Цель управленческого решения концентрирует в себе актуальные потребности субъекта
(управления или действия), выраженные в мотивах, интересах и желаниях главного
действующего лица или героя управленческого решения, который олицетворяет собой
человека или группу, объединенную коллективной целью, или организацию, решающую
производственную или коммерческую задачу. Она призвана мотивировать и побуждать
человека, группу людей или коллектив организации к совершению определенных
действий для достижения цели и удовлетворения наиболее актуальных потребностей,
мотивов, интересов и желаний. Цель формулируется в виде образа предполагаемого
исхода или результата, и представляет собой идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности, а также
путей, которые выбраны для его достижения с помощью определенных средств. Цель
является эффективным способом интеграции в единую систему действий одного или
нескольких человек и одним из
элементов поведения и сознательной деятельности человека или группы людей. Она
также представляет собой предвосхищение в мышлении всех нацеленных на результат
участников взаимодействия результата их совместной деятельности и пути
реализации с помощью определённых средств. К цели близко понятие - идеал – образ желаемого будущего, ориентир и стимул
для развития человека, группы, коллектива, организации.
Цель в сознании
человека представляет собой образ конечного результата, который он планирует
получить в намеченной для реализации задаче. В конечном результате отражается
итог разрешения проблемы или задачи с целью удовлетворения какой-то
потребности, желания или интереса человека, группы, организации, что и делает
его понятным и осязаемым. Кроме того, образ конечного результата должен
вкладываться в критерии, констатирующие факт его достижения. Спрогнозировать
конкретный результат управленческого решения можно только после того, как он
описан и сформирован в виде конкретного образа с объемом, массой, размерами,
чувствами и эмоциями. Основные требования и критерии, предъявляемые к
результату, позволяют уточнить и конкретизировать его образ. Как
правило, цели устанавливаются по отношению к настоящему или проблемному
состоянию человека, когда у него что-то еще отсутствует или когда это что-то
представляется ему потребным, но не достижимым по различным причинам. Так,
например, человек может не понимать, как и зачем ставятся цели и жить как бы по
инерции и под влиянием обстоятельств и случайностей. Простейшая, хотя сама по
себе часто самая проблематичная, форма целеполагания – определить цель как
отрицание проблемного состояния. Так, в ситуации с непониманием
"назначения цели в жизни человека" человек может изначально
определить свою цель, как: "Я хочу знать, что для меня важно и значимо в
жизни и почему?" Хотя это, несомненно, распространенный способ постановки
цели и неплохая отправная точка, проблема применения этой стратегии заключается
в следующем: она не дает ответа на вопрос: "Что ты хочешь?"
Утверждение о том, что человек ничего не хочет или не желает ничего знать, не
является истинно целью. Заметим, что негативные утверждения акцентируют
внимание человека больше на проблемном состоянии, чем на желаемом.
Человек, следующий стратегии
целепологания, должен определить и сформулировать противоположное существующей
проблеме состояние, при котором проблемы отсутствуют или решены. В случае с
непониманием назначения целей в жизни человека, можно выделить две-три проблемы
(здоровье, безопасность, жилье, образование) наиболее важные и значимые для
него в настоящий момент и, следуя логике, увязать свое настоящее проблемное
состояние с истоками и причинами, начало которых следует искать в прошлом. Но
наиболее сильное решение проблемы, как правило, находится за пределами,
существующих в настоящий момент ресурсов и окружения, в котором констатирована
проблема. Необходимо максимально раскрепостить свое сознание и
"оторвать" его от повседневной реальности, как правило, оперирующей
тем, что имеется в наличии "здесь и сейчас".
Чтоб раскрепостить себя и снять
подсознательно установленные ограничения (страх, неуверенность и осторожность),
следует подыскать близкий себе прототип или образ в художественной литературе,
с которым ассоциируется возникшая житейская проблема. Представляя себя героем,
совершающим действие достойное героического подвига надо увязать события своей
жизни с предполагаемым поведением выбранного прототипа (например, героя из литературного
произведения). Такой подход позволяет человеку легко переключить свое внимание
с обыденных рядовых задач на решение важных и значимых для него проблем. Так,
чтобы переключить себя на действие, любитель роман Ильфа и Петрова
"Двенадцать стульев" может использовать формулу: "А чтобы в
такой ситуации сказал и сделал Остап Ибрагимович". Направляя свои мысли на
проблему, он при этом не рассуждает о том, "что было бы, если бы…", а
предпринимает конкретные действия, подключая к решению проблемы бессознательное,
ассоциированное с героем на которого он стремится быть похожим. И человек уже
не имитирует действие, а действует, оценивая с позиции героя ситуацию и
вырабатывая варианты действий, которые гарантируют решение проблемы. Такая
позиция выгодна для формулировки предполагаемых действий, так как она не
ограничивает фантазию человека при выборе средств и ресурсов и не привязана к
каждодневной реальности.
Любое свое решение человек стремится
привести к базису реальности, посредством определения и уточнения того, что ему
не позволяет реализовать действие (отсутствие ресурсов, знаний, умений или
навыков). Поиск и приведение предпочтительного выбора, совершаемого или уже
совершенного с позиции героя, к реальности жизни и к имеющимся ресурсам, ограничениями
и противодействиями, характерными для конкретного человека, активизирует в нем
желание достигать и побеждать и формирует тот самый позитив, без которого ничто
в жизни не изменяется и ничто не происходит. Человек психологически настраивает
себя, свои эмоции и чувства, на достижение желаемого состояния, а представление
себя в роли героя, совершающего достойный поступок или подвиг, позволяет
внедрить в подсознание психологическую установку на успех и победу. В отношении
выяснения "назначения цели в жизни человека", прежде всего, следует
определить, что для человека важно и значимо в настоящее время, затем проверить
как это "важное и значимое"
изменится по мере приближения к результату, что, несомненно, может вывести на
более высокую по уровню задачу.
Приведенные выше
стратегии определения целей имеют и свои преимущества, и свои сложности в
применении. Лучше всего использовать их все, как части одного процесса
целеполагания, взятые вместе, что позволяет сформулировать логически увязанную
последовательность действий, которая
является результатом поиска и анализа путей достижения важных и
значимых целей.
Основные черты и особенности образа цели как основы для дальнейшей организации
целенаправленной деятельности дает телеология (греч. telos - завершение, цель;
teleos - достигший цели и logos - учение). Она рассматривает целеполагание в
двумерном базисе и дает основные принципы целеполагания, как стратегического
выбора в сложных условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности.
Согласно этим принципов, во-первых, мир целей альтернативен и любая выбранная
человеком цель имеет альтернативы. Во-вторых, выбор человека антиномичен, то
есть, содержит в себе антиномию - действительное или кажущееся противоречие (от
анти и греч. nomos - закон; буквально - противоречие в законе, противоречие
между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо).
