На главную страницу

 

От формальной структуры к успешному результату

 

       В процессе деятельности человек с определенной целью постоянно взаимодействует с различными объектами, формируя на некоторое время или на длительный период систему "субъект деятельности – объект деятельности". Время существования такой системы определяется целью, для достижения которой было инициировано взаимодействие. Именно цель объединяет на какое-то время различные объекты в рамках одной системы, так например, руководителя и подчиненного. "Субъект-объектная" система, как правило, образовывается под конкретный субъективный образ несуществующего в настоящее время, но желаемого продукта или результата, который должен быть произведен или создан ей. Это продукт или результат направлен на насущную для системы (человека, группы, организации) потребность, желание, интерес или проблему (материальную или духовную). По существу система "субъект-объект" для человека является средством для достижения цели и, как правило, любой фиксированной цели соответствует одна и только одна формальная или логическая структура данной системы. Субъект действует целеустремленно, направляя свои действия на одну цель (стратегию), хотя и постоянно изменяет и корректирует свое поведение (тактику) при изменении внешних условий. Для достижения намеченного человек как субъект управления может создавать различные системы "субъект-объект" и моделировать, планировать и реализовывать различную последовательность таких, сменяющих одна другую, эпизодических систем в рамках отдельного акта действий. При планировании сложных действий итоговый результат формируется, накаливается и как бы перетекает из одной системы (или эпизодического акта взаимодействия в рамках этой системы) в другую. Так, для того, чтобы утолить жажду человек должен налить воды в стакан из графина, из бутылки, из водопроводного крана, а затем выпить воду из стакана. Таким образом, цель — это состояние, к которому направлено движения субъекта, чтобы устранить причины породившие проблему. В условиях ограниченных ресурсов основная цель может быть достигнута лишь путем поэтапного (по актам) осуществления человеком определенных действий в рамках сложной структуры как сумма отдельных актов действий. Система "субъект-объект" со значительной по объему, массе или содержанию целью достигает ее посредством формирования определенной последовательности организационных структур (подсистем) с явно выраженными отдельными этапными целями (целями определенного эпизода или акта действия). Число таких целей на каждом этапе включает в себя подцели, направленные по существу на создание условий или производства ресурсов для целей следующего этапа. Чтобы налить воды из графина в стакан, предварительно необходимо обеспечить наличие воды в графине как необходимого ресурса для реализации намеченной цели в рамках системы "человек-графин". В сложных решениях предпочтительнее чтобы человеком была сформулирована такая структура целей, при которой каждая элементарная цель по возможности требовала бы одинаковых ресурсов. Для этого можно использовать алгоритм (методику) построения дерева целей управленческого решения. Данный алгоритм  в сокращенном виде может быть представлен в виде следующей последовательности: 1) разработка сценария или плана действий (формирование идеи, фабулы или сюжета); 2) формулировка цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ЦЕЛЬ КАК ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ

 
 

 

 

 

 


       Рис. 1. Структура решения. От идеи к цели, и от цели к сценарию, плану действий.

 

(промежуточные, последовательные, главная); 3) генерация подцелей (этапные для отдельных актов действий и взаимоувязанные); 4) уточнение формулировок подцелей и проверка независимости каждой из подцелей; 5) оценка существенности подцелей (определение того, что представляется наиболее важным, существенным и актуальным); 6) проверка целей на осуществимость (по критерию «"реально-нереально"»); 7) проверка элементарности подцелей (неделимости на более мелкие); 8) построение и осознание структуры целей (дерева целей). 9) принятие цели (основной, нескольких подцелей и построение последовательности поэтапных целей).

       Как правило, формулировка целей является самым сложным и трудоемким процессом. На этом этапе можно воспользоваться методом декомпозиции, позволяющим выяснить необходимые условия для достижения намеченной цели и выделить промежуточные цели, без которых невозможно обеспечить ее реализацию в полном объеме. Этот метод позволяет выстроить иерархическую структуру, представляющую соподчиненную совокупность необходимых условий для достижения главной цели. Цели нижнего уровня иерархии подчинены целям верхнего уровня, а цели верхнего уровня не могут быть достигнуты, пока нельзя достичь целей нижнего ближайшего уровня. Полученная схема целей является основой для синтеза функций, а затем и структуры системы.

