Проявления «важного» и «яркого» в нашей
повседневной жизни
Человек сталкивается в повседневной жизни с
предметами, людьми и явлениями, которые могут сильно отличаться от их образов в
его сознании. Это объясняется тем, что предметы по-разному привлекают к себе
его внимание, что определяется их актуальностью для человека в настоящий момент
(здесь и сейчас) и, прежде всего, тем, что они предоставляют ему возможность
удовлетворить какие-то его потребности, интересы и желания. Кроме того, в
предмете присутствует перспективная актуальность, характеризующееся его
значимость и важность для человека в будущем. Актуальность, важность и значимость чего-либо для человека в
настоящее время определяется современностью и злободневностью тех потребностей
и интересов, которые этим чем-либо могут быть удовлетворены. Таким образом,
свойства и качества предмета, а так же другого человека, события или явления
привлекают внимание человека потому, что представляют для него интерес,
значимость, злободневность и важность, и потому, что они удовлетворяют или
могут удовлетворить какие-то его потребности в настоящем или в будущем.
Осознание человеком какого-то насущно важного
для него предмета, события, явления или другого человека иногда может вызывать
у него психическую напряженность. Величина этой напряженности может быть
значительной и глубокой, а вызванная ей тревожность быть настолько сильной, что
человек оказывается не в состоянии отвлечься от нее и переключить свое внимание
на что-то другое. Такая напряженность может воздействовать на поведение
человека как психологическая установка, вынуждая его поступать или действовать
не потому, что он чувствует, понимает и осознает, а потому, что созданы
условия, когда все его внимание направлено на какое-то определенное действие,
связанное с наиболее актуальными для него проблемами. О человеке, испытывающем
такое состояние, говорят, что он зациклился на проблеме. Самоконтроль человека
при этом может оказаться "притупленным" или вообще "отключенным
". Величина напряженности может быть настолько значительна, что человек
оказывается не в состоянии, воспринимать, понимать, анализировать и
чувствовать. Но со временем напряженность спадает и становится нормальной
(нормативной). В состоянии напряженности действия и поведение человека могут
быть такими, а не другими не потому, что он понимает и осознает, что делает, а
потому, что напряженность как бы трансформируется в психологическую установку
(хочу, желаю, стремлюсь, так надо). Такая установка становится частью его
естественного восприятия и подменяет "механизм его индивидуального
восприятия" стереотипным алгоритмом или нормативом, которым обычно следуют
потому, что так принято. Это может быть и само установка, и установка, внедренная
в сознание человека со стороны. Ведь человек всегда стремится найти
рациональное объяснение своего поведения,
выражая это свое понимание формулой: "Делаю так потому, что так
поступают, это делают другие", "Делаю так потому, так принято",
"Делаю так потому, что предполагаю, что в противном случае я буду в своем
окружении "белой вороной".
В повседневной жизни
человек стремится упорядочить и систематизировать окружающую его
действительность и, прежде всего, предметы, явления, события и людей, которые
могут влиять на его жизнь не только в настоящем, но и в будущем. Те из них,
которые представляются ему понятными, так как он имеет достаточное количество
информации об их качествах и свойствах, воспринимаются их как опознанные. Что
дает основание человеку, полагать, что
он может на них оказывать воздействие, так как знает их свойства и качества и
может спрогнозировать их изменения в будущем. Другие представляются ему
непонятными, автономными и независимыми, так как у человека отсутствует информация
о них, и они неопознаны. Систематизация и упорядочение окружения – это процесс,
в ходе которого человек на основе собственных представлений об окружении
создает в своем сознании ее модель, адекватную реальной, что и позволяет ему
моделировать и планировать свою деятельность до того, как он начал действовать
и добиваться эффективного взаимодействия с окружением.
ЧЕЛОВЕК КАК субъект
Рис.1.
Система "субъект-объект" и объяснение причин побуждающих человека
действовать
Реальность повседневной жизни
организуется вокруг человека в настоящем ("здесь и сейчас"), но она
также имеет свою историю и проистекает, и берет свое начало в его прошлом.
