БЫТЬ ГЕРОЕМ СОБСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ
(Подход второй)
Выделим основные качества и свойства
человека, влияющие на успешность его действий в роли героя управленческого
решения.
1.Чтобы обеспечить вживание
в окружение и наладить сбалансированное сосуществование с ним
человек должен представлять то, как его представляют окружающие и максимально
влиять на это его представление окружающими, влиять на собственный образ в
системе «человек-окружение» или «герой-окружение». Очень важно чтобы
человек сконцентрировал свое внимание, прежде всего, на имеющих для него
значение потребностях, желаниях и интересах, а так же предметах, событиях и
явлениях окружающего мира, свойства, качества и формы которых наиболее
существенны для него (потребны ему, привлекают его внимание, вызывают у него
чувства, эмоции или переживания). Не менее важно также уметь выделять,
оценивать в предметах, явления и событиях их эстетические качества, то «яркое»,
что называют красотой предмета, явления, события, и что составляет его
«важное», имеющее для человека, прежде всего, практическую и потребительскую
полезность или ценность. Эти умения позволяют человеку выделять в своем
окружении значимые и важные объекты, людей, предметы, а также события и
явления, которые должны произошли, происходят или должны произойти в будущем.
Они должны быть или представляться такими (важными, яркими) не только в настоящий момент, но и в будущем.
Яркое – это все то, что относится к
эмоциям (франц. émotion, от лат. emoveo - потрясаю, волную) и чувствам
человека и представляет собой его субъективные реакции на воздействие
внутренних и внешних раздражителей. «Яркое» качество любого объекта (предмета,
явления и события) проявляется в виде удовольствия или неудовольствия, радости,
страха и так далее, которые вызывают они у человека. Эти проявления
являются эмоциями и чувствами, они сопровождают практически любые проявления в
его жизни и деятельности и отражаются в форме непосредственного переживания,
определяющего значимость (смысл) для человека предмета, другого человека,
явления, события или ситуации. Они служат одним из главных механизмов
внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека, которые
имеют направленность на удовлетворение актуальных для него потребностей.
«Яркое» как критерий близко к понятию прекрасного, категории эстетики,
характеризующей явления, обладающие высшей эстетической ценностью, прекрасным,
отличающимся от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины), оно
связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или
воображению.
В отличие от «яркого», важное является
главным,
первенствующим, первостепенным, преимущественным, преобладающим, доминирующим
или основным существенным признаком или свойством в предмете, явлении или
событии. Этот признак («важное в предмете») выражает все то, что представляет
для человека актуальную, насущную и жизненно значимую потребность «здесь и
сейчас», что привлекает и удерживает на себе его внимание и интерес.
Для человека как героя управленческого
решения важно понимание основных свойств предметов, явлений и событий
(формы, цвета, массы размеров, названия и других характеристик объекта,
предмета или другого человека). И так же таких их характеристик как красота,
элегантность, изящество, уродливость и прочее. Так при вживании в окружение для
человека очень важно выделять и понимать значение элементов, влияющих на его
облик (его внешний вид, одежда, телосложение, физическая сила, мобилизованность,
активность, инициативность, воля, целеустремленность, стремление властвовать).
Но не менее важно и то, что составляет его внутреннюю сущность, определяемую
значимостью и ценностью для него эстетических, моральных и материальных
ценностей (благосостояния, денег и морали, традиций и т.д.).
Все психические процессы имеют
определенную организацию, но одно из важнейших – это внимание, такая
организация психической деятельности человека, при которой определенные образы
мысли и чувства осознаются им. Индивидуальные различия людей особенно ярко
проявляются по качеству внимания. Принято выделять следующие качества внимания:
– активность внимания, в соответствии с которой выделяется произвольное и
непроизвольное внимание, – направленность внимания (внешнее и внутреннее
внимание), – широта внимания (концентрированное и распределенное внимание), –
переключение внимания (легкое и трудное), – устойчивость внимания (устойчивое и
неустойчивое внимание). Невнимательность — это особое сочетание качеств внимания.
Выделяют три типа невнимательности: во-первых, рассеянность (у детей и
подростков), во-вторых, очень высокая интенсивность внимания, трудность
переключения, в-третьих, слабая интенсивность внимания, трудная
переключаемость.
