На главную страницу

 

НАСТРОИТЬ СЕБЯ НА УСПЕХ

 

     Каждый человек, взявший на вооружение принципы стратегии вживания, по существу начинает “сражение за себя” - и должен быть готов к постоянной и тяжкой работе. Ему придется научиться непредвзято и объективно оценивать себя, свои возможности, ресурсы окружения и динамичные изменения, происходящие вокруг.

     Проиграть сражение “за себя” просто, ведь почти каждый человек  склонен видеть в своем поражении или неудаче волю случая, неблагоприятное стечение обстоятельств, несбалансированность внутренних и внешних ресурсов. Это своеобразная защитная реакция человека на негативное ответное действие окружения, но одно дело уйти в “глухую защиту” и занять выжидательную позицию, и совсем другое – реагировать на ожидаемое явление, к которому человек уже внутренне подготовлен.

    Человек терпит поражение тогда, когда перестает “сражаться за себя”, успокаивается и начинает ждать от жизни “подарков судьбы”. “Сражение за себя” - это постоянный процесс, в котором остаться победителем, значит быть героем всей своей жизни, а не статистом в жизни других людей.

       Стратегия вживания в окружение требует от активного человека, решившего на изменения своей жизни, настроиться на успех. Человек, совершающий действия и движения в направлении к намеченной цели, должен быть настроен на победу, и тем более, если взялся за такую задачу, как “сражение за себя”, каждый день, каждый час, каждую минуту. Потому, что такая настроенность на успех – это уже половина победы, половина успеха. Однако человеку очень сложно бывает настроить себя на успех, особенно, если он четко не сформулировал образ “себя” и не совсем ясно представляет, чего хочет от жизни и от окружения, в которое стремится вжиться. Да и направление движения при этом человеку представляется не совсем ясным.

      Для выработки такой настроенности можно использовать методику выработки успешного решения, которая представляет совокупность методов разработки решения и практической реализации его в жизнь. Эта методика основана на принципах, представляющих собой аксиомы создания моделей управленческих решений, гарантировано обеспечивающих успешный  результат. Ее основные принципы являются творческим развитием современных подходов к управлению различных наук (естественных, социальных, инженерных, управленческих и нового, практически опробованного направления - нейролингвистического программирования) [1] о человеке как индивидууме, личности и члене общества.

     Принципы успешного решения ставят своей целью научить и простого человека, и профессионала управленца, и менеджера любого уровня управления, вырабатывать, формулировать и  реализовывать решения и доводить их до успешного завершения. При этом человек приобретает необходимые навыки понимания процесса генерации управленческого решения и вырабатывает видение путей успешной его реализации, которых может быть множество, однако он выбирает из этого множества именно тот, который гарантированно ведет к успеху. Такая исходная установка  рассматривает любое решение как особым образом организованную (логически обоснованную, формализованную в виде плана) последовательность действий субъекта управления, который является носителем предметно-практической деятельности и познания, источником активности,  направленной на объект. Это субъект направляет ход развития планируемого действия и само движение к намеченной цели. Другими словами, это спланированная модель поведения конкретного человека,  план его действий и поведения человека в определенном изменяющемся окружении, сложный процессе реализации, поставленной им цели. Такая модель практически формирует перечень основных его действий, и человек как субъект управленческого решения, при этом рассматривается как главное действующее лицо, с предсказуемым, прогнозируемым поведением, то есть конкретная личность в конкретном окружении.

      Исходя из вышеизложенного, при планировании действий субъекта в генерируемом управленческом решении необходимо учесть несколько следующих основных условий:

     Первое условие. Действия субъекта управления (в задаче по вживанию в окружение – это действия человека) направлены, осуществляют и дают  тот успешный результат, который определен его целью (принцип результативности).

