человека (еда, сон и др.), которые призваны обеспечивать поведение человека энергией. Фрейд определял

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.Схема личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.Схема личности.

 

 
 


Выноска 4: Морально-этические и нравственные законы, та часть сознания, которая противоречит желаниям Id, накладывая на них усвоенные путем научения моральные ограничения и стремясь к совершенству

Выноска 4: Рассудок, который стремится рациональными путями, учитывая требования реальной жизни, удовлетворять желания Id 
 
 

 

Овал:           Super-Еgo   Ego          Id
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выноска 2: Сознание.Контакт с внешним миром
 
 

 

 

                     

 

 

Выноска 2: Предсознательное.Материал, который может быть переведен в сознание
 
 

 

 

 

 

Выноска 2: Бессознательное.Материал, недоступный для сознания
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Выноска 4: Инстинктивные влечения, которые человек хочет удовлетворить, исходя из принципа удовольствия 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.Схема личности.

 

Id как нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. “Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психики, Id выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными)” [22, С.112].

    Иногда эту часть структуры личности называют первичными процессами мышления или нелогичной, иррациональной и фантазийной формой человеческих представлений, характеризующейся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, “себя” и  “не-себя”. Все это часто и определяет трагедию поведения отдельных людей, которые не могут и не умеют произвести различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность и его образом (например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне). Вот почему так важно человеку научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей, понять и усвоить, что есть еще и внешний мир с его законами. Появление этого знания у конкретного человека обусловлено возникновением второй структуры личности – Ego. 

     Ego – компонент психического аппарата человека, ответственный за принятие решений, который стремится выразить и удовлетворить желания Id в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Ego помогает обеспечить безопасность и самосохранение человека, он постоянно анализирует и сопоставляет события внешнего мира с инстинктивными потребностями человека. Любая потребность, желание или интерес, сформированная как цель или желаемое, но не оформленная как спланированное действие, через которое человек имеет возможность его реализовать в настоящий момент, заставляют его, планировать, учиться, думать рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.д. Соответственно Ego использует познавательные и перцептивные стратегии в своем желании удовлетворить желания и потребности Id. Ego подчиняется принципу реальности, цель которого состоит в сохранении целостности личности как живого организма, посредством отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом, не вступая в противоречие с социумом. Ego как бы притормаживает желания Id, согласуя их с общепринятыми нормами и принципами. “Ego по контрасту  с Id, различает реальность и фантазию, выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимости от нового опыта и участвует в рациональной познавательной деятельности, опираясь не силу логического мышления, которое Фрейд называл вторичным процессом” [22, С.115].

      Третий элемент психического, Super-ego (сверх-Я), это совесть личности. Взрослея, человек усваивает добродетели этой структуры по модели “что такое хорошо?  что такое плохо?”. Super-ego – в теории психоанализа – этическое или моральное образование в структуре личности; представляет собой интернализованную индивидуумом систему социальных норм и стандартов поведения, полученную от родителей посредством поощрения и наказания. Super-ego считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется у человека самоконтролем, оно пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Id, и направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках, пытаясь убедить Ego в преимуществе идеалистических целей над реалистическими.

      Все перечисленные инстанции (ID, Ego, Super-ego), составляют структуру личности человека. Они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, вот почему человек, осуществляя вживание в окружение, прежде всего, должен взять на себя исполнение роли собственного педагога, воспитателя и тренера. И главная его задача состоит в том, чтобы обеспечить атмосферу мирного сбалансированного сосуществования между инстанциями не только внутри себя, но и с внешним миром.

      Эрик Берн к предложенной структуре добавил три психических состояния, назвав их терминами Parent (Родитель), Child (Ребенок), Adult (Взрослый) (рис.2.) и представил их как феноменологические реальности, проявляющиеся в поведении человека в каждой конкретной жизненной ситуации [4].

       Для человека, который стремится сформировать собственный выгодный образ и далее реализовывать этот образ в окружении необходимо познакомиться с системой педагогических действий,  оперирующих шестью психологическими подсистемами: тремя инстанциями личности (ID, Ego, Super-ego) и тремя феноменологическими состояниями (Родитель, Взрослый, Ребенок). Эта педагогическая доктрина позволяет понять особенности систем воспитания и самовоспитания и то, как ближнее окружение человека, его родители и близкие влияют на процесс его становления как личности.

      Жизнь любого человека полна непредсказуемых неожиданностей и представляет собой цепочку скачков от стадии к стадии, на каждой из которых он сталкивается с конфликтами, стрессами и психологическими травмами. Это вынуждает человека учиться понимать не только причины того, что происходит с ним в настоящее время, но и то, что в прошлом было заложено в основание его характера и поведения. Тем более, что поведение человека в любой ситуации связано с теми стереотипами, которые заложены в нем воспитанием, а его проблемы во взаимодействии с окружением берут свои истоки в детстве. Решивший заняться собственным развитием человек должен разобраться в истории развития собственного “Я” по временной шкале “прошлое-настоящее-будущее”. И прежде чем приступить к формированию собственного выгодного образа, ему необходимо понять, как формировалось это “собственное Я” и как осуществлялось становление его как взрослого. Он должен совершить краткий экскурс в прошлое и разобраться в истории собственного становления как личности.