       Так, например, чтобы выпить стакан воды, человек должен взять стакан, открыть графин и налить из него некоторое количество воды в стакан, затем выпить воду из стакана. Но если в графине окажется недостаточное для утоления жажды количество воды, то структура задачи изменяется. Если же человек данное действие производит не для собственных нужд (утолить жажду), а для того, чтобы удовлетворить потребность в воде другого человека (напоить его), то структура задачи также изменяется. При чем, удовлетворение потребности другого человека и установление отношений с ним является целью более высокого уровня по сравнению с удовлетворением собственных потребностей. Число целей различных уровней, которые человек может достичь своими действиями, может быть очень большим (напоить животное, полить цветок и т.д.).

     Детальная проработка такой простой задачи (утолить потребность в воде) с целью поиска наиболее оптимального решения позволяет проиллюстрировать, как происходит трансформация системы "субъект-объект" и перетекание из одной субъектно-объектной системы в другую. При чем, каждая последующая система, как правило, отличается от предыдущей, реализуемой в рамках определенного места и периода времени эпизодической целью, и объектами, на которые субъект направляет свои действия, а так же другими элементами. В приведенном выше примере, местом действия, в одном случае – это может быть комната, в другом – кухня или какое-то другое помещение. Чтобы утолить жажду человек должен налить воду из графина в стакан, и для реализации поставленной цели он, во-первых, должен отыскать в комнате графин с водой (который, возможно, будет находиться в другом помещении, при этом образуется система "человек–комната" и др.), взять его в руку; во-вторых, найти в комнате стакан и взять его в другую руку (система "человек–комната" трансформируется в систему "человек-графин", "человек-стакан" и др.); в-третьих, налить из графина в стакан определенное количество воды и далее употребить воду по назначению. Системы "субъект–объект" на разных этапах взаимодействия взаимодействуют друг с другом, а также с другими объектами, например, в результате взаимодействия системы "человек с графином с водой - стакан" человек может наполнить стакан на четверть, на полстакана, по краешек. Таким образом, в процессе взаимодействия субъекта с объектом  (помимо таких критериев как пространство, энергия и во время) всегда имеют (играют роль, важны, существенны, присутствуют) и определенные информационные характеристики, привязанные к носителю информации. В качестве носителя информации на том или ином этапе (эпизоде) может выступать любой объект (предмет, явление, или человек).

     Информация о материальных объектах, на которые человек направляет свою деятельность, является важным их свойством, хотя и остается пассивной, характеризуя свойства и качества этих объектов. Но именно информация обладает свойством воздействовать на сознание человека, активизируясь в процессе его мыслительной деятельности, когда человек используя воображение, планирует свою деятельность и начинает мысленно "проигрывать" свое воздействие на объект. Известно, что более девяноста процентов информации об окружающем мире человек получает посредством зрения. Органы зрения, улавливая электромагнитные волны светового диапазона, дают психике информацию об объектах, форме, взаимном расположении предметов и их (видимых) свойствах и расположении. Поток информации носит логико-сенсорный характер. На основании полученной информации психика человека, после ее логико-сенсорной обработки, выделяет актуально необходимую для него в настоящий момент.

