На главную страницу  

 

 

БЫТЬ ГЕРОЕМ СОБСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

(Подход четвертый)

 

       3. Человек как герой управленческого решения должен научиться ставить перед собой цели, формируя их в виде конкретных задач. Чтобы сформировать задачу или цель он должен не просто понимать, что ему потребно, а желать иметь это, но и мочь (знать и уметь) как получить это от жизни. Для этого человеку необходимо учиться не только видеть (осознавать и понимать) цели, но и действовать, добиваться, достигать, прежде всего, наиболее важные для него цели. В своей жизни человек, так или иначе, всегда выступает как инициатор и исполнитель собственных решений, другими словами, как герой, совершающий движение из своего прошлого в настоящее, и далее в будущее.

       Человеку как герою управленческих решений важно уметь выделять важные (жизненно значимые) для него цели, формулировать (ставить) цели в отношении объектов (предметов или других людей), совершать действия и манипуляции с объектами и управлять ими посредством силового физического воздействия (умений и навыков). Не менее важно для него также уметь властвовать над объектами, подчинять их своим целям, мобилизуя все свои ресурсы (физическую активность, знания, умения и навыки) и ресурсы других людей, проявляя во взаимодействии с окружением личные лидерские качества, силу воли, активность, настойчивость и упорство в преодолении препятствий, иногда упрямство. Человек должен брать на себя инициативу по выработке значимых для себя целей, и проявлять лидерство, объединяя окружающих его людей вокруг жизненно значимой цели. Его первейшая задача состоит в том, чтобы быть центром окружения в решении тех проблем и задач, которые, прежде всего, жизненно значимы и важны для него. Никто не может сделать за человека его судьбу.

        Как герой управленческого решения человек должен воспринимать пространство (ближнее и внешнее окружение) как систему расстояний и четко представлять себя и свое место в социальном окружении. Большое внимание он должен уделять наблюдению, как целенаправленному восприятию, осуществляемому им с определенными целями и характеризующемуся следующим: восприятие при наблюдении сопровождается произвольным и устойчивым вниманием и носит планомерный характер, исключающий элементы случайности. Ему также характерно дифференциальное восприятие: наблюдающий активно отыскивает те объекты, которые его интересуют и такое его восприятие носит систематический характер, связано с мышлением и осознанным отношением к воспринимаемому.

        Активный человек стремится управлять событиями собственной жизни, чтобы обеспечить не только сохранение определённой структуры в своем окружении, но и создать условия для поддержания режима собственной деятельности и реализации определенных программ и целей. Таким образом, человек всегда осознанно или неосознанно определяет для себя место и роль в окружении, что и формирует его определенную жизненную позицию – управлять и действовать или подчиняться и действовать, или выжидать и бездействовать. Посредством управляющих воздействий активный человек стремится влиять на окружение с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. При этом его стремление изменить окружение вынуждает и самого человека изменять себя.

       Активный человек как герой управленческого решения, как правило, отслеживает динамику ситуации (ее законченность-незаконченность), внутренние состояния группы, коллектива, общества и хронологию их развития. Он стремится понять и выделить в любой ситуации внешние ее проявления как процесса в движении, перемещении и динамике. Именно умение выделять и фиксировать происходящие изменения позволяет человеку оценить их влияние на те процессы, которые уже происходят и которые могут произойти. 

      Динамика ситуаций, в которых человек реализует свои потребности и интересы, формируется ходом разворачиваемого в процессе реализации сюжета намеченного им действия, который отражает действительность здесь и сейчас. Сюжет, по которому развивается управленческое решение, по форме является внутренне-связанными (с причинно-временной связью) поступками всех участников и событийных результатов их действий, образующих известное единство и составляющих некоторое законченное целое. Сюжет управленческого решения связан с основной его темой, которая всегда направлена на главную цель или планируемый (ожидаемый и желаемый) результат. Вокруг цели, как правило, и группируется череда определенных действий, составляющих общий сюжет, динамически пронизывающий стержнем всю композицию предлагаемых к реализации и реализуемых действий. Сюжет является наибольшей организующей силой для объединения людей и планируемом решении и прямо связан с драматическим  (греческое слово drama - действо) действом, которое прогнозируется, планируется, мысленно проигрывается в сознании человека (руководителя или рядового исполнителя) и фактически уже реализуется в настоящее время.