     Центральным в теории развития личности, предложенной известным психологом Эриксоном [26], является то, что человек в течение жизни проходит через универсальные для всех людей стадий развития, которые формируют его характер. C конфликтными ситуациями человек сталкивается уже в детстве, когда начинает познавать мир и сталкивается проблемами. Первая проблема встает перед ним в младенчестве, когда он оказывается перед проблемой выбора из альтернативы “доверие-недоверие”. И то, каким человек станет в будущем, во многом зависит от его окружения и, прежде всего, от его родителей.  Если  в детстве ребенок получает ласку от своей матери, у него пробуждаются положительные влечения ко всем близким; если же близкое окружение оказывается для него суровым и он лишен необходимой ему ласки, то в психике ребенка возникает реакция отката, которая стойко закрепляется в его поведенческих программах. Таким образом, основные стереотипы взаимодействия человека с другими людьми закладываются в нем уже в младенчестве.

Инстанция

База стереотипов

РОДИТЕЛЬ

Запись внешних событий:

как надо жить, требования общества (табу, запреты, ограничения) к индивидууму, которые он признает правильными, с которыми вынужден считаться.

Законы, запреты и табу,

которые уравновешивают внутреннее “я хочу!” общепринятым “нельзя!”.

ВЗРОСЛЫЙ

Запись обдуманных личных концепций (представления о личных потребностях, интересах, желаниях и устремлениях)

Личные концепции.

Всё то, что внутри себя человек определил как  “можно!”, согласовав его с общепринятым “нельзя”.

РЕБЕНОК

Запись внутренних переживаний (эгоистичные инстинкты, первичные потребности)

Внутренние переживания.

Всё то, что   составляет основу наших личностных устремлений определяемых как “я хочу!”

 

 

  

Рис. 2. Схема состояния  Ego: Родителя, Взрослого и Ребенка.

 

     Развитие и закрепление волевых качеств у ребенка осуществляется на одной из стадий развития, когда перед ребенком встает необходимость развивать в себе  волевые начала. На этой стадии он сталкивается с ситуацией кризиса, где ему необходимо найти себя в парадигме “автономия и самостоятельность – стыд и сомнения”. Родители,  стараются “поставить его на ноги” и защитить его от неблагоприятиных воздействий. Такая поддержка помогает сформировать у ребенка волевые качества. В то время как излишняя опека окружающих, “дрожание” над каждым его шагом, зарождают в нем сомнения и неуверенность в своих возможностях, что в будущем создает предпосылки для формирования у него зависимости от других людей. В таком случае у ребенка закладываются модели зависимого поведения. А такой человек во взрослой жизни постоянно надеется на помощь, что паразилует в нем инициативу. Таким образом, обращаясь к детству человек может отыскать истоки своей зависимости от других людей, что может подвести его к необходимости корректировки стереотипов поведения и собственного характера.

     Понимание кризиса “инициатива - чувство вины”, который в процессе становления человека как личности, приходится на возраст примерно пять лет, когда дети начинают приобретать реальное господство над своим телом и окружающим миром, помогает понять истоки лидерства. Задача родителей на этом этапе помочь ребенку осознать свою значимость и сформировать у него реакции целевого поведения. Поисковая деятельность ребенка должна находить у родителей одобрение и поддержку, а не высмеивается окружающими, что может заложить у ребенка затаенное чувство вины. Ведь в последствии в школе он встретится с еще одним кризисом “трудолюбие и деловитость – комплекс неполноценности”, который также не маловажен в формировании лидерских качеств.

      В подростковом возрасте с началом самоидентификации подростка как взрослого и поиском им самого себя, своей индивидуальности, он задает себе такие вопросы, как “Кем я был раньше?”, “Кто я теперь?”, “Что будет со мной в будущем?”. Он пытается  спрогнозировать свое будущее при помощи экранного мышления по временной шкале “прошлое-настоящее-будущее”. Очевидно такие особенности психики человека, что в будущее можно двигаться, лишь поняв и осознав себя и собственное прошлое. Ведь человек является единственным живым существом, которое имеет возможность общаться с прошлым, настоящим и будущим посредством информации, которую он научился хранить и передавать будущим поколениям. На этом этапе важно, чтобы подросток удовлетворяется своими ответами и реальность подтвердила его выводы, что позволяет сформировать у него сильную “Я-концепцию”. Если этого не происходит, то он окажется в смятении, что отразится на всём его поведении в последующие годы, и когда он начнет сознательно прилагать усилия, чтобы стать взрослым. З.Фрейд считал, что все неурядицы психологического плана происходят с человеком из-за разрушительности травм, полученных им на ранних стадиях своего развития. Первой травмой такого рода он считал ту, что сваливается на каждого человека при рождении. Поздние травмы, как-то: комплекс неполноценности и негативное обусловливание, связанное с унижением, суровым воспитанием, поведенческими извращениями, раздорами между родителями, неурядицами с братьями и сестрами – оказываются в некотором смысле повторением и подкреплением первого родового переживания [11]

     Чтобы стать здоровым Взрослым, ребенок вынужден предпринимать значительные целенаправленные усилия, но его возможности ограничены. Поэтому авторами его Ego Взрослого становятся родители, которые и формируют у него в подсознании психологическую базу, в которой закрепляются умения и навыки. Знания, умения и навыки способны побуждать человека к осуществлению целенаправленных реакций во взрослой жизни.