Кроме того, реальность жизни всегда устремлена в будущее, так как уже сейчас
это будущее закладывается в какие-то действия человека, независимо от того
осознает он это или нет. И реальность жизни такова, что что-то из происходящего
он осознает, а что-то ему еще предстоит осознать в будущем. Однако актуальность
настоящего, как правило, почти всегда более значительна и важна, чем
перспективная актуальность будущего. Искусные манипуляторы, иногда воздействуя
на сознание человека, вынуждают его жертвовать настоящим ради будущего. Яркий
пример недалекое прошлое советских людей, которым обещали будущее в виде
"коммунистического рая". Но, тем не менее, ближайшее к человеку
пространство является своеобразной зоной, в которой происходят наиболее
значительные и важные для него события. Именно в этой зоне человек действует и
совершает то, что уже сделано, что делает или собирается сделать в будущем.
Между тем, в этой зоне так же имеются и другие области, которые могут быть
недоступны пониманию человека, что, однако, не уменьшает их важности и
насущности. Просто в настоящий момент эти зоны или области не представляют для
него насущной важности, так как не привлекают его внимания, или же его внимание
к этим областям менее интенсивно, или анонимно, или недоступно. Человек окружен
многочисленными предметами, которые в течение дня как бы
"активизируют" свою актуальность и становятся на какое-то время
потребными человеку. Но, по истечению некоторого времени, эта актуальность
"гаснет" и предметы "уходят в тень". Так, например, новая
газета привлекает внимание человека на какое-то время, а потом, после того, как
прочитана, становится макулатурой. Человек, как правило, заинтересован теми
зонами или в тех объектах, которые вовлекаются в его повседневную деятельность.
Он думает о состоянии предметов в этих зонах и явлениях, событиях, которые в
них происходят, их прошлом и будущем и о том, что они могут ему дать завтра и
что дают, какие потребности удовлетворяют в настоящее время. В процессе думания
о предметах человек может изменять свое отношение к ним, менять свои роли и
свои предпочтения. Так по дороге на работу человек может вступать в роли
пассажира общественного транспорта или водителя личной машины, или пешехода,
однако, даже в таких эпизодически важных ролях, человек задумывается о важности
того или иного предмета или явления только тогда, когда их анонимность и
незаметность перестает быть таковой. Так, например, о том, что как пассажир, он
несет определенные обязанности, человек вспоминает тогда, когда контролер
требует от него оплаты за проезд. Оценка ситуации с такой позиции происходит
только тогда, когда ситуация как бы "активизируется" и перестает быть
анонимной и незаметной.
Человек может интересоваться так же и
тем, что в настоящий момент не касается его, что находится вне зоны его
насущных интересов и устремлений. Такой интерес может быть обусловлен тем, что
человек стремится заполнить свое свободное время чем-то значительным,
интересным и важным, иногда таким увлечением является сбор интересной
информации, которая представляется ему как настоятельная и необходимая потребность.
В повседневной жизни человек является
частью интерсубъективного окружающего мира, в котором важны и общность опыта
взаимодействующих субъектов, и общезначимость результатов их взаимодействия.
Интерсубъективными обыкновенно называют присущие субъектам структуры общности,
обеспечивающие возможность взаимопонимания и общезначимости. Человек вступает
во взаимодействие с предметами и людьми и образует с ними интерсубъективное
окружение, благодаря чему его каждодневная, обыденная жизнь резко не отличается
от других осознаваемых им реальностей. Хотя представления человека о себе не
всегда тождественны тому его образу, который создается его поведением и,
который воспринимается и воспроизводится окружающими его людьми. Но это не
мешает ему создавать в своем воображении реальную картину окружения, которая не
отличается от образа этого же окружения в сознании других людей. Именно этот
относительно устойчивый образ окружения помогает человеку взаимодействовать с
другими людьми, осуществлять с ними совместные действия и получать определенный
результат.
