На главную страницу                                                                                                                          

 

БЫТЬ ГЕРОЕМ СОБСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

(Подход пятый)

 

         4.Человек как герой управленческого решения должен знать и уметь эффективно использовать свои резервы. Для человека или группы особенно важно увязать планируемые действия с наличными ресурсами, а также постоянно отслеживать их эффективное использование. Но особым и особенным умением человека все же является умение манипулировать, то есть использовать по мере необходимости имеющиеся ресурсы и привлекать их со стороны. Но при взаимодействии с другими людьми умение манипулировать имеет совершенно другую сущность, и являет собой умение использовать способы социального воздействия (при помощи информации, экономических, политических, социальных и иных средств) с целью навязывания определенных идей, ценностей, форм поведения и так далее. Под манипуляцией (от франц. manipulation, от лат. manipulus - пригоршня, горсть, manus - рука) также понимается движение руки или обеих рук, связанное с выполнением определённых процессов (например, при управлении каким-либо устройством) или же сложный приём в ручной работе, требующий большой точности. Но в некоторых, особенных ситуациях – это ловкая проделка, ухищрение, подтасовка фактов для достижения неблаговидной цели, то же, что махинация.

       Человек в роли героя управленческого решения – это лидер и для него очень важным является умение не только искусно совершать манипуляции при выполнении элементарных действий, но и уметь оказывать сложные управляющие воздействия на людей своего окружения. Это умение представляет собой способность человека властвовать над объектами, владеть и господствовать над ними, начальствовать среди окружающих, стоять во главе, играть первую (главную, выдающуюся) роль. К этому понятию по смыслу близко слово доминировать или главенствовать (от лат. dominans, родительный падеж dominantis - господствующий), которое является основным признаком и важнейшей чертой характера героя и лидера. Все элементы процесса реализации любого управленческого решения находятся в подчиненной или согласованной зависимости с потребностями, желаниями и устремлениями главного действующего лица или героя, в противном случае, это лицо не сможет подтверждать свою роль главного действующего лица и перестает доминировать и властвовать над окружением и ситуациями.

       Для организации эффективных действий имеет значение внимание, как одна из характеристик психической деятельности человека, выраженная в сосредоточенности и направленности его сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное, или пассивное, внимание имеет место, когда выбор объекта деятельности определяется без заранее поставленной цели, непреднамеренно. Если выбор производится сознательно, преднамеренно, то внимание является произвольным, или активным. Произвольное внимание является актом воли, оно присуще только человеку и возникло в процессе труда. Деятельность может так захватить человека, что её выполнение не требует от него специальных волевых усилий. Наличие цели в сочетании с отсутствием волевых усилий характеризует послепроизвольное внимание.

        Внимание возникает, существует и развивается в деятельности, являясь необходимым условием её сознательного осуществления. Непосредственной причиной появления внимания является значимость внешних воздействий (их субъективная новизна, интенсивность, контрастность и так далее) для личности. Конкретные особенности внимания устанавливаются с помощью характеристик его устойчивости, объёма, распределённости и возможности переключения. Устойчивость внимания – это способность человека удерживать объект деятельности в поле сознания на определённый срок, причём временной интервал устойчивости может колебаться от долей секунды до нескольких часов. Внимание является актом, посредством которого человек выделяет какое-либо восприятие или представление из всего содержания своего сознания, в силу чего это восприятие или представление усиливается в ясности и отчетливости и получает временное преобладание над всем остальным.

      Человек как герой управленческого решения должен уметь оценивать качества своего характера и собственных возможностей, изучать и сравнивать характеры и способности других людей и находить варианты сбалансированного взаимодействия свободные от конфликтов. Очень важно уметь сбалансировано увязывать свои собственные интересы с интересами окружения, это позволяет осуществлять и поддерживать эффективное взаимодействие. Для этого необходимо отслеживать изменения баланса (франц. balance, буквально - весы, от лат. bilanx - имеющий две весовые чаши, – равновесие, уравновешивание) интересов, характеризующего явления в текущем взаимодействии. Путем сопоставления или противопоставления интересов и ожиданий отдельных сторон человек как организатор такого взаимодействия может привести их к общей цели, которая не будет противоречить ни интересам, ни ожиданиям всех участников.

       Очень важно человеку  знать свои личностные характеристики и понимать, что личность – это термин, обозначающий: во-первых, человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) и, во-вторых, устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

      Говоря о личности, имеют в виду, прежде всего, наиболее типичны и существенны для него черты, которые делают его частью окружения. Понятие личность отличается от понятий «индивид» (человек как единичный представитель некоего целого - биологического или социального) и «индивидуальность» (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Об индивидуальности можно говорить на разных уровнях (биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом и тому подобном). Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания и является объектом изучения философии, психологии и социологии.

       Для человека реализующего роль героя управленческого решения важно то, какое место занимает он в этом окружении, а также то, чем он фактически является и кем может стать, какую роль и место займет в будущем. Но сможет ли он стать господином и хозяином собственной судьбы и «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и является тем «самым важным», что определяет его как сильную личность.

       В своём первоначальном значении словом «личность» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актёром в греческом театре (сравни с русским «личина»).

       Для личности характерно несовпадение реального поведения человека и его «сущности», какой он сам её видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. Под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Личность – это не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включён, и те социальные функции, роли, которые он в ней выполняет.