Человек как герой управленческого
решения должен понимать и ощущать пространство и место в нем любого
воображаемого предмета, а так же ощущения, возникающие при соприкосновении с
окружающей реальностью (тепло-холодно, сухо-сыро, мягко-жестко, вкусно-невкусно
и тд.).
Ощущение, отражение свойств предметов объективного
мира, возникающее в результате воздействия на органы чувств и возбуждения
нервных центров коры головного мозга человека. Существуют многообразные виды
ощущений: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные,
обонятельные, вкусовые, болевые, ощущения равновесия, ускорения,
мышечно-суставные и др. Ощущения многих других свойств объективного мира,
например формы, величины, отдалённости предметов друг от друга и от
наблюдателя, возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.
Ведущую роль в чувственном познании
действительности играют зрительные ощущения, которые тесно связаны с
осязательными. Осязание и зрение до такой степени взаимно дополняют друг друга,
что человек часто на основании зрительного облика какой-нибудь вещи можем
предсказать ее тактильные свойства. Осязательные ощущения расчленяются на
кожно-осязательные (тактильные), температурные, болевые, мышечно-суставные. С
помощью тактильных ощущений отражаются прикосновение, давление, свойство
поверхности (фактура вещи) - гладкость или шероховатость, протяжённость,
твёрдость, упругость, непроницаемость и др.
Периодическое изменение давления в
виде механических колебаний среды (движущихся тел) отражается в форме
вибрационных ощущений. Слух представляет собой комплекс разнородных ощущений:
высоты звука, громкости и тембра. Развитие человеческого слуха связано, прежде
всего, со звуковым языком как основным средством общения, а также с музыкой.
Важную роль играют хеморецепторы: обоняние и вкус. Характерная особенность
ощущения - пространственная локализация объекта ощущения. Так, ощущая цвет,
человек относит его к определённой поверхности освещенного тела, занимающего
определённое место в пространстве. Ощущая звук, человек локализует источник
этого звука.
Ощущения являются для человека
источником знаний об окружающем мире, они входят в качестве элемента в
целостный процесс человеческого познания, включающий восприятия, представления,
понятия. Восприятие - сложный процесс приема и преобразования информации,
обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку в
окружающей его среде. Восприятие, сложная система процессов приёма и
преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной
реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие вместе с ощущением
выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный
чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, восприятие
в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления и
проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки восприятие может
выступать источником как истинного знания, так и заблуждения или иллюзии. К
числу процессов восприятия относятся: обнаружение объекта в воспринимаемом
поле; различение отдельных признаков в объекте; выделение в объекте
информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным
содержанием и формирование образа (или "оперативной единицы" восприятия).
Совокупность процессов восприятия
обеспечивает субъективное, пристрастное и вместе с тем адекватное отражение
объективной реальности. Адекватность образа восприятия (его соответствие
действительности) достигается благодаря тому, что при его формировании
происходит уподобление, то есть подстраивание воспринимающих систем к свойствам
воздействия (в движении руки, ощупывающей предмет, в движении глаза,
прослеживающего видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый
звук, и т.д.). Во всех этих случаях создаётся копия, сопоставимая с
оригиналом; сигналы рассогласования, поступая в нервную систему, выполняют
корректирующую функцию по отношению к формирующемуся образу и соответственно к
практическим действиям, реализующимся на основе этого образа. Следовательно,
восприятие представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс,
обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого
объекта.
Важное свойство восприятия -
возможность перестройки чувственных моделей воздействующего на субъект внешнего
мира, смены способов их построения и опознавания. Один и тот же объект может
служить прототипом многих перцептивных (от лат. perceptio - восприятие)
моделей. В процессе их формирования они уточняются, из объекта извлекаются
инвариантные свойства и признаки, что приводит в итоге к тому, что мир
воспринимается таким, каким он существует на самом деле. Целенаправленные
процессы восприятия (перцептивные действия) выступают в своей развёрнутой,
внешней форме лишь на ранних ступенях онтогенеза,
где наиболее отчётливо обнаруживаются их структура и их роль в формировании
образов восприятия. В дальнейшем они претерпевают ряд последовательных
изменений и сокращений, пока не облекаются в форму мгновенного акта
"усмотрения" объекта. Любая живая система обладает выработанным
алфавитом, т. е. определённой совокупностью образов или перцептивных моделей.