    Это главный принцип успешного решения, который не требует дополнительных пояснений или доказательств. Любому человеку представляется очевидным, что нет никакого смысла разрабатывать и планировать решение, реализация которого обречена на провал. Следовательно, основой любого успешного решения является  ожидаемый или точнее желаемый результат или успех. Настроенный на успех человек, как правило, мысленно уже достиг того результата, который запланировал, что позволяет ему относиться к происходящим вокруг явлениям, как обыденной работе, он достаточно спокойно воспринимает конфликтные ситуации и негативные явления, которые при этом могут возникать. Любое негативное явление воспринимается им как нормальная реакция, которую необходимо было предвидеть.  

     Такой подход перекликается с методикой, предложенной автором книги “Дерзкие тайны общения” [10] Тарановым, который предлагает свои правила инверционного подхода для планирования будущего любым человеком.

     Первое правило инверсного позитивного подхода в более обобщенном виде можно сформулировать так: развитие управленческого решения или действия необходимо прогнозировать  с точки зрения их позитивного развития и успешного исхода. При этом человеку необходимо ориентироваться не только на задействованные в решении наболее мощные ресурсы окружения, но и наиболее мощные негативные явления и противодействия окружения, которые активизируются, как только он начнет действовать. Эти мощные негативные ресурсы предлагается рассматривать  как наиболее сильную сторону в своем решении, а выработку предупреждающих их действий как единственно правильное решение.

     Поясним это на таком примере: в повседневной жизни часто случается, что кто-то из сотрудников в силу определенных обстоятельств, впадает в депрессию. Это создает довольно выгодную ситуацию не только для его непосредственного руководителя, но и для любого сослуживца, так как такой сотрудник  видит все происходящее в негативе, инерционно находя, видя, замечая в своем подразделении только негативное. Человек мало знакомый с новым окружением, в которое он вживаетсся может эффективно использовать такую ситуацию для сбора достоверной и полной информации. Психологическое состояние  сотрудника оказывается настроенным на поиск подтверждений своим внутренним установкам и обостреннным только на восприятие негативов в действиях, поступках других людей и событиях, а сама сформулированная им внутрення установка: “Все плохо!” является своеобразным “инструментом” для поиска негативов.  

      Второе правило инверсного позитивного подхода гласит, что принимая и запуская в реализацию тот или иной тип действия в управленческом решении всегда наиболее разумно исходить из худшего. Любой человек, организующий процесс вживание в окружение, должен быть внутренне подготовлен к самому худшему варианту развития ситуации в реализуемом им решении. И уже на начальном этапе планирования и реализации предумотреть противодействия негативным явлениям, которые как правило сопровождают любое действие. Достичь успеха может только тот, кто знает, что он будет делать в случае неудачи.

      Вот почему поступив в коммерческую организацию, любой работник должен думать о том, что он будет делать, если он завтра по каким-то причинам потеряет это место работы. Это вовсе не означает, что нужно опустить руки и ждать своего увольнения, а даже наоборот, нужно активно расширять круг своих знакомых среди коллег на фирмах-партнерах, что  позволит вам, прежде всего, выполнять свои должностные обязанности наилучшим образом. Кроме того, зная о ваших обширных связях и контактах с партнерами, руководство будет относиться к вам более лояльно и с большим вниманием, боясь, что вы недовольные условиями оплаты можете уйти с фирмы. Руководитель любой коммерческой фирмы будет стремиться поддерживать удовлетворенность заработной платой работника, который представляет фирму во взаимоотношениях с клиентами, партнерами и конкурентами, его заинтересованность объясняется тем, что такой работник олицетворяет собой фирму. 

     Третье правило инверсного позитивного подхода состоит в обязательной сбалансированной оценке внутренних и внешних ресурсов существующей ситуации, (оценке личных ресурсов и ресурсов, которые предоставляет окружение).  Главными ресурсами являются способности, знания, умения и личностные особенности и собственные качества не только самого человека, но и других людей задействованных в его решении. Не лишним будет также помнить, кто твой друг, товарищ и начальник. Несовпадение идеалов, образов жизни, привычек, темпераментов, воспитания в отношении с окружающими часто ведет к стрессам. Надо понимать, что всякий другой человек  – не плохой человек, а, прежде всего, - другой человек. Следовательно, для сбалансированного и успешного взаимодействия с другими людьми своего окружения человеку  полезно выработать несколько легко узнаваемых и воспринимаемых  стереотипов поведения. Это позволит ему минимизировать расходование ресурсов на взаимодействие с наиболее сложными персонами своего окружения.    