     Системы "человек–объект", образующиеся в повседневной жизни человека, обладают особыми свойствами. И каждая, эпизодически образуемая система, взаимодействует с окружающим миром подобно объекту со своей психикой, поскольку в ней главным действующим лицом является человек. Однако, общая цель системы более высокого уровня, определяется строением субъекта, а человек только лишь конкретизирует эпизодическую цель в данном месте действия, в данное время как наиболее актуальную "здесь и сейчас". Общая (надсистемная цель) всегда подразумевает и включает в себя любую эпизодическую цель (так мы не задумываемся о том, что для того чтобы выпить стакан воды, необходимо перед этим, наполнить стакан водой из графина, а прежде чем налить воду в стакан, нужно наполнить водой графин). Для эпизодической системы "человек-стакан" общая цель определяется целевым назначением стакана как предмета для жидкости (воды, молока, чая, вина). Стакан является посудой, сосудом для жидкости, который позволяет человеку переносить, кратковременно хранить в нем жидкость и пить из него жидкость. Хотя он может выполнять и другие функции (например, для измерения объема жидкости или сыпучих материалов). Но "по умолчанию" человек всегда предполагает, что стакан используют как посуду. Свойства стакана укладываются в свойства любой эпизодически образованной системы "субъект-объект", в которой ему отводится функция, определенная его назначением.

       При анализе формальной структуры процесса реализации управленческого решения, можно выделить составляющие его элементы, их взаимозависимость, функциональное назначение, объединяющую надсистемную цель, что предоставляет возможность составить формальную модель управленческого решения или его структуры. Формализация позволяет уточнить содержание изучаемого процесса, описывающие его явления и используемые в нем предметы. Это позволяет при анализе и планировании оперировать отдельными выделенными элементами с помощью известных логических методов. Модель (от лат.modulus – образец) представляет собой  созданное человеком подобие изучаемых объектов (макет, изображение, схему, словесное описание, математическую формулу, карту и т.д.), она проще реальных объектов и систем. С помощью моделей человек получает возможность выделить главное, не отвлекаясь на детали. В связи с этим предлагается рассматривать управленческое решение структурно как формальную, внешнюю и мнимую (представляемую посредством воображения) ситуационную модель. Такая модель объединяет в себе психологическую (субъектную) модель, поскольку и представляет собой комплекс внутренних психических ощущений, состояний и способностей конкретного человека (анализирующего какое-то решение) по различным аспектам и предметную (объектную) модель, которая касается неодушевленных объектов как таковых, описывает характеристики, касающиеся личности и других ее социальных аспектов.

     При анализе задачи, в которой человек должен предпринять действия, чтобы утолить жажду, используются приемы формализации. Формально решаемая проблема имеет четкую надсистемную цель, которая и запускает процесс реализации решения, выстраивающийся в последовательность сменяющих друг друга эпизодов или актов, которые следующих друг за другом перетекая из одной системы (человек-графин, человек-стакан) в другую. Цель каждой из эпизодических систем не противоречит надсистемной, более высокой по значимости цели.

      В реальном процессе реализации управленческого решения человек, как правило, многие элементарные действия в рамках эпизодически возникающих систем совершает автоматически и неосознанно, опираясь на так называемые стереотипы. При выполнении сложных задач, которые трудно предсказуемы из-за своей не типичности и высокой степени новизны, человек подключает к выработке решения весь алгоритм выработки управленческого решения, от инициирования, генерирования замысла и выработки образа результата до конечного исхода с получением результата. Человек, прежде чем, начать действовать, осознано и тщательно прорабатывает каждый из этапов. Так для выполнения ранее отработанных и вполне прогнозируемых действий он использует "наработанные" стереотипы, а для работы в новых "боевых", быстро меняющихся условиях подключает функции поиска и рассуждений.

      Познание – это процесс целеустремлённого активного отображения объективного мира в сознании человека. Целеустремлённость этого процесса предполагает наличие некоторой цели, которая как-то задана и описана. Следовательно, человеку зачем-то надо вести себя целеустремлённо и активно, чтобы выполнить задачу и достичь цели, даже, если он и не совсем полно, ясно и отчетливо ее осознаёт. Познание человеком окружающего мира начинается с осознания проблем и поиска путей их разрешения, а не с пассивной регистрации того, что происходит. Именно проблема направляет внимание человека на определенный предмет, явление или событие и формирует определенное ожидание в его сознании относительно того, что происходит или должно произойти.

