На главную страницу

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор предприятия

СП «Дайане О»

 

_________________ \Д.А.Оверченко\

 

      “____” ____________ 2004г.
 
 
 
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
 РАБОТЫ СЕКЦИЙ  РАЗВИТИЯ

 

1.ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ И РАБОТЫ СЕКЦИИ  РАЗВИТИЯ

 

 

     1.1. Цель организации работы секций стабилизации и развития на предприятии состоит в создании в трудовых коллективах предприятия условий для быстрого реагирования на возникающие в процессе деятельности подразделений ошибки, острые проблемы прямо связанные с качеством продукции и работ, а также с их эффективностью и производительностью.

     1.2. Деятельность секций стабилизации и развития направлена на обеспечение условий и долговременного и постоянного развития подразделений, усиления активности и участия его персонала в управлении предприятием. При этом вся организационно-методическая работа по организации и планированию деятельности секций направлена, прежде всего, на активизацию и развитие персонала подразделений предприятия, как основу повышения эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия.

      

2.ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЕКЦИЙ  РАЗВИТИЯ

 

     2.1. Необходимыми условиями для успешной работы секции являются:

     - вера руководителей всех уровней и рядовых работников в идею секций и успех в разрешении проблем подразделения,

     - всесторонняя помощь администрации и всех специалистов,

     - добровольность и самостоятельность,

     - постоянная, целенаправленная, планируемая работа секции,

     - всеобщее «тотальное» обучение всех членов секций,

     - широкая пропаганда и агитация,

     - эффективные методы стимулирования.

     2.2. Организационно-методические задачи руководителей секций состоят в том, чтобы через неформальные контакты с членами секций, (работниками подразделений) создать условия для эффективного взаимодействия работников подразделения на основе  новых принципов, которые  позволяют сплотить новый коллектив, способный решать задачи по активизации эффективной деятельности и развития подразделения.

     2.3. Руководство предприятия берет на себя задачи по формированию общих  целевых установок на развитие, разработку и постановку задач для каждого подразделения и каждой секции развития.

     2.4. При подготовке программ развития подразделений и организации деятельности секций на предприятии разрабатывает основополагающие принципы стабилизации и развития:

- задачи и критерии развития по каждому подразделению и по каждой секции,

- фонды финансирования и поддержки развития подразделений и секций,

     

 

3.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

       Основные организационные принципы

     Подготовительная работа осуществляется в трех главных направлениях:

     - организация,

     - информация,

     - агитация,

     - обучение.

     Цель подготовительной работы – создать необходимые условия для работы секций и сформировать позитивное отношение к ним у большинства персонала.  

     3.1.Администрация предприятия берет на себя добровольные обязательства по выработке всех необходимых организационно-методических материалов для организации деятельности секций стабилизации и развития.

     3.2.Администрация для успешного осуществления деятельности предприятия и его гарантированного развития, берет на себя обязанности по обеспечению финансирования и поддержки деятельности секций. При этом она обязуется выработать критерии и систему мотивации участия рядовых работников в работе секций, основную часть финансирования обучения персонала и повышения его квалификации.

     3.3. Администрация поддерживает практическое применение предложений и наработок секций стабилизации и развития в деятельности подразделений.

 

     3.4. Организационная работа.

 

     3.4.1.Принятие администрацией предприятия решения о создании секций и выработка основных базовых документов регламентирующих их деятельность, цели, задачи.

     3.4.2.Сформирование основного органа (руководящего комитета) возглавляющего деятельность секций.

     3.4.3. Выработка положений, определяющих состав, структуру, права и обязанности руководящих лиц комитета, руководителей секций. (Так, руководящие комитеты могут быть сформулированы из директора предприятия (не всегда)), управляющего высшего звена и представителей всех ведущих отделов и подразделений предприятия (производственного, конструкторского, технологического, подготовки и обучения персонала, отделов персонала  и управления качеством).

     3.4.5. Задачи руководящих комитетов состоят в обеспечении выполнения следующих функций:

-         развитие и пропаганда идей секций, «генерирование» активности ведущих подразделений предприятия с тем, чтобы привлечь к неформальной деятельности по стабилизации и развитию коллектив предприятия.

-         инициирование разработки и осуществления образовательных программ,

-         организация разработки и осуществление программ деятельности секций в соответствии с целями и задачами подразделений и предприятия.

