На главную страницу

 

Анатомия управленческого решения

(формальная структура управленческого решения)

 

      Человек в повседневной жизни принимает и реализует решения, являющиеся неотъемлемой частью его деятельности и представляющие собой его целеустремленную активность, направленную на удовлетворение актуальных для него потребностей, интересов и устремлений. Деятельность человека предметна и субъективна, ее предметность состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на человека в процессе его деятельности, благодаря чему обеспечивается большая адекватность их отражения в его сознании. Предметность деятельности человека проявляется в процессе его взаимодействия как субъекта деятельности с окружением или отдельными предметами, которые выбраны им в качестве объектов деятельности. Предметность также проявляется и в социальной обусловленности деятельности человека и ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных в орудиях, схемах действия, понятиях, ценностях и социальных нормах. В то время как субъективность деятельности находит свое выражение в аспектах его активности как субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; в личностном смысле (персональной, насущной значимости и важности), придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниями.

       Иногда человек действует, не задумываясь, что создает впечатление, что принятие им решения произошло, как бы на автомате. А иногда, прежде чем принять решение, он думает, рассуждает и интересуется мнением других людей (например, при выборе автомобиля или варианта обмена квартиры). Человеком движет стремление, чтобы его действия были эффективными, кроме того, он хочет понимать, что необходимо сделать, как нужно поступить, чтобы произошло то или иное событие и был достигнут вполне конкретный результат.  Для того чтобы научиться вырабатывать и осуществлять успешные решения, человек должен научиться осознавать то, как и почему «осуществляется и происходит» то, что составляет сам процесс реализации любого управляемого решения, и то, что в конечном итоге обеспечивает получение ожидаемого и желаемого результата. Схема процесса принятия и реализации любого решения не зависит от той области, в которой оно принимается и алгоритмы принятия, организации и реализации решений едины для всех предметных областей.

       Процесс принятия решения по существу представляет собой череду выборов. Принять решение означает, что человек должен выбрать конкретный вариант собственных действий из некоторого множества вариантов. Например, принять решение – читать ли данную статью дальше? предполагает два варианта выбора: первый, да (читать), а второй, нет (не читать). Если данная статья представляется интересной и помимо этого дает возможность получить новую информацию, сведения и знания, то следует продолжить ее чтение. При выборе человек руководствуется критериями, которые в настоящий момент представляются ему определяющими (наличие времени, возможности, желания, интереса и т.д.). В других случаях, так, например, при выборе варианта обмена или покупки квартиры выборов может быть большое количество, однако, принимая решение, человек делает один выбор из множества. Как правило, человек отдает предпочтение тому варианту выбора, который представляется ему в данный момент наилучшим. Но в некоторых случаях может быть выбран и не один, а несколько вариантов, не противоречащих и не отвергающих друг друга. Так, школьник может одновременно посещать несколько факультативных занятий по предметам, которые представляются ему в настоящий момент интересными, но по истечении некоторого времени он может отказаться посещать занятия по некоторым предметам.

     Варианты выбора принято называть альтернативами. Собственно процесс принятия решений имеет свои особенности в различных сферах деятельности человека, однако анализ и планирование управленческого решения можно формализовать, представив его в виде определенной абстрактной структуры, в которой выделяются следующие основные элементы (рис.1):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.1 Субъект-объктное взаимодействие в процессе реализации управленческого решения

 

 

1)    окружение как место действия и как внешняя среда (внешнее окружение, располагающееся за пределами места действия). Окружение или среда социальная – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом - производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественного сознание, культуру данного общества, а в узком смысле (микросреда), будучи элементом среды в целом, включает непосредственное социальное окружение человека - семью, трудовой, учебный и др. коллективы и группы. Под влиянием творческой активности, деятельности человека она изменяется, преобразуется, и в процессе этих преобразований изменяются сами люди. В окружении выделяют организационное окружение - часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы, оно включает: рабочее место; производственный профиль организации; систему оплаты; систему социальных гарантий, трудовые отношения и т.д.

2)    человек как субъект (от лат. subjectum — подлежащее) — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении и самосознании. Человек как субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо и рассматривается как главное действующее лицо или герой управленческого решения. Главное действующее лицо - это человек, участвующий в процессе достижения поставленных целей, задач, как исполнитель какого-то плана, алгоритма или программы действий. Герой - это  главное действующее лицо процесса достижения поставленных целей, задач и планов (человек, группа, организация), осуществляет в реализации основные действия, с ним ассоциируется само управленческое решение.