В повседневной жизни человек вступает во
взаимодействие с другими людьми, используя для этого свои внутренние установки,
которые, как правило, почти полностью соответствуют внутренним установкам других
людей. Наличие таких установок позволяет участникам взаимодействия находить
"общий язык", понимать друг друга и находить общие интересы и
потребности. Эти установки формируются на основе общих формальных и
неформальных ценностей, правил и объективных законов, что позволяет людям
упорядочить собственную информацию о своем окружении и эффективно сотрудничать.
В
реальной жизни человек почти всегда сталкивается с тем, что, ему приходится
оценивать свои решения и планировать собственные действия так, чтобы их
осуществление стало возможным и реальным. Однако наиболее эффективные
нестандартные решения формулируются человеком тогда, когда он при решении
проблемы опирается на то, что кажется на первый взгляд нереальным и не
привычным. Такие его действия ломают привычные стереотипы и выходят за рамки
устоявшихся представлений и понятий. Это происходит потому, что часто то, что
оказывается проблемой в одной реальности, не является таковой в другой.
Следовательно, способность человека увидеть в нереальной повседневной ситуации,
реальность, которая вполне реализуема, при других условиях, позволяет ему
находить наиболее эффективные решения.
Привычный порядок повседневной жизни стоится по
логическому алгоритму, который
подтвержден опытом человека. Он не прерывается и воспринимается как
непроблематичный. Однако непроблематичные
события и явления повседневной реальности являются таковыми до тех пор, пока не
появляются свидетельства об обратном, т.е. до тех пор, пока с возникновением
проблемы не прерывается их последовательное функционирование.
Каждый вечер, возвращаясь домой, человек открывает
входную дверь, используя ключ и это
обыденное для него действие не представляется ему сложным до тех пор пока не
появляются отклонения от привычного течения событий. Когда человек не может
открыть по какой-то причине дверь (перекосило дверь, заклинило замок, сломался
или потерян ключ и т.д.), то непроблематичная обыденная ситуация становится для
него проблемной потому, что прерывается обычное течение событий. Решение неожиданно
возникшей проблемы часто оказывается за пределами знаний, умений, навыков и
возможностей отдельного человека. Он как бы "вываливается" из
обыденной последовательности течения событий и из одной реальности попадает в
другую, которая при неизменных формирующих ее основных элементах, имеет
изменения одного из элементов, одно или несколько его качеств или свойств
(например, замок на входной двери заклинило), следовательно, нарушена
непрерывная последовательность функционирования одного из элементов. Можно утверждать,
что произошла актуализация события и
человек вынужден предпринимать действия по восстановлению стабильности. Своими
действиями человек стремится перевести проблемную ситуацию в обыденную, не
проблемную, которая характеризуется непрерывной последовательностью
взаимодействия отдельных элементов. При этом он использует так называемое
повседневное знание, которое предлагает множество алгоритмов устранения
проблем. Однако типичные рекомендации не всегда позволяют нам быстро и
эффективно решить проблему. Обычно на происходящие вокруг обыденные явления мы
не обращаем внимания, если эти события представляются нам известными и мы
предвидим их дальнейшее развитие и результат. Ваш сосед, сослуживец, сидит за
столом, щелкает по клавиатуре компьютера, он работает. Но если он вдруг начнет
разбирать монитор, вы, наверняка, обратите на это внимание, так как такое
событие представляется вам нетипичным, оно выпадает из привычного обыденного
течения событий. Вы наверняка спросите у сослуживца, что случилось. Такое поведение
представляется вам нетипичным, так как нарушился привычный порядок течения
событий, что не позволяет прогнозировать дальнейшее течение ситуации в ближнем
окружении.
ВАЖНОЕ
Объект
ЯРКОЕ
Рис.2. Качества и
свойства по критерию "важное-яркое" предмета, явления или события.