Если на фазе построения образа объекта происходит уподобление воспринимающих
систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или оперирования
сложившимися образами характеристики и направленность процесса уподобления
существенно изменяются: с одной стороны, субъект воссоздаёт с помощью
собственных движений и действий некоторое подобие, образ воспринимаемого
объекта; с другой стороны, происходит перекодирование, перевод получаемой
информации на «язык» оперативных единиц восприятия или перцептивных моделей,
уже освоенных субъектом. Эта вторая сторона выражает тот факт, что одновременно
с уподоблением воспринимающей системы субъекта объекту происходит уподобление
объекта субъекту, и только это двустороннее преобразование приводит к
формированию полноценного, адекватного и вместе с тем субъективного образа
объективной реальности. В развитых процессах восприятия имеются специальные перцептивные
действия; на их основе производится выделение информативного содержания, по
которому субъект может сличать предъявленный объект с накопленными им
перцептивными моделями, осуществлять собственно процесс сличения и, наконец,
опознание и отнесение объектов к тому или иному классу, т. е. их категоризацию.
Процессы опознания требуют значительно меньше времени, чем процессы
формирования образа; для сличения и идентификации нужно только извлечь из
предъявленного объекта некоторые инвариантные свойства и признаки.
Воспринимающие системы (особенно ярко это проявляется в зрении) обладают
некоторой «манипулятивной» способностью: субъект в короткое время имитирует
процессы формирования образа, как бы с разных сторон рассматривая объект и
находя такую позицию, при которой максимально облегчаются процессы сличения и
идентификации. В целостном акте поведения существует ещё одна своеобразная
форма уподобления: процессы переструктурирования и трансформации образа с целью
привести информацию к виду, пригодному для принятия решения. В таком процессе
уподобления решается задача изменения реальности, адекватного планам и задачам
поведения. Такому изменению реальности предшествует преобразование образа
ситуации, как правило, не осознаваемое субъектом, но тем не менее вносящее
существенный вклад в решение стоящих перед ним жизненных задач. Восприятие - не
пассивное копирование действительности, а активный творческий процесс познания
Человек в роли героя управленческого решения должен уметь абстрагировать внимание
от внешних проявлений предметов, схватывая их содержание и выделяя суть,
воспринимать внутренние качества (структуры) и назначение составляющих ее
элементов, без чего невозможно увидеть, понять и почувствовать в предметах,
явлениях, событиях или в другом человеке их значимую ценность. Мысленное
абстрагирование позволяет человеку манипулировать объектами без
непосредственного воздействия на них.
Так в ходе выработки плана действий человек абстрагируется
от конкретной ситуации и концентрируется непосредственно на действии. На основе
собственного опыта он производит обобщения с целью предвосхищения результата
предстоящей собственной деятельности и, ориентируясь на значимость предмета,
явления или события, их количественные измерения и качественную оценку.
Прогнозируя результат своих действий, человек как бы попадает в подчиненную
зависимость от выделенных им же самим качеств и свойств объекта, на который он
направляет свои действия. Значимость предмета, явления или события («важное»
или «яркое») оказывает или способная оказать влияние на выбор тех или иных
вариантов действий или способов и методов реализации при выработке
управленческого решения. Именно значимость определяет ценность для человека,
выделенного им качества и свойства предмета, события или явления.
Ценность – это человеческое,
социальное и культурное значение определённого предмета, события и явления
действительности. Всё многообразие предметов человеческой деятельности,
общественных отношений и включенных в их круг природных явлений, может
выступать в качестве «предметных ценностей» или объектов ценностного отношения.
То есть, оцениваться в плане добра или зла, истины или не истины, красоты или
безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого,
яркого или неяркого, важного или неважного и так далее. Подобные оценки иногда
могут быть шкалированными, отмечающими различные уровни соответствующего
качества. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры
оценивания соответствующих предметов, явлений и событий, закрепляются в
общественном сознании и культуре как «субъектные ценности». Это установки и
оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных
представлений, выступающие ориентирами деятельности человека. «Предметные» и
«субъектные» ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами
ценностного отношения человека к миру. В структуре человеческой деятельности
ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми. В самих
ценностных категориях выражены «предельные» ориентации знаний, интересов и
предпочтений различных общественных групп и личностей.