       Инициацией решения любой проблемы является неудовлетворенность какой-то потребности, интереса, желания или мотива человека, именно она и подталкивает его к действию – и человек "озадаченный" проблемой, начинает нечто замечать, чувствовать и желать. Поскольку это "нечто" всегда связано с его потребностями, то оно в процессе осознания принимает определенный образ и выражается в виде цели или задачи, которые и активизируют последующую активность человека, побуждая к его действию.

       В процессе выработки управленческого решения человек осуществляет поиск, сбор и накопление сведений и фактов (информации) о явлениях, объектах, имеющих отношение к удовлетворению его потребностей, желаний и интересов. Стремясь понять ситуацию и осознать особенности, прежде всего, тех процессов, которые влияют на ее исход, человек опирается на собственные конструируемые его сознанием представления предмета, явления и события и использует типологию – классификацию, представляющую собой соотношения между разными типами объектов, предметов и явлений. Основанием для оценки человеком того или иного предмета, явления или события выступают, характеризующие их, феномены (от греч. phainomenon - являющееся), необычные явления, случаи, события или редкие факты. Феномены представляют собой все то, что может быть предметом возможного опыта человека. Если при прогнозировании человек обнаруживает, что феноменов набирается достаточно много, он может обнаружить, что некоторые из них имеют не только нечто общее, но и что-то отличное от других. Что бы понять данный предмет, явление или событие, человек группирует феномены посредством выделения некоторых общих и отличных признаков и связей и производит классификацию (систематизацию), (classis – от латинского группа, facio - делаю). Классификация, как процедура, является частным случаем логической операции деления объёма понятий. Она заключается в делении родового понятия некоторой совокупности предметов на виды, классы или типы на основе общих признаков с образованием определённой системы классов данной совокупности предметов, фиксирующей закономерные связи между ними и определяющей постоянное местоположение классов (видов, типов) в системе. Общие признаки, в соответствии с которыми производится деление, являются основанием деления. Классификация будет эффективной, если выбранные человеком характеристики признаков ясны и понятны, а успешная их интерпретация опиралась на знание его смысла и его де нотации, то есть того, что он обозначает. Если смысл признака определён отчётливо и однозначно, признак называют содержательно ясным или просто ясным; если обозначаемое признаком чётко очерчено, говорят, что признак точен. При выработке решения в критической ситуации человек в процессе классификации к некоторым критериям относится пренебрежительно и опирается на собственные критерии. Практическую ценность при этом он отдает признакам, которые принятые как основание деления и являются весомыми, существенными (важными) для целей конкретного управленческого решения или эмоционально привлекательными (яркими) для него самого. Он исходит из того, что, во-первых, деление должно быть соразмерным (объём делимого понятия должен быть равен сумме объёмов членов деления - видов, классов); во-вторых, на каждом этапе деления должно использоваться одно и то же основание (некая совокупность существенных признаков, например, совокупность аспектов взаимодействия психики с окружающим миром); в-третьих, члены деления должны исключать друг друга (не должны пересекаться, быть частью другого, так, например, в предмете может быть что-то существенно важное для человека, и предмет может вызывать у человека эстетическое чувство прекрасного). Простейшей разновидностью классификации является дихотомия (греч. - деление на две части), когда объём понятия делится на две взаимоисключающие части, в сумме полностью исчерпывающие объём делимого понятия. Часто для облегчения систематизации или классификации предметов, явлений и событий человек конструирует дихотомии вроде "логика – этика", "сенсорика – интуиция", "рациональность – иррациональность", "экстраверсия – интроверсия", "важное – яркое". Используя иллюзию простоты дихотомии человек стремится выделить "важное" и "яркое" в предмете, явлении или событии. Однако, при несоблюдении правил деления объема понятия, возникают ошибки в процессе идентификации качеств и свойств предмета, явления и события. Главной причиной таких ошибок является использование несовместимых оснований деления, взаимозависимости членов деления и крайней неопределённости, семантической "размытости и рыхлости" понятий и терминов.