       В ходе выработки управленческого действия, человек продумывает его реализацию, используя определенную сюжетную композицию (от латинского "componere" - складывать, строить или от лат. compositio - составление, сочинение). Сюжетная композиция позволяет человеку мысленно выстроить управленческое решение как единое целое и представить его в виде плана реализации, который ориентирован на цель. Композиция – это важнейший организующий компонент управленческого решения, придающий ему единство и цельность, соподчиняющий его элементы (содержание, характер и назначение) друг другу и целому (общей цели). Законы, по которым строится композиция решения, формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта (выработки, планирования и реализации решений). Эти законы имеют субъективный характер и связаны с личным опытом человека, но они также в той или иной мере отражают и обобщают объективные закономерности и взаимосвязи явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в управленческом решении в претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с особенностями самого человека, а так же с видом управленческой деятельности, целями и ресурсами.

       В процессе проработки управленческого решения человек по определенному алгоритму, мысленно «проигрывает» будущее действие, сочетая его с наиболее существенными для данной ситуации факторами. Многое он как бы опускает и мысленно расписывает предполагаемые для реализации абстрактные действия, а не то, как и что может и будет делать он сам или тот, или иной участник управленческого решения. В итоге сюжетная композиция  управленческого решения представляется им как перечень главных задач, наиболее важных для организации и реализации решения. Фактические элементарные действия или операции и их исполнители изначально им как бы опускаются, а выделяется лишь главные задачи. Кроме того, в реализуемом решении иногда возникают отклонения от обобщенного сюжета, но они, как правило, не нарушают главных качественных и количественных характеристик ожидаемого результата, так как в противном случае такое решение обречено на неудачу.

       На следующем этапе проработки решения человек выстраивает определенную причинно-временную последовательность задач-действий, которые связываются с участниками-исполнителями и их психологическими состояниями (эмоциями, настроениями и переживаниями, сопровождающими эти действия). Так менеджер никогда не поручит ответственную задачу, работнику который его уже однажды подвел. Сюжет управленческого решения связан не со всяким действием или движением (изменением представления об образе субъекта и объекта, сменой настроений, развитием упрочнением или девальвацией мотивов, развитием идеи или ее краха), а только с теми из них, которые реализуется в виде объективно совершающегося действия или события, влияющего непосредственно на результат. Руководителя не интересует, что думал и переживал исполнитель в процессе реализации поставленной ему задачи, его интересует только сам результат его действий, то, что материализовалось в результат. Хотя под событиями, совершающимися с участниками управленческого решения, нужно разуметь не только внешние, но и внутренние, психологического порядка, психологические конфликты, переломы и не только исключительные, грандиозные события, но и обыденные, мелкие, образующие повседневное течение жизни и оказывающие влияние на результативность намеченных к реализации и реализуемых действий.

       Сюжет на этапе выработки управленческого решения, когда автор или инициатор только лишь проигрывает его в уме, очень похож на игру человека с абстрактными схемами, имеющими непосредственное отношение к его действительной жизни (и, прежде всего, к потребностям, желаниям, интересам и устремлениям). Трансформация сюжетной композиции управленческого решения от идеи в план действий происходит по мере актуализации потребностей и желаний человека. Человек, отстраняясь от реального действия, прогнозирует и проигрывает его в уме, формируя алгоритм будущего действия, события или явления жестко связанный в его сознании с конкретной потребностью, желанием или интересом. Решение постепенно перетекает в конкретный план, переставая быть абстрактной идеей, и начинает воздействовать, влиять на поведение, поступки и действия человека. Но именно сюжет предоставляет человеку возможность в процесс планирования действий образно обобщить ситуацию и событие действительной жизни и так или иначе осмысленно предсказать, предугадать и спрогнозировать их развитие.

       На этапе выработки управленческого решения сюжет изначально является вымыслом, который посредством конкретных умственных действий, представляет собой воображаемое, но еще не произошедшее событие или явление со всеми характеризующими его элементами (участниками, их действиями, реакциями и противодействиями, объект воздействия конкретный или обобщенный, индивидуальными поступками каждого из участников). Так уже на этапе выработки сюжет удачного управленческого решения, как правило, предусматриваются не только конкретные действия участников, но и предполагаемые предупреждающие действия с целью нейтрализации возможных реакций, социальных конфликтов и других негативных явлений, которые могут затруднить достижение намеченного.