      Восхождение каждого человека к своему Взрослому начинается уже на десятом месяце его жизни, когда у ребенка начинют формироваеть воля. Происходит это путём аккумулирования поучений Родителя и чувствования Ребенка с последующим созданием на их базе индивидуальной концепции взглядов на жизнь. Эту довольно сложную процедуру можно представить в виде  схемы (рис.3).

      Родитель (Р) и Ребенок (Ре) (см. рис.3) формируют информационную базу  взрослого (В), о реальном окружении человека (прежде всего это запреты, табу, ограничения, все то, что определяется словом: «нельзя»). Эта информация постоянно обрабатывается, корректируется и дополняется, и составляет основу для создания в сознании человека внутреннего образа его идеала собственного “Я”, напоминающего миниатюрную структуру Р-В-Ре или идеал Взрослого, (информационная база И (Р-В-Ре)). При этом одновременно с позиций Р и Ре производится постоянный анализ ценности полученной информации, во-первых, насколько этот образ соответствует информационной базе ценностей Р, а во-вторых, базе потребностей, интересов и желаний Ре . Названные инстанции (Р, Ре) сверяют информацию с реальностью окружения и согласовывают ее с позиций (В и Ре). Уточненные данные синтезируются и принимается  решение относительно ценности информации с позиции Взрослого. Далее полученная информация согласовывается с внутренним идеалом Взрослого, который выдает субъекту  деятельности стратегию его взглядов на окружение и формирует устойчивые взгляды на любую реальную ситуацию (стереотипы поведения). Четкость работы всего этого механизма определяет поведение человека на всех стадиях его жизни.

     Формирование Ego Взрослого начинается уже на десятом месяце жизни ребенка,  родители (отец и мать) должны быть готовы к этому ответственному периоду жизни своего ребёнка, им необходимо гармонизировать свои системы И (Р-В-Ре), обратив особое внимание на характер проявлений своего собственного Взрослого. Дети учатся путем повторения реакций других людей (через подражание им) и в первую очередь своих  родителей, И (Р-В-Ре) которых служат им примером для подражания. Основы своих И (Р-В-Ре) дети закладывают в базу данных к четырем-пяти годам, что необходимо учитывать  родителям и воспитателям.

     Следует заметить, что такой распространенный среди большинства родителей метод воспитания как воспитание посредством страха или угрозы наказания, часто не понимаем со стороны ребенка. Используя угрозы и наказания, родители не всегда удосуживаются объяснить ребенку, почему они пресекают и ограничивают его действия. Ребенок пытается найти объяснения сам и (“за что это его хотят наказать?”), но он не всегда понимает свою вину, так как еще не совсем усвоил все табу, ограничения и законы. Страх и непонимание активизируют поиск причин, при этом попытка сбалансировать собственные желания и запреты может выдать ребенку совсем неожиданный совет: “Не попадайся!” Такой алгоритм, занесенный в поведенческую базу (Ego взрослого) данного ребенка в будущем может стать причиной его конфликтов с окружением. Вот почему считается, что метод угроз и наказаний малоэффективен и даже вреден.

      С началом школьного периода в жизни любого человека появляются новые проблемы потому что, школа сопряжена с появлением новых авторитетов, которые могут  вытеснить и полностью заменить родительское влияния на детей авторитетом учителей. Происходит резкая перемена в лицах ближайшего окружения, которая вызывает перемены в работе «индивидуального компьютера» (которые согласует желания, запреты и пути их удовлетворения в соответствии с опытом) ребенка, что ведет, с одной стороны, к усилению воспитания взрослости, а с другой – к её ослаблению. Так, учитель с ярко выраженным Ego Родителя может воспитать у ребенка-школьника ущербные наклонности характера. Гармоническая система школьников формируется педагогами, обладающими достойным уровнем Ego Взрослого. Здесь тоже явно прослеживается принцип сбалансированного взаимодействия, отхождение от которого порождает педагогические проблемы. Что в конечном итоге объясняет тягу школьников-подростков, а тем более юношей и девушек к тем, кто обращается с ними, как с взрослыми. В современной школе пока четко прослеживается ориентир на  учителей с типовым обращением со всеми школьниками, как с детьми. Старшие школьники, как правило, получают навыки общения со взрослыми за воротами своей школы и именно здесь они приобретают осознание своей собственной взрослости.

      Подростки предпочитают решать свои проблемы взрослости с родителями, которые тоньше чем учителя чувствуют своих детей в период возмужания, а потому гибче реагируют на изменения в их поведении. Однако и родители не всегда могут преодолеть барьер своего собственного Super- Ego, поэтому подходят к своим повзрослевшим детям с позиций принятых в обществе стандартных стереотипов: “можно-нельзя”. Это часто порождает курьезы: если подростки сталкиваются с дилеммой, где их наталкивают на “можно” то, чего  было “нельзя” или, наоборот, у них происходит сбой нервных процессов. Усвоенный опыт поведения не позволяет им вдруг принять новую модель поведения - наступает стопор, блокирующий действие в поведение любого человека. 