3)    цель, в которой сконцентрированы актуальные потребности главного действующего лица или героя управленческого решения (человека, группы, организации), выраженные в его мотивах, интересах и желаниях. Человек (так же как группа или организация) закладывает в цель управленческого решения, как правило, удовлетворение своих актуальных потребностей, мотивов, интересов и желаний. Их достижение формулируется как предполагаемый исход или результат, на который он направляет свою деятельность. Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Она выступает способом интеграции единую систему различных действий одного человека или действий различных людей. Цель, один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия. К цели близко понятие - идеал – образ желаемого будущего, ориентир и стимул общественного развития. Желаемый образ максимального совершенства в этике. 

4)    действия и поведение человека (главного действующего лица или героя) включают в себя мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и т.п. Результаты этих действий состоят из двух частей, во-первых, это то, чего он добился для себя, реагируя на стимулы, мотивы, интересы и желания, и какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями, он решил. Во-вторых, это то, что он сделал для своего окружения (семьи, группы или организации), в ответ на стимулирующие воздействия, примененные окружением по отношению к нему. В анализируемых задачах  действие - это поступок главного действующего лица или героя управленческого решения направленный на достижение определенной цели.

5)    объект действия. Объект — это фрагмент реальности (предмет, явление или событие) на который направлена активность взаимосвязанного с ней субъекта (человека, группы или организации). В простых решениях – это вещи, существующие независимо от субъекта, которые становятся объектами по мере того, как субъект взаимодействует с ними. В процессе действия и познания они выступают как вещи для человека. Взаимосвязь субъекта с объектом характеризует психический уровень взаимодействия человека с окружением; физиологический его уровень определяется через взаимосвязь его реакций с раздражителями. Сигнальный раздражитель опосредствует взаимодействие между предметом как раздражителем и предметом как объектом. Такое различение объекта и раздражителя (соответственно действия и реакции) — одна из существенных особенностей  деятельностного подхода в психологии.

       В качестве главного понятия при анализе формальной структуры управленческого решения принято понятие структуры (схемы, каркаса, сценария, плана), это особое когнитивное образование, репрезентирующего аналитику-управленцу с позиции постороннего наблюдателя пространственно-временные и функциональные (предметные) отношения в системе «субъект-объект» и интегрирующие всю информацию о них. Такая формализация предоставляет возможность воспринимать свойства и качества предмета, явления или события в разные моменты времени в свернутом виде. Главным актуальным качеством для человека при этом выступает «важное-яркое» в объекте, что дает человеку возможность интерпретировать это качество как представляющее объект деятельности (предмет, явление, событие) «здесь и сейчас». Введение этого понятия позволяет рассматривать восприятие как непрерывный циклический процесс, включающий антиципацию получаемой информации, ее выделение и организацию в рамках направляющей структуры или схемы деятельности человека, содействующей получению новой информации. Антиципация (от лат. anticipatio — предвосхищаю) — понятие, означающее представление о предмете, явлении, результате действия и т. п., возникающее еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены, представление в сознании человека в схематической форме ответа на какую-либо проблему еще до того, как она будет реально решена. Внутренне антиципация выражается в способности человека предвидеть будущие и предстоящие события.

     Управленческое решение протекает в окружении человека. Обычно в окружении человека выделяют его ближайшее окружение (часто это и место действия) и внешнее окружение (надсистема), располагающееся за пределами ближайшего окружения. Место действия (наиболее часто) – это ближнее окружение человека, в котором инициируются, планируются, организуются и реализуются любые его решения. В управленческих решениях место действия ассоциируется и непосредственно связывается с компанией, фирмой, организацией. В формальной структуре процесса реализации управленческого решения окружение абстрактно, это местом, где разрабатывается и реализуется управленческое решение, хотя в действительности могут быть случаи, когда место инициирования управленческого решения и место решения не совпадают. Так, например, тренировки космонавтов осуществляется на специальных тренажерах на Земле, а действуют они в Космосе. Таким образом, характеристики места тренировки космонавтов и места реализации имеют отличительные особенности, что, однако, не мешает космонавтам отрабатывать методы и способы эффективных действий.