Определенный набор и иерархия
ценностей, характерный для определенного социального окружения, сгруппирован в
виде системы, выступающей в системе человек-окружение в качестве наиболее
высокого уровня социальной регуляции. В этой иерархии ценностей зафиксированы
те критерии социально признанного данным окружением (обществом и социальной
группой). На их основе развёртываются более конкретные и специализированные
системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами
целенаправленные действия людей - как индивидуальные, так и коллективные.
Усвоение этих критериев на уровне структуры личности (интернализация ценностей)
составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного
порядка в обществе. Интеграция, внутренняя противоречивость и динамизм
общественных систем находят своё выражение в структуре соответствующих им
ценностных систем и способах их воздействия на различные общественные группы.
Важный элемент ценностных отношений в обществе - системы ценностных ориентаций
личности, представляющих собой устойчивые, не полностью осознаваемые отношения
человека к различным элементам общественной структуры и самим ценностям. Однако
субъективно окрашенные оценки могут не совпадать непосредственно с общественно
значимыми характеристиками соответствующих ценностей (в различных общественных
группах устанавливается своя иерархия). Важный элемент ценностных отношений в
обществе - системы ценностных ориентаций личности, которые представлят собой
устойчивые, не полностью осознаваемые отношения человека к различным элементам
общественной структуры и самим ценностям. И эти субъективно окрашенные оценки
не всегда совпадают непосредственно с общественно значимыми характеристиками
соответствующих ценностей.
Ценностные системы формируются и
трансформируются в ходе исторического развития общества. И поскольку эти
процессы связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни, их временные
масштабы не совпадают с масштабами социально-экономических, политических и
других изменений. Ценность отражает значение, представляемое известным
предметом для удовлетворения той ли другой потребности человека или для обмена
на другие предметы. Потребительная ценность или полезность вещи зависит от
сравнительной важности потребности, которой предмет служит, и от степени, в
какой он удовлетворяет потребности.
Для человека в роли героя
управленческого решения особенно важно умение отделять перспективное от
неперспективного, важное от неважного, яркое от неяркого. Он должен уметь
мысленно представлять себе результат своих действий. Для чего он производит
простую классификацию по выше названным критериям интересующих его объектов,
что позволяет ему ориентироваться в окружающих предметах, явления и событиях,
выделяя среди них наиболее актуальные, выбранные им для осуществления
определенных манипуляций.
Чтобы выделить перспективное, то, что
может быть достигнуто или реализовано человеком в будущем, он должен обладать
перспективным видением (франц.
perspective, от лат. perspicio - ясно вижу) и уметь представлять и
прогнозировать исход запланированных действий, их результат, объемно и с учетом
пространственного расположения. Перспектива – это все, чего ждет и чает человек
впереди, чего он может достичь своими силами или с помощью окружения, что он
надеяться получить от судьбы.
В связи с этим имеет значение важность, актуальность или
значительность для человека того, на что он обращает свое внимание и направляет
действие в настоящее время (современность и злободневность). Важность или
актуальность выступает как количественное измерение или качественная оценка
данного факта человеком, она оказывает или способна оказать влияние на его
решения (выбор им средств и способов для достижения важной или актуальной
для него потребности, интереса или
желания).
Как герой управленческого решения человек должен представлять
возможные (по критерию «реально-нереально») ситуации, свое место в них и воспринимать
окружающий мир, людей и себя через поступки и оценку их рациональности
(полезности и значимости для себя или других людей). Рациональность
характеризует поведение любого индивида, который поступает определенным
образом, чтобы достичь поставленных им целей, затрачивая на это минимальное
количество сил и средств. К критерию рациональный примыкает критерий реальный -
от латинского дельный, деловой, прикладной, опытный, насущный и
житейский. Наиболее важным для человека, как героя управленческого решения,
является реальная карьера, которую ему хочется или которую он уже реализовал в
течение определенного времени, в определенном виде деятельности в конкретной
организации.
http://dainave.narod.ru/DA2004_15_10_02.htm (вживание в окружение, сбалансированное сосуществование с
окружением, система «человек-окружение», система «герой-окружение», яркое, важное, понимание
основных свойств предметов, явлений и событий, внимание, ощущение,
представления, понятия, восприятие, ценность, ценность предмета, ценность
события, ценность явления).
ã DA. ã Daine Ave. Диана Оверченко. E-mail: dainave@yandex.ru