     Предлагаемые схемы позволяют человеку как-то по-другому посмотреть на себя. Однако более глубокий анализ своего “Я” можно произвести только после более глубокого изучения   психологии, с помощью и консультациями специалистов-психологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

взрослый

 

 

родитель

 

 

ребенок

 

 
Овал: И(Р-В-Ре)
 

Выноска 2: База моральных и социальных ценностей

Выноска 2: База опыта, навыков, умений и знаний

Выноска 2: База потребностей, интересов, устремлений и желаний

Выноска 2: Разрешение на действие не противоречащее ценностям базы родителя

Выноска 2: Согласование предполагаемого действия с системой ценностей и ограничений родителя

Выноска 2: Обращение к базе потребностей, интересов и устремлений

Выноска 2: Согласование с системой потребностей, интересов и устремлений

Информация из окружения

 

 

Действие, направленное на удовлетворение потребности, интереса,, желания

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Схема функционирование Ego Взрослого

 

 

      Вживаясь в окружение, человек постоянно учится управлять собой и стремясь усовершенствовать свои лучшие качества, учится принимать правильные решения, как и когда менять выполняемую ими работу, куда дальше двигаться в своем профессиональном и личностном развитии. Ядром личности человека, которое активно влияет на формирование его самосознания, являются приоритеты личности и система формирования жизненных ценностей и целей. Важнейшим отличием одного человека от другого, даже если они находятся на одном уровне управления и обладают примерно одинаковым опытом и образованием, являются их приоритеты и зрелость системы ценностей. Большинство людей обладает скромными способностями, и им для того, чтобы сформировать собственный выгодный образ придется научиться управлять собой и собственным развитием. Для этого необходимо развивать свои личностные качества и находить такие приложения своим силам, которые позволили бы им работать с наибольшей отдачей. Но протяжение 50-десятилетней трудовой деятельности каждому человеку приходится жить в постоянном состоянии интеллектуального напряжения, постоянно принимать решения, когда менять выполняемую им работу, как поступать в том или ином случае. Многие конфликты человека в процессе вживания в окружение тесно связаны с системой ценностей. Вторым характерным отличием можно считать его пластичность, которая определяет его отношение к изменениям или него способность адекватным образом адаптироваться, т.е. изменяться, в ответ на значительные изменения внешних и внутренних факторов, очевидно, это также умение формировать свой выгодный образ при взаимодействии со своим окружением. Пластичность личности влияет на восприятие человеком изменений и его реакции на эти изменения. Человек, у которого  пластичность низкая, часто оказывают сильное сопротивление изменениям в своем окружении, даже в том случае, если эти изменения направлены, например, на повышение качества  жизни этого человека.

      Третий элемент самосознания – межличностная ориентация. Согласно классической теории межличностной ориентации, при установлении взаимоотношений между людьми у человека развиваются три основные потребности:

      -потребность во включенности, 

      -потребность в контроле,

      -потребность в привязанности.

      Соотношение этих потребностей определяет взаимодействие человека с другими людьми.

      Каждый человек, задумываясь о собственной личности, с трудом может структурировать собственное представление о себе и сформулировать свое понимание собственной личности в упорядоченной и легко обозримой форме. В современной психологии  управления [12 С.18] используют для решения этой проблемы так называемое “окно Джохари”(рис.3.).

      “Окно Джохари” представляет собой символическое изображение личности человека. Оно представляет собой четыре зоны. Зона 1, названа “Открытое другим”, представляет ту часть личности человека, которая известна как самому человеку, так и окружающим его людям. Это “пространство” личности, в котором человек демонстрирует себя окружающим, зона самопрезентации, открытая и для него, и для других. В этой зане формируется образ собственного “Я” конкретного человека в его взаимодействии с окружением,  он состоит из того, что человек открыл окружению и того, что окружение смогло воспринять и заложить в этот совместно созданный образ. Как правило, это условно сбалансированный и устойчивый образ человека в конкретном окружении. Эта зона увеличивается по мере упрочнения взаимоотношений человека с ближайшим окружением.

      Зона 2, названа “Слепое”, соответствует той части личности, о которой знают окружающие, однако о ней не знает сам человек. В ходе взаимодействия с окружением человек проявляет определенную активность, которая может им не восприниматься, но тем не менее, может быть воспринята его ближайшим окружением. На основании этого окружение может сформировать определенный образ человека, который может, как совпадать с его собственным видением себя, так и не совпадать.

 

 

 

 

 

 

 

Подпись: Окружение информировано о человекеПодпись: Окружение не знает о человеке
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

  

Рис. 3. “Окно Джохари” или информация о свойствах личности.