Предпочитая одну из альтернатив, человек при выборе отвергает всякие или
несколько других вариантов. Обычно, люди говорят, что при принятии решения на
что-то необходимо решиться, а от чего-то отказаться. В-третьих, при
формулировке образа цели человек, как правило, руководствуется принципом
неопределенности, то есть утверждается, что в момент выбора, по крайней мере,
один из элементов целеполагания не определен, и определен только сам субъект,
тот, кто действует и объект, то, на что направлено его действие. И не
определено само действие, то, как действовать и что должно быть получено в
результате действия. Человек только лишь полагает, каким будет его действие и
каким получится результат. В-четвертых, человек оказывается перед
необходимостью принятия в процессе выбора волевого решения, вызванного тем, что
оптимизировать выбор (хотя бы за счет неполной определенности) не
предоставляется возможным. В-пятых, человек свободен в построении той или иной
структуры плана процесса реализации цели и в интерпретации своего выбора.
Почему важно сформулировать цель?
Правильно сформированная цель это мощный и эффективный инструмент для достижения
успеха в любой деятельности потому, что цель позволяет сконцентрировать усилия
именно на том, что представляется в настоящий момент наиболее важным и
актуальным для человека и помогает правильно направлять усилия. До тех пор, пока
человек не поставил перед собой цель и не сформулировал ее более-менее
формально, всегда есть риск попасть под влияние потока обстоятельств. А под
влиянием обстоятельств человек чаще всего делает не то, что нужно ему, а то,
что просят его другие, или то, что сейчас сделать удобнее и приятнее, или
вообще ничего не делает. Сформулированная и осознанная цель позволяет
упорядочить, спланировать и структурировать собственную жизнь. Ведь цель
позволяет оценить то, что уже сделано и определить успешность действий. Когда
человек знает, к чему он стремится, он представляет себя как точку в
пространстве возможных ситуаций, к которой он устремлен. У него появляется
реальная возможность при каждом своем шаге оценить расстояние до цели или до
того состояния, в котором он окажется, когда цель будет достигнута. Тем более,
что достижение даже небольшой промежуточной цели приносит позитивные эмоции,
которые служат положительным подкреплением конструктивных моделей поведения.
Если человек поставил цель и совершил действие по ее успешному достижению, он испытать радость удачи, победы, которая
мотивирует его на повторение успешных действий в различных делах. Это
мотивирует его к действиям по тиражированию успеха, он стремится вновь
повторить этот цикл: снова поставить цель, снова достигнуть ее и снова испытать
радость. Человек приобретает опыт достижения успеха, который мотивирует его на
успех в любом деле.
Цель как потребность |
Не структурированный образ цели или результата |
Структурированный образ действий |
Представление об организации действий (образ результата и действий) |
|
Желание Потребность Интерес Мотив |
Мысль Идея (что) Мечта Фантазия Воображение Представление Образ Эмоция |
Замысел Намерение Идея Инициатива Эскиз Фабула Набросок Рисунок Сюжет Сценарий Образец Прототип Пример Копия (Промышленный образец) |
Образец Эскиз, Чертеж Прототип Образец Модель Макет |
Действиия по образцу результата |
Инициатива Композиция Сценарий Схема План |
Действие по образцу действий |
|||
Эмоции Чувства Переживания Удовольствие Желание |
Действие по образцу ожидаемого состояния |
|||
Цель-Мечта |
Мечта-Фантаия |
Мечта-Фантазия-Иллюзия |
Мечтание
и фантазирование |
Образец в образе иллюзии |
Основу любой цели составляют потребности,
желания, интересы и мотивы человека. И человеку нет никакого смысла
прикладывать усилия для того, чтобы двигаться в никуда, к ни чему и ни за чем.
Единственное, что заставляет человека что-то желать, к чему-то двигаться – это
актуальная для него потребность. Потребность или нужда – сродни
инстинкту, который коренится в нем и трансформируется по мере развития его
интеллекта, в результате чего инстинкт начинает контролироваться сознанием.
Сама по себе потребность может достаточно долго быть пассивной. Но, если же
потребность переходит в осознанное желание то, человек побуждается к действию в
определенном направлении. Однако, помимо потребности, катализатором
деятельности человека так же является желание. Желание (воля, хотение,
охота, жажда, вожделение, нетерпение, стремление, влечение, порыв, позыв,
аппетит, спрос) – это потребность человека, принявшая конкретную форму в
соответствии с культурным уровнем и личностью индивида, а так же историческими,
географическими и другими факторами страны или региона, в котором он проживает.
Желание проявляется как переживание, характеризующееся более или менее осознанным
представлением о стремлении человека совершить какой-либо поступок или
действие. Осознанное желание активизирует деятельность человека и направляет
его. Если человек осознает то, чего он хочет, он предпринимает меры, чтобы его
желание было удовлетворено.
Хочу! Знаю! Действую! Преодолеваю! Имею! Осознание путей удовлетворения насущной потребности,
желания или интереса
Действие
Удовлетворение
Результат действий
Потребность
Осознание потребности, желания или интереса
Рис.
1. Схема реализации потребности.
Наиболее часто осознанный интерес
(от лат. interest - имеет значение, важно) является реальной причиной действий,
событий и свершений. Он стоит за непосредственными побуждениями - мотивами,
помыслами, идеями и так далее - участвующих в этих действиях индивидов,
социальных групп и является реальной причиной деятельности социальных
субъектов. Интерес направлен на удовлетворение определенных потребностей, он лежит
в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и определяет положение и
роль этих субъектов в системе общественных отношений. Интерес также может быть
связан с воображаемой потребностью (духовной или эстетической). Например,
человек купил книгу, потому, что все говорят, что она интересна, но когда он
прочел ее, оказалось, что книга не интересна. Интерес для человека оказался не
реальным, а навязанным. Потребность в чтении была удовлетворена как действие, а
результат действия – эстетическая неудовлетворенность.
Потребности, желания и интересы
мотивируют человека на совершение определенных действий. Мотив (от франц.
побудительная причина) – это побудительная причина поведения и действий
человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и
представляющая собой образ желаемого человеком блага.
На некотором этапе мыслительной деятельности потребность, желание, интерес или мотив приобретают осознаваемый человеком образ в виде мысли, идеи, мечты, фантазии, воображения, представления или образа цели.
Мысль – это всякое одиночное
действие ума, разума, рассудка или же представление чего в уме человека. Она
может быть выражена как идея, сужденье, мненье, заключенье, предположенье,
выдумка, помысел, понятие, тезис, парадокс, представление, догадка,
соображение, суждение или намерение. Мысль о потребном, желаемом и интересующем
человека приводит в движение его воображение и порождает идею, мечту или
фантазию. Переход потребного или желаемого в реальный предмет осуществляется в
ходе деятельности человека, однако, сначала человек представляет образ того,
что желает и к чему стремится. Этот образ воображаем, хотя может быть измерен,
так как имеет объем, массу и размеры, кроме того, он так же может вызывать
определенные чувства и эмоции. Так, изобразив на листе эскиз детали, чертежник
обязательно проставит ее размеры и может с великой точностью сказать, сколько и
какого металла потребуется на ее изготовление.
Идея (от греч. idéa) –
форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя
осознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования
мира и представляет собой формализованную в виде образа, символа или формулы
потребность, желание, интерес или мотив.
Мечта – это то, о чем
воображает человек, предаваясь игре мыслей, воображая, думая, представляя себе
то, чего нет в настоящем.
Фантазия то же, что воображение,
более или менее свободное от общепринятого, она представляет собой
изобретательную силу ума, творческую силу, например, художника, и является
самобытная сила человеческого созиданья. Фантазируя о потребном, желаемом и
интересном человек мечтает, воображает, строит воздушные замки, созидает
мысленно, умственно то, что представляется ему важным, насущным, интересным,
что воздействует на его эмоции.