      При обдумывании управленческого решения человек выстраивает в своем воображении его основной сюжет, в котором как таковом, отражаются существенные процессы, события действительной жизни и основные действия, связанные с его потребностями, образом мыслей и целями. Но только в реализуемом действии, а не его в характере обнаруживается, независимо от представлений человека о самом себе, как сущность человеческих отношений, так и сущность его самого. Человек может считать себя честным и порядочным гражданином, но при этом бессовестно воровать. Можно вспомнить завхоза второго дома Старсобеса из «Двенадцати стульев», который «был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза… Свет не видывал еще такого голубого воришки, как Александр Яковлевич» [Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев,  Золотой  теленок.  Москва, Издательство "ПРАВДА" 1987].

Главным элементом в планировании и прогнозировании управленческого решения является исходная ситуация, которая уже сложилась на определенный момент времени в системе «субъект-объект» и благодаря которой установилось определенное соотношение действующих сил. Но и эта, выбранная исходной, ситуация объединяет в себе не все стороны, связи, соотношения, существующие в отражаемой действительности, а лишь только те, которые выделены автором, инициатором или управленцем для разрешения поставленной перед ним в управленческом решении проблемы, и которые выделены им как наиболее актуальные и важные. Участники планируемого процесса реализации сложной управленческой задачи могут быть в разных взаимоотношениях (дружелюбных, враждебных или нейтральных),  между ними могут быть внутренние конфликты, что, однако, не мешает управленцу, отстраняться от факта их существования, так как их наличие и существование в его сознании может представляться фактором реальным, но не значимым.

      В процессе реализации управленческого решения возможно возникновение такой ситуации, когда взаимодействие всех участников в направлении общей цели активизирует резко выраженные противоречия, в противоположность тем действиям, которые выбраны как главные для достижения результата. Такую ситуацию называют коллизией (от лат. collisio - столкновение), она представляет собой столкновение, противоречие, расхождение интересов, взглядов и стремлений участников, так или иначе задействованных в решении. Коллизия – это узел противоречий, который может быть развязан лишь действием, отвечающим, прежде всего, сущности характера главной цели управленческого решения. Такое развертывание действия, при котором обнаруживается и осознается противоречие частных интересов отдельных лиц или групп персонажей и при котором эти лица, имея противоположные цели, сознательно ведут борьбу друг против друга, называется интригой.

      Не всякая ситуация в планируемом или реализуемом решении может сопровождаться конфликтами, но всякая из них характеризуется драматизмом (от слова драма, которое от греч. dráma, буквально – действие), который связан не столько с планируемым ходом событий, сколько с тем как реализуются эти запланированные действия и какой драматической напряжённостью сопровождаются. Драматическая напряженность реализуемого решения обладает определенной эпизодичностью, последовательностью и фронтальностью. То есть, она может быть локальной в рамках какого-то отдельного действия, операции, приема, перетекающей из одной ситуации в другую, стабильно постоянной, характерной для всех без исключения ситуаций, сопровождающих реализацию намеченного и независимо от того какой план действий по локализации: фронтальный или локальный, или последовательный с взаимозависимой сменой одного действия другим.     

      При планировании управленческого решения человек, как правило, исходит из статической ситуации, которая зафиксирована им здесь и сейчас в момент начала выработки управленческого решения. Это позволяет ему констатировать обстоятельства и предисторию того или иного действия, среду, психологические состояния, идейные устремления и другие элементы, влияние которых может быть значительным и не только на процесс выработки, но и на принятие варианта действий, и на его итог. Реальная сюжетная ситуация заключает в себе различные элементы динамики, которые а последствии раскрываются и проявляются в действии. Динамика любого действия выстраивается в систему переходящих друг в друга ситуаций и является результатом предшествовавших ней, и включающую в себя также потенции всех последующих ситуаций. Сюжетная ситуация не неподвижное положение, а лишь известный (осознанный и понятый) этап в непрерывно развертывающемся  действии, в котором находит отражение изменение, движение и развитие всех процессов, которые объединены общей целью управленческого решения. При анализе и прогнозировании сюжета управленческого решения важно иметь в виду, что концепция развития или эволюции любой ситуации может идти по пути развития через уменьшение и увеличение или через повторение, и развитие, как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними). При первой концепции движения остается в тени самодвижение главного действующего лица или героя, двигательная сила этого самодвижения, источник и мотив. При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника самодвижения.

       Прогнозируя будущий результат уже на этапе планирования действий человек должен исходить не из отдельно взятой ситуации, а из ряда переходящих друг в друга ситуаций, выстраивающих несколько сюжетных звеньев в основной, главный мотив. В то время, как исходя из отдельной ситуации, а не из мотива, планирующий действия, человек может легко просмотреть определенную закономерность динамики и те движущие силы, которые являются истинными пружинами действий участников и последующей вызванной их реализованными действиями ситуации.