     Следующим элементом формальной структуры процесса управления является внешняя среда или внешнее окружение, которое часто в управленческих решениях рассматривается как пассивное. Но в реальных управленческих решениях оно активно воздействует и на процесс реализации управленческого решения, и на его участников. Можно сказать, что управленческое решение изначально берет свое начало во внешнем окружении, которое непосредственно формирует и актуальность любого решения, и возможность его реализации, и предполагаемый результат. Внешнее окружение имеет наиважнейшее значение для оценки различных аспектов управленческого решения на всем его протяжении от инициирования до получения результата.  

      Главным в процессе реализации управленческого решения является человек, выступающий как главное действующее лицо или герой управленческого решения, чаще всего – это индивид, инициирующий, планирующий, организующий и реализующий собственное решение. В управленческих задачах – это менеджер, руководитель, начальник, который принимает решение, планирует его и организует реализацию, отслеживая промежуточные результаты и предпринимая корректирующие воздействия для достижения, запланированного им результата. В формальной структуре процесса реализации управленческого решения человек выступает как инициатор решения, руководитель и непосредственный исполнитель. В любом управленческом решении человек выступает как «субъект… носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект». Следовательно, в самом понятии «субъект» изначально подразумевается диалектическое единство понятий «субъект» или «объект», и активность человека как субъекта и как носителя предметно-практической деятельности в понятии связывается с объектом, в качестве которого могут выступать предметы или люди.

     Действия героя управленческого решения трудно поддаются анализу, что объясняется тем, что главные действующие лица или герои, совершая их в процессе движения, активизируют значительные изменения свойств и качеств элементов, на которые они направляют свои действия и, безусловно, изменяются и они сами. У них появляется опыт, приобретаются знания, умения и навыки, кроме того, герои эмоционально реагируют на результаты своих действий, что не может не привести к изменениям его эмоционального состояния. Продвижение героев к целям вызывает изменения в их окружении и порождает различные реакции (явления и события), в которых прямо или косвенно проявляются те или иные свойства всех действующих лиц и используемых предметов. Изменения  свойств и качеств объектов, на которые человек направляет свои действия, не всегда предсказуемы, часто они оказываются неожиданными и нетипичными.

     Так, например, человек, следуя предписаниям правил уличного движения, хочет перейти улицу на зеленный свет светофора. Он как пешеход все же может стать участником дорожно-транспортного происшествия так, как строгое выполнение требований правил уличного движения не является гарантией полной безопасности. Оно лишь необходимое, но не достаточное условие, так как, всегда может найтись водитель, который именно в это время может нарушить какие-то правила и тем самым создать угрозу для пешехода. Пример показывает, что движение главного действующего лица (пешехода) к намеченной цели (желание или цель перейти улицу) активизирует его окружение на ответные реакции. Человек, реализуя намеченное, встречает сопутствующие ему воздействия окружения (в данном примере, зеленый, разрешающий движение, свет светофора) и противодействия окружения (выйдя на проезжую часть улицы, он может представлять собой помеху для других пешеходов, для водителей продолжающих движение или совершающих в это время какие-то маневры, при этом строго следуя правилам уличного движения).

     Процесс продвижения героя к намеченной цели, кроме того, активизирует  изменения самого герой, его формы, сущности, или же тормозит их. Анализируя решение, следует определить, что с героем происходит? Сохраняется ли сама тенденция движения героя к намеченным целям? Если не сохраняется то, почему? Однако, проявляя активность и совершая целенаправленные действия, герой может и удаляться от цели.

     Процесс движения героя к намеченной цели сопровождается таким явлением как приобретение им новых качеств и свойств, способствующих дальнейшему его движению (увеличивается его способность действовать или двигаться). Действия и результаты героя (подкрепленные успехом) являются прямым подтверждением приближения к намеченной цели. И герой целенаправленно накапливает эти качества и свойства, что позволяет ему планировать, прогнозировать и предсказывать достаточно точно время прохождение критических точек и время достижения конечного результата. Если сущность героя не меняется, и его целеустремленность подкрепляется посредством совершения промежуточных, успешных действий и результатов, а основные факторы, определяющие его движение. остаются постоянными, то продвижение героя к намеченным целям и его изменения, развитие предопределено и предсказуемо.