Таки образом, любое
яркое, нетипичное и необычное явление в окружении человека обращает его
внимание на себя потому, что представляется ему новым, нестандартным, не
типичным, не обычным потому, что затрудняет ему прогнозирование дальнейшего
течения ситуации и представляется непонятным. Чтобы понять смысл этого
"яркого" в наблюдаемом явлении человек может использовать несколько
возможных вариантов для стабилизации проблемной ситуации. Первое, что он
предпринимает – это пытается получить дополнительную информацию. Так в примере
с сослуживцем, вы попытаетесь разузнать, почему он разбирает монитор, так как
объем повседневно используемых знаний не позволяет вам воспринимать такую
ситуацию как обыденную, типичную и не проблемную. Полученная от сослуживца
информация может стабилизировать ситуацию или наоборот еще больше
дестабилизировать. Если сослуживец скажет, что он радиолюбитель, разбирается в
ремонте техники и хочет подрегулировать яркость и цветность монитора, то вы
наверняка успокоитесь, так как полученная информация позволяет стабилизировать
ситуацию и вернуть ее в рамки обыденной. Но если сослуживец скажет вам, что ему
интересно посмотреть, что там, внутри монитора, вы вряд ли успокоитесь. Скорее
всего, такая информация еще больше дестабилизирует ситуацию. Для повседневного
знания человека обнаружение такого факта выступает скорее в качестве проблемы,
чем возвращения ее в непроблематичный сектор повседневной жизни. Получение
новой информации в таком случае дестабилизирует ситуацию еще больше, и проблема
выходит за пределы реальности повседневной жизни. В таком случае
"яркость" события еще больше увеличивается. Наблюдается еще большая
дестабилизация ситуации и нарушается, так называемый, привычный ход событий.
Чтобы понять причину такого "яркого" в данном случае в происшедшем
событии или явлении человек анализирует его с позиции "важного",
сущностного и значимого. Если анализ ситуации с позиции "важного"
позволяет человеку ее понять, осознать, то ситуация стабилизируется и
"яркое" в анализируемой ситуации перестает
быть ярким и становится обыденным, привычным, неярким.
Очевидность
понимания ситуации может быть по своему характеру либо рациональной (то есть
логически понимаемой), либо как результат сопереживания и эмоционального реагирования на нее. Рациональная очевидность
присуща тому явлению или действию, которое может быть полностью доступно
интеллектуальному пониманию в своих преднамеренных смысловых связях.
Посредством
эмоций и чувств осуществляется постижение планируемого человеком действия или
наблюдаемого действия другого человека. Эмоции и чувства позволяют постичь и
результате наиболее полно понять то, что пережито субъектом в определенных
эмоциональных связях, и ответить ему сопереживанием. Наиболее рационально
понятны человеку, то есть непосредственно и однозначно интеллектуально
постигаемы те смысловые связи, которые могут быть выражены в математических или
логических положениях. Любой школьник совершенно отчетливо понимает, что
означает, когда кто-либо в ходе своих мыслей или аргументации использует
правило 2х2=4, то есть из одного следует другое. При такой аргументации человек
строит цепь логических умозаключений в соответствии с "правильными", по представлению любого человека, логическими законами.
Так же понятны действия того человека, кто, отправляясь от "известных" "опытных данных" и
заданной цели, приходит к однозначным выводам в вопросе о выборе необходимых
для выполнения того или иного действия средств, если его выводы не противоречат
опыту и подтверждают его.
Истолкование рационально ориентированного целенаправленного действия
обладает - с точки зрения понимания использованных средств обладает
высшей степенью очевидности, является полным, достаточно ясным и соответствует
удовлетворению присущей любому человеку потребности в объяснении.
Оно
характеризует поведение человека, который поступает определенным образом, чтобы
достичь поставленных перед ним целей. Такой человек также понимает такие "заблуждения" (в том числе
смешение проблем), которые не чужды ему самому или возникновению которых он
способен посредством эмоций и чувств сопереживать. Напротив, высочайшие
"цели" и "ценности", на которые, как показывает опыт может
быть ориентировано поведение человека, часто он полностью понять не может, хотя
в ряде случаев способен постигнуть его интеллектуально. Чем больше эти ценности
отличаются от его собственных, важнейших для него ценностей, тем труднее ему
понять их в сопереживании посредством эмоций и чувств или силою воображения.