         Сюжет управленческого решения – это не столько простая смена ситуаций и механическое их следование во времени с сопоставлением внутренне не связанных событий, случайных происшествий, а композиция, в которой всегда можно выделить несколько главных объединяющих ее элементов. Во-первых, таким элементом является цель управленческого решения, во-вторых, главное действующее лицо или герой, который своими действиями нацелен на результат как на единое, законченное, целостное действие-подвиг с определенным конкретным результатом. В-третьих, это окружение, ближнее к герою и дальнее, соприкасающееся с его ближним окружением или не имеющее никаких соприкосновений с ближним окружением, но имеющее отношение и интерес к цели и результатам действий главного действующего лица. В-четвертых, все другие элементы сюжетной композиции так или иначе причастные к управленческому решению.

       Главным в реализации решения является действие героя управленческого решения, которое имеет определенное начало, середину и конец. Действие состоит, складывается, формируется из отдельных эпизодов, которые фактически непрерывно следуют друг за другом по необходимости или вероятности. Действие как ахитепическое представляется подвигом и имеет "источник самодвижения" – цель, которая находит свое отражение в коллизии действительности. Обнаруживающиеся в исходных ситуациях перед началом действия героя противоречия разрешаются им через действия, которые приобретают характер единого в своих противоречиях процесса. При этом единство действия формируется не только причинной связью, но и субъективной устремленностью главного действующего лица или героя к определенной цели.

       Принципу единства сюжетного действия не противоречит богатая разветвленность, многолинейность сюжетной композиции в том случае, если между отдельными ветвями сюжета прослеживается внутренняя, содержательная связь (обнаруживающаяся, например, как контрасты, параллели, вариации по отношению к основной линии действия и ее (его, действия) главной цели). В этом случае сложная разветвленность сюжета означает широкий охват многообразия действительности, ведущий к многостороннему уяснению ее закономерностей, ее сущности и целевой мотивированности.

         Единство действия в реализуемых решениях определяется тем, что человек не воспроизводит механически все неисчерпаемое множество явлений и связей действительности, а производит известный отбор каких-либо наиболее важных и значимых из них, представляющихся так же типическими и выбирает ту или иную цель или разрешает какую-то проблему. Продумывая будущие действия, человек конструирует их, фиксируя их начало, середину и конец, и определяет для себя отправные точки, с которых начинается его деятельность. Таким органическим началом во многих (особенно в крупных) решениях (жизненно важных и значимых) является завязка (инициирование действия, берущее начало с осознания цели), которая реализуется через продумывание человеком общего сюжета и отдельных его эпизодов. Он мысленно выстраивает по существу общий сюжет своего будущего, вычленяет и формирует наиболее важную для себя проблему, которая обнажает исходные противоречия и определяет возможное столкновение противодействующих сил и служит первоисточником дальнейшего действия и борьбы. Завязке часто предшествует экспозиция, обрисовка обстоятельств, при которых развернется действие, расстановка действующих сил, еще не вступивших в реальную борьбу. Но особенно важным моментом для понимания управленческого решения является развязка, в которой дается то или иное разрешение противоречий, конечное соотношение борющихся сил, оценка человеком результатов борьбы и тем самым то или иное решение поставленной проблемы. Очевидно, что единство действия сохраняется лишь в том случае, если развязка (проблема, коллизия) осуществляется действием, вытекающим из существа предшествующей борьбы сил и из характеров участников, исполнителей, а не путем deus ex machina, то есть, вторжения новой, посторонней силы, не участвовавшей в сюжете и не предугаданной при планировании, прогнозировании и анализе.

          Главное в процессе реализации управленческого решения – это разрешение  коллизии, которая может возникнуть в ходе действий героя или которая возникает, несмотря на предпринятые им меры. Проявление коллизии в ходе реализации намеченных действий говорит о слабости решения и о неясности представлений человека о существе проблемы, задачи, средств и методов реализации намеченного, что является отражением действительности.

        Динамика явлений характеризующих реализуемое героем действие, может развиваться по форме синтетически-поступательного развития или по форме прямой последовательности событий, то есть в той, в которой они чаще всего протекают в самой объективной действительности. Идеальное решение строится по законам сюжетной композиции, сначала дается экспозиция, затем завязка, кульминационный пункт борьбы, характеризующееся проявлением и разрешением коллизии,  развязка (преодоление реакций, разрешение конфликтов, устранение коллизии), эпилог (достижение намеченной цели, получение желаемого результата).