 

      Зона 3, названа “Видимое” – это часть личности, известная самому человеку, но не известная окружающим. По тем или иным причинам эти данные скрываются человеком от окружения. Такими причинами могут быть различные его личностные и профессиональные качества (ограничения), которые могут накладывать негатив на его образ в ближайшем окружении. 

      Зона 4, называется “Неизвестное” – это то, что неизвестно о личности ни самому человеку, ни окружающим, условно эта зона совпадает с зоной бессознательного (рис.3.). Это данные, которые касаются тех личностных особенностей и возможностей человека, которые реально проявляются, как правило, лишь в особых (экстремальных) ситуациях, но могут остаться не выявленными и на протяжении всей его жизни.     

      При взаимодействии человека с окружающей средой обычно зоны 1-2-3 увеличиваются за счет зоны 4. При развитой привычке человека к самоанализу, он может эффективно использовать “Неизвестное” для развития собственного психологического потенциала, освоения новых знаний и навыков, расширения своей “зоны комфорта”. При чем понятие “зона комфорта” используется для описания ситуаций, в которых человек чувствует себя привычно и комфортно. Расширить эту зону можно за счет выявления неизвестных личности способностей, что и способствует личностному росту.

      Расширение “Открытое” может эффективно осуществляться за счет обратной связи при взаимодействии с другими людьми. Человек должен научиться получать эту связь и использовать ее для самоанализа и саморазвития.  

      Осознание человеком собственного своего “Я” помогает избегать многих неприятностей и стрессовых ситуаций. Например, понимание того, что человек имеет такое негативное качество, как леность, которое создает ему очень много потенциальных неудобств, может быть скрыто от окружающих, созданием и поддержанием образа человека увлеченного делом. Что дает ему возможность “замаскировать” недостаток трудолюбия. Чтобы не попадать в невыгодные ситуации человек с таким недостатком просто должен стараться избегать неинтересных для себя дел.

      “Окно Джохари” позволяет человеку понять и определить свои возможности и ограничения по самоизменению. Управление собой предполагает осознание всей информации о себе. Человек  выбирает в конкретном окружении то поведение и тот имидж, которые, по его мнению, наиболее соответствуют его собственному представлению о том, “каким он должен быть” и представлению того самого выгодного человеку образа, который сформирован в его сознании как идеал поведения. Зона “видимое” может содержать те качества, черты характера и информацию о человеке, которые он хотел бы скрыть, и которые он не в состоянии самостоятельно изменить. Это порождает его проблемы во взаимодействии с окружением. Человек оказывается внутренне несбалансированным и постоянно отвлекает свои ресурсы на “борьбу” с собственными недостатками и пороками, которые оказались открытыми для его окружения. При этом он может выстраивать искусственные барьеры и преграды, стараясь скрыть какие-то недостатки, замаскировать их, что чаще всего еще больше затрудняет его взаимодействие с окружением. Очевидно, чтобы сбалансировать себя нужно критически относиться к своим недостаткам, воспринимать их как часть собственной натуры, но не быть их рабом. Область “слепого” является зоной, в которой необходимо активно использовать обратную связь, получая от окружения максимум информации, которая позволяла бы в нужном направлении формировать собственный выгодный образ в окружении. Область “неизвестного”, почти полностью совпадает с бессознательным, по мнению некоторых авторов [12.с.23] эта сфера занимает около 95% личности. Другими словами, только 5% своих поступков человек может контролировать сознательно. Все остальное поведение определяется нашим бессознательным, свободный доступ к которому перекрыт различными психологическими барьерами, получившими название “психологической защиты””. Эти барьеры выступаю в качестве своеобразных фильтров, не допуская в сознание информацию, способную разрушить “светлый образ себя самого”. Зона “неизвестное” скрывает потенциал личности человека, который может быть наиболее эффективным для саморазвития личности любого человека.     

      Ценностная ориентация личности определяет практически  все ее действия, в том числе профессиональное поведение. Однако далеко не все задумываются о собственных ценностях. Зачастую это приводит к тому, что человек не понимает самого себя или испытывает фрустрацию, которой не находит понимания.

      Ценности личности можно разделить на абсолютные и операциональные. Абсолютные ценности определяют устремления личности, в частности те цели, которые человек ставит в жизни и к которым он в конечном итоге стремится. Операциональные ценности регулируют способ достижения целей.

      То,  что человек делает хорошо, даже очень хорошо и успешно, может не соответствовать его системе ценностей.

      Среди ценностей личности устанавливается определенная иерархия. Например, честность входит в набор ценностей многих людей, однако места, которые она занимает в общем списке, могут быть разными. Некоторые ставят ее на первое место и считают недопустимым отклонения от абсолютной честности. Другие, у которых  приоритетными являются другие ценности, например, достижение успеха, иногда могут поступиться строгими правилами и соврать “для пользы дела”, при этом их трудно назвать нечестными людьми.

     Система ценностей личности неизбежно несет на себе отпечаток ценностей, разделяемых большинством представителей той или иной национальной культуры. Приоритеты ценностей – это то, что во многом отличает одну национальную культуру от другой.