Вот почему люди очень часто говорят: "он по себе судит". Очевидно,
что образ себя самого и является тем самым эталоном с которым человек сверяет
поведение других людей. В зависимости от обстоятельств человеку в ряде случаев
приходится либо удостоверяться чисто интеллектуальным истолкованием
названных ценностей, либо, если и это оказывается невозможным, просто принять
их как данность и попытаться по возможности понять мотивированное ими поведение
посредством интеллектуальной интерпретации или приближенного сопереживания (с
помощью эмоций и чувств) его общей направленности. Такие эмоциональные
состояния как аффекты (страх, гнев, честолюбие, зависть, ревность, любовь,
воодушевление, гордость, мстительность, почтение, преданность, различные
стремления) и основанные на них иррациональные (с позиции целерационального
поведения) реакции человек способен эмоционально сопереживать тем интенсивнее,
чем более он сам им подвержен. Если проявление таких состояний значительно и
превышают по своей интенсивности доступные самому человеку переживания, то он
может понять их смысл только посредством эмоций и чувств и рационально выявить
их влияние на характер поведения индивида и применяемые им средства. Критерий
"рационально-нерационально" используется как методический прием для
оценки того или иного варианта действий в планируемом управленческом решении,
хотя в действительном в повседневной жизни преобладания рационального в
поведении людей нет. Этот прием позволяет человеку понять то, в какой степени рациональные
целенаправленные моменты определяют действительное поведение человека -
или не определяют его. Хотя и использование этого приема отнюдь не отрицает
возможность неуместного применения рационалистического истолкования и к
сожалению, опыт подтверждает реальность такой опасности.
По мнению психологов,
образная и понятийная формы психического отражения действительности
противоположны и обычно противопоставляются как чувственное и рациональное в
познании (которое для упрощения иногда называют "ярким и важным"),
хотя в реальном когнитивном процессе эти формы органически взаимосвязаны:
непрестанно переходят или перетекают одна в другую.
Образ предмета, явления, события,
другого человека в сознании человека является основным регулятором его сознательной
целенаправленной деятельности и результатом всех трех уровней психического
отражения. Все то, что воздействует в первоначальный момент на сознание и
эмоции человека, не может не осознаваться им, не может не сравниваться с тем,
что уже имело место в его опыте, не может не соотноситься с тем, что одобряется
его окружением. Очевидно, что этот образ предмета, явления или события
постоянно корректируется, перестраивается и изменяется, адекватно качествам и
свойствам того предмета или явления, о котором он должен информировать
человека. Чтобы у человека сформировался такой образ, который позволил бы ему
эффективно действовать в различных ситуациях и дал возможность находить в
каждом конкретном случае адекватное решение, недостаточно только чувственных
данных, т.е. сенсорно–перцептивной информации. Человек постоянно стремится
понять значение всех данных о предмете или явлении и выявить в нём
существенное, общее, закономерное и эмоционально значимое для него. Иначе
говоря, с точки зрения требований деятельности образ о предмете или явлении в
сознании человека только тогда адекватен, когда его "чувственная
ткань" органически объединяется со значением, т.е. когда чувственное и
рациональное образует единый сплав. В таком случае говорят, что "яркое"
и "важное" в предмете или явлении дополняют друг друга. В итоге образ
предмета или явления в сознании человека отражает не только то, что в данный
момент непосредственно воздействует на органы чувств, он объединяет в себе и
проецирует в будущее изменения этих качеств и свойств. Сиюминутные качества и
свойства не могут обеспечить целенаправленности действий человека, и он
посредством проецирования качеств и свойства предмета или явления в будущее не
позволяет окружающей среде управлять собой, а наоборот, контролирует свое
поведение и управляет обстоятельствами и окружением. Не трудно представить, что
было бы, если бы человек действовал, подчиняясь эмоциям или воздействию
окружения.
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что для анализа и планирования управленческих решений
важно научиться "переключать" сознание и выходить за пределы обыденной реальности.
Анализ той или иной управленческой ситуации в рамках искусственно созданной
проблемной ситуации, позволяет предугадать самые сильные негативные реакции со
стороны окружения на действия человека и ввести в процесс реализации
корректирующие их действия.