     Второе условие. Действия субъекта управления (будь то крупная организация или конкретный человек)  организуются и осуществляются по понятому и спланированному алгоритму. В виде такого алгоритма рекомендуется план действий, который расписывается по последовательно следующим друг за другом взаимоувязанным операциям или шагам. Это подразумевает, что каждое сложное действие разлагается на элементарные действия субъекта управления, которые могут представлять собой  упражнение, изложенное в доступном и понятном виде. При чем эти действия-упражнения могут быть успешно освоены и воспроизведены любым человеком, не имеющим специального образования (принцип последовательности).

      Этот принцип предполагает, что уже на фазе генерации успешного решения необходимо выполнить по-элементную и по-шаговую разбивку любого планируемого действия, которое необходимо представить в виде таких элементарных действий, которые позволяли бы осуществить реализацию самого действия любому рядовому исполнителю, без участия самого инициатора или контролера-инструктора. Упражнение-действие формируется и представляется как инструкция-памятка, ориентированная на простого исполнителя, рядового человека, не имеющего какой-то специальной подготовки. По такому принципу строятся многие инструкции к бытовым электроприборам, руководства по самообразованию, руководства по самообучению. Этот принцип позволяет любому рядовому пользователю успешно реализовывать манипуляции с довольно сложными приборами.  

     Третье условие. Действия субъекта управленческого решения формулируются и представляются в планируемом им мероприятии кратко, ясно, четко и понятно, так как ориентированы на восприятие их любым человеком. Следовательно, одним из важных этапов организации управленческого решения является разработка и представление модели реализации действий субъекта в виде оптимизированной системы действий (плана реализации), включающей в себя минимальное количество шагов необходимых  для достижения конечного результата (принцип оптимальности).

      Такой подход к формированию и представлению решения предполагает, что оно будет в конечном итоге представлено исполнителю как оптимизированное указание. Оптимизация предполагает, что указание изложено как необходимое и достаточное (оптимально минимизированное) и может быть основанием для начала  реализации упражнения-действия, которое можно понять только однозначно, без каких-то отклонений или вольной трактовки. Это позволяет представить комплекс упражнений-действий как цепь последовательных взаимозависимых действий, оптимально выверенных и ведущих к намеченному результату. 

     Четвертое условие. Действия субъекта и методика реализации, которую он использует в процессе реализации, не зависят от конкретного содержания управленческого решения.  Любое  действие субъекта определяется условной конкретностью ситуации, не отрицая его глобальности, которая может быть применима не только к данной конкретной ситуации, но и к любой другой в которой имеются аналогичные ресурсы и исходные состояния   (принцип универсальности).

      Универсальность заложена самой природой человека. Вся жизнь человека – это исполнение им различных ролей, которые определены его положением в определенном окружении. И хотя само взаимодействие ролевой функции и окружения меняется, сам же исполнитель остается тем же по внутренней  сущности и внутренним потребностям. Следовательно, модель поведения человека в разных ролевых функциях для разного окружения может тиражироваться и зачастую тиражируется, подтверждая принцип универсальности.

     Методика генерирования успешного решения  представляет собой цепочку “анализ-планирование-прогнозирование” и предполагает трансформацию любого действия в мероприятие, представляемое  в виде простого элементарного упражнения (цель – действие или упражнение). Это планируемое действие-упражнение излагается и доводится до каждого участвующего в процессе человека на этапе постановки задачи. При этом действие-упражнение, которое доведено конкретному исполнителю, должно быть составлено так, чтобы не нарушить баланс его личностной целостности. А для этого недостаточно просто проинформировать исполнителя о целях, задачах, ресурсах и путях взаимодействия всех субъектов управленческого решения, нужно четко определить место самого субъекта и каждого из участников в осуществляемом процессе. Оптимально увязать с результат всего процесса с личными целями, мотивами и потребностями всех участников процесса. Это вызвано тем, что изменения, которые сопровождают любой процесс достижения целей, не могут не вызывать также изменений поведения, мыслей и чувств всех, участвующих в этих процессах людей. Таким образом, обеспечение  равновесия или баланса состояния человека, привлеченного к процессу реализации, представляется одним из важных шагов на пути к цели, а его эмоциональное состояние в процессе реализации поставленной цели, рассматривается как главный ресурс для гарантированного в будущем успеха.