Воображение или фантазия,
психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных
ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или
наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты
опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с процессом
мышления. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить
его как процесс преобразующего отражения действительности. Воображение – это
способность человека к простому воспроизведению того, что уже было им
воспринято, или к воспроизведению таких образов, которые не представляют копии
какого-либо прежнего восприятия. Воображение бывает воспроизводящим (пассивным,
которое есть не что иное, как известная форма памяти) и творческим (активным),
которое наделяет человека способность воспроизводить образы в новой комбинации,
в какой он их в действительности не встречает. Различают также интеллектуальное
воображение, способствующее к познанию окружающих предметов и практическое
воображение или изобретательность и эстетическое или художественное.
Представление образ предметов,
воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся
в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ,
созданный усилиями продуктивного воображения; высшая форма чувственного
отражения в виде наглядно-образного знания. В отличие от восприятия, оно
поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с
общим началом. Представление осуществляется в двух формах - в виде воспоминания
и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то представление
одновременно относится и к настоящему, и к прошлому. Представление
сохраняющийся и воспроизводящийся в сознании чувственно-наглядный образ
предметов или явлений действительности. Представление такое состояние сознания,
которое воспроизводит прежде воспринятый нами или просто воображаемый объект,
как если бы этот объект был налицо, хотя в действительности его перед нами нет.
По своим объектам представление делятся на внешние (объектом является внешняя
вещь или ее свойства), внутренние (объект - душевное состояние) и представление
чужой душевной жизни. Сообразно с тем, такие признаки мыслятся в объектах,
представления делятся на общие (рассматривающие признаки, общие целой группе
объектов) и единичные или образы (рассматривающие объект со всеми присущими ему
признаками, как общими, так и единичными).
Образ – это результат и
идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях
его практической деятельности на основе и в форме знаковых систем. На
чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и
представления, на уровне логического мышления - понятия, суждения и
умозаключения. Образ имеет своим объективным источником предметы и явления
материального мира. Образ вторичен по отношению к своему оригиналу.
Материальный субстрат образа - соответствующие нейрофизиологические процессы,
протекающие в коре головного мозга человека. Материальной формой воплощения
образа выступают практические действия, язык и различные знаковые модели. Образ
целостное, но неполное представление некоторого объекта или класса объектов, он
является идеальным продуктом психической деятельности, который конкретизируется
в той или иной форме психического отражения: ощущения, восприятия и т.д.
Эмоции (франц. émotion,
от лат. emoveo - потрясаю, волную) – это субъективные реакции человека на
воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде
удовольствия или неудовольствия, радости, страха и так далее. Эмоции
сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности человека и отражают
в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций.
Они служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической
деятельности и поведения человека, направленных на удовлетворение актуальных
потребностей (мотивации). Эмоции – субъективная реакция - психическое
переживание, душевное волнение, возникающие у человека вследствие воздействия
на них внешних и внутренних раздражителей. Они являются одним из главных
механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных
на удовлетворение актуальных потребностей.
После осознания того, каким должен
быть желаемый результат действий (удовлетворенная потребность, желание, интерес
или полученное наслаждение), человек, стремится оформить образ ожидаемого или
желаемого результата в виде символа, знака, формулы, чертежа, эскиза или плана
и закрепить его в виде плана, сценария, схемы или модели предполагаемых
действий. Формализация образа желаемого результата, позволяет ему закрепить
свое желание и увязать его с предполагаемыми, планируемыми им действиями и с
наличными ресурсами.
Чаще всего образ действий формализуется
в виде замысла или затеи, которые представляют собой то, что
придумывается, замышляется, зачинается выдумщиком и исполнителем своих выдумок.
Замыслить что-то, значит, придумать или предположить что-то для последующей реализации (загадать, задумать,
настроиться на какие-то действия, затеять что-то в мыслях). Человек может
проговорить то, что предполагает сделать и представить в виде фабулы. Фабула
(от одного корня с глаголом fabulari - рассказывать, повествовать) представляет
собой повествование о ходе событий и их последовательности в предпринимаемом
решении в отличие от самих событий. Ребенок говорит: «Я пойду с Ваней гулять.
Мы будем строить в песочнице замок».
Особое место в выработке цели или образа
результата занимает идея. Идея представляет собой формализованную в виде
образа, символа или формулы потребность, желание, интерес или мотив. В
управленческом решении идея, как правило, структурирована и увязана с наличными
и привлекаемыми ресурсами, она вполне конкретна и непосредственно связана с
профессиональным опытом управленца. Идею можно изложить в виде эскиза, сюжета,
модели или рассказа о потребном и желаемом.
Действие человека в направлении
намеченной цели начинается с первого шага или движения. Инициатива
(франц. initiative, от лат. initium – начало, почин), почин или первый шаг в
каком-либо деле, побуждает человека к началу какого-либо дела и реализации
действий в направлении намеченного. Кроме того, инициатива является
способностью человека к самостоятельным активным действиям и типом социальной
активности, связанным с выдвижением новых идей или форм деятельности. Быть
инициативным значит постоянно генерировать идеи и активизировать деятельность,
увлекая за собой других.
Образ будущего результата или действий
в некоторых областях деятельности, как правило, оформляется в виде эскиза, наброска, этюда или рисунка. Набросок
- предварительный, явно неоконченный, отрывочный фрагмент запланированного
результата (например, документа), который фиксирует предполагаемые действия,
ответственных исполнителей, сроки реализации и результаты действий. Обычно
наброски не связаны друг с другом. Так в пластических искусствах, набросок является
произведением графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и
быстро исполненный художником. Главное назначение наброска – быстрая фиксация
отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы (например, художника,
писателя, журналиста). Набросок может исполняться без натуры, по памяти или по
воображению, он по задуманной мастером композиции и характеру приближается к
эскизу. Часто говорят: "Я
набросал план действия!",
что означает, что человек продумал основное, не вдаваясь в подробности, детали
и особенности. Для некоторых видов деятельности набросок и рисунок являются
этапом в планировании решения. Рисунок - это какое-либо изображение,
выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха,
пятна, посредством различных сочетаний этих средств достигается пластическая
моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок выполняется одним цветом
либо с более или менее органическим использованием разных цветов. Сфера его
применения чрезвычайно обширна и включает как многообразные виды. Рисунок может
быть научно-вспомогательного, прикладного, технического характера, так и
художественный - одну из важнейших и широко развитых областей изобразительного
искусства. При помощи рисунка фиксируется образ предполагаемого результата.
Так, например, строитель или архитектор может сделать набросок или рисунок
жилого дома, что позволяет ему донести свое видение будущего строения до других
людей. Несколько архитекторов могут предложить свои варианты дома, и при помощи
наброска или рисунка изложить видение и конструктивные особенности своего
предложения. Посредством эскиза ювелир объясняет клиенту то, каким он видит
будущее украшение, модельер – модель платья. Рисунок, набросок и эскиз
позволяют человеку в разных сферах деятельности обмениваться видением
собственного образа будущего без привлечения к его формализации значительных
ресурсов.
Но наиболее часто в проработке
решений используются сюжеты и сценарии.