В рамках повседневной реальности человек всегда
корректирует свои действия, согласуя их с ограничениями, диктуемые высшей
реальностью или, другими словами, социально допустимыми нормами, правилами и
ценностями. Таким образом, при принятии управленческого решения человек
оперирует элементами повседневной реальности, согласовывая процесс реализации с
существующими и возможными реакциями высшей реальности, которые всегда
накладывают определенные ограничения на предпринимаемые им действия. Так,
например, можно запланировать перейти улицу в любом месте, но, согласуя свои
действия с правилами уличного движения (высшей реальность, которая существует в
параллельно с его повседневной реальностью). Человек должен переходить улицу
только лишь в установленном (разрешенном) месте и на зеленый свет светофора, в
противном случае он может быть оштрафован за переход улицы в не установленном
месте.
При планировании любого управленческого решения
человек абстрагируется, переключая свое воображение и "отключается"
от того, что происходит в настоящий момент вокруг него, с реалий повседневной
жизни он "переключается" на мир воображения и того, что представляет
собой игру его воображения. Блестящая иллюстрация такой игры – это театральный
спектакль, в котором переход от одной реальности в другую символизирует собой
поднимающийся и опускающийся занавес. Когда занавес поднимается, зритель
"переносится" в другой мир со своими собственными значениями и
устройством, не имеющими ничего или, напротив, много общего с тем, что
происходит повседневной жизни. Когда занавес опускается, зритель
"возвращается к реальности", вернее, к высшей реальности повседневной
жизни, по сравнению с которой реальность, представленная на сцене. Такие
переходы от одной реальности к другой или от одной субъект-объектной системы к
другой происходят в повседневной жизни постоянно человека.
Практики медитации,
применяемые для активизации мыслительной деятельности человека или для снятия
напряжения и стрессов, также ставят своей целью фиксацию перехода от одной
субъект-объектной системы к другой. Их назначение состоит в том, чтобы стереть
в сознании человека структуру и элементы, характеризующие предшествующую
систему с ее напряженностью и эмоциональным фоном, которые в новой системе
создают эмоциональные шумы. Медитация представляет собой переходное состояние,
характеризующееся переключением внимания человека с одной повседневной
реальности на другую. И хотя человек переключает
свое внимание постоянно в рамках повседневной жизни, переключение внимания
посредством медитации более глубокое и основательное, так как оно радикально
меняет напряженность сознания. Однако, даже оторвавшись от проблем
повседневности, совершив, как говорят, "скачок" в новую реальность,
человек все же сохраняет верховный статус надсистемной реальности, что и
позволяет человеку не отрываться от реально важного, значимого и насущного для
него.
В реализации управленческих решений, несомненно,
особое значение имеет место его реализации, определяемое как пространство и
время (срок) в течение которого необходимо достичь намеченного результата.
Однако особое значение имеет высшая реальность, диктующая человеку свои нормы,
правила и ценности. Именно она воздействует на человека постоянно и даже тогда,
когда он как бы и не замечает ее, вынуждая его сознание согласовывать свои
действия с ее требованиями.
Литература:
1. Акофф
Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах/ Пер. с англ. под ред. И.А. Ушакова -
М.: Сов. радио, 1974.
2.С.Э.Александров,
П.Э.Фадеев. Рейтинг-анализ. Учебное пособие. - Минск: «Тэхналогія»,
1997.С.147.
3.Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением.
Жизненная стратегия творческой личности. Мн.: Беларусь, 1994. – 479с.
4.Кен Бланчард, Терри Вэгхорн, Миссия возможного,
или как стать компанией мирового класс, Челябинск, Урал ЛТД, 1998, - C.292.
5.Бубич А., ”Яркое-важное” в принятии решений. // Рэкламнае акно №1(34), 30 верасня 2000., (дадатак да часопіса Акно). - с.7.
6.Бубич А.,
“Важное-яркое” в принятии решений. // Акно, № 1(35), студзень-сакавiк 2001.
- с.102.
7.
Букалов А.В. Соционика и типы человеческих культур. Этносоционика. //
Соционика, ментология и психология личности.№1, 1995.