      Человек как герой управленческого решения должен быть способным противопоставлять и отстаивать свои идеи и взгляды, составляющие часть мира его представлений, образов, воспоминаний и фантазий. Распространение собственного видения жизни представляется одним из условий для эффективного влияния на окружение и формирования у человека, взявшего на себя роль героя или главного действующего лица в окружении, лидерских качеств. В связи с этим важно понимать, что лидерство в широком смысле - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений и специфический вид отношений управления, в основе которых лежит признание особого статуса лидера, его личных качеств, квалификации или должности. Таким образом, проявляя лидерские качества, человек укрепляет свою позицию (лидера, героя и главного действующего лица) в управленческом решении. Различают, во-первых, формальное лидерство как процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности и, во-вторых, неформальное как процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов. В этой связи лидерство представляется одним из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид, взяв на себя роль лидера, объединяет, направляет действия определенной социальной группы, которая разделяет, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», лидерство характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации. Посредством идеализации (франц. idéalisation, от idéal - идеал) человек представляет себя лучшим или более совершенным, чем он сам или кто-нибудь в его окружении и наделяет себя качествами, соответствующими идеальному лидеру.

     Видение или представление предмета, события или явления строится на основе воображения, отражающего образ предметов, посредством воздействия на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений и также образ, созданный усилиями продуктивного воображения как высшей формы чувственного отражения. В отличие от восприятия, представление поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с общим началом и с понятием. Представление осуществляется в двух формах - в виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то представление одновременно относится и к настоящему, и к прошлому. Именно представление позволяет человеку оперировать свойствами и качествами предметов, явлений и событий без непосредственного воздействия на них.

      Представление есть вспоминающее созерцание, спецификой которого является промежуточность между созерцающим и мыслящим сознанием. С помощью воображения создаются представления и мысленные ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в действительности. Чем реальнее отражение в представлении, тем продуктивнее его регулятивная и стимулирующая деятельность во всех видах человеческого творчества.

      Восприятие и представление не есть независимые силы или способности сознания. Они образуют неразрывное единство. При этом представление является синтезом многих чувственных впечатлений и представляет собой такое состояние сознания, которое воспроизводит прежде воспринятый нами или просто воображаемый объект, как если бы этот объект был налицо, хотя в действительности его перед нами нет. По своим объектам представление делятся на внешние (объектом является внешняя вещь или ее свойства), внутренние (объект - душевное состояние) и представление чужой душевной жизни. Сообразно с тем, такие признаки мыслятся и в объектах, представление делятся на общие, рассматривающие признаки, общие для целой группы объектов и единичные (образы), рассматривающие объект со всеми присущими ему признаками, как общими, так и единичными.

      Человек как герой управленческого решения должен осознавать свои способности, внутренние качества, характер, знания, умения, навыки. Способности (дарование, дар, призвание, умение, талант, гений) человека – это индивидуальные особенности его личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам и обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности, и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. Способности - индивидуально-психологические особенности личности необходимые для освоения определенной деятельности и ее успешного осуществления. Считается, что процесс формирования способностей происходит на основе задатков и наиболее распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты.

         Так для бизнесмена особенно важны такие способности как предпринимательская способность, представляющая собой способность человека использовать определенное сочетание ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности (например, производства какого-то товара), принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества и идти на оправданный риск. Не менее важна также и способность к адаптации - критерий, отражающий способность человека реагировать на изменения, возникающие в результате действия внутренних или внешних сил. Это специальные способности, которые особенно важны если образ человека как героя управленческого решения формируется в сфере предпринимательской деятельности, они представляют собой индивидуально-психологические особенности человека, которые обусловливают его предрасположенность и будущую успешность в отдельном виде деятельности.

         При этом человек использует критерий целесообразности как соответствие явления или процесса определённому (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Целесообразность рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой - как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (то есть систем, способных достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий). Понятие целесообразность связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего - процесс труда Основа целесообразной деятельности человека - законы внешнего мира, природы.

        В процессе деятельности проявляется характер человека (нрав, норов, натура, темперамент, вид, тип, форма, облик, обличье), представляющих собой совокупность психических черт, являющихся отражением темперамента, воспитания, направления воли и ума человека и его образ, комбинируемый из толкования и восприятия окружением его поступков и поведения, и очерченный с известной полнотой и индивидуальной определённостью. Через характер человека раскрывается как обусловленные данной ситуацией тип его поведения (поступки, мысли, переживания, речевая деятельность), так и присущая ему как герою управленческого решения нравственно-эстетическая концепция существования (суть такой концепции мы закладываем в понятие – герой управленческого решения. Характер являет собой органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого; объективного (социально-психологическая реальность человеческой жизни, послужившая прообразом для реализуемого характера) и субъективного (осмысление и оценка прообраза автором).

        Характер (от греч. charakter - отпечаток, признак, отличительная черта), целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, её тип, "нрав" человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения и составляет предмет изучения характерологии.

 

 

Продолжение

 

 

http://dainave.narod.ru/DA2004_15_10_05.htm  (резервы человека, манипуляция, лидер, внимание, сбалансированное взаимодействие с окружением, интересы личности, интересы индивидуума, интересы окружения, личность, персона, индивид, лидерство, видение, способности).  

 

ãDA2003. ã Daine Ave2003. ã Диана Оверченко2003.   E-mail: dainave@yandex.ru ãАВБ2002

Сайт создан в системе uCoz