     Но эта тенденция не заключена сама в себе, она реализуется в определенном окружении, следовательно, можно так же утверждать, что она воздействует с множеством внешних и внутренних факторов процесса движения героя к намеченным целям. Внешние факторы – это, прежде всего, другие действующие лица процесса и различные события на пути движения героя. Внутренние факторы – это свойства самого героя, его опыт, его знания, его умения, навыки, возраст (как процесс рождения-возмужания-развития-становления-старения) и т.п. Все эти факторы воздействуют на движение героя косвенно, так как зачастую, сложно представить их в виде последовательной цепочки и определить, как они (внешние факторы) воздействуют  на героя. Именно, они оказываются самыми непредсказуемыми и трудно прогнозируемыми в процессе движения героя.

     Анализ и прогнозирование процесса движения главных действующих лиц или героев к намеченным целям рассмотрим на примере известной задачи из школьной математики: “…из пункта А в пункт Б вышел пешеход…” Исходя из положений прикладной  драматургии произведем анализ и прогнозирование процесса движения героя этой задачи.

     В различных вариантах этой школьной задачи, обычно, ставят  вопрос: сколько времени? или с какой скоростью? или, какое расстояние между названными пунктами? При этом не принимается во внимание тот факт, что в реальной жизни пешеход будет совсем другим, так как в рамках даже такого простого сценария, сюжета, фабулы, он будет не просто идти, а жить, встречаться с какими-то препятствиями, и, возможно, с способствующими его действиям ситуациями  (кто-то может его подвести на каком-то отрезке пути, возможно это будет какая-то повозка или автомобиль). Ведь в реальной жизни такое, как правило, случается. Кроме того, на пути достижения, намеченной цели с пешеходом  могут  происходить и другие непредвиденные события. Он может, например, попасть под дождь и тогда, наверняка, его изначальная скорость может измениться. Пешеход может просто встретить кого-либо из знакомых, может заговориться. Да мало ли что может случиться в дороге с самым обычным человеком?

     Сценарий такой задачи построен как простое событие и явление, в обычной жизни их не бывает. Реальные события и явления жизни очень динамичны и характеризуются быстротой изменений, коллизиями и непредсказуемостью.

      Для того, чтобы понять особенности динамики процесса движения героя этой задачи, разложим, описанное в неё событие на отдельные элементы по предложенной выше схеме. События, характеризующие задачу, представим в виде двух групп элементов (единиц): к первой группе отнесём условно активные элементы, те, которые имеют качественные или количественные характеристики и свойства, влияющие на действия главного действующего лица или героя, ко второй – условно пассивные, те, которые не имеют таких характеристик и свойств активно влияющих на действия героя. Тогда упомянутая выше школьная задача может быть представлена в виде следующей схемы (рис.2.)  

     Переосмыслив задачу и вычленив в ней отдельные элементы, характеризующие описанные в ней события, произведем определенную их сортировку по признаку “активный-пассивный”. Активность или пассивность каждого из элементов проявляется в отношении действий главного действующего лица или героя (рис.4). В классическом решении задачи абстрагируются от конкретных явлений и как бы отключают динамику процесса движения, характерную для реальной жизненной ситуации. Полагается, что пешеход представляет собой какой-то идеальный “механизм или машину”, выполняющую элементарную функцию движения, и путь, по которому он передвигается это абстрактное расстояние, без препятствий и неожиданностей, каких в  реальной жизни множество. Решение поставленных в задаче вопросов с учетом жизненных реалий может иметь бесчисленное множество решений, а идеализированная, абстрагированная задача представляет собой задачу с одним единственным решением.

     Выделим и сформируем основные элементы, характеризующий процесс, описываемый в задаче. Не изменяя обычного подхода к решению школьной задачи, во-первых, выделим обладающего такими качественными характеристиками как скорость движения главное действующее лицо или героя. В задаче героем является пешеход,  мотив движения, сформированный в виде его цели: достичь пункта Б. Действия героя процесса выражаются в его движении к цели с определенной скоростью. При этом пункт А следует рассматривать  как  (исходный пункт), а пункт Б - и как цель героя. Место действия в задаче изменяет свое расположение, вначале – это пункт А, потом – дорога, и наконец – пункт Б.