Сюжет (от франц. sujet - предмет) – это развитие действия, ход
событий в планируемом решении (действия, противодействия и реакции).
Посредством сюжета человек раскрывает своим последователям главное в своем
решении, а также прорабатывает предполагаемые действия, детально продумывая их
и увязывая с отдельными операциями, ресурсами и участниками. Основу сюжета
составляет собственное видение человеком цели и результата, на который
направляются действия, а также прогноз-предположение того, что будет
происходить в ходе реализации этих действий. Видение - это непроизвольно воспринимаемые
наяву зрительные образы или картины, которым в действительности не
соответствует ничего реального, хотя они могут быть вполне реальными. Создание
видения - сложнейшая задача для человека, группы или организации, именно
видение будущего позволяет людям объединяться вокруг общей цели, интереса или
потребности. Под термином «видение» понимается полное описание будущего
состояния человека, группы или организации в процессе реализации
управленческого решения, направленного на достижение цели – это изменение
ресурсов, качеств и свойств, структуры, технологий, окружения, среды. Основу
видения составляют четко определенный объем работы и главная цель, на которые
направляются действия. Эффективное видение возникает, когда обозначены цели,
четко определен и понятен объем работы. Слишком большое видение, как правило,
не соответствует насущным задачам, а значит, не будет реализовано, такое
видение становится фантазией или иллюзией. Прояснение целей и объема действий
направляет и концентрирует усилия человека, группы или коллектива на создание
осуществимого (реального, правильного и достижимого) видения. В рамках видения
всегда четко обозначены границы, перспективы, участники, сроки, объемы работ,
промежуточные цели и критические точки, в которых контролируется или
«измеряется» продвижение к результату. Эффективное видение основывается на
принципах, которые являются законами, правилами или убеждениями,
сформированными прошлым опытом. Видение представляется как новый процесс,
система или организационная структура.
Более детально план предполагаемых или планируемых действий
отрабатывается в процессе составления или продумывания сценария управленческого
решения. Сценарий (от итал. scenario, от лат. scaena - сцена) –
сюжетная схема, по которой создаётся спектакль в театре импровизации. Так, в
драматургии и кино сценарий представляет собой краткое изложение содержания
пьесы без диалогов и монологов. В управленческом решении сценарий представляет
собой предполагаемый вариант будущего действия по достижению намеченного
результата, такой сценарий обычно проговаривается при проработке действий
группой управленцев. В ходе проработки сценария определяются главные моменты
будущих действий, указываются основные действия (этапные, отдельные операции,
циклы), время их начала и окончания, ресурсы и ответственные исполнители,
контролеры. Управленческий сценарий также напоминает литературный, режиссёрский
и постановочный сценарии и является детальным творческим планом реализации
действия, содержащим точную разбивку на этапы с указанием основных задач,
сроков, ресурсов и ответственных лиц по каждой из задач управленческого
решения. Он также определяет сложность решения, порядок, цикличность, вид и
итог.
Некоторые виды деятельности человека
ориентированны на образцы, макеты, модели, прототипы, примеры желаемого
будущего результата.
Образец, образчик, первообраз,
прообраз, тип, прототип, идеал, модель, оригинал, пример, копия, подражание или
идеал. Например, промышленный образец – графическое описание товара или изделия,
отражающее его внешний вид. Автор промышленного образца после его официальной
регистрации получает патент, дающий исключительное право на производство товара
именно в этом внешнем исполнении иначе право тиражировать свое однажды
выполненное действие. К образцу близки также такие понятия как макет и
модель. Макет представляет собой
модель объекта в уменьшенном масштабе. Макет (франц. maquette, от итал.
macchietta - набросок) архитектурный, объёмно-пространственное изображение (из
гипса, дерева, пластмасс, картона и других материалов) уже построенного или
проектируемого здания, архитектурного ансамбля, города, который выполняется в
различных масштабах и во всех деталях воспроизводит оригинал (такой макет
называется моделью), либо с той или иной степенью приближения. Он служит для
проверки и совершенствования архитектурной композиции и является важным
элементом экспозиции музеев
(преимущественно архитектурных).
Модель ( от лат. мodulus – образец) – это воспроизведение
предмета в уменьшенном виде или же точный образец обыкновенно в малом
виде, по которому изготовляют какое-либо изделье. Предварительное изготовление
модели (моделирование) наиболее употребительно в литейном производстве,
скульптуре, машиностроении, кораблестроении и пр. Модель представляет собой
создаваемое человеком подобие изучаемых объектов: макеты, изображения, схемы,
словесные описания, математические формулы, карты и т.д. Модели всегда проще
реальных объектов, но они позволяют выделить главное, не отвлекаясь на детали.
Прототип (греч.Prototypon – прообраз) – объект, на который переносится
информация, полученная в результате изучения модели. Так, например, прототипом
может быть реальное лицо, представление
о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа,
образа человека - героя произведения. Смысл и значение литературного героя
неизмеримо шире непосредственной "натуры", воспроизводимой
художником. Реальный человек, становясь предметом художественного изображения,
преображается настолько, что перестаёт быть равным себе. Образ человека не
только воспроизводит отдельные особенности прототипа, не только отражает
порожденный эпохой тип личности: он - осуществление новой личности, обретающей
самостоятельное бытие. В управленческом решении прототип может относиться на
субъект действия, на объект действия и на их обоих, как систему.
Пример – образец, образчик, модель, первообраз, прообраз, прототип,
сравнение, притча, иносказание, аллегория, метафора или иллюстрация. Подавать
пример, давать образец для подражания в поведении и действиях. Следовать
примеру, ставить в пример, подражать кому-то.
Копия представляет собой
воспроизведение, изображение, повторение или подражание. Художник пишет копию
великого мастера, дизайнер создает копию костюма. Таким образом, образ
результата у них обоих – это копия образа результата созданная другими людьми.
Особое место занимает в процессе
формирования образа результата видение, которое не увязано ни с возможностями
человека, ни с ресурсами. Оно не имеет границ реальности и, как правило,
не соответствует насущным задачам, а значит не будет реализовано, такое видение
становится фантазией или иллюзией. Иллюзия
- это искаженное восприятие, обман чувств. Большинство иллюзий коренится в
психике человека, в невольных предвзятых суждениях, основанных на привычке
связывать впечатление с причиной, его вызывающей. Иллюзия - искаженное
восприятие предметов окружающей действительности: либо возникающее под
воздействием внешних условий; либо являющееся следствием особого
психо-физиологического состояния человека, отличающегося повышенной
эмоциональной возбудимостью. Иллюзии (лат. illusio, от illudo - обманываю, насмехаюсь, разыгрываю) – это
неадекватное представление о воспринимаемом объекте, выходящее за границы обычных
ошибок восприятия, представляющее собой по преимуществу неосознанное и не
поддающееся произвольной коррекции явление, ложные, несбыточные надежды и
мечты.
Действия человека по достижению
желаемого или потребного начинаются с
момента, когда он начинает думать о результате, как об исходе конкретных
действий. Такие действия человека могут выражаться как инициатива, композиция,
сценарий, схема или план.
Сценарий (итал. scenario, от лат. scaena - сцена)
сюжетная схема, по которой планируется реализация управленческого решения.