     Осознание собственных ценностей помогает человеку избегать внутри личностных конфликтов, поскольку он осознанно обходит ситуации, в которых его ценности могут оказаться в противоречии друг с другом. Отдавать себе отчет, чем мы руководствуемся в своем поведении или при принятии решений, не так-то просто, но именно размышления на эту тему позволяют расширять зоны 1 и 2 “окна Джохари” за счет зон 3 и 4.

      Выявление системы личных ценностей – непростое дело. Для этого полезно проследить за важнейшими событиями жизни и попытаться определить за важнейшими событиями жизни и попытаться определить, чем вы руководствовались в ее критические моменты. Такой анализ полезно произвести используя критерий альтернативы  “важное-яркое” [6,7],что позволит человеку определить основу, которая была определяющей при принятии того или иного решения. Анализ по истечении некоторого времени собственных поступков и решений, позволяет человеку внести корректировки в модели своего поведения. 

      Социальные психологи выяснили, что в каждом человеке сосуществует стремление в взаимодействию с другими людьми и желание остаться наедине с собою. Первое стремление приводит к желанию быть включенным в определенную группу людей (профессиональную, социальную, группу по интересам), а второе – к желанию контролировать, с кем человек общается.

     Второй аспект взаимоотношений – уровень контроля за тем, в какой степени человек в состоянии оказывать влияние на других людей или использовать по отношению к ним властные полномочия. Некоторые люди предпочитают осуществлять этот контроль сами, другим больше нравится, чтобы их контролировали.

      Осуществляя взаимодействие с окружением, человек строит свое поведение с помощью вероятного прогноза. Практически ежедневно каждый человек старается предугадать, результаты своих действий,  Такое вероятное прогнозирование базируется на памяти и на прошлом опыте человека. Известный древнегреческий драматург Менандр писал: “Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается”. Но жизненный опыт не только помогает человеку в решении задач на прогнозирование, нередко он осложняет его жизнь, заставляя совершать ошибки.

      “Падай в воронку от снаряда, - учат молодых солдат старые служаки, рекомендуют военные писатели, - Второй снаряд туда уже не упадет”.

      Почему? Вероятность попадания в определенное место не зависит от того, куда упал предыдущий снаряд. Как при игре в орлянку, не только однажды, но, скажем, трижды выпавший “герб” указывает на более вероятное выпадение в следующий раз “решетки”. Каждый раз вероятность будет равна 50%. Следовательно, прогнозируя будущее, человек подключает такие свои качества, как воображение и умение мечтать.

       К.Г.Паустовский утверждал, что “если отнять у человека способность мечтать, то отпадает одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего”. Мечты – это крылья, которые несут человека к его целям. Все мечтатели немного напоминают отважного Икара, что же ведь большинство великих открытий произошло не благодаря опоре на логическое мышление, а в результате фантастического воображения способных к глубокому проникновению в сущность явлений и умеющих мыслить, умеющих мечтать людей. Мечтая, человек совершает мысленное путешествие в будущее, при этом он формирует свой образ, представляя себя в той или иной роли. Любое открытие начинается с выдвижения субъективных гипотез, возникающих при взаимодействии исследователя с внутренними или внешними явлениями, то есть с его жизненным опытом и знаниями. Творческая деятельность немыслима без воображения. В учении, общении, труде человек, как правило, опирается не только на мышление и память, но и на воображение.

       Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях, создание на основе имеющихся представлений образов таких объектов, которых не было в нашем опыте. Родная мать воображения – трудовая деятельность. В процессе труда человек как бы предвосхищает в своем воображении результат, предвидит его. С помощью фантазии (синоним воображения) создающий уже представил идеальный образ объекта, который будет воплощён в продукте его труда. Воображение строится на памяти и на личных восприятия. Таким образом, источник воображения – объективная действительность, преобразованная в фантазию и вылившаяся в новую форму. Все наши способности должны питать наше воображение, рождать образы и планы нашего будущего, образ наших будущих побед. Интересен подход Станиславского к значению воображения в жизни актера, он был предельно категоричен. “Если воображение играет для артистов такую важную роль, то, что же делать тем, у кого его нет? – робко спросил Шустов. – Надо развивать его или уходить со  сцены!” [18, С.18]

      При воображении наблюдается отход от действительности в относительно автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности.

      Память человека сохраняет следы не только происшедшего ранее, но и то, в какой последовательности одно событие следовало за другим.

       Отражение человеком мира – процесс активный, творческий. Значит предметы, явления, чувства не только фиксируются человеком, но и постоянно перестраиваются в новые комбинации, способствуют адекватному предвосхищению будущего.

       Добиться успеха в производительном труде, в выполнении любых профессиональных обязанностей можно только обладая развитым воображением. Воображение создает установку на деятельность, оно побуждает человека к творческому труду. Человек в отличие от животных действует согласно ожидаемой в будущем ситуации. Учащиеся заблаговременно готовятся к новому учебному году, производственники – к выпуску новой продукции, к проведению производственного совещания, к выступлению перед подчиненными. Менеджер моделирует профессиональную подготовку подчиненных, которая включает базовую учебу, предшествующую занятию определенной должности, должностную учёбу, идущую непрерывно и повышение квалификации сотрудников. Он постоянно представляет результат труда, зависящий от множества объективных и субъективных факторов, каждый из некоторых необходимо учитывать в работе. Он учитывает возможные результаты инструктажа, воспитательной беседы,  выступления на собрании. Родители, воспитывая своего ребенка, оценивают его реальные способности, наклонности и увлечения и стараются представить себе его будущее. Они видят его доктором, учителем, военным или бизнесменом. Они уже создали в своем воображении образ будущего.