       Кроме того, причинами, ошибок в оценке качеств и свойств, может быть наличие личностных ограничений (психологические барьеры) и инерционности мышления: профессиональная сила привычки, боязнь вторгнуться в чужую область знаний, влияние авторитетов и званий, наличие специального профессионального сленга с большим количеством терминов и понятий, неумение корректировать (переформулировать) условие задачи, обусловленное уже сформулированным образом результата.    

         Выработка решения связана со сравнительным анализом и оценкой предполагаемых действий, человек на каком-то из этапов  осуществляет верификацию (от лат. verus - истинный), проверку истинности, установление подлинности, в некотором смысле – соответствия того, что он планирует, тому, что предлагается сделать. Следуя правилам моделирования, он верифицирует модель, принятого решения и мысленно проигрывает ее. Для этого он проводит контрольные информационные воздействия на выбранную для организации определенных действий модель и идентифицирует соответствие или несоответствие реакции модели (объекта в рамках системы) на его действия. При идентификации методом "проигрывания в уме", для верификации модели достаточно бывает проиграть ход предполагаемых к реализации действий, чтобы проанализировать воздействие на те функции и блоки, анализируемого процесса, реакцию которых необходимо проверить. Сравнивая различные (возможный, предполагаемые) ответные реакции или противодействия, человек стремится выделить те из них, которые представляются ему наиболее сильными. Количество воздействий необходимых для верификации модели планируемого к реализации управленческого решения зависит от опыта аналитика и его знаний. Все ли функции и блоки при этом необходимо проверять, зависит, в первую очередь, от знаний человека и опыта проведения такого анализа. Продолжительность и трудоёмкость верификации зависит от сложности задачи и количества наличной информации для такого анализа. А также от некоторых особенностей реального человека, выступающего в роли аналитика и эксперта собственных управленческих решений.

 

 

Литература:

 

1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах/ Пер. с англ. под ред. И.А. Ушакова - М.: Сов. радио, 1974.

2.С.Э.Александров, П.Э.Фадеев. Рейтинг-анализ. Учебное пособие. - Минск: «Тэхналогія», 1997.С.147.

3. А.Л.Андреев. Место искусства в познании мира. - Москва: Издательство политической литературы, 1980. С.83.

4.Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Мн.: Беларусь, 1994. – 479с.

5.Бубич А., ”Яркое-важное” в принятии решений. // Рэкламнае акно №1(34), 30 верасня 2000., (дадатак да часопіса Акно). - с.7.

6.Бубич А., “Важное-яркое” в принятии решений. // Акно, № 1(35), студзень-сакавiк 2001. - с.102.

7. Букалов А.В. Соционика и типы человеческих культур. Этносоционика. // Соционика, ментология и психология личности.№1, 1995.

8. Букалов А.В. Структура и размерность функций информационного метаболизма. // Соционика, ментология и психология личности. №2, 1995.

9. Букалов Г.К. ТИМ технического объекта. // Соционика, ментология и психология личности. №4, 1996.

10.Вудков М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика. М., 1994.

11.Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения. Методологический аспект. М.: Экономика, 1977.

12.Вертгеймер М. Продуктивное мышление. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. Из книги: Хрестоматия по истории психологии. - М.: Изд-во Московского университета, 1980, с.84-99.

13.Гладких Б.А. и др. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления. - Томск: ТГУ, 1976.

14. Горский Ю.М. Системно – информационный анализ процессов управления. Новосибирск., Наука. 1988.

15.Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.: Просвещение, 1991.- 208 с.

16. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989. - 319с. 

17.Грушевикая т.г.,Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. Учебник для вузов. - М., ЮТИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.

18. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.176с.

19. Ермак В.Д, Румянцева Т.А., Букалов Г.К. Тим и его взаимодействие. Учебное пособие. Кострома, КГТУ, 1996.