     Изложенные выше подходы представляют собой элементы настройки конкретного человека (будь то инициатор, исполнитель или руководитель) на успех. Их цель состоит в том, чтобы каждый, кто задействован в процессе реализации управленческого решения, смог уже на этапе генерации решения  не только ощутить вкус генерации, поиска, выработки решения или самой реализации целей, но и вкус процесса реализации, полученного результата - и торжество достигнутого успеха. Ведь испытать себя, попробовать свои силы в деле управления процессом реализации любой цели (то ли личной, то ли профессиональной), да и просто испытать себя в деле, ведущем к успеху – хотел бы каждый.

      Настроить человека на активные действия в процессе его движения к цели, начиная от постановки цели до ее реализации - это главная задача реализации успешного решения. Она направлена на то, чтобы  исключить из любого осуществляемого и реализуемого процесса движения к цели, действие или точнее воздействие пассивного ожидания успеха. Ведь если нет ожидания - нет и разочарования, есть только лишь действия, успехи, ошибки, их исправление в ходе реализации – и в конечном итоге результат. Такой подход позволяет снять эмоциональное напряжение человека, связанное с пассивным ожиданием, и создать условия для раскрепощения его способностей, и раскрытия  широкого доступа к его новым  внутренним ресурсам.

      Принципы, определяющие основные правила создания модели успешного решения, не предлагают путей решения конкретных проблем, а лишь обозначают возможные варианты их разрешения. Сами же решения выработать, сформулировать, спланировать и реализовать проставляется каждому конкретному человеку самостоятельно.

      Предложенная методология успешного решения – это не идеология какой-то группы людей спекулирующих мечтами, которая предлагает людям мечту, отвлекающую их от настоящего бытия. Она исходит из того, что, если у вас есть мечта, то она у вас есть потому, что она задает определенное направление и призывает вас к мобилизации определенных ресурсов. Важно лишь услышать этот призыв, понять его, осознать, прочувствовать, сформулировать и представить в виде конкретного образа цели. Если же, работая на мечту, (которая воплощает в себе все достоинства, отсутствующие у конкретного человека в настоящее время) человек приносит в жертву качество своего “сегодняшнего дня”, то его, скорее всего, обманывают точно также как всех тех, кого обманывали посредством различных идеологий. Мечта существует, как напоминание для того, чтобы полно проживать каждый день. Человек не должен приносить “настоящее” в жертву “будущему”, это вовсе не означает, что человек не должен планировать свою жизнь, что он недисциплинирован, а лишь свидетельствует о том, что в данном случае человек благоразумен и не впадает в заблуждение: “жить надо ради завтра”. Жить надо сегодня, активно формируя базу для своего завтра, и уже сейчас, в повседневности  человек должен развивать в себе те качества и достоинства, с которыми он связывает видение своего будущего. Иначе он никогда не создаст это свое будущее.

      Для реализации вживания в окружение человеку очень важно ориентироваться на позитивное взаимодействие с ним. Позитивное взаимодействие или сотрудничество с окружением позволяет наладить сбалансированный взаимный обмен, окружение получает от человека то, что оно ожидало от взаимодействия с ним, а человек получает, то ради чего, он стал частью этого окружения. 

     Говорят, что непобедимый чемпион мира по боксу Мохамед Али (он же Клаусис Клей) в разговорах о предстоящем поединке всегда употреблял одну формулу: “Когда я выиграю этот бой…” Ни разу в жизни он не произнес: “Если я выиграю этот бой…” или “Я надеюсь на победу...” и поэтому он всегда выигрывал. Победа в предстоящем поединке представлялась ему вопросом решенным и он не оставлял себе других вариантов развития поединка, кроме победы, мысленно он уже был в будущем, которое сам себе запрограммировал.