        Воображение – необходимая составляющая любой творческой деятельности. И его особая ценность заключается в том, что оно позволяет принять решение даже в том случае,  когда отсутствует полная информации о предмете или явлении воображения. Важно, например, предугадать, кем может стать ваш ребенок или данный  ваш подчиненный в будущем, какие методы и приёмы воздействия дадут наилучший  эффект в работе с ним, как он отреагирует на то или иное замечание, как отнесется к рекомендации старшего? Может, у него уже давно сформирован собственный образ своего будущего.

       В этом отношении любопытна медицинская практика. Рассказывают, что известный врач, академик Кассирский говорил студентам: “Когда вы даете больному лекарство – это просто лекарство. Когда даю его я – это сильнейшее исцеляющее средство, потому что это лекарство плюс мой авторитет.” В медицине нередко используют “плацебо”. Часто это просто подкрашенная вода. Но веря врачу, воображая, что это эффективное лекарство, больной выздоравливает. Если такое плацебо будет использовать родитель или руководитель, управляющий и воображение подчиненных будет создавать образ харизматического руководителя, безупречно знающего дело и не ошибающегося в самых трудных ситуациях – успех руководителя людьми будет обеспечен. Но для этого надо хорошо знать, что представляет из себя воображение, как его формировать у себя.

       Формирование собственного выгодного образа в окружении задача довольно сложная и не простая, однако ее можно решить используя принципы стратегии вживания в окружения. Для этого любой человек должен научиться налаживать добрые отношения с большинством своих сослуживцев, используя элементарную этику, четко выделяя для себя, что можно сделать во имя карьеры, и чего делать нельзя.

       Таких принципов, помогающих эффективно вживаться в окружение и успешно формировать собственный выгодный образ несколько.

     Первый принцип можно назвать принципом приорететности и защиты  собственных ресурсов. Суть его состоит в том, что никогда не присваивайте чужие заслуги и никогда не позволяйте кому-нибудь зарабатывать “очки” за ваш счет. Видя, что кот-то из ваших коллег пытается присвоить себе ваши личные достижения, сделайте так, чтобы вы работали раздельно, и творческая и профессиональная несостоятльность вашего коллеги-конкурента была как можно скорее обнаружена. В обыденной жизни в текучке повседневно решаемых задач очень часто каждый из нас высказывает мысли, суждения, идеи, даже не задумываясь над тем насколько они ценны, и как их могут использовать в реализации собственных карьерных устремлений наши коллеги-конкуренты.

      Второй принцип - это принцип нейтрализации. Суть которого состоит в том, что каждый человек должен помнить, что зачастую он сам является причиной пораждающей конкурентов и завистников. Психологи предостерегают - никогда не занимайтесь закулисными интригами, не распускайте домыслы и сплетни о вашем ближайшем конкуренте, пусть даже он позволяет себе нечто подобное. Однако, если такая проблема возникла, ее можно решить по разному. В некоторых случаях можно попытаться расставить точки над  і”, открыто выступив на совещании и доказав некомпетентность вашего конкурента в рассматриваемом вопросе. Однако заработанные таким образом «очки» могут оказаться очень дорогими, так как ваш конкурент может по жизни стать вашим вечным «врагом». Здесь очень важно обеспечить сбалансированное взаимодействия по всей цепочке коммуникации: вы-конкурент-окружение. Если вы почувствуете что, баланс взаимодействия не в вашу пользу, то вариант открытого выступления на собрании или совещании отпадает. Некоторые люди избирают, как им кажется беспроигрышный вариант для решения этой проблемы: «работай, не щадя себя - и  слава тебя найдет». Дескать, только работа и ваши профессиональные достижения должны стать двигателем карьеры специалиста. Решение может быть и верное, но практика показывает, что именно профессионалы и специалисты иногда оказываются в невыгодном положении при реализации мотива карьера. Этот факт представляется очевидным и не требующим доказательств.

       Принцип постоянного самосовершенствования основан на том, что посредством постоянного самообразования и самосовершенствования человек организует обратную связь между имеющимися в его распоряжении знаниями, умениями и навыками и потребностями окружения в таких знаниях. Если он ощущает, что возникает какая-то несбалансированность его внутренних ресурсов и ресурсов, которые требует от человека окружение, то он должен организовать подстройку (обучение, самообразование) своих ресурсов под потребности своего окружения. Этот принцип построен на простом требовании: каждый человек должен постоянно учиться, продолжать свое образование, повышать уровень своей профессиональной компетентности всеми возможными путями, используя свободное и рабочее время для учебы, что может стать действенным основанием для его повышения по службе и карьерного роста. Кроме того, самосовершенствование является единственным способом посредством которого человек выходит за границы собственного образа, сложившегося при его взаимодействии с окружением «здесь и сейчас».