      При планировании управленческого решения следует знать «всю предисторию» предшествующую началу действия, без чего невозможно предугадать развитие ситуации, возможные коллизии и негативные реакции окружения на действия героя. Проигрывание у уме сюжетной композиции особенно наглядно обнаруживает потребность в понятии фабулы, которым обозначается повествовательная основа, прямая последовательность развития событий, которая в отличие от сюжете, образуется последовательностью событий в том виде, в каком она выстраивается в процессе планирования действий.

       Сюжетный мотив управленческого решения в ходе его «проигрывания в уме» и перехода одной ситуации в другую позволяет выявить такие важные элементы как движущие силы, которые для автора решения, являются причинами движения, побуждающего к действию или затрудняющего его. В качестве движущих выступают и так или иначе понимаемые закономерности социально-исторической жизни, и биологические законы, и вмешательство рока, мистических сил и т. д. Очевидно, что введение тех или иных пружин действия обусловливается уровнем решения так и характером сознания конкретного автора, отражающего окружающего его действительность. Часто движущими силами в разрешении различных коллизий выбираются индивидуальные побуждения и личные качества предприимчивого героя.

        Герой управленческого решения, реализуя актуальные для него задачи, может стать свидетелем и непосредственным участником "перемены от несчастья к счастью или от счастья к несчастью". Его действия при этом выстраиваются как "перемена событий к противоположному, притом... по законам вероятности или необходимости". Личные устремления близящегося к цели героя управленческого решения могут потерпеть крушение, так как в ходе его движения к цели может проявиться и обнаружиться мощь противостоящих ему сил - власть рока. В таком случае говорят о перипетиях (от греч. Peripéteia – внезапная перемена в жизни, неожиданное осложнение, трудно преодолимое обстоятельство) судьбы и господстве все переворачивающего случая. Но для человека настроенного на успех любые перипетии – это та единственная возможность добиться успеха (греч. peripe’teia - "внезапный поворот" и по определению Аристотеля - "превращение действия в его противоположность". Перипетия один из существенных элементов усложнения трагической фабулы в управленческом решении, которая предопределяет, как правило, последующие неудачи и в реальной жизни свойственна ситуациям, сопровождающим действия человека.

         Для современных управленческих решений характерна заостренная "сюжетность", которая проявляется в множестве событий, изобилии внешнего действия, острых и интригующих положений. Но наиболее характерной чертой современности является повышенный риск. Образно отражая динамику действительности, сюжет управленческого решения в то же время содержит в себе то или иное авторское отношение к предполагаемым действиям и явлениям их сопровождающим. Построение сюжета управленческого решения  тесно связано с управленческой структурой организации, оно может быть реализовано как приказ, указание, задача, план, наряд. При чем при постановке задачи может быть предложен алгоритм с высокой степенью свободны действий или прямолинейный и жесткий.

      Человек как герой управленческого решения должен уметь анализировать и оценивать действия, факты и поступки (собственные и других людей). Знать и понимать способы осуществления действий, решений, формирующие конкретное понятие работа (работоспособность), понимать назначение инструкций по пользованию, методик и технологии реализации действий, решений и инструкций (в том числе программ действий) и целесообразность их перевода в конкретное действие. Анализ - это разбор, раздробка, разрешение, разложение целого на составные части его или общий вывод из частных заключений, в противоположность синтезу, синтетическому способу, переход от общего к частностям.

        Человека как герой управленческого решения должен знать особенности мышления, суждении, (как отношения к чему-либо), установления логических связей, рассуждения, понимать и отличать логичность-алогичность суждений. Для этого он использует мышление, которое является процессом отражения объектной реальности, составляющей высокую ступень человеческого познания. Мышление дает знания о существенных свойствах, связях и отношениях объектной реальности, осуществляет в процессе познания переход от явления к сущности. В отличие от ощущений и восприятий, являющихся процессами непосредственно чувственного отражения, мышление дает не прямое сложно-опосредственное отражение действительности. Мышление одновременно является и функцией мозга и продуктом общественно-исторического развития человека. Мышление может рассматриваться как деятельность по решению задач, которая может выступать как внутренняя и внешняя деятельность. Основанием для деятельности выступает мотивация, которая является важным фактором в побуждении искать решения. Существует два типа мотивов: во-первых, специфически познавательные, во-вторых, не специфически познавательные. Мышление тесно связано с жизнью человека. Различают три формы мышления: во-первых, наглядно-действенное, во-вторых, наглядно-образное и наконец, словесно-логическое. Внутренне мышление: - свернутое, теоретическое. Внешнее мышление: - развернутое, - практическое. Мышление тесно связано с воображением. Посредством воображения человек может создавать образы того, чего он в жизни не наблюдает. Особенно, важно для человека творческое воображение, позволяющее ему создавать совершенно новое.