20.Ермак В.Д. Структура и функционирование психики человека с системной точки зрения.// СМиПЛ, МИС, 1996г., N 3, стр.72 - 79.

21.Ермак В.Д. Взаимодействие психики человека с окружающим миром. Аспектная структура информационного потока.// СМиПЛ, МИС,1997г.,N 5,с.22-32.

22.Ермак В.Д. 18.Взаимодействие психики человека с окружающим миром. Информационная аспектная структура субъективных представлений о мире.// СМиПЛ, МИС,1997г.,N 6,с.8-17.

23.Ермак В.Д. Словарь аспектов информационного потока. // СМиПЛ, МИС, 1998г., N 1, с.62 - 72, N 2, с.55 - 58, N 3, с.57 - 66.

24.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2002. - 544с.

25. Новик И.Б. Философские идеи Ленина и кибернетика. М., Судостроение, 1973.

26.Изард И. Эмоции человека М., 1980.

27.Психические состояния / Составитель и общая редакция Л.В.Куликова. - Спб.: Питер. 2001. 512с.

28. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Высшая школа, 1989.

29.Поппер К. Логика и рост научного знания: Избр. работы. М., 1983.

30. Растригин Л.А. Случайный поиск как модель творческой деятельности// сб. Теория и практика обучения научно техническому творчеству./Под ред. В.Я. Ляудис. – М., НПО “Поиск”, 1992.

31.Рейковский Я Экспериментальная психология эмоций. М., Прогресс. 1979. С.392.)

32.Соколов Г.В. Роль метазнаний в системах поика решений. Сб. Материалы Международной научно-технической конференции "Интеллектуальные САПР". - Таганрог: ТРТУ, 2000. -N2 (16). -391с

33. Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. Л., Наука. 1972.

34.Урсул А.Д. Природа информации. – Философский очерк. М., Политиздат, 1968.

35. П.Э.Фадеев, Т.Б.Фадеева. Прикладная теория драматургии. Основы психосинтеза. Первая часть. - Минск: ПФ Трамп, 1992.С.80.

36.Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-ти модульная программа для менеджеров. Управление развитием организации. Модуль 9. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 288с.

37.Шерстнев М. Тайные механизмы управления людьми - Москва, Русский хозяин, 2000. – 265с.

38.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Полифакт, 1992. – 128с.

 

 

Задание:

 

  1. Какая из ваших личных целей представляется наиболее протяженной, длительной и перетекающей из одной эпизодической системы «субъект-объект» в другую?
  2. В чем сила (определяющая ее долговечность и живучесть) этой цели?
  3. Каких ресурсов для реализации такой цели вам не хватает? Что можно было бы предпринять для приобретения этих ресурсов?
  4. Сформулируйте какую-нибудь задачу, например, проветрить комнату. Представьте ее как систему «субъект-объект». Какие могут быть трансформирующие системы. Как предпринятое вами действие повлияет на окружение? Какие самые сильные ответные реакции окружения могут последовать за вашими действиями?
  5. Как активизируется информация о предметах, явлениях и событиях в окружении? Влияет ли ее качество (полнота, достоверность, своевременность, актуальность и т.д.) на ваши действия?
  6. Чем вы больше всего не удовлетворены в жизни? (отсутствие жилья, автомобиля, низкая зарплата…)
  7. Как вы планируете удовлетворить эту потребность?
  8. Какой срок вы намечаете для ее удовлетворения?
  9. Насколько вероятно достижение этой цели в названный вами срок?

 

 

http://dainave.narod.ru/WJ20040625.htm (система «субъект деятельности – объект деятельности», сценарий или план действий, цель промежуточная, последовательная, главная, поэтапные и взаимоувязанные цели, дерево целей, надсистемная цель, элементарное действие, сведения и факты (информация) о явлениях и объектах, классификация, дихотомия, верификация).

 

 

ãDA.   ã Daine Ave. Диана Оверченко.   E-mail: dainave@yandex.ru  

 

Сайт создан в системе uCoz