      Существует некий закон психического магнетизма, закон ожидания. И мысли, роящиеся в нашем сознании, притягивают к себе подобные, о чем писал еще древний греческий философ Аристотель: ”На что надеешься, то и обретешь”.  

      В заключении отметим, что успех приходит к тому, кто его желает. Вот почему каждый день нужно начинать с положительных утверждений. Каждый человек вырабатывает их в для себя сам. Примеры таких утверждений приводятся в различных книгах по самовоспитанию [9], такие утверждения могут быть следующими:

У меня все получится.

У меня всегда все получается.

Я достоин, любить и быть любимым.

Я достоин всего самого лучшего.

У меня все хорошо.

Моя жизнь прекрасна.

Я себе очень нравлюсь.

Я – молодец.

Я здоров и силен, и прекрасен в своей воле.

Я рад этому дню.

Я победитель.

Я могу достичь всего, чего захочу.

Я сделаю это.

Я стану богатым.

      Повторяйте выбранные вами утверждения раз по десять в начале каждого дня, хотя бы одну неделю, и вы удивитесь  переменам в вашем  настроении и даже появлению новых обстоятельств. Не отказывайтесь от этого из-за простоты этого средства. Делайте это независимо от того, верите вы в результат или нет - и вы увидите у Вас все получится!

 

Задание:

 

1.            Как вы понимаете понятие «настроенность на успех»? Охарактеризуйте его своими словами. Что самое главное в этом понятии?

2.            Охарактеризуйте принцип результативности.

3.            Что означает понятие «позитивное развитие»? Как оно влияет на процесс реализации намеченного? Может ли позитивное развитие препятствовать достижению успеха? Когда это возможно?

4.            Что значит выражение – «настроиться на лучшее, исходя из худшего»? Случалось ли вам убедиться в его эффективности?

5.            Что значит – взаимодействовать с окружением, не конфликтуя? Как выдержать баланс ресурсов? Что значит сбалансированная оценка?

6.            Всегда ли в реализации собственных решений человек использует принцип последовательности?

7.            В чем состоит оптимальность решения?

8.            Бывают ли универсальные решения, алгоритм которых можно использовать в любой отрасли?

  

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Александров С.Э., Фадеев П.Э. Рейтинг-анализ. Учебное пособие. - Минск: Тэхналогія, 1997.С.147.

2.Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Минск.: Беларусь, 1994.

3.Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио.1979.

4.Х.Алдер НЛП: современные психотехнологии. – СПб: Питер, 2000 –160с.

5.Кен Бланчард, Терри Вэгхорн, Миссия возможного, или как стать компанией мирового класс, Челябинск, Урал ЛТД, 1998, - 292с.

6.А.Бубич. Настроенность на успех – основа вживания в организацию. Отдел кадров.№6 2002. с.137-140.

7.А.Бубич. ”Яркое-важное” в принятии решений, Рэкламнае акно №1(34) 30 верасня 2000г., (дадатак да часопіса Акно), С.7.

8.А.Бубич. “Важное-яркое” в принятии решений, Акно, № 1(35) студзень-сакавiк 2001г. с.102.

9.Водейко Р.И,.Мазо.Г.Е, Как управлять собой. Минск.: Народная асвета, 1987. – 80с.

10.Таранов П.С. Дерзкие тайны общения: Поведение наоборот, или 25 законов инверсии. – Симферополь: Реноме, 1997. – 560 с.

 

 

http://dainave.narod.ru/HR200202E.htm (сражение за себя, защитная реакция, подарки судьбы, выработка успешного решения, принцип результативности, ожидаемый или точнее желаемый результат, позитивное развитие и успешный результат, исходить из худшего, сбалансированная оценка личных внутренних ресурсов и внешних ресурсов окружения, действия субъекта управления, принцип последовательности, принцип оптимальности, принцип универсальности).

 

 

ã  DA.   ã Daine Ave. Диана Оверченко.   E-mail: dainave@yandex.ru

 

 

Сайт создан в системе uCoz