       Принцип разумной дистанции. Издавна говорили, чо от начальства нужно держаться подальше. В этой простой истине есть вполне здравый смысл. Слишком близкое сближение с начальнством, от которого зависит ваше продвидение по службе может иметь показывает практика, на определенных ступеньках служебной лестницы это начинает мешать. Западные специалисты по психологии управления рекомендуют обзаводиться друзьями вне работы.

      Вполне разумно поддерживать со всеми своими сотрудникаим дружесткие отношения, не не вмешивая в рабочие отношения личные симпантии и антапатии.свои негативные последствия, и не является гарантией вашей стабильности. На начальных этапах карьеры это обычно помогает, но, как

      Принцип поддержания собственного “Я” состоит в том, что каждый человек должен постоянно помнить одно непреложное правило:”если не похвалишь сам себя, то кото же еще это сделает”. Его задача действиями, поведением и словами формировать и поддерживать выгодный ему собственный образ, так как поведение, поступки, их результаты и информация – это те “краски”, которыми человек создает собственный образ в своем окружении. Вот почему так важно подчеркивать собственный профессионализм, высокую мотивацию. Нужно постоянно использовать возможности для информирования собственного окружения о своеих собственных достижениях, при разговоре с начальством необходимо постоянной напоминать о своей значимости и значительности работы, которую вы делаете. Ведь любой человек в конце концов, оценивается на столько, на сколько он сам себя ценит. В то же время это следует делать максимально тактично.

       Ответственность, которую предполагает должность, необходимо не только четко понимать и но правильно воспринимать. Нельзя сваливать ответственность за свои неудачи на других потому, что это также плохо как и присваивать чужие заслуги. Изменение статуса человека не должно отражаться на его отношениях с подчиненными. 

 

ã DA.   ã Daine Ave. Диана Оверченко.   E-mail: dainave@yandex.ru

 

Литература:

 

1. Альтшуллер Г.С.. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио.1979. - С.66-70.

2.Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 560с.

3.Берн Эрик. Игры, в  которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400с.

4.Берн Эрик. Трансакционный анализ и психотерапия. - СПб. Братство.1992 – 224с.

5.Бубич Анатолий. Основные принципы стратегии вживания // Отдел кадров, №9, 2000. - С.66-73.

6.Бубич Анатолий. ”Яркое-важное” в принятии решений // Рэкламнае акно №1(34), 30 верасня 2000., (дадатак да часопіса Акно). - С.7.

7.Бубич Анатолий. “Важное-яркое” в принятии решений // Акно, № 1(35), студзень-сакавiк 2001. - с.102.

8.Волченок Владимир. Не рок, но стимул!!! // Управление капиталом, № 8, 1998. – с.23-27.

9.Ладанов И.Д. О педагогической доктрине психоанализа (Как стать взрослым?). Управление персоналом. N%5. 1998, с.43.

10.Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение. Перевод с англ. по ред. Ю.Н.Каптуревского – СПб: Издательство Питер, 2000. – 448с.

11.Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия – Сост. К.В.Сельченок. – Мн.: Харвест, М., ООО Издательство АСТ, 2002. – 524с.

12.Поведение руководителя. Практическое пособие. Автор-составитель Л.С.Вечер. – Минск: Новое знание, 2000. – 208с.

13.Рехов Вечеслав, Честная карьера: 10 заповедей. Работа для Вас. №44(100) 14 ноября 2000г. с.10.

14.Г.Г.Почепцов, Имиджеология. М.: Рефл-бук. К.: Ваклер. – 2001. – 704с.

15.Г.Г.Почепцов, Теория коммуникаций. М.: Рефл-бук. К.: Ваклер. – 2001. – 656с.

16.Станиславский К.С. Собрание сочинений., т.2.

17.Степанов Д. Использование принципов классической китайской стратегии в современном бизнесе. – СПб.: Издательство “Крылов”, 2002. – 192с.

18.Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению, Москва, Просвещение,1980.

19.Таранов П.С. Дерзкие тайны общения: Поведение наоборот, или 25 законов инверсии. – Симферополь: Реноме, 1997. – 560с.

20.Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288с.

21.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука. 1991. – 456с.

22.Хьелл Л.,Зиглер Д. Теории личности – СПб: Издательство Питер, 2000 – 608с.

23.Хилл Н. Думай и богатей. – М.: Эксмо, 2002.

24.Ушаков А.А. Особенности национальной карьеры. - М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-синтез, 1999. 240с.

25.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Под ред.В.В.Лебединского и др. – М., 1990.

26.Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб., 1996.

 

http://dainave.narod.ru/DA01OK_2003_22.htm (место и роль, видение своего собственного образа, оставаться загадкой для окружения, адекватное восприятие себя окружением, приоритеты личности и система формирования жизненных ценностей и целей, пластичность, межличностная ориентация, Окно Джохари, принцип приорететности и защиты  собственных ресурсов, принцип нейтрализации, принцип постоянного самосовершенствования, принцип разумной дистанции, принцип поддержания собственного “Я”).

Сайт создан в системе uCoz