-         обеспечение широкого доступа персонала к информации, регламентирующей порядок деятельности секций их задачи, цели и порядок осуществления их  деятельности.

-         выработка приоритетных задач и направлений в деятельности секций, формирование комплексного плана деятельности комитета, секций.

    3.4.6.Руководящий комитет, как правило, заседает раз в квартал.

    3.4.7.Организация и контроль работы секция осуществляется руководящим комитетом по программе, которая составляется не менее чем на квартал.

    3.4.8.Руководитель комитета должен входить с состав отдела Возможно персонала.

     3.4.9.Руководящий комитет имеет трех функциональных руководителей ответственных:

    - руководитель программы деятельности секций стабилизации и развития на предприятии,

    - руководитель программ обучения на предприятии,

    - координатор программ деятельности секций развития на предприятии.

    3.4.10. Руководитель программ несет ответственность за выполнение программ деятельности секций. Он осуществляет планирование деятельности секции, составляет план мероприятий и график решаемых секцией задач. Он определяет и заявляет необходимых преподавателей для обучения персонала, консультантов и экспертов. Он отчитывается перед руководящим комитетом за деятельность секций. 

    3.4.11. Руководитель программ обучения разрабатывает и осуществляет образовательные программы в рамках предприятия и за её пределами.

    3.4.12. Координатор программ проводит консультации и оказывает конкретную помощь в проведении занятий. Он осуществляет координацию внутренней деятельности секции. Он является главным источником информации, руководителем, тренером и инициатором секции выбранного направления. (Предлагается неформальный лидер, способный возглавить выбранное направление и осуществляет его деятельность). 

3.4.13.          Требования к координатору программы (секции).

-         пользоваться уважением коллектива,

-         уметь разговаривать с руководством,

-         уметь управлять подчиненными,

-         быть инициативным и решительным,

-         хорошо разбираться в вопросах выбранного для деятельности секции направления,

-         уметь четко формулировать мысли и убеждать людей,

-         отличаться высокой организованностью,

-         уметь эффективно работать на результат.

     3.3.14. Координатор может быть освобожденным, может совмещать свою деятельность с основной деятельностью в подразделении, при котором организована секция.

    

4.ИНФОРМИРОВАНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕКЦИИ И ПРОПАГАНДА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

     4.1. Цель этой работы активно пропагандировать идею секций, их цели, задачи среди персонала предприятия.

     4.2. Главная цель агитационной и информационной работы состоит в информировании персонала предприятия о сущности секций, пропаганде их успехов и пользы для фирмы, раскрытии механизма их работы и той пользы, которую они могут принести реализации творческих способностей отдельных работников.

     4.3. Основные цели и задачи секций, которые действенны для их пропаганды это:

     для руководителей высшего и среднего уровня:

-         снижение издержек производственно-коммерческой деятельности подразделений,

-         повышение качества продукции и услуг,

-         улучшение трудовой морали работников и их заинтересованности в результатах труда,

-         рост эффективности производственно-коммерческой деятельности подразделений,

-         широкое вовлечение работников в организационную и управленческую деятельность подразделений.

     для персонала служб и отделов подразделений:

-         повышение качества продукции и услуг,

-         уменьшение отходов и уровня брака,

-         уменьшение доли устаревшей продукции,

-         предотвращение порчи продукции.

     для инженерно-технических специалистов: 

-         обучение и повышение квалификации работников,

-         активизация руководителей нижнего звена,

-         участие в консультировании деятельности секций,

-         совершенствование системы управления подразделения.

    4.4. Пропаганда деятельности секций позволяет привлечь к их деятельности рабочих, которые смогут, участвуя в их деятельности:

-         приобрести новые знания, навыки и умения,

-         добиться решения тех проблем, на которые они жаловались,

-         улучшить условия труда и реализовать их на практике,

-         усовершенствовать методы работы,

-         повысить удовлетворенность трудом,

-         получить дополнительное вознаграждение.

    

     5.ОБУЧЕНИЕ

 

     5.1.Одной из целей секций стабилизации и развития является обучение персонала предприятия. При этом система обучения персонала предприятия охватывает все слои от высших руководителей до работников.

     5.2. Система обучения для высших руководителей основана на организации циклов лекций или одно-двухдневных семинаров, на которых изучается концепция («философия») секций стабилизации и развития и методы управления, лежащие в её основе, цели, принципы организации и методы работы секций развития, концепции мотивации и методы стимулирования персонала, формы помощи секциям со стороны руководства подразделений и предприятия. 