8.Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения. Методологический аспект. М.: Экономика, 1977.
9.Вертгеймер М. Продуктивное мышление. Пер. с англ.
М.: Прогресс, 1987. Из книги: Хрестоматия по истории
психологии. - М.: Изд-во Московского университета, 1980, с.84-99.
10.Вудков
М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика. М., 1994.
11.Гладких
Б.А. и др. Основы системного подхода и их приложение к разработке
территориальных автоматизированных систем управления. - Томск: ТГУ, 1976.
12.
Горский Ю.М. Системно – информационный анализ процессов управления.
Новосибирск., Наука. 1988.
13.Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. -
М.: Просвещение, 1991.- 208 с.
14.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики:
Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989. - 319с.
15.Грушевикая т.г.,Попков В.Д., Садохин А.П. Основы
межкультурной коммуникации. Учебник для вузов. - М., ЮТИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.
16. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений.
М.: Экономика, 1984.176с.
17.
Ермак В.Д, Румянцева Т.А., Букалов Г.К. Тим и его взаимодействие. Учебное
пособие. Кострома, КГТУ, 1996.
18.Ермак
В.Д. Структура и функционирование психики человека с системной точки зрения.//
СМиПЛ, МИС, 1996г., № 3, стр.72 - 79.
19.Ермак
В.Д. Взаимодействие психики человека с окружающим миром. Аспектная структура
информационного потока.// СМиПЛ, МИС,1997г., № 5,с.22-32.
20.Ермак
В.Д. 18.Взаимодействие психики человека с окружающим миром. Информационная
аспектная структура субъективных представлений о мире.// СМиПЛ, МИС,1997г., №
6,с.8-17.
21.
Дымерский В. Я. О применении воображаемых действий // Вопр. психологии. 1955. №
6. С. 49—61.
22.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.
Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2002. - 544с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,
1975. 304 с.
24. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вести. МГУ. Сер. 14. Психология.
1979. № 2. С. 3—25.Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре
деятельности. М.: Наука, 1980.279 с.
26.Изард И. Эмоции человека М.,
1980. С.
27.
Основы инженерной психологии: Учебник для ВУЗов /Под ред. Б.Ф. Ломова. М.:
Высшая школа. 1986. 447 с.
28.Психические
состояния / Составитель и общая редакция Л.В.Куликова. - Спб.: Питер. 2001.
512с.
29. Перегудов Ф.И., Тарасенко
Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Высшая школа, 1989.
30.Поппер
К. Логика и рост научного знания: Избр. работы. М., 1983.
31.Рейковский
Я Экспериментальная психология эмоций. М., Прогресс. 1979. С.392.)
32.Соколов Г.В. Роль метазнаний
в системах поиска решений. Сб. Материалы Международной научно-технической
конференции "Интеллектуальные САПР". - Таганрог: ТРТУ, 2000. -№2
(16). -391с
33.Урсул
А.Д. Природа информации. – Философский очерк. М., Политиздат, 1968.
34.
Что вы знаете и чего не знаете о себе и других. Психологические тесты и наблюдения
над странностями человеческой психологии. Сост. С. Степанов, Москва, 1994.
35. П.Э.Фадеев, Т.Б.Фадеева. Прикладная теория
драматургии. Основы психосинтеза. Первая часть. - Минск: ПФ Трамп, 1992.С.80.
36.Шерстнев М. Тайные механизмы управления людьми -
Москва, Русский хозяин, 2000. – 265с.
37.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор.
Полифакт, 1992. – 128с.
Задание:
http://dainave.narod.ru/WJ20040625_02.htm (перспективная актуальность, психическая
напряженность, самоустановка и установка, реальность повседневной жизни,
анонимность и незаметность предмета, понимать друг друга и находить общие
интересы и потребности, эффективные нестандартные решения, привычный порядок
повседневной жизни, обыденное действие, обыденное для него действие, яркое,
нетипичное и необычное явление, логически понимаемое,
иррациональные реакции, образ предмета, явления, события, переходное состояние)
ã DA. ã Daine Ave. Диана Оверченко. E-mail: dainave@yandex.ru