     Представим процесс движения пешехода к цели, описанный в школьной задаче виде таблицы: «динамика изменений развивающегося или прогнозируемого сценария с последовательными событиями и драматическими ситуациями». При  анализе каждый из элементов задачи будем рассматривать и как пассивный (абстрактный) элемент, не имеющий активных качеств, и как активный (реальный) с определенными качествами. Нас, прежде всего, будут интересовать те из качеств и свойств элементов, которые могут влиять на действия героя и в конечном итоге на решение задачи. Таким образом, задача как процесс движения героя к поставленной цели разложена на отдельные элементы. Анализируя  динамику изменений этих элементов можно достаточно точно спрогнозировать и предугадать не только их судьбу, но и их влияние на другие элементы динамически развивающегося или прогнозируемого  сценария с последовательными событиями  и драматическими ситуациями и в конечном итоге  результат или финал, ради которого все и затевалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  активные элементы

 

 
Выноска 2: Пункт   А

Выноска 2: Пункт   Б

 

 

 

 

Выноска 1 (с границей): Пунк Б, как цель пешехода.

Выноска 2: ПЕШЕХОДГлавный герой или действующее лицо 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выноска 1: Д О Р О Г АГлавное препятствие, которое необходимо преодолеть на пути достижения цели

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Схема классической задачи про пешехода.

 Примечание (основные элементы системы):

1.Скорость пешехода, как основной количественный элемент, характеризующий действия  пешехода.

2.Время, необходимое для достижения цели.

3.Расстояние между пунктами, как определяющая количественная характеристика

основного препятствия или работы на пути достижения цели.

  

 

     Процесс движения героя к поставленной цели в реальной жизни даже по сходному сценарию выглядит намного сложнее и динамичнее хотя бы из-за того, что состояние  героя, его окружения и привлеченных к реализации цели ресурсов на начальном этапе движения и на конечном будет совершенно разным.  

      Динамика движения героя к намеченной цели определяется, прежде всего, соотношением конкретных помогающих или препятствующих движущих сил. Отметим, что действие динамично. Оно – процесс. Оно ведет от чего-то к чему-то – “когда одно делает, а другое делается, то действие находится посредине”, так утверждал Аристотель. Поэтому единственное, что не может быть штампом, - это подлинное продуктивное и целесообразное действие. “Цель, и только цель, определяет каждое данное действие. Пока человек действует как человек, а не как механическая конструкция, действия его, в сущности, неповторимы: если одно и то же действие совершают два разных человека, или даже один  и тот же человек несколько раз повторяет, то, хотя во всех этих действиях есть много общего, тем не менее в каждом присутствует и нечто своеобразное, и именно в этом своеобразии – проявление целенаправленности действия”[16, с22]. При этом очевидно, что движущие силы характера, души как конкретного человека или героя  могут быть его свойствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

пассивный

 
 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Классификация элементов по принципу «активный-пассивный».

 

      Начиная свои действия, движение к целям герой помимо собственного желания  или нежелания вынужден вступать в сложные взаимоотношения с окружением (внешним и внутренними) и его ресурсами, что активизирует определенные противоречия. Герой как бы становится противником собственных действий, так как взаимодействие существенных движущих сил определяет тот или иной вид противоположностей. “Под существенными будем понимать движущие силы, которые сами по себе, без сопутствующих обязательств (сил) обеспечивают переход к тому или иному конкретному виду

 

 

  Таблица 1., «динамика изменений развивающегося или прогнозируемого  сценария с последовательными событиями  и драматическими ситуациями»,  реализованная в задаче  с анализом элементов по принципу “активный-пассивный”.   

 

 

 

Элементы

Процесса

КАЧЕСТВА ЭЛЕМЕНТА

 

 

             Замечания

Которые не влияют на действия героя при его движении к цели, (пассивные)

Которые влияют на действия героя при его движении к цели, (активные)

Герой

Действующие лицо, просто пешеход, без каких-либо активных качеств.

Действующие лицо, с таким активным качеством как цель и свойством – скорость  V.

Герой задачи охарактеризован по двум сущностям: активной и пассивной.

Действия героя

Просто движение е цели. Абстрактное простое действие.

Движение с определенными характеристиками: скоростью – V и мотивом – цель движения: пункт Б.

 

Цель героя

Пассивная формула не вошедшая в сознание какого-то определенного героя, не ставшая мотивом его действий.