Представляет собой краткое изложение содержания предполагаемых действий,
черновой вариант плана реализации, который позволяет определить и уточнить
главные моменты действий, исполнителей и ответственных лиц, а также сроки
начала и окончания того или иного действия.
План – намеченная на
определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов,
последовательности, сроков выполнения. Различают учебные, производственные и
другие планы. План – это образ действий, порядок, расписание, распределение,
роспись, смета, проект, схема, тактика, маршрут или церемониал. Как образ
действий план исследуют различные управленческие дисциплины: управление,
планирование и организация.
Алгоритм формирования цели, (или образа
результата) включает в себя несколько последовательных этапов или попыток.
Сформировать образ цели можно отвечая на вопросы: "Какой должна быть цель?", "Каким
должен быть результат?",
"Какие размеры (объем, вес, цена, стоимость,
глубина, ширина этого результата?",
"Какие качественные характеристики этого результата
(красота, привлекательность, ценность, духовность…?"
Алгоритм формирования идеальной цели
может быть представлен в виде попыток.
Попытка
1. Цель должна быть положительной, гуманной и экологически чистой для того,
кто ее осуществляет (инициатора или исполнителя), а так же мотивировать и
направлять его развитие. Поскольку действие человека начинается с желания, то необходимо,
чтобы цель не только мотивировала
человека, но побуждала его к чему-то стремиться. Заставить человека что-то
сделать или начать действия невозможно без побуждения его к этому, человек
должен захотеть сделать именно это что-то и строго определенным образом. И
наибольшего успеха добиваются люди, одержимые сильными желаниями и что, как не
страсть, дает возможность человеку отдавать себя делу полностью, работать по
12-14 часов, оставляя на сон и еду лишь необходимый минимум. Однако сама по
себе страсть не является гарантией получения намеченного результата и успеха.
Если человек хочет поставить на службу своим желаниям всю мощь своего
интеллекта, ему следует действовать осознано, целенаправленно и методично.
Методическое и осознанное изменение требует формализованного и осознанного
желания. Формализация и осознание желания - это правильно сформулированная и
постановленная цель, которая реальна и осуществима. Положительные результаты, полученные при
достижении такой цели глобальны, объёмны и весомы, а отрицательные –
незначительны. Отрицательная цель представляет собой запланированный неуспех,
неудачу, поражение или ошибку и не представляет никакого интереса, как для
инициатора, так и для исполнителя потому, что не мотивирует его.
Осознанные и сформулированные человеком цели позволяют ему увеличить эффективность в работе, в личной жизни и в любых других областях, где он желает добиться положительных сдвигов. Но постановка правильной цели дело не такое уж простое, как может показаться. Для того, чтобы однозначно понять и сделать вывод о том, достигнута ли человеком цель или нет, она должна быть не только достаточно четкой (обладать массой, объемом, размерами), но и реальной.
Попытка 2. Цель должна иметь
продолжение и по возможность быть бесконечной, постоянно набирающей вес,
значимость и объем. Она также должна быть пластичной и легко трансформироваться
в общую задачу, и, как бы, подниматься над проблемой или потребностью, на
которую она направлена. Такая цель в процессе ее выработки и осознания набирает
значимость, вес, объем и представляет собой систему целей, которые динамичны и
пластичны и легко трансформируются от частного к общему и наоборот. И главный
ее критерий – это оптимальность, значительность и выполнимость.
Для того чтобы правильно структурировать
цель следует понимать, что цель-мечта, ориентирует человека на действия и
активность на протяжении десятилетий, а то и на всю жизнь, и такую цель трудно
сформулировать четко. Если для какой-то цели человек не может определить
критерии, это не означает, что цель-мечта (хочу быть достойным человеком) не
имеет права на жизнь, ее все же полезно иметь на горизонте.
Бесконечная цель – это цель-мечта,
которая по времени простирается на десятилетия или даже на всю жизнь. У нее
есть одно качество, она может стать целью, о которой хорошо мечтать, поскольку
к ней никогда невозможно приблизиться и она не побуждает человека к
практическому действию. Сказав себе: "Я хочу
стать человеком, который владеет всеми полезными в жизни знаниями и умениями", человек сформулировал цель-мечту. Поскольку она
не четко сформулирована и человек может даже не предпринимать никаких действий
для ее реализации, а по истечении какого-то времени, когда он, безусловно,
изменится, так же как и его окружение – человек может утверждать, что
предпринимал для этого какие-то меры. Отличие такой цели от долговременной цели
в том, что последняя цель другого уровня и она более конкретна. Но в
долговременной цели присутствует некоторая неопределенность, вынуждающая
человека планировать действия, о которых он знает еще слишком мало.
Промежуточная цель. Это не то, что вам
нужно непосредственно, но как раз этот уровень планирования позволяет оценивать
успешность продвижения к более крупным целям. Например: "Выучить правила
дорожного движения за один месяц".
Краткосрочная цель. То, что надо делать
прямо сейчас. Эти задачи можно записывать в еженедельник. Например:
"Выучить и проработать пять страниц из пособия по правилам дорожного
движения". Краткосрочные цели помогают планировать день, неделю и
превращают не слишком интересное занятие в игру, в соревнование с самим собой.
Близки цели, суммируясь, образуют более дальние и крупные. Достигнув одного
рубежа, вы уже знаете, каким будет следующий. Но время от времени их все надо
пересматривать - ведь вы, что-то узнали, стали мудрее, изменились.
Смысл бесконечной, протяженной во
времени цели состоит в том, что перед собой следует поставить такую большую
цель, чтобы трудно было промахнуться. Всякое изменение начинается с желания, но
для того, чтобы к чему-то стремиться, надо начала этого захотеть. Наибольшего
успеха добиваются люди, одержимые сильными желаниями, часто патологическими
страстями.
При постановке целей следует
придерживаться двух правил: во-первых, цели следует структурировать, во-вторых,
постоянно их пересматривать. Конечно, поставить цель, это еще не значит ее
достигнуть. Движение к поставленной цели это непростая задача, осуществление
которой начинается именно с выбора
цели.
Попытка 3. Цель, по возможности,
должна быть направлена в будущее и решать насущные и актуальные проблемы. Кроме
того, она должна решать проблемы, которые могут в настоящее время казаться
неактуальными, несущественными и даже фантастическими, что позволяет окружающим
говорить о такой цели как опережающей свое время (эвристической). Такая цель
может восприниматься как ересь. Она не представляется этапной и эпизодической
(целью, которую можно реализовать в ходе небольшой операции), это
цель-долгожитель, которая может служить путеводной звездой не для одного
поколения.
Попытка 4. Область, в которой
находится идеальная цель, не стеснена конкурентами и свободна от них, что
создает условия для гарантированной и доброкачественной работы по ее
достижению, без спешки. Такая область, как правило, лежит в зоне, которая
попадает под требования, сформулированные для цели при Попытке 3. Очевидно, что
еретическая цель не представляет интереса для реалистов-конкурентов, что может
создать условия для формирования зоны свободной от конкурентов.
Попытка 5. Сама проработка
достойной цели основана на обширном информационном фонде, либо в готовом виде
может быть легко набрана из целей, которые осознаваемы, понимаемы и реально
достижимы. В реальной жизни такая цель – это уже известное трансформированное
из другой области в новую.