        Человек как герой управленческого решения должен знать о таких понятиях как дистанция между людьми, иерархия, субординация, социальная территория, авторитет, уважение, признание и власть (основные атрибуты иерархического места). Не менее важно для человека знать сущность приверженности, принадлежности к организации, права собственности, авторства и прочего. Человек должен ориентироваться в системе объективно-закономерных взаимоотношении в обществе, понимать содержание понятие процесса (внутренние, скрытые от глаз проявления), его интенсивность, внутренняя динамика объекта.

       Так, например, человек пришел на собеседование с одной целью: обсудить перспективы своего трудоустройства. И если через несколько минут после обмена приветствиями, дежурными любезностями и его рассказа о себе, работодатель начинает говорить о чем угодно, кроме интересующих работника тем: должностные обязанности, режим работы, размер заработной платы и так далее, то, очевидно работодатель не заинтересовался данным работником или считает, что новому работнику не престало ставить такие вопросы, он должен быть благодарен за то, что его берут на работу. Какими в дальнейшем будут отношения человека с руководителями и коллегами во многом зависит от него самого, его отношения могут быть официальными, но при этом достаточно дружелюбными и демократичными или панибратски фамильярными. Стиль общения в организации обычно задает первый руководитель, который подбирает людей, психологически близких ему.

     Дистанция (от лат. distantia - расстояние)  между людьми, промежуток, простор между ними, пространство, пролет, пробел, расстояние, расстановка, интервал. Дистанция является одним из элементов, характеризующих, общение и взаимодействие между людьми в процессе установления и развития контактов между ними, порождаемыми потребностями в совместной деятельности.

      Одним из важнейших факторов, влияющих на роль любого человека в окружении является авторитет (нем. Autorität, от лат. auctoritas - власть, влияние), который в широком смысле - общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни (например, воспитание, наука), основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте (авторитет родителей, врачей и т. д.). В более узком значении – это одна из форм осуществления власти. Часто говорят об авторитете закона, какого-либо правила, социальной нормы, что обозначает признание их необходимости большинством людей, на которых распространяется их действие. Авторитет выражается в способности лица или группы лиц (носители авторитета) направить, не прибегая к принуждению, поступки или мысли другого человека (или людей). Существование авторитета связано с ограниченностью возможностей человека рационально оценивать многие возникающие перед ним проблемы, что связано со сложностью самой действительности. Отсюда необходимость принятия на веру утверждений носителей авторитета. При этом предполагается способность носителя авторитета в принципе обосновать свои требования.

       Формы, в которых авторитет воплощается, и сферы его действия зависят от исторических ступеней развития общества, идеологических представлений, определяющих источники и критерий законности власти.

       Кроме того, авторитет – это уровень уважения человека другими людьми и группой, к которой он принадлежит. Авторитет проявляется в способности лидера побуждать других людей к исполнению возложенных на них обязанностей. Различают авторитет должности и реальный авторитет. Авторитет – это также, значение, сила, вес, компетентность, компетенция, престиж, общепризнанное значение, влияние, уважение, которыми пользуется то или другое лицо или учреждение в силу своих заслуг, социального положения, материальной силы, исторических или иных условий. Авторитет по  должности определяется занимаемой должностью и является объективной основой авторитета руководителя, это концентрированное отражение в решениях руководителя и сознании подчиненных убеждающего потенциала личности руководителя и определяется: для самого руководителя - силой влияния сотрудников; а для подчиненных - степенью оказываемого руководителю доверия. Реальный авторитет – это фактическое влияние, доверие и уважение.

 

 

Продолжение

 

http://dainave.narod.ru/DA2004_15_10_04.htm (ставить цели, выделять важное, манипулировать объектами, место в социальном пространстве, интересы, композиция управленческого решения, дистанция, причинно-временная последовательность, актуализация потребностей, вымысел и его место в управленческом решении, коллизия, движущие силы, мотивированность, особенности мышления, авторитет).

 

 

ãDA2003. ã Daine Ave2003. ã Диана Оверченко2003.   E-mail: dainave@yandex.ru ãАВБ2002

Сайт создан в системе uCoz