Формировка цели:

“ Пункт Б”.

Условно активный элемент. Мотив,    активизирующий действия  героя, заставляющий его двигаться, идти к цели.

 

Место действия

1.Абстрактный пункт А без  каких-то характеристик.

2. Абстрактная дорога от пункта А до пункта Б. (Основное место действия).

3. Абстрактыный пункт Б без каких-то характеристик

 

 

1.Исходный пункт А, как место завязки, начала действий героя (начальный ресурс).

2.Дорога с единственной своёй количественной характеристикой: расстоянием – L. (Основное место действия).

3.Конечный пункт Б, как место финала действий.

Место действия не описывается никакими количественными или качественными характеристиками.

Результат на который направлены действия героя, цель действий

 

Результат действий героя – это достигнуть пункта Б.

 

Исходный  пункт

Пункт А, не имеет никаких нарактеристик.

 

 Место активизации действия, начала процесса.

Конечный пункт

Пункт Б, не имеет никаких характеристик, кроме только того, что он является целью героя.

Является целью движения пешехода  мотивирующим  его действия.

Место окончания процесса. 

Другие элементы, препятствующие действиям героя и его движению к цели

Таких элементов нет.

 

 

Другие способствующие элементы

Таких элементов нет.

 

 

 

противоположности. Для развивающейся системы, в том числе и героя как системы, противоположность проявляется не как “нечто совсем другое”, а скорее как “диаметральная противоположность”, т.е. как точки, находясь на одной и той же окружности, принадлежат разным сторонам диаметра”[19, с.14].

     Герой  упомянутой выше школьной задачи в начале движения, в исходной точке и в конце пути – это совсем разный человек. Так, например, может статься, что в начале пути он будет оптимистично настроен на движение, полон физических сил и уверенности в успехе, а в конце пути уставший, возможно, расстроенный, возможно, удовлетворен достигнутым результатом, а возможно и нет. В любом случае – герой в своем развитии, которое сопровождает процесс его движения к конечной цели, перейдет в свою противоположность. Следует заметить, что движение героя в конкретном процессе – это всегда, прежде всего, частный случай движения и развития событий. 

     Процесс развития событий (жизни системы «субъект-объект») в любой управленческой задачи ожидаем, и его можно предсказать,  исходя из существующего положения, а так же и непредсказуем, и его невозможно предсказать, исходя из существующего положения. Так, если герой школьной задачи, это физически крепкий человек, так сказать, профессиональный пешеход, то можно с уверенностью предполагать, что, достигнув конечной цели, он будет  вполне способен двигаться к новым целям, в то время как физически слабый человек, не подготовленный, вряд ли будет обладать в конце своего движения такими качествами. 

      Организация и реализация процесса достижения цели должна остаться, насколько это возможно, простой и приспособленной под личные качества инициатора-исполнителя-потребителя, так как зависит от его нужд и потребностей, которые в инициируемом процессе определены как важные, поскольку их удовлетворение и призван обеспечить сам запускаемый процесс. При этом инициатор процесса является, как правило,  главным его как внешним, так и внутренним ресурсом, а так же главным исполнителем и контролером. Однако, инициатор процесса может привлекать внешние ресурсы, людей, способных помощь ему в выполнении имеющейся работы (исполнителей процесса), он их подбирает лично, ориентируясь, как правило, на текущие обстоятельства. Таким образом, он создает гибкую, маневренную и весьма эффективную организацию процесса достижения цели (удовлетворения его потребностей) или же структуру, механизм (команду, организацию как систему-процесс, состоящую из  команды плюс ресурсы), которая может функционировать до тех пор, пока её доминирующий фактор – то есть, он сам как первопроходец – способен обеспечить необходимую степень интеграции. Социальная активность инициатора является определяющей в протекании процесса достижения цели и успеха.

        Таким образом, формальная структура управленческого решения позволяет  рассматривать действия человека, используя для анализа дробление «по единицам» (по элементам). Это позволяет ту или иную реальность разложить на «элементарные единицы» (отдельные элементы), содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Взаимосвязи, образующиеся между единицами (элементами) деятельности в процессе реализации (активных действий) подвергаются изменениям. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре реализации управленческого решения изменяются содержание психического отражения, уровень отражения в (осознаваемый, неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный, непроизвольный) сознании человека. При рассмотрении деятельности в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение главного действующего лица или его деятельность: надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм, и установка, обусловливающая устойчивый характер целенаправленной деятельности в постоянно изменяющейся действительности.