Попытка 6. Независимость цели от
материалов и ресурсов, то есть возможность ее реализации цели даже в при
минимальном обеспечении ресурсам. Реализация достижения цели не должна
требовать недоступного оборудования и большого коллектива разработчиков. И
такую достойную идеальную цель в принципе можно одолеть в одиночку. Все это
представляется нереальным, однако, достойная идеальная цель, обладает
магической силой притяжения ресурсов извне. Поэтому в идеале при формулировке
цели следует исходить из положения, что она не должна иметь большую
ресурсоемкость.
Сформулированная идея-цель (личности,
группы, коллектива), требует проверки её на "достойность", для чего необходимо её проанализировать и оценить
по следующим критериям:
Критерий 1. Достойная цель должна
быть совершенно новой целью по сущности, ее не достигал ещё никто. Хотя она
может вполне может представлять собой уже известную цель для реализации,
которой были использованы новые средства достижения и материалы.
Критерий 2. Идея-цель обладает
общественной полезностью и направлена на развитие жизни человека, группы,
общества. Человеку нет никакого смысла ставить перед собой цель, которая не
имеет никакой пользы ни для кого. Такая цель не является таковой и представляет
собой бесплотную фантазию.
Критерий 3. Для того, чтобы цель
заработала она должна быть предельно конкретно сформулирована в виде формулы,
лозунга, знака, образа или символа. Формализация цели позволяет человеку легко
оперировать ей в своем воображении, вызывать ее по мере необходимости и
активизировать, актуализировать, увязывая с видением себя в этой цели. Человек
выстраивает систему "образ
цели-образ себя в этой цели".
Таким образом, цель должна быть
предельно конкретной и ее достижение должно зависеть только от самого человека.
Если человек
ставит перед собой задачу невыполнимую, или такую, на выполнение которой шансы
не велики, то он имеет слишком много шансов получить отрицательное подкрепление,
и закрепить в своем подсознании модель поведения, направленную на неуспех.
Однако слишком простая цель тоже не хороша. Ее достижение не принесет
удовольствия, чувства преодоления. Так что сложность цели должна быть
оптимальной. В случае же, если человека все же постигла неудача, он должен
извлечь из нее положительные уроки: проанализировать, что было не так?
Возможно, он прилагал недостаточно усилий? Или шел неверным путем? Или
поставленная задача оказалась сложнее, чем это представлялось вначале? В любом
случае, сейчас человек уже знает и умеет больше, чем раньше.
Цель
должна быть достаточно сложной, но
оптимальной, значительной, но выполнимой. И самый важный критерий для любой
цели – это то, что она должна быть конкретной и ее достижение должно зависеть
только от самого человека, а не от случайности и обстоятельств.
Критерий 4. Цель не должна быть
излишне узкой, она должна напоминать определенную систему, в которой хорошо
видимы над системные цели и просматривается на горизонте выход на глобальные
проблемы. В такой цели всегда можно проследить движение от частного к общему,
от личного к общественному, от индивидуализма к коллективизму.
Критерий 5. Цель должна
представлять собой обобщенный эквивалент
собственной жизни человека. В любой предельно конкретной цели, которая
принята к реализации, присутствует человек. Необходимо выработать критерии
цели, которые бы концентрировали устремления на главном, важном, полезном и не
позволяли расходование жизненных сил и самой жизни на мелочи.
Критерий
6. Цель должна представлять собой новую достойную цель, а результат, на
который она направлена, обязательно должен казаться еретическим. Хороший вариант цели представляет собой такая большая цель, что
трудно промахнуться, чтобы в нее не попасть.
Критерий 7. Цель не должна порождать конкуренции на пути её достижения, что является, по сути, условием доброкачественной работы без спешки и халтуры.
Критерий 8. Достойная цель –
личная цель человека или небольшой группы сподвижников. Большие коллективы
появляются позже, когда будут разведаны основные пути, когда продвижение не
будет связано со смертельным риском.
Критерии 9. Достойная цель –
независима от дорогого и сложного оборудования.
Критерии 10. Выбирая достойную
цель надо стремиться, чтобы она была явно не по силам, заведомо, превышала
возможности и способности человека, который решился за неё взяться.
Если цель уже определена,
важно проверить, хорошо ли она сформулирована. Хорошо сформулированная цель в
образе результата как действия должна быть реалистичной, мотивированной и
достижимой, а в образе результата как предмета - красивой. Любой человек может осуществить выбор,
формулирование и реализацию жизненных целей, опираясь на следующие правила,
которые упрощенно повторяют все изложенное выше. Чтобы достичь чего-то
действительно важного и значимого человек должен бросить вызов.
Сформулированная им цель должна быть вызовом и определять реальные перспективы
его развития. Далее следует зафиксировать на бумаге то, что представляется
важным и значимым. Рекомендуется написать на бумаге то, к чему есть желание и
потребность стремиться (Составить формулу желания). Цель должна быть четко
сформулирована в письменной форме с выделением критериев её достижения. Не
менее важно установить временные рамки цели и определить срок для ее
достижения. (Время!). Цель должна находиться в определенных временных границах
(продолжительность, сроки начала и окончания), для чего не лишним будет ее
структурировать и разбить на этапы. Цель должна состоять из отдельных локальных
целей, определяться количественными и качественными показателями их достижения
(критериями). Не менее важно также настроить себя на результат. (Настроенность
на успех!). Существование поставленной цели должно постоянно напоминать человеку
о необходимости резервирования времени и ресурсов на её достижение. И на пути
реализации следует руководствоваться планом, так как любое отклонение от плана
и сроков грозит превратить самый смелый замысел в поражение. Очевидно девиз "План любой ценой!" имеет право на жизнь. План должен быть представлен
как схема шагов-целей! Любая цель складывается из совокупности индивидуальных
планов. Очень важно не бояться ошибок! (Смелость!). Если в процессе достижения
цели человек совершает какие-то ошибки и приходит к отрицательному результату,
не стоит огорчаться – возможно, достаточно будет скорректировать цель или
поставьте новую. Важно, чтобы даже в состоянии, вызванном первой неудачей на
пути к цели или ошибкой, человек не терял желания действовать и двигаться к
цели. Истинность поставленной цели не должна уменьшаться, изменяться или
девальвироваться. Если же при движении к цели человек начинает чувствовать
дисбаланс, то ему следует задуматься о причинах вызвавших такое состояние.
Внутренним видением он должен оценить, что говорит ему подсознание, какие
нежелательные сигналы поступают. Возможно, он поймет, что, несмотря на
некоторое несоответствие его целям, на определенном этапе, ему необходимо
выполнение данного действия, возможно, следует подумать о повышении ценности задания. Следует полностью
ассоциировать себя в новой роли, когда задание выполняется с дополнительными
ресурсами.
Вот вроде бы и всё, что необходимо для
того, что бы сформулировать свою жизненную цель. Формула успеха в жизни
человека складывается из вдохновляющего призыва + осознанного результата +
намеченного срока (времени) + проработанного плана действий + настроенности на
успех + конкретных действий + уверенности и смелости. Но все же самым сложным
для любого человека является задача точно определить, чего он хочет от жизни.
Иногда это оказывается настолько трудным, что многие люди никакими средствами
не могут заставить себя сделать это. Большинство стремится получить от жизни
побольше, но из чего состоит это "побольше" - остается для них самих не вполне ясным. "Человек никогда не может утратить влечения улучшать
свою жизнь", –
подметил Н.Г. Чернышевский. Если же люди все-таки ставят перед собой цели, то
эти цели часто оказываются сугубо материальными: получить более просторную
квартиру, занять более высокую должность, зарабатывать больше денег, купить
более удобную автомашину и т.п. Значительно реже можно встретить человека,
знающего, как сделать свою жизнь осмысление и улучшить отношения с окружающими.
Вероятность достижения любым человеком
целей существенно возрастет, если он их четко сформулировал и осознал. Для чего
полезно определить и записать, что конкретно следует предпринять, а также
наметить себе предельные сроки выполнения оставленных задач.
Цель – это итог, завершение
и окончательный результат того, на что были направлены изначально усилия и
устремления человека, а также условия и состояния, вызвавшие образ действия.
Кроме того, это желаемое человеком или группами состояние или результат – это
фундаментальная составляющая современных техник, стратегий, интервенций
новомодного нейро-лингвинистического программирования. Они являются центральным
фокусом, "мишенью" всей деятельности, связанной с любой интервенцией
или стратегией. Здесь уместно напомнить, что если вы ничего не хотите, то НЛП
не представляет для вас никакой ценности.
Все наши мечты бесполезны, планы
которые мы составили – полная фикция, цели – миражи, во всём этом нет никакого
проку, если они не подкреплены конкретными действиями.
Проблемы, которые возникают при
построении моделей будущего, объясняются, прежде всего, тем, что на поведение
человек очень сильно влияют идеологические схемы, навязываемые государством.
При этом поведение человека нормируется, а усвоенные им подсознательно помимо
желания схемы примерного поведения, вынуждают его отказываться собственных схем
поведения с опорой на собственные силы и ресурсы. Человек тиражирует модели
поведения с опорой на использование внешних ресурсов государственной системы,
её структур и схем. Что же, каждый из нас человек обязанный, согласно, своего
места в экономической подсистеме общества, мыслить рационально, воспринимает и
оценивает любую информацию,
максимально, насколько это возможно, стараясь быть объективным.
Цель - чрезвычайно
мощный и эффективный инструмент в работе над собой. Грамотно поставленная цель
выполняет сразу три функции: во-первых, она помогает правильно направлять
усилия. До тех пор, пока человек не поставил себе цель более-менее формально,
всегда есть риск попасть под влияние потока обстоятельств, оказаться листком на
ветру, делать не то, что нужно тебе, а то, чего просят другие, или то, что
сейчас делать удобнее и приятнее, или ничего не делать. Цель же является первым
шагом к планированию и структурированию жизни. Во-вторых, сформулированная цель
позволяет оценивать успешность действий. Зная, к чему человек стремимся,
представляя ту точку в пространстве возможных ситуаций, в которой надо
оказаться, можно при каждом шаге оценить, насколько близко он к ней приблизился.
В-третьих, достижение цели приносит позитивные эмоции, которые служат
положительным подкреплением, закрепляющим конструктивную модель поведения.
Поставив цель и достигнув ее, человек испытывает радость, которая поможет ему
повторить этот цикл: снова поставить цель, снова достигнуть ее и снова испытать
радость. Раскручивая в своем характере это колесо можно превратить себя в
машину успеха, которую уже не остановить никакая неудача или ошибка. Цели
можно использовать для увеличения эффективности и работе, и в личной жизни и в
любых других областях, где у любого человека есть намерение добиться
положительных сдвигов.
Характер современной жизни требует от
человека ясных и обоснованных целей. И если он стремится к лидерству и движим
желанием, не отставать от перемен в обществе, технологиях и промышленности,
озабочен расширением собственных возможностей выбора, стремится утверждать
новые традиции, ему необходимо проводить тщательную и регулярную переоценку
своих целей. Тем более, что современный человек постоянно находится под
воздействием таких совместно действующих факторов как изменяющиеся ожидания
относительно качества жизни, быстро развивающиеся технологии, финансовые и
экономические потрясения, меняющаяся стоимость энергоресурсов, высокий уровень безработицы,
увеличивающийся разрыв между развитыми государствами и странами "третьего мира", невозможность управления и его неспособность
влиять на события и предугадывать их, растущая мобильность и переезды
талантливых людей, а также растущее в обществе насилие.
Современный
человек имеет достаточно причин, вынуждающих его ставить перед собой цели, но
не менее у него причин для того, чтобы не делать этого. Следует иметь в виду,
что если кто-то утверждает, что он не ставит перед собой целей, это не означает,
что он несерьезен или не целеустремлен. Чаще всего для таких людей образ цели
представляется в образе действий или образе дела, которым они заняты. Такие
люди очень часто добиваются больших успехов, хотя не совсем осознают, что
движет ими и что заставляет их действовать. Способ определить, во что
в действительности такой человек верит, — судить по его делам,
а не по словам. Имеет значение то, что делает человек,
а не то, что он говорит, что намеревается сделать, чего желает,
на что надеется, о чем мечтает. Истинные ценности и убеждения
всегда выражаются в его поведении или поступках. Один человек,
приступающий к делу, стоит десятерых блестящих ораторов, не делающих
ничего.
Иногда человек избегает осмысленных
действий, которые сформулированы в виде цели потому, что боится взять
ответственность за собственную жизнь. Ведь принимая на себя полную
ответственность за свою жизнь и все, что с ним происходит,
человек берет также ответственность за первый шаг – постановку цели, так
же как и за бездействие. Безответственный человек — это тот, кто все еще
ждет, когда начнется настоящая жизнь. В его жизни самым великим действием
является ожидание. Избегая осмысленности своей жизни, человек не ставит
перед собой целей потому, что имеет низкую самооценку. Для любого человека,
выросшего в негативном окружении, воспитавшем в нем ощущение того,
что он не обладает способностями и другими качествами, которые свойственны
удачливым и способным людям, для него способность ставить серьезные цели
представляется чем-то особенным, находящимся за пределами его личностных
качеств.
Осознание важности того, что
закладывается в основание цели, делает возможным сформулировать ее и осознать
то, что может быть удовлетворено и достигнуто в будущем через действие. Если
человек вырос в семье, где родители не ставили целей,
а определение и достижение целей не являлось повторяющейся темой
семейных разговоров, то он может так и не узнать
о том, что цель – это не только спортивная мишень. Для людей определенного
социального окружения цели не являются такой уж важной частью жизни,
тем более, что восемьдесят процентов окружающих людей идут в никуда,
поэтому, не проявив должной осторожности и смешиваются с толпой,
и идут вслед за ней в никуда.
Данная статья ставит своей целью объяснить, что такое цель, из чего она проистекает, какой бывает, как формируется и развивается по цепочке от потребности и желания к инициативе, и далее к результату. Изучая процесс инициирования, постановки и реализации достойных, важных и значимых целей любой человек имеет возможность понять, зачем он живет, и найти способы сделать свою жизнь более наполненной. Изучение целей представляется нам важным, так как цели и целеполагание являются значимым элементом жизни любого человека, которые не охвачены дисциплинами, преподаваемыми в школах.
Многие люди не ставят целей так, как боятся
мечтать, боятся разочарований и не хотят выглядеть в глазах других людей
фантазерами и неудачниками. Следуя проверенному другими людьми правилу: "будь как все и у тебя не будет проблем", человек часто отказывается от своего будущего,
которое может быть только у того, кто умеет мечтать и ставить цели и не боится
неудач. Боязнь неудачи одно из самых больших препятствий на пути к успеху и может быть выражена психологической установкой "я не могу, я не хочу,
мне не нужно".
Такая установка строится по цепочке в противоположном от результата к цели
направлении, от возможно значимого и важного для человека к отказу от действия
и далее к отказу от желания, надежды и мечты и представляет собой
психологическую установку на ограничение и отказ от действия. Главная причина
этого боязнь неудачи, ведь многие люди не понимают роли неудачи
в достижении успеха. А правило таково, невозможно добиться успеха,
не потерпев поражения. Ведь неудача – это всего лишь предпосылка
последующего успеха. Вот почему каждое препятствие следует воспринимать как
стимул для приложения больших усилий, в особенности в бизнесе
и торговле. Каждый новый опыт приближает человека все ближе и ближе
к успеху. И одно из самых важных качеств человека в современном мире
– это способность мыслить понятиями "ценный урок" или "временный
сбой", заменяющими
понятия "провал" или "поражение".
Следует учиться преодолевать страх поражения, ясно осознавая свои цели и принимая временные трудности и препятствия как неизбежную цену, которую приходится платить для достижения значительного успеха в жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Акофф
Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах/ Пер. с англ. под ред. И.А. Ушакова -
М.: Сов. радио, 1974.
2.Александров
С.Э., Фадеев П.Э. Рейтинг-анализ. Учебное пособие. - Минск: Тэхналогія, 1997.С.147.
3.Альтшуллер
Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. –
Минск.: Беларусь, 1994. – 479с.
4.Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. -
М.: Советское радио.1979.
5.А.Л.Андреев. Место искусства в познании мира. -
Москва: Издательство политической литературы, 1980. С.83.
6.Кен Бланчард, Терри Вэгхорн, Миссия возможного,
или как стать компанией мирового класс, Челябинск, Урал ЛТД, 1998, - 292с.
7.А.Бубич. Настроенность на успех – основа вживания в организацию. Отдел кадров.№6 2002. с.137-140.
8.А.Бубич.
”Яркое-важное” в принятии решений, Рэкламнае акно №1(34) 30 верасня 2000г., (дадатак
да часопіса Акно), С.7.
9.А.Бубич. “Важное-яркое” в принятии решений, Акно, № 1(35)
студзень-сакавiк 2001г.
с.102.
10.Венделин А.Г. Подготовка и принятие
управленческого решения. Методологический аспект. М.: Экономика, 1977.
11.Вудков М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.
Для руководителя - практика. М., 1994.
12.Водейко Р.И,.Мазо.Г.Е, Как управлять собой.
Минск.: Народная асвета, 1987. – 80с.
13.Горский
Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.: Просвещение, 1991.- 208 с.
14.Гримак
Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.:
Политиздат, 1989. - 319с.
15.Грушевикая
т.г.,Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. Учебник для
вузов. - М., ЮТИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.
16.Евланов
Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.176с.
17. Ермак В.Д, Румянцева
Т.А., Букалов Г.К. Тим и его взаимодействие. Учебное пособие. Кострома, КГТУ,
1996.
18.Ермак
В.Д. Взаимодействие психики человека с окружающим миром. Аспектная структура
информационного потока.// СМиПЛ, МИС,1997г.,№ 5,с.22-32.
19.Ермак
В.Д. 18.Взаимодействие психики человека с окружающим миром. Информационная
аспектная структура субъективных представлений о мире.// СМиПЛ, МИС,1997г.,№
6,с.8-17.
20.Ермак В.Д. Словарь
аспектов информационного потока. // СМиПЛ, МИС, 1998г., N 1, с.62 - 72, № 2, с.55
- 58, N 3, с.57 - 66.
21.Куницына В.Н.,
Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. -
СПб.: Питер, 2002. - 544с.
22.Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты
целенаправленного поведения. - М.: Наука, 1988. - 199 с.2, с.70-76
23. Сетров М.И. Основы
функциональной теории организации. Л., Наука. 1972.
24.Таранов П.С. Дерзкие
тайны общения: Поведение наоборот, или 25 законов инверсии. – Симферополь:
Реноме, 1997. – 560 с.
25. П.Э.Фадеев, Т.Б.Фадеева. Прикладная теория
драматургии. Основы психосинтеза. Первая часть. - Минск: ПФ Трамп, 1992.С.80.
26.Филонович
С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-ти модульная программа для
менеджеров. Управление развитием организации. Модуль 9. - М.: ИНФРА-М, 2000. -
288с.
27.Шерстнев
М. Тайные механизмы управления людьми - Москва, Русский хозяин, 2000. – 265с.
28.Шостром Э.
Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Полифакт, 1992. – 128с.
ЗАДАНИЕ:
Прежде чем действовать и реализовывать свою потребность, желание или интерес человек определяет наиболее актуальные для него проблемы.
В качестве задачи предлагаем Вам определить несколько наиболее актуальных для вас в настоящее время проблем (личных, производственных, связанных лично с Вами или вашими близкими).
1.Охарактеризуйте в нескольких словах эту проблему. Зафиксируйте ее.
2.Что необходимо изменить, чтобы проблема перестала быть таковой? Какие ваши личные действия могли бы ее изменить? Что должны при этом сделать другие люди в вашем окружении?
3.Останется ли проблема таковой при изменении вашего личного отношения к ней?
4.Выделите две-три причины обуславливающие возникновение проблемы?
5.Сформулируйте противоположное проблеме состояние. Представьте себе, что проблема чудным образом разрешилась сама собой. Чьи действия при формулировке такой ситуации представляются вам самыми важными? Ваши, близких вам людей, окружающих?
6.Сформулируйте образ героя, который по вашему мнению наиболее близок вам и на которого бы вы хотели походить.
7.Какое качество этого героя является самым важным, значимым, главным. Как оно проявляется в окружении, как влияет на постановку задач и их реализацию?
8.Какое главное качество характера героя позволяет ему оставаться таковым длительное время? Имеете ли вы в своем характере такое качество?
9.Что необходимо предпринять, чтобы такое качество появилось, закрепилось или установилось в вашем характере?
10.Чтобы вы сделали в первую очередь, если бы обладали всеми качествами вашего героя?
http://dainave.narod.ru/DA20040709.htm
(цель управленческого решения, идеал, образ
конечного результата, стратегии
целепологания, телеология, цель
как мощный и эффективный инструмент, действия по образцу результата, действие
по образцу действий, действие по образцу ожидаемого состояния, потребность,
желание, интерес, мотив, причина, мысль, идея, мечта, фантазия, воображение,
представление, образ, эмоции, замысел, фабула, инициатива, эскиз, набросок,
этюд, рисунок, сюжет, сценарий, видение, образец, тип, прототип, идеал, модель,
оригинал, пример, натурщик, копия, подражание, идеал, пример, план, идеальная
цель, критерии идеальной цели, Формула успеха)
ã DA2002. ã Daine Ave2002. ãДиана Оверченко2002. E-mail: dainave@yandex.ruãАВБ1999