     5.3. Для управляющих среднего звена (работники центральных функциональных служб и линейные руководители) изучают те же проблемы, но с большей практической направленностью, применительно к своим подразделениям. Они изучают также методы поиска и решения производственных проблем.

 

Примечание.

 

      Секции стабилизации и развития иногда называют кружками качества, под которыми понимаются (Quality Circles) небольшие группы рабочих, периодически собирающиеся для обсуждения связанных с их деятельностью проблем и возможностей, включая качество работы, ее объем, издержки, оценку и др. Однако, секции стабилизации и развития - это так же разновидность техники управления персоналом, которая направлена на выработку корпоративных преимуществ и технологии управления персоналом в данной организации с целью: обеспечения потребностей работников в участии, планировании и совершенствовании работы подразделения и предприятия в целом, подключение работников к решению проблем подразделения и предприятия и создания условий для повышения их возможностей, создание системы мотивации и стимулирования персонала предприятия.

       Технологии управления, которыми следует руководствоваться при создании секций стабилизации и развития имеют несколько особенностей: 1) следует провести предварительную организационную работу до их создания; 2. сформулировать и принять долгосрочные обязательства по данному каждой секции и увязать их с программами и планами развития предприятия. 3. обеспечить финансирование и техническую поддержку работы секций, .4. ясно, последовательно, постоянно и определенно сформулировать полномочия и обязанности руководителей каждой из секций. 5. вести основательную подготовку членов секций и участвующих в их работе работников. 6. реагировать на результаты работы секций быстро, оперативно и серьезно. Главным лицом в деятельности секций является фасилитатор или координатор, который должен быть менеджером высшего звена и играть ведущую роль во внедрении этой программы и обеспечении ее нормального функционирования.

 

      Задание:

  1. Определите перечень основных проблем для решения, которых на предприятии могут быть полезны секции.

     (Мотивация для секций – это: 1)мотивация удовлетворенности трудом, 2)качество работ и продукции, 3) улучшение взаимодействия между структурами предприятия, 3) повышение профессионализма работников, 4)  оптимизация затрат, ресурсов и рабочего времени, 5) повышение конкурентоспособности организации.

     Методы работы секций – это мозговой штурм для выявления проблемы; контрольные списки для отслеживания текущих проблем; анализ Парето для выявления наиболее серьезных проблем (Парето выяснил, что 80% всех проблем возникают из 20% работы); диаграмма причин и следствий, для того чтобы выявить причины проблем; полосовые диаграммы, для того чтобы показать частоту и размах проблем; диаграмма разброса для определения основных дефектов; карты контроля качества и методы выбора контрольных образцов.

     Модели с помочью которых секции обеспечивают управление качеством - это системный всеобщий контроль качества, построенный как единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятии. Этот процесс осуществляется всем персоналом предприятия. Основные подходы к управлению качеством в любых моделях сводятся к следующим моментам: 1) знать запросы потребителей, 2) знать, что будут покупать потребители (образ товара, услуги),  3) определить затраты, необходимые для достижения качества (разумность качества и затрат), 4) предупредить возможные дефекты и претензии, 5) предусмотреть систему постоянных корректирующих воздействий, 6) исключить необходимость введения проверки как отдельной функции).

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Абрашкина Е. , Егорова-Гантман К и др. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. Т. 1-2. М. Антиква, 1993.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Высшая школа, 1994.

3. Бергер П. , Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.

4. Блажнов Е. А. Паблик рилейшенз. М.: ИМА-пресс, 1994.

5. Блэк С. Паблик рилейшенз: что это такое? М.: Политиздат, 1990. 9а. Богословская Кира. Все о фокус-группах // Рекламист№ 2 (10), февраль 1996.

6. Групповая психотерапия. М.: Медицина, 1990.

7. Картер Г. Эффективная реклама. М.: Прогресс, 1991.

8. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990.

9. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988.

10. Психология. Словарь. М,: Политиздат, 1990.

11. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990.

12. Щюц А Структура повседневного мышления. // Социологические исследования 1988, № 2, с 129-137.

 

 

 

ãDA2003. ã Daine Ave2003. ã Диана Оверченко2003.   E-mail: dainave@yandex.ru ãАВБ2002

 

http://dainave.narod.ru/DA_Site2003_14.htm 

На главную страницу

 

Сайт создан в системе uCoz