 

Задание.

 

1.Выделите главные элементы системы «субъект-объект» при реализации такой цели как карьера. От чего зависит реализация вашей карьеры? Какие вы можете выделить ограничения для вашего карьерного роста? Как их можно нейтрализовать, устранить или перевести в достоинства?

2. Какие действия видятся вам самыми главными для реализации карьеры? На что они направлены, на окружение, на вас? Как изменится состояние окружения при достижении вами карьерных устремлений? Как изменитесь вы? Какие приобретения появятся, что потеряется, или ничего не изменится?

3.Предвосхичаете ли вы возможность быстрого карьерного роста? Какое качество является определяющим для появления такой возможности? Что можете сделать вы для того, чтобы такая возможность стала реальной?

4. Чувствуете ли вы себя героем своей жизни? Можете ли вы спрогнозировать собственную жизнь и карьеру на ближайшие три года? Что вам представляется самым важным для реализации главного в вашей жизни в эти три года?

5. Представьте реализацию какой-либо вашей жизненной цели в виде предложенной виде таблицы. Выделите только несколько из активных и пассивных элементов в этой структуре.

6. Представьте себе, что цель достигнута, как изменились качества активных элементов? Почему? Изменились ли качества пассивных элементов?   

 

Литература:

 

1. Г.С.Альтшуллер, И.М. Верткин. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск. Беларусь, 1994. 

2. Г.С.Альтшуллер Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука. 1991.

3.С.Э.Александров, П.Э.Фадеев. Рейтинг-анализ. Учебное пособие. - Минск: Тэхналогія, 1997.С147.

4.Г.С.Альтшуллер. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио.1979.

5.Букалов А.В. Соционика и типы человеческих культур. Этносоционика. // Соционика, ментология и психология личности. N 1, 1995.

6.Букалов А.В. Структура и размерность функций информационного метаболизма. // Соционика, ментология и психология личности. N 2, 1995.

7.Букалов Г.К. ТИМ технического объекта. // Соционика, ментология и психология личности. N 4, 1996.

8.Люис Макмастер Буджолт. Танец отражений. М. ТКО АСТ, 1996.

9.Ю.Б.Борев, Эстетика. Москва: Издательство политической литературы. 1981. С.399.

10.Кен Бланчард, Терри Вэгхорн, Миссия возможного, или как стать компанией мирового класс, Челябинск, Урал ЛТД, 1998, - C.292.

11.М.Вудкок и Д.Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер.- Москва: Дело. 1991. С.320.

12.В.В.Голубев, Трансформация менеджмента. Управление персоналам. № 8. 1997 г.,  с.8.

13.Горский Ю.М. Системно – информационный анализ процессов управления. Новосибирск, Наука. 1988.

14. Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли.-  Москва: Танаис ДИ-ДИК. 1994. С.544.

15. А.П.Егоршин, Управление персоналом, Нижний Новогород, 1997, с.607.

16.П.М.Ершов, Режиссура как практическая психология, Искусство, Москва,1972.

17.Ермак В.Д, Румянцева Т.А., Букалов Г.К. Тим и его взаимодействие. Учебное пособие. Кострома, КГТУ, 1996.

18. Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. Л., Наука. 1972.

19.Урсул А.Д. Природа информации. – Философский очерк. М., Политиздат, 1968.

20.П.Э.Фадеев, Т.Б.Фадеева. Прикладная теория драматургии. Основы психосинтеза. Первая часть.- Минск: ПФ Трамп, 1992. – С 80.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995. — 323 с.

 

http://dainave.narod.ru/DA20041606_01.htm  (формальная структура управленческого решения, понимать, что необходимо сделать, принять решение, окружение или среда социальная, человек как субъект, актуальные потребности, идеал – образ желаемого будущего, действия и поведение человека, стимулы, мотивы, интересы и желания, объект действия, главное актуальное качество, главное действующее лицо или герой управленческого решения, динамика движения, система «субъект-объект»).

 

 

ã  DA.   ã Daine Ave. Диана Оверченко.   E-mail: dainave@yandex.ru

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz